Для восстановления архива, сгоревшего в результате теракта 04.12.2014г., редакция выкупает номера журнала за последние годы.
http://www.nana-journal.ru

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН

Пресс-эстафета "ЧР - ДОМ ДРУЖБЫ"


Школа русского языка в Переделкино... Печать Email

Разет Ирбагиева

 

 

В рамках Федеральной программы «Русский язык (2011-2015 годы)» в стране проводятся олимпиады, научно-практические конференции, конкурсы исследовательских и творческих работ учащихся школ, открываются летние школы русского языка. Группа чеченских учащихся прошла в июне обучение во Всероссийской летней школе русского языка в Переделкино.

Организаторами этого проекта выступили Международное сообщество писательских Союзов, Литературный институт имени Горького, Петровская академия наук и искусств совместно с Центром дополнительного образования Института педагогики и психологии образования Московского педагогического университета и Центром поддержки образовательных программ «Открытие». Выпускники школы призваны стать проводниками и пропагандистами особой и непреходящей роли русского языка в национальной культуре.

Перед отъездом нас собрали в редакции газеты «Даймохк». За «круглым столом» собрались известные писатели, журналисты и общественные деятели республики.

Известный чеченский меценат, председатель координационного совета Ассоциации чеченских общественных и культурных объединений, доктор юридических наук, профессор Алаудин Мусаев и Жумалаева Лула (Лула Куни), писатель и главный редактор журнала «Нана», рассказали о проекте – о том, что наши дети, в числе трехсот школьников со всей России, включены в состав стартовой группы Всероссийской летней школы русского языка. Давая участникам проекта необходимые наставления перед поездкой, выступающие выразили уверенность в том, что ребята достойно представят нашу республику и вернутся с хорошими достижениями.

Такие теплые проводы вдохновили детей, и время в пути мы провели весьма плодотворно: едва познакомившись друг с другом, мы, тщательно изучив программу школы, стали планировать свои мероприятия и распределять роли.

Москва встретила нас тепло и гостеприимно: в лице нашего гида – веселого и обаятельного Эмина – представителя столичной чеченской диаспоры. Все дети в Москве были впервые, поэтому восхищенно фотографировали московские достопримечательности.

В Переделкино нас ждали не менее гостеприимные руководители школы, вожатые и администрация этого знаменитого историко-культурного заповедника. Разместили нас в Доме творчества – в историческом месте, пропитанном аурой вдохновения. Нам очень понравилось Переделкино – чистый воздух, живописные окрестности, хвойный лес…

День открытия школы был приурочен ко дню рождения А.С. Пушкина и Дню русского языка. Перед ребятами выступали известные писатели и поэты, руководители творческих союзов: Иван Переверзин, Владимир Бояринов, Лев Котюков, Юрий Коноплянников, Александр Торопцев… Вице-президент Петровской академии наук Валерий Александрович Иванов-Таганский, советник МСПС по международным делам, отметил в своем выступлении, что цели организации подобной школы – сохранение и популяризация русского языка, развитие международного сотрудничества в сфере образования. Первый секретарь Исполкома Международного Сообщества Писательских Союзов и – по совместительству – президент литературной республики Владимир Георгиевич Бояринов и куратор школы Наталья Федоровна Ершова отметили, что не меньшее значение имеет задача воспитания молодежи в духе межнационального согласия и сближения культур, а также – выявление среди учеников летней школы одаренных детей. Из полученных подарков детям особенно понравились сувенирные ручки – перья с пушкинским профилем. Вручая их, Председатель Исполкома Международного Сообщества Писательских Союзов (МСПС) Иван Иванович Переверзин пожелал ребятам создавать с их помощью литературные шедевры. Московские школьники из центра красоты и эстетики «Катюша» показали замечательный концерт, в программе которого были не только декламация поэтических произведений А.С. Пушкина и романсы на его стихи, но и песни и танцы народов России. После концерта был праздничный обед, а потом – обзорная экскурсия по Москве, возложение цветов к памятнику А.С. Пушкину и посещение театра на Таганке.

Ребят, по их собственному признанию, впечатлила как сама постановка «Евгения Онегина», так и необыкновенная атмосфера театра.

На следующий день начались учебные будни. В выходные дни ребята знакомились с достопримечательностями Москвы и участвовали в городских акциях. За время пребывания в лагере ребята совершили несколько экскурсий по Москве: посетили Третьяковскую галерею, Исторический музей, литературные музеи А.С. Пушкина, К.И. Чуковского, Б.Ш. Окуджавы, Б.Л. Пастернака, Е.А. Евтушенко, побывали на Воробьевых горах, в Государственной Думе, в уникальном Театре кошек. Ребята за двадцать дней напряженных занятий получили углубленные знания по русскому языку. Занималась с ними Наталья Петровна Дутко, эксперт по ЕГЭ. Итогом занятий стала олимпиада по русскому языку. Наталья Петровна отметила, что «вопреки ожиданиям, чеченские дети показали хорошие знания по орфографии и пунктуации» и одобрительно отозвалась о жесткой системе контроля над сдачей ЕГЭ в нашей республике. «Пусть вас не смущает самый низкий результат среди регионов Российской Федерации в этом году. Уверена, что с такими знаниями, какие показали ваши дети в Переделкино, через пару лет у вас будут противоположные результаты», – отметила она.

Занятия по литературе, психологии, истории и МХК проводились преподавателями Петровской академии наук и московского пединститута в нетрадиционной форме. Ученик получал возможность в течение одного дня стать и экспертом ЮНЕСКО, и писателем-сказочником, и переводчиком на русский язык произведений любимого национального писателя. Ежедневно проводившиеся сотрудниками творческого объединения «Открытие» конкурсы помогли выявить одаренных детей, работы которых будут опубликованы в ежегодном издании произведений детского творчества «Подсолнушек».

Посредством русского языка дети приобщились и к культурному достоянию народов Чечни, Дагестана, Ингушетии, Татарстана, Хакасии. (Каждый день был посвящен одной из республик РФ, участвующих в проекте.) Ребята представляли друг другу свою малую родину, знакомили с культурой, обычаями, верованиями, традициями своих народов. Понравившиеся песни и танцы на следующий день исполнялись на дискотеке всем лагерем. Так ребята на собственном опыте осознали, что понятие «диалог культур» означает процесс, когда культуры, вступая во взаимодействие, не теряют своей национальной самобытности, а проявляются еще ярче. Такой подход к воспитанию толерантности исключает саму возможность проявлений межэтнической и межконфессиональной нетерпимости.

Когда мы, завершая презентацию Чеченской и Ингушской республик, начали исполнять «Гимн мира», все зрители встали с нами в один круг и, взявшись за руки, поддержали нас. Всем очень понравились наши горы, старинные башни, мечеть «Сердце Чечни», красивые обычаи, звонкие песни и зажигательные танцы, картины чеченских художников и изделия народных умельцев. Надо сказать, не меньший восторг вызвала и наша национальная кухня, все достоинство которой присутствующие смогли оценить благодаря Кулсум Мусаевой, специально по этому случаю приехавшей в Переделкино с супругом. Прекрасные чеченские блюда, умело приготовленные ею, пришлись по вкусу всем.

Закрытие школы также прошло в весьма торжественной обстановке, но без лишнего официоза. Руководители школы отмечали успехи ребят, которые превзошли все ожидания, вручали им сертификаты, награды, подарки. А подарков было много, особенно – книг с автографами. Завершился праздник концертом, на котором ребята показали свои лучшие номера. Получился своеобразный фестиваль искусств народов России. Организаторы Всероссийской летней школы отметили Благодарностью от имени Петровской академии наук и искусств Мусаева Алаудина, его супругу Кулсум Мусаеву и Жумалаеву Лулу за сотрудничество при организации и проведении этой школы.

Считаю, что это мероприятие стало не только серьезным подспорьем в подготовке ребят к ЕГЭ по русскому языку и литературе, но и важным шагом на пути решения проблемы межнациональных отношений. Грамотное совмещение досуга детей и их образования с одновременной интеграцией в языковую среду моментально дало высокий воспитательный результат. Причем результат не только в деле изучения русского языка: несравненно более значимым достижением мне видится тот факт, что дети разных национальностей за столь короткий срок смогли так много узнать друг о друге и по-настоящему подружиться. Ведь прощались они буквально со слезами на глазах, с надеждой увидеться вновь… А детские души не умеют лгать.

В Грозном нас встречали не только родственники, но и журналисты. Ребята рассказали им о новых друзьях, интересных уроках и своих достижениях. С особой гордостью они сообщили, что, помня напутствие своих наставников, старались во всем оправдать оказанное им доверие и достойно представить нашу республику на этом форуме дружбы.

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

©НАНА: литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт журнала «Нана» обязательна.
Поддержка сайта