http://www.nana-journal.ru

Мы в соц.сетях

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН


Образование как национальный проект Печать Email

Умхаев Леча

 

 

Существует множество пословиц и мудрых изречений, связанных со значимостью учебы, приобретения знаний. «Ученье – свет, а не ученье – тьма», «В знании – сила, в незнании – могила», «Век живи – век учись» и т.д. Особую роль знаниям отводит ислам, в котором обучение наукам и получение новых знаний является не просто желательным, а обязательным для всех. И это касается не только религиозного образования, но и всех светских областей знаний. Запрещены только  гадание, ворожба, астрология и прочие, ставшие очень модными и востребованными в последнее время «псевдонауки».

Подтверждением к вышесказанному является хадис, в котором Пророк (с.а.в.с.) предписал отправляться за знаниями даже в Китай, страну далекую и труднодоступную, а кроме того, что немаловажно, – немусульманскую. Именно этот первоначальный импульс к приобретению, развитию и сохранению знаний позволил тогда мусульманскому Востоку за короткий исторический период стать мировым центром науки и культуры. Ведь именно оттуда позднее были позаимствованы тогда еще находившейся в варварстве Европой основы большинства направлений науки. И арабские цифры, и «альджебра», и медицина от Авиценны, и познания в астрономии, полученные в знаменитой обсерватории Улугбека, и многое другое – все это было достоянием Востока, и развитие этих наук находилось на невиданном для остального мира уровне. Решив, что достигнутых высот достаточно, исламский мир почил на лаврах, Европа же жадно ринулась к просвещению. И сегодня мы видим результаты этого изменения отношения к знаниям. С одной стороны – стремительное по историческим меркам отставание по всем направлениям, с другой – мощный рывок в развитии науки, технического прогресса и резкое улучшение условий жизни людей. Существует немало точек зрения на первопричины перманентных трагедий в истории нашего народа, при изучении которой создается ощущение, что мы находимся в каком-то заколдованном трагическом круге.

Это небольшое исследование позволяет рассмотреть некоторые составляющие в области образования и науки республики и понять, почему эти причины, с неотвратимостью судьбы, оказываются столь трагичными для чеченского народа. Анализ цифр (см. таблицу №1), неумолимо подводит к пониманию тех объективных внутренних причин, благодаря которым заинтересованным силам каждый раз удается втянуть чеченцев в обреченное и бессмысленное по своей сути противостояние с Россией. Нельзя не признать, что свою роль сыграли негативные факты из нашего исторического прошлого, перекосы в национальной и социальной политике. Но главная причина – наличие огромной и активной маргинализованной, полуграмотной массы населения, практически не задействованной в экономических структурах чеченского общества, выживавшей за счет ежегодных выездов на заработки за пределы республики. Мировосприятие и понимание политических реалий у этих людей было, мягко говоря, неадекватным. Причиной же всего этого было недопустимое отставание чеченцев от других народов страны в области образования и, по сути, НЕВЕЖЕСТВО, произраставшее на этой почве. Именно невежество, помноженное на характерную для чеченской ментальности самонадеянность, и явилось горючим материалом для очередной трагедии народа. Ну а кто и зачем заложил бомбу, а затем привел в действие детонатор, приведший к взрыву, объяснять не приходится.

Как показывает статистика, в Чеченской Республике количество специалистов, имеющих высшее образование, составляет 6,8% от общего числа жителей в возрасте от 15 лет и старше, в то время, как в среднем по соседним регионам этот показатель выше в 2-3 раза, а в некоторых субъектах РФ – в 5-6 раз. Это, на наш взгляд, является яркой демонстрацией незначительной роли национальной интеллигенции в развитии самосознания общества. Именно невежественную в своей основе массу людей очень легко использовать, спекулируя на извечной идее независимости, навязав абсолютно недостижимые через авантюристические политические и военные методы цели, обрекая тем самым народ на ужасы безрассудной, самоубийственной войны. Все это позволило использовать чеченцев в качестве разменной монеты в большой политической игре против России.

Но, вопреки всему, принеся страшные жертвы и пройдя через тяжелые испытания, чеченский народ сумел избавиться от роли марионетки в далекой от подлинных национальных интересов игре и под руководством первого президента ЧР Ахмат-Хаджи Кадырова определился со своим местом в политической системе России. Результаты созидательной политики нового президента ЧР Рамзана Кадырова, за столь короткий срок решившего основные проблемы восстановления социальной сферы Чеченской Республики, очевидны. Но Президентом ЧР ставятся еще более амбициозные и масштабные цели и задачи, реализация которых должна привести к решению болезненных  для республики экономических и социальных вопросов. В этом контексте видится необходимым использование Парламентом ЧР своего конституционного права, закрепленного в ст. 84 Конституции – права на утверждение программы социально-экономического развития республики.

Публичное освещение проблемных вопросов, вовлечение в их обсуждение специалистов, ученых и общественных деятелей, выработка необходимых рекомендаций по реализации президентских программ по восстановлению социальной сферы и переходу к созданию и модернизации экономического потенциала республики – все эти меры, как нам видится, позволят в полной мере мобилизовать интеллектуальные ресурсы республики, обозначить актуальные задачи, которые стоят перед нами, ответить на вопрос, каким образом и когда планируется их решение, а каждому гражданину позволят определиться со своей ролью в этом процессе. Таким образом, все слои населения республики – вместо того, чтобы расходовать свою энергию на досужие разговоры и критиканство – получат возможность участвовать в общественно значимых проектах и созидательных устремлениях, инициируемых руководством ЧР.

И в этой связи хотелось бы особое внимание уделить образованию. Думается, бесспорным является тот факт, что значимость образования как национального проекта трудно переоценить, так как оно является несущей опорой политической, экономической и социальной стабильности общества, гарантией его динамичной и безболезненной интеграции в формирующуюся систему региональных и общегосударственных связей. В то же время надо отдавать себе отчет и в том, что образование – это еще и один из самых сложных проектов, порой требующий десятилетий для своей полноценной реализации. Необходимо отладить механизм функционирования образовательной системы, с четким определением перспектив развития на 20-30 лет, и при этом должны учитываться как потребности самой республики, так и возможности самореализации каждого специалиста и его творческого роста в масштабах всей России. Требуется также восстановление и создание научных центров по ведущим отраслям экономики. В конечном счете, все решает человеческий фактор, а он складывается из национального характера, быта и ОБРАЗОВАНИЯ, все это определяет в итоге мировоззрение личности и ее соответствие реалиям жизни, т.е. конкурентоспособность.

Однако, как мы уже говорили об этом выше, решение проблем образования (что является, по нашему мнению, приоритетной задачей) – процесс долгий и трудоемкий. Так, подготовка полноценного специалиста начинается с детского сада и требует около 20 лет, а ученого (кандидата и доктора наук) – 25-30 лет. Конечно, возможны незначительные подвижки в ту или иную сторону, но в среднем статистика приводит такие данные. Необходимо также отметить, что демографический рост, будучи в целом явлением положительным, в данном случае является отрицательным фактором. Связано это с необходимостью обеспечения социальной составляющей развития каждого человека. Серьезным минусом является и отсутствие в культуре чеченской семьи традиции развивающих и обучающих занятий со своими детьми дома. Проблема обучения и воспитания в домашних условиях в подавляющем большинстве случаев лежит на плечах женщин, которые, за редким исключением, не обладают необходимым объемом знаний и времени для осуществления контроля, а в случае необходимости, и оказания помощи в процессе обучения их детей. Всесторонний анализ неблагоприятной ситуации, сложившейся в системе образования нашей республики, позволяет определить основные причины ее возникновения: мизерное количество дошкольных учреждений; низкий уровень зарплаты учителей; слабая материально-техническая база; большая перегруженность (занятия в 2-3 смены); дефицит отдельной учебной литературы; слабая профессиональная подготовка самих учителей; недостаточное внимание к нуждам школы со стороны руководства местных органов власти.

Школьный период – этап закладки нравственно-этических основ и базовых знаний, которые позднее, будучи трансформированы в мировоззренческие принципы и профессиональные знания, должны формировать личность, способную решать не только свои собственные проблемы, но соответствовать требованиям, предъявляемым обществом. И если до 16-летнего возраста у детей не будет заложена здоровая и реалистичная база духовных ценностей и устремлений, то может возникнуть опасность их попадания под влияние «авторитетов с улицы», которые могут спроецировать их запросы в русло собственных или заказанных со стороны интересов.

А та часть «молодежной субкультуры», которая по причине низкого уровня образования не может занимать престижные в своей среде места, но при этом имеет необоснованно высокие амбиции, может стать питательной средой для деструктивных идей и действий. Ежедневно общаясь с разными людьми, мы наблюдаем, что даже восприятие непререкаемых и однозначных божественных истин в лабиринтах человеческого сознания идет не так полно, прямолинейно и однозначно, как можно предположить исходя из их несомненности. Тонкости психологической науки свидетельствуют о сложности изменения мировоззренческих принципов, особенно для людей малообразованных. Одной силой и даже очень хорошо поставленной идеологией, вопрос не решить. Необходимо формировать МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ИНТЕРЕСЫ общества, создавать условия, позволяющие гражданам добиваться реализации этих интересов – естественно, законными, приемлемыми путями и методами.

Одну из серьезных задач в области религиозного образования наш президент фактически уже решил, создав Российский исламский университет.

Таким образом, в части духовного воспитания населения закладывается серьезная база, нацеленная на консолидацию разноориентированных слоев общества и оздоровления нравственной составляющей нашей жизни.

Но сегодня Рамзан Кадыров имеет шанс войти в историю не только как руководитель, возродивший республику, но и как человек, навсегда разорвавший замкнутый круг трагической обреченности чеченского народа на различные войны и другие потрясения (например, полуграмотность и недообразованность).  А яркой иллюстрацией дна, на котором мы в этом вопросе находимся, являются предложенные вашему вниманию две таблицы.

Согласно таблице1, мы можем констатировать, что в Чеченской Республике количество мест в ВУЗах в 2-2,5 раза меньше, чем в среднем по субъектам ЮФО и стране в целом. И это при том, что количество имеющихся в наличии специалистов с высшим образованием в республике от 2 до 10 раз меньше, чем в других субъектах РФ.

При сохранении же нынешних тенденций в подготовке специалистов мы отстанем от других регионов еще больше. Какие же видятся варианты решения этой глобальной по своим долговременным последствиям проблемы?

Постановка задач:

1. Довести количество бесплатных мест в ВУЗах как минимум до среднего по стране показателя, то есть 40 тысяч на 1 млн. населения. А с учетом низкого уровня образованности и высокого демографического потенциала – и до 60 тысяч. Учитывая, что этот процесс требует попутного решения многих других проблем, считаю необходимым наметить программу конкретных действий, рассчитанную на 10-летний срок для принципиального изменения подходов в системе образования, в числе которых: увеличение численности дошкольных детских учреждений; принятие мер по снижению перегруженности школ, в числе которых: перевод всех школ на режим работы в одну смену (отказ от практики второй смены); снижение количества учеников в одном классе (не более 20 человек в классе); подготовка и приглашение преподавателей в необходимом – для осуществления полнокровного и эффективного процесса обучения – количестве; разработка на федеральном уровне программы по привлечению в республику русскоязычных специалистов из других регионов, создав предварительно необходимые условия для их проживания и работы.

2. Учитывая тот факт, что предложенная программа требует достаточно длительного времени для своей полной реализации, необходимо разрабатывать дополнительные варианты получения студентами нашей республики высшего образования за пределами ЧР. Один из вариантов – направление на учебу в подготовительные отделения при ВУЗах в других субъектах тех, кто не готов – из-за слабой школьной подготовки – сразу поступить и учиться в ВУЗе (плату за обучение вносят сами обучающиеся). Тех, кто закончит подготовительные отделения на надлежащем уровне – зачислять в ВУЗ на бесплатной основе, причем зачисленных должно быть не 500 человек, как это у нас практикуется (только из Ингушетии по этой программе в прошлом году поехало учиться 700 человек), а 15-25 тысяч.

3. Создать и усилить подготовленными специалистами институты повышения квалификации преподавателей школ, ВУЗов. Активно развивать сотрудничество и обмен между субъектами в плане подготовки специалистов самых разных профилей.

4. Рассмотреть программу подготовки наиболее востребованных в масштабах республики специалистов, принять решение об открытии дополнительных специальностей в существующих учебных заведениях, а в случае необходимости – ставить вопрос об открытии новых ВУЗов.

В данное время система образования направлена на реализацию подготовки к ЕГЭ. Однако, думается, это проблема, прежде всего, низовых структур образования, касающаяся повышения квалификации самих преподавателей и, как следствие, улучшения качества базового образования в республике.

Перед министерством стоят более глобальные задачи, а именно - разработка концепции образования, определение дальнейшего вектора развития всей образовательной системы. В число неотложных мероприятий входит также увеличение мест в ВУЗах по востребованным в восстанавливающейся республике специальностям.

Это далеко не полный перечень вопросов, требующих обсуждения, в том числе и через проведение открытых парламентских слушаний.

Необходимость таких шагов, на наш взгляд, достаточно аргументирована.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

©НАНА: литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт журнала «Нана» обязательна.