http://www.nana-journal.ru

Мы в соц.сетях

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН


Загадка ее профессии Печать Email

Дмитрий Пашков

 

 

 

Система российского музыкального образования считается одной из лучших в мире во многом потому, что в его основу, со времен Антона Рубинштейна, был положен синтез искусства педагогики и искусства композиции. Разумеется, педагог-композитор – явление нечастое и оттого представляющее огромную ценность как для учебного заведения, так и для учеников.

 

Нашей музыкальной школе невероятно повезло. В разные годы здесь преподавали великолепные педагоги, совмещавшие свои служебные обязанности с активной концертной деятельностью и сочинительством музыки. Около полусотни музыкальных произведений оставил скрипач-виртуоз Константин Думчев. Замечательные оперы для детей писала Юлия Попова. На уроках музыкальной литературы исполнял фортепианные пьесы собственного сочинения известный знаток музыки  Павел Назаревский.

Какую же загадку таит симбиоз педагога и композитора, наставника и творца? Попробуем это понять на примере одной женщины, которая в наши дни является продолжательницей  уникальных традиций Детской музыкальной школы имени Чайковского, – Эммы Гурфинкель.

История ее жизни, ее становления – яркий пример того, насколько важное влияние оказывает среда на формирование творческой личности. К середине двадцатого века ее родной Саратов уже перестал быть той глушью, о которой так высокомерно и опрометчиво написал в свое время Александр Грибоедов. Город превратился в крупнейший промышленный, научный, культурный и музыкальный центр Поволжья. Эмму с детства окружали образованные люди с широким кругозором. Мама – врач, отец – учитель биологии и рисования, талантливый художник-портретист, дядя – музыкант-самоучка, владевший несколькими инструментами, сочинявший стихи. Все родственники отличались великолепным музыкальным слухом и вкусом.

Саратов того времени – рай для меломана. Здесь еще в 1875 году был основан старейший в России театр оперы и балета, за несколько лет до революции появилась консерватория, работает областная филармония и десятки музыкальных коллективов, концертируют музыканты, композиторы и дирижеры, при жизни ставшие легендой: Рихтер, Ойстрах, Ростропович, Керер, Мравинский, Мансуров, Хачатурян.

Но одно дело рукоплескать знаменитостям, сидя в мягком кресле, и совсем другое – наполнить свою жизнь упорным, систематическим трудом.

Способная девушка, окончив музыкальную школу, решает стать профессиональным музыкантом. На этот выбор повлиял двоюродный брат, которой играл в симфоническом оркестре Саратовской филармонии. После училища Эмма Гурфинкель поступила в консерваторию имени Собинова на отделение теории музыки.

В наш мир иногда приходят великолепные мелодисты, не знающие музыкальной грамоты, яркий тому пример – Булат Окуджава, но серьезному композитору необходимо изучить те сложные и строгие законы, которым подчиняется Их Величество Гармония. Этот процесс познания гениально описал Пушкин в «Моцарте и Сальери».

 

Поверил

Я алгеброй гармонию. Тогда

Уже дерзнул, в науке искушенный,

Предаться неге творческой мечты.

Я стал творить; но в тишине, но в тайне,

Не смея помышлять еще о славе.

 

То же самое испытывала и наша героиня, когда, будучи студенткой консерватории, делала свои первые робкие опыты в композиции.

Получив блестящее образование и редкую квалификацию, Эмма Гурфинкель не может целиком и полностью посвятить себя музыкальному искусству. Семейные обстоятельства вынуждают ее много ездить по стране, постоянно меняя адреса. Карелия, Мурманская область, Чукотка, кружки и студии в Домах офицеров… В такой реальности музыка рождается редко, зато накапливается огромный жизненный опыт, собираются и откладываются в дальних уголках души яркие впечатления. Настоящий художник, как и настоящий педагог, должен много знать, иначе ему нечего будет сказать своим ученикам и своим слушателям.

В южный и теплый Новочеркасск Эмма Гурфинкель приехала в 1985 году. Работала в Музыкальной школе поселка Донского, потом – в школе искусств поселка Октябрьского преподавателем музыкально-теоретических дисциплин. Здесь, на ином жизненном этапе, она и принялась писать музыку, теперь уже всерьез, и, разумеется, приобщать к искусству композиции своих учеников.

Наиболее полно таланты Эммы Гурфинкель раскрылись в Музыкальной школе имени Чайковского. За семнадцать лет сделано очень много. Написаны и опубликованы ценные методические пособия, такие, как «Ритмическое воспитание учащихся на уроках сольфеджио», «Диктант и его роль в развитии учащихся». 13 выпускников продолжают образование в различных музыкальных учебных заведениях Шахт, Ростова, Самары и Москвы. Ее воспитанники, юные композиторы, регулярно становятся лауреатами городских, зональных и областных конкурсов.

В 2010 году Эмма Гурфинкель к внушительному списку своих наград, благодарностей и грамот добавила еще одну, возможно, самую ценную для педагога. Ей вручили Диплом лауреата регионального этапа Всероссийского конкурса «Лучший преподаватель Детской школы искусства России» от Министерства культуры Ростовской области.

Но главной наградой для творца является само творчество. Эмма Гурфинкель написала около тридцати музыкальных произведений. Среди них песни и романсы («Лебедь в голубом пруду», «Мой странствующий Моцарт»), фортепианные пьесы («Мертвое море»), произведения для скрипки и фортепиано («Откровение», «Фантазии на еврейские темы»). Она постоянно дает концерты везде, где есть рояль и небольшая сценическая площадка. Эти концерты исполняют не только эстетическую, но и просветительскую роль, поскольку в современном океане синтезированных звуков дают возможность услышать живую музыку.

Загадка ее профессии отгадывается просто.

Каждому, кто берется передавать знания, умения и навыки, следует помнить: если процесс этой передачи не содержит хотя бы мизерного элемента творчества, то изучение превращается  в зубрежку, совет – в назойливое назидание, пример – в тупое подражательство. Все вместе это способно лишь отвратить ученика, убить в нем потребность к самосовершенствованию.

В музыке это особенно опасно, поскольку процесс подготовки настоящего профессионала – глубоко индивидуален. Наставник-творец, наставник-художник представляет законы музыкальной гармонии в полном объеме, для него малоувлекательные теоретические дисциплины – это не простая нотная пыль, а отлаженный инструмент для регулярной творческой работы. Такой наставник мотивирован сам, а, значит, найдет способ передать своим воспитанникам мотивацию – наиболее важный компонент в педагогическом процессе. А значит, будут результаты, будут награды и признания, будут новые ученики и победы на конкурсах. Это значит, что в старой школе города Новочеркасска не умрет традиция, которую еще в позапрошлом веке заложил Антон Рубинштейн – основоположник лучшей в мире системы музыкального образования.

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

©НАНА: литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт журнала «Нана» обязательна.