http://www.nana-journal.ru

Мы в соц.сетях

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН


ДВА ДНЯ, ПРИКОВАВШИЕ ВНИМАНИЕ К ИНГУШЕТИИ Печать Email

ТАБАРК САРАЛИЕВА

 

 

22-23 ноября 2011г. в столице Ингушетии Магасе состоялась Первая Международная конференция «Ислам в России и за ее пределами: история и культура общества», приуроченная к 100-летию со дня кончины шейха Батал-Хаджи Белхороева. Идеи, тематика и состав конференции способствовали тому, что задуманная, как межрегиональная, конференция превратилась в международную. Думается, этот факт говорит за себя: Ислам как мировая религия находит все больше последователей по всему миру, находит отклик в сердцах людей разных национальностей и социальных слоев. Это отмечалось и участниками форума – исламоведами, историками, политологами, социологами, культурологами, государственными и общественными деятелями из Москвы, Санкт-Петербурга, Грозного, Махачкалы, Нальчика, Омска, Волгограда, из стран ближнего и дальнего зарубежья: Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Аджарии, Белоруссии, Украины, Марокко, Германии, Пакистана, Польши, Нидерландов, Франции. Организаторами конференции выступили: Правительство и Муфтият Республики Ингушетии; Координационный центр мусульман Северного Кавказа; Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого. И, конечно же, самое активное и действенное участие в проведении такого ответственного мероприятия приняли внуки Батал-Хаджи – Султан, Якуб, Мустафа, Яхъя Белхороевы, а также научный сотрудник отдела Кавказа Музея Петра Великого, кандидат исторических наук Макка Албогачиева. Открыл конференцию глава Республики Ингушетия Юнус-бек Евкуров. В приветственном слове, обращенном к участникам конференции, он подчеркнул актуальность и общественно-политическую значимость данного мероприятия. По его мнению, оно являет собой диалог представителей различных взглядов, конфессий, народностей, а значит, «все мы едины в своих порывах к миру». Юнус-бек Баматгериевич также отметил, что «исламские страны всегда были российскими партнерами на международной арене».

С приветственным словом выступили также: заместитель председателя Духовного управления мусульман европейской части России Дамир Гизатуллин, заместитель Муфтията РИ Камбулат Зязигов, общественный и религиозный деятель Ахмед Пошев, председатель оргкомитета конференции министр по связям с общественностью и межнациональным отношениям РИ Якуб Патиев. Выступили перед собравшимися и внуки Батал-Хаджи, поведав гостям о многих удивительных фактах из жизни своего предка.

Батал-Хаджи призывал свой народ к согласию, единению, а главное – стремился сделать свой народ просвещенным, справедливым. Он был учеником и соратником шейха Кунта-Хаджи Кишиева, известного и почитаемого на Северном Кавказе святого и проповедника, который «своим словом и своим дорожным  посохом сделал то, чего Шамиль не смог сделать мечом». Батал-Хаджи, как и его учитель Кунта-Хаджи, проповедовал добро, милосердие, терпимость.

Мысль о единстве двух братских народов – ингушского и чеченского, которые, несмотря на все старания злопыхателей, были и остаются одним вайнахским народом, продолжил в своем докладе советник главы Чеченской Республики Тепсуркаев Джамул. По его оценке, настоящая конференция «имеет большое значение в деле почитания святых вайнахского народа, служит дальнейшей консолидации и мирному процессу на Северном Кавказе». Он также подчеркнул, что Кунта-Хаджи и Батал-Хаджи всегда стояли за межнациональное согласие, впоследствии это стало путеводной звездой и для первого Президента ЧР Ахмат-Хаджи Кадырова, а ныне и главы ЧР Рамзана Кадырова, который продолжил путь своего отца, благодаря чему «Чеченская Республика – это мирный и стабильный регион, где созданы все условия для того, чтобы исповедовать свою религию».

Тот факт, что Ислам – религия добра и милосердия, которая объединила сегодня немало народов, подчеркнул в своем выступлении и внук Батал-Хаджи, общественный и религиозный деятель, кавалер ордена почета мусульман России «Аль-Фахар» Султан Белхороев: «Мы искренне рады, что вы откликнулись и приняли участие в дне памяти нашего деда, – сказал он. – И хотя прошли долгие сто лет со дня его кончины, истинная вера Батал-Хаджи, его имя, его баракат собрали и объединили нас сегодня. Так дай Аллах, чтобы всегда наши народы были так близки и дружны, как сегодня, и пусть Всевышний одарит нас своей милостью».

В первый день работы конференции были прослушаны доклады ученых, исламоведов, историков на различные темы о роли ислама в жизни разных народов, о его влиянии на исторические судьбы народов Кавказа и в целом России. В этом отношении интерес представляли доклады: «О роли ислама в повседневной жизни ингушей Казахстана» – профессор Жарас Ермекбаев (Казахстан); «Судьба депортированных народов Северного Кавказа» – доктор исторических наук Светлана Аккиева (Нальчик); «Исламизация Ингушетии, идеология ненасилия и особая роль Батал-Хаджи Белхороева» – кандидат исторических наук Кристианн Деттмеринг (Берлин) и многие другие. Не может не радовать тот факт, что изучением роли Ислама в судьбах кавказских народов занимаются ученые с мировым именем.

 

На второй день конференция продолжила свою работу в рамках четырех секционных занятий, которые проходили в музее его имени Батал-Хаджи и в доме его внука Батал-Хаджи – Якуба Белхороева. Секционные занятия были посвящены темам: «Исламская экономическая и социально-политическая модель»; «Историческое и культурное развитие мусульманского мира: источники, практики, интерпретации»; «Этнографические аспекты религиозных практик»; «История распространения ислама в мире»; «Философские аспекты в контексте мусульманской культуры»; «Образование и духовно-нравственное воспитание»; «Радикальный ислам: миф и реальность».

Кажется, ни одна тема, проливающая свет на возникновение, развитие и распространения ислама на Кавказе и в России, не ускользнула от внимания участников конференции.

Албогачиев Р-Ш., биограф шейха, в своем выступлении отметил: «Батал-Хаджи был умным, проницательным, чутким человеком, с обостренным восприятием, со сверхъестественными способностями, различал как правдивые, так и опасные, лживые речи. Ему чужды были зависть, высокомерие, алчность. Все свидетельства говорят о скромности и простоте шейха, о том, что он довольствовался имеющимся и совершал благие деяния искренне».

Именно такие качества шейха сохранили его имя для потомков и его последователей из Ингушетии, Чечни и Дагестана.

Батал-Хаджи прожил долгую жизнь. Как говорится в народе: «Кто много живет, тот много знает». Тем более, когда он является избранником Всевышнего. Родился он на равнине К1ай бердаш («Белые берега») в местечке, расположенном выше села Г1аджир-Юрт (Нестеровская), в 1824 году в семье Анарбека Белхороева, выходца из селения Серноводск. Равнина К1ай бердаш – место удивительной красоты, весьма удобное и для земледелия, и для животноводства. Однако им пришлось покинуть этот райский уголок: царское правительство, проводя свою колониальную политику, выдавливало коренных жителей – чеченцев и ингушей – в горы, лишая их плодородных земель и пастбищ, а на месте чеченских и ингушских аулов создавались казачьи станицы.

Семья Белхороевых переселилась в Сомйох, где стояли родовые башни Белхороевых. И сегодня на этом месте, на берегу реки Фортанги, выше селения Даттых сохранилось родовое кладбище, руины башен.

Еще в детстве маленький Бати отличался от своих сверстников. Ему не было и семи лет, когда ему доверяли пасти сельскую отару овец. Однажды отец пошел проведать сына и стал свидетелем того, как он восхвалял Всевышнего Аллаха, а овцы находились в земном поклоне перед ним. Пораженный увиденным, Анарбек поспешил домой и рассказал жене Райзет. Она сказала мужу, что загадочные способности Бати наблюдала еще тогда, когда он был в утробе. После этого случая, не прожив и года, умерла мать Бати, а затем и отец.

Восьмилетнего сироту взяли к себе родственники матери, жившие в Чечне.

Судьба подарила ему встречу с Кунта-Хаджи Кишиевым. Более десяти лет (по некоторым данным – восемнадцать) Батал находился рядом с шейхом, жил в его доме, и под его руководством прошел все ступени суфийской науки.

Батал-Хаджи очень полюбил Коран после того, как он впервые услышал его из уст Кунта-Хаджи, припадал к Нему, как к источнику живительной влаги. Батал отправился в Мекку, чтобы совершить хадж. Побывав на священной земле, он всецело посвятил себя служению Аллаху.

Ему было лет сорок, когда шейх Кишиев сделал его своим преемником и определил его жить в селении Сурхахи, сказав при этом ингушам, прибывшим к нему: «Милостью Всевышнего, это шейх Батал, устаз вашего предела. Отныне можете обращаться к нему с любыми вопросами и принимать от него тоба». Батал-Хаджи стойко выдержал все тяготы судьбы. Он был трижды сослан на поселение. Сохранилось мало информации о первой ссылке Батал-Хаджи. Во второй раз его выслали в 1906 году, а в третий – в 1911-м, когда ему было 90 лет. Вместе с ним были высланы и лучшие представители чеченского духовенства: Бамат-Гирей Митаев, Сугаип-Молла Гайсумов, Чиммирза Майртупский, Кана, Омар-Хаджи, Абдул-Азиз Шаптукаев и другие, всего – более 30 человек.

Батал-Хаджи никогда не терял самообладания, был человеком слова, помогал людям найти верное решение их проблем, призывал к благочестию и предостерегал от заблуждений. Известно множество фактов из жизни Батал-Хаджи, свидетельствующих о его доброте и человеколюбии.

Батал-Хаджи скончался 15 октября 1914 года, вдали от родины. По ходатайству Павла Гайдукова – купца 2-й гильдии, было получено разрешение на перевозку усопшего на Кавказ. 25 октября того же года тело покойного было предано земле в Сурхахах, как он и завещал.

Участники Первой Международной конференции обратились к руководству Ингушетии с предложением проводить ежегодные Белхороевские чтения. О его целях и ожидаемых результатах сказал муфтий Ингушетии Иса-Хаджи Хамхоев: «В Сурхахах собрались люди доброй воли, которых интересует ислам как мировая религия. Сегодня мы как никогда нуждаемся в популяризации культурного и богословского наследия ислама. В связи с этим хотелось бы, чтобы наша конференция внесла ощутимый вклад в дело распространения и изучения духовного наследия ислама и способствовала консолидации всего мусульманского общества!»

Перед собравшимися выступил настоятель Соборной Мечети в селе Сурхахи Арабиев Ислам: «Сегодня, по милости Аллаха, стало возможным проведение столь значимого для всех нас, мусульман, мероприятия. Его внуки, братья Якуб-Хаджи (мэр города Магас) и Султан-Хаджи, провели обряд Саг1адаккхар. Все мы, независимо оттого, какого масхаба придерживаемся и какому вирду принадлежим, – все мы братья-мусульмане, и трапеза за общим столом, Иншааллах, станет еще одним шагом к укреплению братских уз. Вот уже два дня здесь работают не только представители духовенства, но и научные работники из высших учебных заведений нашей страны и зарубежья, которые с точки зрения науки оценят это знаменательное событие. Познакомятся с жизнью и миротворческой, религиозной деятельностью одного из достойнейших сыновей нашего народа.

В недавнем прошлом о событии такого масштаба, когда соберутся представители многих народов в нашей республике, и причиной этому послужит вера, религия, мы даже мечтать не могли. А сегодня являемся свидетелями, что на многострадальной ингушской земле воцаряются мир и спокойствие, за одним столом собираются не только братья по вере, но и друзья – представители других религий. Именно о такой жизни для своего народа мечтал наш устаз Батал-Хаджи. Мы молим Аллаха о том, чтобы таких событий на Кавказе было больше. Довольно нам войн, репрессий, депортаций. Пусть эта встреча послужит новой страницей в истории взаимоотношений различных народов и религий, страницей добра и созидания».

Своими впечатлениями поделилась доцент кафедры технологии исторического факультета Московского государственного университета, представитель кумыкского народа Зоя Увайсовна Махмудова: «Меня как научного работника интересовал ислам в проекции влияния его на традиционную культуру народов исламского мира. «Исламский аспект в костюме и образе кавказской женщины: социокультурный контекст и региональная мода» – именно так называется мой доклад на секции. Я получила много наглядных материалов, массу информации для продолжения своей работы. Бесконечно благодарна руководству Ингушетии. Просто очарована гостеприимством ингушского народа, его самобытностью!».

Нам удалось побеседовать с соискательницей отдела Кавказоведения Московского института этнологии Галиной Трофимовой: «Я просто поражена вчерашней поездкой в горы. Не представляла, что там сохранилось так много памятников старины. Джейрахский башенный комплекс – это настоящий музей под открытым небом. Здесь прекрасная природа, доброжелательные люди. Все очень, очень понравилось!».

 

К обеденному намазу второго дня на площади Соборной мечети ждали гостей из братской Чеченской Республики. И, по-моему, Конференция получила новый импульс с прибытием последователей Кунта-Хаджи из различных районов Чеченской Республики. На склон холма, на котором расположены мечеть и зиярат Батал-Хаджи Белхороева, мерной поступью, под звуки религиозных песнопений – назмов, поднимались участники зикра. Прибывшие обратились к братьям-мусульманам со словами приветствия, пожеланиями мира, процветания и благоденствия. Один из них, Абдуллаев Магомед, сказал: «Мы рады, что смогли принять участие в дне памяти Батал-Хаджи. Он ученик и преемник нашего устаза Кунта-Хаджи. Он был другом наших алимов: Баматгирей-Хаджи, Митаева Али, Дени-Шейха, Чиммирзи Хамирзаева, Кана, и других, которые всегда призывали братьев-мусульман к единению, к духовному очищению. Как и они, Батал-Хаджи призывал к добру, состраданию, нравственной чистоте. Нам близки и понятны идеи шейха Батал-Хаджи, поэтому мы сегодня – на общем празднике вайнахского народа».

Каждый, кто присутствовал на этом празднике, чувствовал свою причастность к идеям Батал-Хаджи Белхороева. Хотелось бы еще раз выразить сердечную благодарность внукам шейха, его родственникам, руководству Республики Ингушетия – всем, кто выступил в роли принимающей стороны, за ту атмосферу истинно братского радушия и гостеприимства, которая царила все время работы Конференции и которая надолго останется в сердцах всех ее участников.

К вечеру второго дня, когда работа Конференции подошла к концу и гости уже готовились к отъезду, начал накрапывать мелкий осенний дождик. Кажется, и в этом было знамение: все добрые дела должны быть окроплены благодатной дождевой водой от Аллаха.

Нет сомнения в том, что Первая Белхороевская Конференция станет весомым вкладом в дело мира и созидания, ведь подобные встречи способствуют не только распространению Ислама и консолидации мусульманского общества, но и укреплению добрососедских отношений между народами, представляющими разные религиозные конфессии.

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

©НАНА: литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт журнала «Нана» обязательна.