http://www.nana-journal.ru

Мы в соц.сетях

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН


ПАТРИОТИЗМ КАК ОСНОВА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Печать Email

М.-Э.Х. Шамсуев, 5-й курс, Председатель студенческого научного клуба «Юстиция» ЧГУ

А.Н. Алгаев, 4-й курс, Председатель профбюро филологического ф-та ЧГУ

 

Аллен Даллес зимой 1945 года провозгласил манифест духовно-информационной войны империализма США против русского народа, против молодежи и в целом населения СССР: “Посеяв хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдем своих единомышленников, своих помощников и союзников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа: окончательного, необратимого угасания его самосознания. Из литературы и искусства, например, мы постепенно вытравим их социальную сущность. …Литература, театры, кино – всё будет прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых творцов, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ насилия, садизма, предательства - словом, всякой безнравственности… Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Пьянство и наркоманию, животный страх друг перед другом, предательство, национализм и вражду народов, прежде всего вражду и ненависть к русскому народу - все это мы будем ловко и незаметно культивировать”. Главный акцент манифеста Даллеса - подмена ценностей. Кто управляет ценностями народа, ценностями его молодежи, тот управляет народом, направляет его к “желаемому состоянию” для “управляющего”, о котором “ценностно-направляемый народ” даже не подозревает.

Современный мир и сегодня прикладывает немалые усилия для максимального использования экономической, финансовой и информационной составляющей процесса глобализации для достижения своих политических и финансово-экономических целей, построения иерархической пирамиды, наверху которой находились бы США и другие развитые страны. В качестве способов могут служить организованные экономические кризисы в регионах, формирование системы нарастающих долгов, создание условий для оттока квалифицированных кадров, ограничение развития науки и т.п. Реализация такого направления развития мирового сообщества обеспечивается соответствующей информационно-идеологической пропагандой, особенно в рядах социально-активной части общества - молодежи.

Посредством информационной глобализации реализуются стратегии “социальной вирусологии”, направленные на подмену базовых ценностей народов России как общинной, евразийской цивилизации - ценности коллективизма, общинности, соборности, любви, всечеловечности, патриотизма, превосходства духовности над материальным, социальной справедливости, правды, семьи, дружбы народов и т.п. - на “фальшивые ценности” - на эгоизм, индивидуализм, личную наживу, “монетарные ценности”. Модель “неокочевника”, “космополита”, сформулированная Ж. Аттали, т.е. человека без “корней” в родной культуре, в родном языке, в национальной истории, готового свободно передвигаться по земному шару вслед за свободно перемещающимся капиталом, под разными “масками” протаскивается в отечественное образование и культуру в последние годы.

Но как это происходит сегодня? Единомышленниками, о которых говорил Даллес, сегодня неосознанно выступает все население страны, пользующееся современными технологиями - мобильным телефоном и Интернетом, – порождением современных процессов глобализации. Что же представляет собой глобализация?

К настоящему моменту существует много определений понятия “глобализация”, трактующих его то как процесс глобального потока капиталов, то как закономерный итог развития постиндустриального общества, связанного с технологической революцией, то как процесс глобального перераспределения рабочей силы и т. д. Наиболее популярным, однако, является представление о глобализации как о процессе “макдональдизации”, “американизации” или “вестернизации” мира.

Все эти определения, в силу упрощения ими в той или иной степени очень сложного явления, вызывают большие сомнения относительно своей адекватности, однако они убедительно свидетельствуют о том, что человеческое сознание, соприкасаясь с темой глобализации, прежде всего акцентируется на вопросах трансформации культуры и изменений, происходящих в системе моральных, религиозных и идейно-патриотических ценностей. Поскольку именно этим реально определяется структура жизни как отдельного человека, так и человеческого сообщества на всех его уровнях, будь то нация, этнос, социальная группа или какая-либо гражданская организация. Всё это требует тщательного изучения и глубокого анализа – как со стороны экспертов, так и со стороны множества заинтересованных лиц, патриотов, которым небезразлична судьба российского общества, в сегодняшнем, стремительно меняющемся мире.

Корни глобализационных процессов уходят глубоко в историю, но все же глобализация – феномен XX в. Достигнутое в XX столетии коммуникационное единство мира обретает качественно новое содержание: скорость распространения больших объёмов информации намного обгоняет возможности передвижения людей и товаров. Создается глобальное информационное пространство, которое быстро осваивается человеческим сообществом, не подозревающим о его негативных сторонах.

Важно отметить, что глобализация информационного и экономического пространства, демократизация общественных и государственных институтов, открытость границ, свобода перемещения людей, финансов, товаров и технологий, открытость информационного пространства, а также современные информационно-пропагандистские технологии – факторы, которые могут инициировать и стимулировать антигосударственные настроения и терроризм. Особенно в социально-напряженных национальных образованиях, в бедных регионах и регионах с ослабленными институтами государственной власти.

Отечественный исследователь П. Поповских считает, что глобализация - порождение тех же крупнейших транснациональных корпораций (ТНК) - создает для них благоприятные условия и совпадает с их стремлением разрушать границы, национальные государства как форму, препятствующую их развитию. Происходит дифференциация уровня жизни в различных странах и в одной стране, ослабление национальных государственных институтов и патриотических идей.

Процесс глобализации охватывает все стороны жизнедеятельности не только государства, общества, но и каждого его члена, оказывая на них комплексное воздействие. Одним из наиболее эффективных каналов реализации такого воздействия являются современные информационные технологии, представляющие собой реальную угрозу национальной безопасности любой страны. Национальная безопасность подразумевает не только экономическую и военную, но и информационную безопасность. Патриотизм и забота о национальной безопасности на основе информационного превосходства важны не только сами по себе как ценности гуманистического мировоззрения. Их нужно лучше осознавать и культивировать, поскольку они предохраняют нас от порой незаметного, но весьма опасного соскальзывания в сферы национализма, ксенофобии и изоляционизма. Во всех этих социальных феноменах заключены семена ненависти, раздора, фанатизма и, в конечном счете, они могут обернуться геноцидом собственного народа. Поэтому знание и способность критического осмысления информации представляется важной проблемой, стоящей перед современной Россией, патриотами страны.

Каждая историческая эпоха ставит новые задачи перед системой патриотического воспитания молодежи, связанные с теми проблемами, которые ей придется решать в эпоху своего взросления и реализации “зрелости”. Принципы выработки “общенациональной задачи-идеологии” должны предполагать, прежде всего, осознание каждым гражданином общественной значимости своей жизни. Каждый должен иметь чёткие ответы на вопросы - к чему идём? ради чего живём? какие ценности защищаем?

Очевидно, что сегодня Россия не защищена от угрозы дестабилизации общественно-политической ситуации посредством внешних информационных факторов, из-за того, что в стране инновационные информационные технологии используются не должным образом. Вместо того, чтобы использовать мобильный и обычный интернет как источник полезной научной информации, молодежь, 24 часа, 7 дней в неделю, проводит в разделе «чат», тратя при этом миллионы рублей. Подавляющее большинство населения страны не умеет пользоваться компьютером, однако, практически все граждане страны активно пользуются мобильными телефонами. Важно понять, что внедрение в России высоких технологий, обеспечивается транснациональными корпорациями, учитывая, что пользователи не будут использовать их для последовательного развития наравне с другими странами, а станут агентами популизации идей и нравственных ценностей империалистических стран.

Глобализация культуры посредством информационных технологий имеет только одну цель - ликвидировать историческую самоидентификацию, как сказал З. Бжезинский в “Великой шахматной доске” (1999), провести “редефиницию” и осуществить расчленение России. Поэтому из обязательной части программ русской литературы в школах убираются ключевые произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, А.П. Чехова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, М. Горького, М.А. Шолохова и т.д. Сокращается программа изучения Великой Отечественной войны как достойного примера патриотизма народов России. Министерством образования и науки страны, осознанно или неосознанно, развернута “война” против русской литературы и в целом русской культуры.

Основная задача любого государства на современном этапе - повышать свой статус в мире и обеспечить выживание народа в физическом, экономическом и культурном плане. Подобная цель также стоит  перед каждым членом общества. Исторический опыт показывает, что это возможно только в том случае, если общественные институты, одним из которых является высшая школа вообще и патриотическое воспитание в частности, дееспособны. Традиционная задача, присущая системе образования: сохранять в обществе интеллектуальное состояние отдельных индивидуумов на уровне, необходимом и достаточном для решения задач в области жизнеобеспечения, безопасности, развития самого государства, основанного на идеях патриотизма. Происходящее сегодня в высшем образовании Российской Федерации имеет мало общего с рациональным использованием инновационных технологий в развитых, постиндустриальных странах. Вместо внедрения адаптивных, прогрессирующих тестов, практикуется стандартная, дезадаптирующая студентов система тестирования, вызывающая объективное недовольство у студентов и профессорско-преподавательских коллективов вузов. Такая практика приводит к дефундаментализации и дегуманизации традиционной системы образования. Противостоять этим процессам - патриотический долг граждан страны.

Образование вообще, и патриотическое воспитание в частности, должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в государственной политике России. Доминантами патриотического воспитания должны стать традиционные ценности России: воспитание совести и долга, готовности служения отечеству, трудовое воспитание, воспитание уважения к родителям и предкам, к родной литературе, формирование “корневого человека” по Флоренскому, воспитание исторического самосознания, а на современном этапе развития страны, патриотический долг граждан видится в преодолении информационно-технической неграмотности, что должно базироваться на критическом осмыслении всех информационных нападок на страну. Это сложная и великая задача, стоящая перед страной. Граждане России должны опереться на уникальный духовный потенциал, базирующийся на великих традициях культуры и патриотизма народов России.

В условиях современной информационной войны, патриотическое воспитание в России должно стать приоритетной задачей как для государства, так и для всех честных людей, патриотов. “На войне как на войне”, если она даже носит духовно-информационный характер. Но правила ведения такой войны отличаются от традиционных.

В XXI в. войны ведутся в информационном пространстве, это нужно основательно осознать. Пора понять, что при отсутствии критического мышления все мы являемся объектами манипулирования информационно-развитых стран и ТНК. Мало кто задается вопросом - почему СМИ кормят культуру всевозможными средствами развлечений? Почему в стране так расцветает индустрия развлечений, в то время как образование ухудшается из года в год?

Когда мы найдем ответы на подобные вопросы и будем противостоять этим процессам, независимость и национальная безопасность России будут обеспечены значительно лучше.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

 

1Арыстанбекова А. Глобализация. Объективная логика и новые вызовы // Международная жизнь. № 4-5. - 2004.

2Лебедева М. М. Мировая политика: Учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс. - 2007.

3См.: Загайнов Е. «Справедливая глобализация». Международно-правовые аспекты // Международная жизнь, - М., № 5. - 2005.

4Семененко И.С. Глобализация и социокультурная динамика: личность, общество, культура // Политические исследования. – 2003 // www. Polistudies.ru/fulltext/2003/1/2.htm.

5Поповских П. Безопасность России: вчера, сегодня, завтра. // Главная тема. № 4. - 2005.

6Клемешев А.П. Регион в условиях глобализации. Вестник ВГУ. Серия гуманитарные науки. № 2. - 2005.

7Мюллер Ф. События в Чечне, вокруг нее и мировое сообщество // http://www.ca-c.org/journal/cac-10-2000/25.mull.shtml.

8Этос глобального мира. – М., - 1999.: www. аrchipeiag.ru/text/019.htm.

9Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. – М., - 2003.

10Энциклопедический словарь / Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А., http: // www. cultinfo.ru /fulltext/1/001/007/077/77377.htm

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

©НАНА: литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт журнала «Нана» обязательна.