http://www.nana-journal.ru

Мы в соц.сетях

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН


Первый фестиваль нравственного кино в Чечне. Печать Email

Н о е в   К о в ч е г    в   Ч е ч н е

Подобно библейскому Ковчегу, причалившему, после долгого пути по безбрежной водной глади, к долгожданной земле обетованной - к горам Кавказа, первый международный кинофестиваль “Ноев Ковчег” развернул свое действо на древней кавказской земле - в самом сердце её - Нохчийчоь. Мы можем как угодно трактовать то или иное событие. Но то, что провидение не случайно выбрало город Грозный столицей первого фестиваля нравственного кино, сомнений не вызывает...

Среди участников «Ноева ковчега» -

лауреаты и номинанты «Оскара» и Канн

 

[11-04-2008] 28 апреля отборочная комиссия I Международного кинофестиваля нравственного кино «Ноев ковчег», который пройдет в столице Чеченской Республики городе Грозном с 13 по 19 июня, объявит фильмы-участники конкурсной программы.

 

Судить картины на «Ноевом ковчеге» будут председатель жюри Реваз Чхеидзе (режиссер, народный артист СССР), Гала Халиль (Египет, режиссер, сценарист и продюсер), Виктор Матизен (обозреватель «Новых Известий», президент Гильдии киноведов и кинокритиков России), Лине Халворсен (Норвегия, кинорежиссер, продюсер), Овидио Салазар (США, кинорежиссер, продюсер), Мирза Алиев (генеральный директор «Леноблкино», советник ректора СПГУ Кино и Телевидения).

 

Президентом кинофестиваля стал народный артист России Андрей Михалков-Кончаловский.

 

Для участия в кинофестивале заявлено более 120 работ /из 30 стран мира/ различных жанров и направлений.

Среди них – полнометражные художественные фильмы известнейших российских и зарубежных мастеров кино, призеры международных кинофестивалей, такие как: «Пленный», режиссер Алексей Учитель (Россия-Болгария, 2008 г.), «Александра», режиссер Александр Сокуров (Россия-Франция, 2007 г., номинант кинофестиваля в Каннах), «Чаклун и Румба», режиссер Андрей Голубев (Беларусь, 2007 г.), «Чингисхан. Великий монгол», режиссер Шиничиро Саваи (Монголия-Япония, 2007 г., Премия Японской Академии кино), «Призрак на болоте», режиссер Бранко Истванчич (Хорватия, 2006 г.), «Андалусия», режиссер Ален Гомес (Испания-Франция, 2007 г., победитель кинофестиваля в Севилье), «Млечный путь» режиссер Лина Шамье (Бразилия, 2007 г., Приз критиков кинофестиваля в Каннах), «Сова и Воробей», режиссер Стефан Гаожер (Вьетнам, 2007 г., приз кинофестивалей в Лос-Анжелесе и Сан-Франциско).

 

Среди короткометражных и документальных фильмов, представленных на кинофестиваль в Грозном, также есть лауреаты и номинанты «Оскара» - «История Западного берега», режиссер Ари Сандал (США, 2006 г., «Оскар» за лучший короткометражный фильм 2007 г.) и «Мать Сари», режиссер Джеймс Лонгли (США, 2006 г., номинант премии Оскар, 2008 г.).

 

Жюри кинофестиваля определит лучшие кино-работы в номинациях «Лучший полнометражный игровой фильм», «Лучший короткометражный фильм», «Лучший документальный фильм», «Лучшая режиссерская и операторская работа», «Лучший сценарий игрового фильма», «Лучшая мужская и женская роли».

 

Также будут вручены приз Президента Чеченской Республики, приз мэра города Грозного, специальный приз Гильдии кинорежиссеров России.

 

www.mfnk..ru

 

 

 

Тамара Чагаева

Елена Цыплакова: «Вы сотворили чудо!»

Знаете, что меня в этом событии больше всего порадовало? Не то, что кинофестиваль состоялся и его уже начали именовать как I-й грозненский кинофестиваль «Ноев ковчег» (кстати, кадры, снятые во время открытия кинофестиваля, на днях мелькали на Первом канале в программе «Король ринга» - перед тем, как на ринг вышел теперь уже народный артист Чеченской республики Никита Джигурда). Не очень впечатлило и то, что кинофестиваль прошел, тьфу-тьфу, гладко и без эксцессов – к таким вещам мы уже начали привыкать, хотя не всегда ценим и не часто задумываемся над тем, какими усилиями это дается.

Каюсь – не очень впечатлило и колоссальное количество представленных фильмов – 44, и даже не количество стран-участниц – 23. Это все было предсказуемо, потому что, судя по публикациям в СМИ, кинофестиваль вызвал к себе повышенный интерес. Почему – ответить не берусь. Может быть, потому, что Чеченская Республика для многих все еще остается не одним из 89 регионов РФ, а все-таки экзотикой. А может, тех, кто вызвался поучаствовать в кинофестивале, впечатлило то, что «Ноев ковчег» возьмет на свой борт только нравственное кино. Как сказал на открытии кинофестиваля председатель жюри легендарный грузинский режиссер Реваз Чхеидзе, «фильмам,  которые показывают кровь, насилие, человеческие пороки, здесь делать нечего».

Меня впечатлило то, что власти республики, там, на самом верху, где принимаются самые важные решения, не отмахнулись от идеи провести кинофестиваль в Грозном – мол, нам не до фестивалей, мы город восстанавливаем. Хотя, на первый взгляд, это решение и казалось авантюрой. В Грозном, на улицах которого, как выразился один из гостей кинофестиваля Сергей Бондарчук, «еще полтора года назад главной достопримечательностью были бетономешалки»! В связи с этим вспоминается хорошая чеченская поговорка: «Дехье ца къевсича, сехье ца хуьлу» (по-русски это приблизительно будет так: «Чтобы отвоевать этот берег, надо бороться за тот»).

Вам не кажется, что мы незаметно для себя учимся брать высоты? В культурном, интеллектуальном смысле? Об изначально амбициозном фантастическом проекте отстроить город-сказку (по выражению ряда интернет-СМИ) за максимально короткий срок, я молчу.

Что касается самого кинофестиваля, то, если сказать одним словом, - он был хорош и дал толчок для созидания доброго и вечного. А по количеству звездных гостей Чечня на целую неделю (с 13 по 19 июня) превратилась в центр мировой киноиндустрии. Судите сами: среди сошедших с трапа самолета были голливудские знаменитости Марк Дакаскос и Арманд Ассанте, а также американский режиссер Эркен Ялгашев. Из российских звезд в Грозный прибыли Никита Джигурда, Лариса Гузеева, кинорежиссер,  вице-президент кинофестиваля Елена Цыплакова…

Открытие кинофестиваля проходило в восстановленном театре имени Ханпаши Нурадилова. Перед началом церемонии открытия коллега из «Грозненского рабочего» Зарина Зубайраева поделилась: «Вон там, на сцене, где сейчас стоит трибуна, еще пару лет назад лежала болванка от артиллерийского снаряда». Эта деталь в очередной раз заставила задуматься о масштабах сделанного. Видя великолепие внутреннего убранства театра, трудно было представить, в каком он состоянии находился каких-то два-три года назад. Любой здравомыслящий человек, расскажи ему тогда о сегодняшнем действе, о традиционной фестивальной красной дорожке, отправил бы нас в библиотеку - в раздел фантастики.

После представления гостей и членов жюри на сцену поднялся Президент Чеченской Республики Рамзан Кадыров. В своем кратком выступлении он приветствовал участников кинофестиваля и пожелал самым достойным  – справедливой победы. Рамзан Кадыров отметил, что благодаря участию деятелей киноискусства со всего мира чеченцы смогут ознакомиться с культурой, обычаями, традициями и устоями людей разных вероисповеданий и разных национальностей. Он также выразил надежду, что кинофестиваль станет традиционным.

Затем министр культуры Дикалу Музакаев объявил, что первая статуэтка фестиваля – “Золотой ковчег” – вручается Президенту Чечни за его заслуги в сфере культурного возрождения республики.

Приглашенная на сцену вице-президент фестиваля «Ноев ковчег» Елена Цыплакова отметила: «Вы сотворили чудо! Проведение кинофорума международного масштаба в республике, где долгое время отсутствовала мирная жизнь – это действительно чудо и победа чеченского народа. Продолжайте творить чудеса!».

По словам организаторов, желание посетить кинофестиваль выразили две самые высокооплачиваемые актрисы – Анджелина Джоли и Джулия Робертс, а также Эрик Робертс и Дольф Лундгрен. Но, как это нередко бывает, они не смогли осуществить свое намерение.

Что касается Марка Дакаскоса и Арманда Ассанте, то их визит в Чечню вызван не только здоровым любопытством и стремлением поддержать возрождение республики, но и деловым интересом. Как уже сообщалось в прессе, актеры, на счету которых более 50 фильмов, в том числе российского производства (Арманд Ассанте снимался в фильме Василия Чигинского “Зеркальные войны”, а Марк Дакаскос сыграл главную роль в казахской картине “Кочевник”), примут участие в первом кинопроекте обновленной Чечни “Кавказский завет”. В процессе фестиваля Дакаскос и Ассанте (известный в России как исполнитель роли Наполеона в телевизионном фильме “Наполеон и Жозефина”, а также Одиссея в картине Андрона Кончаловского “Одиссей”) старались постичь “душу чеченского народа”. Мастер боевых искусств, обладатель черного пояса по кунг-фу Марк Дакаскос дал мастер-класс в военной комендатуре города Грозного. Он потом признавался: «Чеченский парень перед нами продемонстрировал прием, который мне по духу очень близок. Смысл этого приема заключается в том, чтобы защищаться, а не причинять боль, и ни в коем случае не наносить физические увечья своему противнику». Актер также высказал свое впечатление от знакомства с молодым человеком: «Характер у чеченца, судя по нашему первому знакомству, очень страстный, порывистый и гордый, но  при этом очень добрый». Арманд Ассанте, по праву считающийся одним из лучших в мире исполнителей роли Наполеона, признал, что изучает чеченский менталитет, наблюдая за ее президентом Рамзаном Ахматовичем Кадыровым. Его очень тронул один момент:  на церемонии открытия фестиваля Рамзана Кадырова очень тронуло выступление Никиты Джигурды, исполнившего  песню о выселении чеченцев. Президент тут же наградил Джигурду званием народного артиста Чеченской Республики. Выступивший на церемонии открытия председатель жюри Реваз Чхеидзе признался: «Некоторые ленты конкурсной программы так меня взволновали, что решил их посмотреть дважды». И, спохватившись, добавил: «Но судить мы будем строго и объективно!». Ему в этом помогали  кинорежиссер, продюсер Лине Халворсен (Норвегия); кинорежиссер, продюсер Овидио Салазар (США); генеральный директор Леноблкино, советник ректора СПГУ Кино и Телевидения Мирза Алиев (Россия), режиссер, сценарист, критик Хан Мухаммед (Египет-Великобритания), кинодраматург, режиссер, продюсер Луиза Претолани (Италия), кинодраматург, режиссер, продюсер Шарифи Ниараг Рахматолла (Иран) и Народный артист РФ Дагун Омаев (Россия – Чеченская Республика).

На церемонии открытия фестиваля спикер парламента Чечни Дукуваха Абдурахманов вручил председателю жюри Ревазу Чхеидзе фестивальный символ – посох мудрости, который традиционно будет передаваться из года в год жюри следующих фестивалей. Программа международного кинофестиваля «Ноев Ковчег» включала в себя демонстрацию фильмов не только в столице республики, но и в сельских районах. В районных домах культуры Ножай-Юртовского, Шелковского и Надтеречного районов четыре дня  проходили конкурсные и внеконкурсные показы фестивальных кинолент.

Торжественное закрытие кинофестиваля состоялось в загородной резиденции Президента Чечни. Награжденными в полнометражном конкурсе оказались в основном камерные драмы. «Желтый дом» – семейная история, героем которой является отец, потерявший старшего сына-военнослужащего и пытающийся вывести из глубокой депрессии жену. «Млечный путь» – это история человеческой ревности, которую переживает профессор литературы, который панически боится, что его любимую «уведет» молодой и симпатичный актер. «Солнце светит для всех одинаково» рассказывает о двух подругах, одна из которых увозит из больницы признанного безнадежным мужа, отравленного газом во время ирано-иракской войны. Напрямую военной тематики касается фильм «Шима». В нем идет речь о сумасшедшем японском солдате, который через два десятка лет после капитуляции Японии прячется в лесу, с подачи такого же помешанного капитана захватывает группу туристов и вводит их в свой мир, где все еще продолжается война.

Приз за лучшую женскую роль вручен актрисе из Ирана Мириле Зареи, лучшей мужской ролью признана игра российского актера Антона Пампушного в фильме “Александр. Невская битва”.

Председатель жюри фестиваля Резо Чхеидзе заявил на торжественной церемонии закрытия «Ноева ковчега»:  “Фестиваль состоялся, и есть все основания полагать, что он станет ежегодным и займет подобающее место в ряду известных международных фестивалей”.

И, наконец, хотелось бы отметить одну очень существенную деталь, которая искренне порадовала. Мероприятия такого масштаба всегда вызывают к себе повышенный интерес. Для того, чтобы событие получило хорошую прессу и было освещено до мельчайших деталей, очень важно информационное обеспечение такого мероприятия. В этом, на мой взгляд, во многом преуспел коллектив пресс-службы Президента и Правительства ЧР, сумевшего отлично наладить работу информационной службы кинофестиваля. Именно поэтому журналисты имели возможность получать качественную информацию своевременно, без задержек. И это был один из тех незаметных рычагов, который обеспечил слаженную работу кинофорума.

Лула Куни

Было бы непростительным легкомыслием утверждать, что организация и проведение столь значительного мероприятия, как международный кинофестиваль на территории еще совсем недавно лежавшей в руинах республики - задача ординарная и легко выполнимая... Любой, кому доводилось заниматься подготовкой даже небольшого корпоративного мероприятия, знает, какой титанический труд и нервное напряжение устроителей кроются за видимой легкостью разворачивающегося перед зрителями действа... А если перевести сие в масштабы такого беспрецедентного и знакового события как первый международный фестиваль нравственного кино “Ноев Ковчег”, прошедший в Грозном, то, думается, комментарии излишни. И тем не менее, организаторы справились. И справились великолепно. Свидетельством тому - многочисленные восторженные отзывы гостей фестиваля, сама атмосфера настоящего праздника, царившая все эти дни на самом кинофоруме. Однако если несколько абстрагироваться от всеобщей - вполне оправданной - эйфории, и от удачного проведения мероприятия, и от самого фестиваля, мы обнаруживаем некоторые досадные детали, повторения которых - при проведении последующих кинофорумов - желательно не допускать. Действительно, порой небольшая оплошность, какая-то не продуманная или упущенная мелочь в сервисе портят, подобно пресловутой фольклорной  ложке дегтя, общее впечатление от праздника, сводят на нет усилия целой команды профессионалов... Как в том детском стишке про проигранное сражение “оттого, что в кузнице не было гвоздя”, чтобы подковать лошадь командира... Мы далеки от мысли подвергать критике саму - вне всякого сомнения, прекрасную - организацию фестиваля или призывать подвергнуть остракизму того или иного - не совсем справившегося с возложенными на него обязанностями - члена “команды хозяев”, на которых лежала ответственнейшая миссия приема гостей фестиваля и обеспечения максимально комфортных условий для них. Повторимся, все было на высоком профессиональном уровне и для первого случая проведения столь масштабного мероприятия более чем достаточно. Но в большом деле, а тем более - в проведении международного форума, мелочей не бывает. Этому нас учит многолетняя практика проведения известных международных фестивалей, на которых тоже, нет-нет, да происходят досадные казусы... Мы должны учиться на опыте проведения подобных мероприятий в “столицах” известных кинофестивалей, ибо несоблюдение общепринятых норм даже в малом накладывает неприемлемый для таких случаев отпечаток провинциализма и недопустимой некомпетентности, оставляя неприятный осадок как у гостей, так и у самих устроителей. Думается, можно избежать в дальнейшем повторения подобных оплошностей, если мы сможем вынести объективную оценку самим себе, как это обычно и делается, когда гости разъехались и пора подвести некоторые, “домашние”, итоги...     

Марьям Вахидова

Подведем итоги

“Это фантастика!” - “Ощущения фантастические!” - “Ваши люди молодцы!” - “Какие у вас красивые дети!” - “Какой красивый город! Улицы! Цветы! Улыбки людей!..” - “Какая забота власти о своих людях!” - “Фантастика!” - “У вас потрясающий генофонд!” - “Вы достойны самого лучшего!” - восторгам гостей Международного кинофестиваля “Ноев ковчег” не было предела. Впрочем, как и гордости нашей за нашу Чечню, принявшей на достойном уровне гостей из десятков стран мира! По-другому и быть не могло. С нашим Яхь и гостеприимством можно хоть каждый день принимать голливудских мега-звезд и отечественных знаменитостей... Но... поговорим о другом.

В достопамятные 90-е годы мне довелось столкнуться с этим впервые. Тогда мы только начинали делать самостоятельно первые шаги в этом направлении. Семью создавать - дело ответственное, а что говорить о строительстве государства!.. Наряду с глобальными проектами, в нем нужно ежедневно стыковывать тысячи мелочей, которые составляют в том числе и государственную дипломатию. Помните, ставшее крылатым, ельцинское: “Не так сидим!”? В отличие от политиков, звезды эстрады и кино позволяют себе довольно дорогостоящие для принимающей стороны капризы, чтобы только поддержать свой имидж или не уронить его в глазах всевидящей и всеслышащей журналистской братии, которая любит посмаковать пикантные подробности из их жизни. Говорят, только по этой причине к нам не приехала Дженифер Лопес: ее якобы не устроил статус гостиницы. Но, скорее всего, здесь вмешалось Провидение, т.к. в Чечне  ей пришлось бы прикрыться и снизу, и сверху, а значит, спрятать свои главные достоинства, застрахованные на миллионы долларов. Да и кинофестиваль был о духовности.

Поговорим о тех, которые приехали, не выдвигая условий, хотя и могли себе это позволить. Ближе к 10-ти часам журналисты стали собираться на пресс-конференцию в актовом зале Дома печати. В полупустой зал вошли знакомые лица: Никита Джигурда, Елена Цыплакова и Лариса Гузеева. Постояли с вытянутыми лицами и присели в первом ряду. Их никто не сопровождал, и здесь к ним никто не подошел. Сгладить ситуацию уже не удалось и работникам министерства культуры, предупредительно подсевшим к гостям. До начала мероприятия оставалось пять минут, когда женщины в красивой  униформе стали убирать сцену, протирать пыль со столов и трибуны. Почему этого нельзя было сделать загодя? У нас ведь всегда с долей иронии относились и относятся к таким хозяйкам, которые при гостях хватаются за веник. Было неприятно. Наконец, в окружении гостей из Америки, министр культуры Дикалу Музакаев вошел в зал. Оказалось, что хозяева кинофестиваля с американцами приехали с очень интересного спортивного мероприятия, где чеченские спортсмены и Марк Дакаскас давали друг другу мастер-класс. Когда стали подавать чай (кофе)  гостям, с каждым бокалом отдельно, чуть ли не с каждой ложкой отдельно и отдельно вынося сахарницу, поднимались на сцену крупного телосложения женщины в возрасте в той же униформе техничек. И все это при направленных на гостей телекамерах. С трудом протискиваясь меж стульями и огромной сценической заставкой, они создавали массу неудобств подобным неуклюжим обслуживанием. Где в это время были наши хрупкие девушки в национальной одежде, которые встречали гостей в аэропорту? Разве только в танцевальных ансамблях у нас есть красавицы? Да каждая девушка с наших улиц украсит обложку самого престижного мирового журнала! Оденьте ее в гIабали, а манеры она сама вам покажет. Съемки каждого дня кинофестиваля и каждого шага наших гостей на нашей земле - есть наша история. Порой из-за неудачного заднего плана на кадре приходится выбрасывать целый кусок зафиксированной истории. Для кого это новость?

Но… Главным действующим лицом на пресс-конференции оказался наш переводчик с английского языка. Уж он-то отомстил сполна американцам за российских звезд, скучавших с утра в пустом зале! Мало того, что он был единственным переводчиком у двух голливудских мега-звезд, он еще и, сидя за спиной у министра культуры, не утруждал себя донести до них происходящее в зале. У Арманда Ассанте на лице были такие муки от попыток понять, хотя бы по реакции зала, каков характер задаваемых вопросов!

В роскошном костюме, откинувшись на спинку своего стула, наш красавец Ибрагим готов был снизойти до перевода вопросов, заинтересовавших высоких гостей. Пусть только попросят. И они настойчиво просили. Арманд Ассанте, очевидно, свернув себе шею, постоянно отклоняясь назад, так и остался сидеть в пол-оборота, рискуя заработать еще и искривление позвоночника.  “Что это с Ассанте? У него такой взгляд нехороший!” - шептались у меня за спиной российские журналисты. Я подняла взгляд от своих записей. Бедный американец силился понять, уместно ли ему будет улыбаться, если в зале все смеются, и, неестественно вытянув шею в сторону переводчика, пытался уловить то, что в это время вытягивал из Ибрагима Марк Дакаскас. Отвернувшись от зала, с лицом, выражавшим  нетерпение: “Ну, говори! Что там спрашивают?”, - Марк  похож был на мальчишку, который давал понять: “Ничего, я тебе после пресс-конференции устрою..!”  Арманд же, уже имевший некий опыт общения с нашим переводчиком на открытии кинофестиваля днем раньше, надеялся больше на свою интуицию. Тогда, произнося заранее заготовленную речь и не видя рядом с собой переводчика, Ассанте надеялся, что его все же слушают. Но молодой человек, подбежавший почти под занавес, оказался  не из робких, он позволил гостю произнести всю речь до конца. Закончив свой длинный монолог, Ассанте в упор посмотрел на переводчика и спросил его на своем языке с такой интонацией, что зал понял без перевода: “Ты хоть запомнил, что я говорил?” Ничуть не смутившись, он жестом дал понять: “Сейчас услышишь!“ И, обескуражив гостя, буквально в двух словах перевел его речь. Зал понял, что только что, у всех на глазах,  родился новый артист, и простил в нем никудышного переводчика. Если бы у нас не было специалистов, виртуозно владеющих иностранными языками, имеющих навыки синхронного перевода, можно было бы понять тех, кто взял этого неопытного молодого человека со здоровыми амбициями на должность официального переводчика с твердой зарплатой. Но в это же время в зале сидели, как минимум, два человека, лучшая студентка факультета иностранных языков Сюзанна Магомадова и известный журналист-международник  Ваха Демельханов, услугами которых  никто даже не  подумал воспользоваться…

Мелочи, вроде. Но чего стоит вообще гостеприимство без элементарного внимания к гостю? Это то, что знает любая хозяйка. Этому должны учить и тех, кто ответственен за подбор обслуживающего гостей персонала. Инструктаж называется. Перед мероприятием. Тогда не придется краснеть перед гостями за грубое поведение охраны, обязанной тактично сопровождать их, не допуская себе даже случайного касания тех, для кого общение с поклонниками - приятная составная часть их профессии! Быковатые шкафы-телохранители хороши для российских сериалов, потому там на каждый сантиметр экрана - литр крови охраняемого ими.  У нас, у чеченцев, нет таких фанатиков, которые будут рвать на ленточки рубашку или блузку своих кумиров или рвать с их головы волосы на память. Как можно было почти за шиворот выталкивать впереди себя звезду, у которой поклонники хотели просто взять автограф?!  Это, думаю, единственный случай, когда находившимся столько времени в чужой стране звездам не позволили почувствовать себя в окружении поклонников их таланта!..

Мы ведь не последних гостей принимали?..

 

 

 

 

 

У чеченской молодёжи нет нормальных стереотипов в кино, то есть подходящих к менталитету, культуре, традициям нашего народа. Из голливудских фильмов ничему хорошему не научишься, так как в них - сплошное насилие и разврат. К сожалению, в отечественных фильмах   до сих пор Чеченца представляют как туземца с диким нравом - это тоже не лучший пример для подростка. Поэтому мы давно хотели заняться аудиовизуальным воспитанием чеченского  зрителя, чтобы представлять идеального Чеченца и Чеченку, которые служили бы хорошим примером для всей молодёжи Чечни.

/Керим Берсанер. Из интервью./

 

Т а к   д е р “ З ” а т ь  ! . .

Полнометражный широкоформатный игровой фильм “Хиро” /Xiro/.

Год выхода: 2008. Жанр: Драма, Боевик. Режиссёр и постановщик фильма: Керим Берсанер /выпускник Willem de Kooning Academie г. Роттердам; ф-т Аудио-Визуального Искусства, Режиссёрское дело и Продюсерские навыки/. Продюсеры: Заур Вокуев, Беслан Терекбаев. Сценарий: Альберт Бакаев, Ирбайхан Гойтемиров. Композитор: Дени Сатабаев. Операторы: Заур Вокуев, Керим Берсанер. Монтаж:Керим Берсанер. В ролях: Ильяс Гуржиханов, Саид Давлатбинев, Заур Вокуев, Беслан Терекбаев, Ахмад Сугаипов, Джанора Хазуева, Артем Харабуа и др.

Весной этого года на страницах печатных СМИ г. Астрахань вышел в свет целый ряд публикаций, в центре внимания которых оказалась группа студентов из Чечни. Нет, они не были задержаны во время «очередной успешной милицейской операции» со стандартным «джентльменским набором» (несколько патронов и 100-граммовая тротиловая шашка) в кармане и, к счастью, не стали жертвой толпы фашиствующих молодчиков (что, к стыду правоохранительных органов, происходит все чаще). Ребята-чеченцы – Керим Берсанер (режиссер фильма, студент, учится в Голландии), Заур Вокуев (оператор, продюсер-менеджер фильма, студент Астраханской медицинской академии), Беслан Терекбаев (главный продюсер фильма, студент Астраханской медицинской академии), Ахмад Сугаипов (исполнитель одной из главных ролей, студент Астраханской медицинской академии) – сняли первый в истории чеченского кинематографа полнометражный широкоформатный художественный фильм. К сожалению, по ряду технических причин, фильм не успели включить в конкурсную программу международного кинофестиваля «Ноев Ковчег», проходившего в Грозном, но внеконкурсный показ – в рамках кинофестиваля – все же состоялся. Результат превзошел все ожидания: фильм получил высокую оценку зрительской аудитории, среди которой были маститые профессионалы в области кино; во время показа эмоциональный накал был настолько высок, что многие не могли скрыть слез, зал аплодировал стоя. Любовь и ненависть, верность и предательство – объектив кинокамеры высветил все грани человеческой души…

На днях нашу редакцию посетили Заур Вокуев и Ахмад Сугаипов, и вот что они рассказали об истории создания картины…

Ибрагим Хизиров

 

 

Ф. Дугиева: Как возникла идея создания этого фильма?

З. Вокуев: Года два назад мы снимали любительский ролик о том, как в Чечне без вести пропадали люди. Вот тогда-то и зародилась идея снять фильм. В наши цели также входило показать культуру, обычаи, национальные традиции нашего народа. Многие считали, что сделать это в Грозном невозможно. Не было никакой материальной помощи и поддержки. Тогда мы поняли, что здесь нам не на кого надеяться, и уехали в Астрахань. Я поделился своими идеями с братом, Альбертом Бакаевым, проживавшим тогда в Дагестане. Он сказал, что еще пять лет назад, в соавторстве с другом, Ирбайханом Гайтамировым, написал сценарий, подходящий к нашей идее. После его просмотра мы решили приступить к съемкам фильма. Сложность заключалась в том, чтобы найти режиссера. Через знакомых мы вышли на одного режиссера, гражданина Голландии – Керима Берсанера, чеченца по национальности. Ему, как и многим другим, идея создания фильма казалась невероятной. Однако мы проявили настойчивость, и, после долгих уговоров, он согласился с нами работать. Отбор актеров мы провели по Интернету. Во время кастингов, моделируя ситуацию, мы предлагали актерам разыграть диалоги. Получилось живо, остро, с тонким юмором и национальным колоритом.

Д.Ф.: В фильме принимали участие профессиональные актеры?

А. Сугаипов: Нет. Именно это всех и удивляет. В фильме снимались простые люди: студенты, прохожие, представители духовенства и даже бывшие заключенные. Собралась интересная команда из представителей разных национальностей: чеченцы, русские, татары, армяне, евреи. Прошедших кастинг мы обучали некоторым тонкостям актерского мастерства.

Д.Ф.: С какими сложностями вы столкнулись во время съемок этого фильма? Были ли непредвиденные ситуации?

В.З.: Сложности возникли в переводах с русского на чеченский язык. Ведь, как вам уже известно, в фильме чеченские актеры разговаривают только на родном языке, не употребляя заимствования. Учитывая тот факт, что проблема перевода является «головной болью» даже для корифеев чеченского языка, надеюсь, нас простят за некоторые огрехи перевода. Например: Интернет – «мазашмайдане», светофор – «бесар» и т.п. Наверное, это не совсем правильно, но других вариантов не было. Запомнился еще такой случай. Одному из актеров, по сценарию, надели наручники. По окончании съемок, он  попросил  освободить его «от оков». А ключа-то нет! Нет в принципе. От попыток освободиться, наручники лишь сильнее затянулись, а руки стали отекать. В конце концов, пришлось прибегнуть к помощи спасателей. Они, конечно же, с этим справились.

Д.Ф.: Где вы проводили съемки, и кто спонсировал этот проект?

С.А.: Вся работа проходила в Астрахани. Все было сделано на собственные средства: кто-то продал машину, кто-то занял. Съемки сделаны на непрофессиональной аппаратуре. Огромную поддержку оказали нам чеченцы-бизнесмены, проживающие в Астрахани. Они предоставили нам на время съемок свои машины, базы отдыха, офисы и т.п.

Д.Ф.: Какое значение имел для вас показ фильма на прошедшем фестивале?

С.А.: «Ноев Ковчег» был для нас очень значимым событием, стимулом для дальнейшего продвижения в мире кино. Главное – нам удалось продемонстрировать то, что чеченцы тоже могут снять фильм не хуже других. Хотелось бы выразить огромную благодарность советнику министра Зелимхану Мусаеву и продюсеру Усману Хаджиеву за то, что они помогли нам сделать это. Примечательно, что демонстрация фильма пришлась как раз на тот момент, когда продюсер кинофестиваля объявил обеденный перерыв. Но все присутствующие остались на своих местах, особенный интерес проявили зарубежные гости. По окончании фильма они выразили свое искреннее восхищение нашей способностью работать в таких тяжелых условиях. Было приятно, что наши старания не пропали даром. Нас пригласили на предстоящие кинофестивали в Минске, Казани,  Нижнем Новгороде.

Д.Ф.: Какие у вас планы на будущее? У «Хиро» будет продолжение?

С.А.: После получения кинопрокатной лицензии мы возьмемся за созданием второй части фильма. Есть цель создать свою собственную киностудию и продолжать работу уже на более профессиональном уровне.

Беседу вела Фатима Дугиева

И. Х.: Оценивать картину по сугубо профессиональным критериям – дело кинокритиков. Для нас же, чеченских зрителей, безусловная ценность фильма в том, что это первый художественный фильм, в котором внутренний мир нашего народа показан глазами самих чеченцев, и это не имеет ничего общего с дешевыми штампами, от которых все еще не могут – или не хотят – отказаться некоторые «деятели искусств». Станут ли молодые создатели «Хиро» кинематографистами мирового уровня – покажет время, но уже сегодня можно с уверенностью сказать – это молодежь с активной гражданской позицией, а это в наше время немало. К созданию фильма их подвигло, прежде всего, желание доказать всему миру: в любой сфере деятельности, будь то спорт, политика или искусство, – чеченцы – равные среди равных. Они сделали первый, но значительный шаг... Так пожелаем им доброго пути. Дала аьтто бойла церан!


 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

©НАНА: литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт журнала «Нана» обязательна.