http://www.nana-journal.ru

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН

Пресс-эстафета "ЧР - ДОМ ДРУЖБЫ"


Проблема отчуждения человека от труда... Печать Email

Исмаилова Хава,

студентка 2-го курса юридического факультета специальность социальная работа ЧГУ, г.Грозный, Чеченская Республика

В современном обществе проблема отчуждения от труда стоит довольно остро и достаточно активно обсуждается. Известно, что данная проблема впервые была исследована в работах представителей немецкой классической философии. Первые исследования по этой проблематике принадлежат Карлу Марксу. Он рассматривает капиталистическое устройство общества, критикуя его с позиций гуманизма: именно при капитализме достиг своей крайней степени процесс отчуждения человека от средств производства, от процессов производства и, как следствие, от своей человеческой сущности.

Человек, создавший машинное производство, стал рабом машины, придатком к ней. Рабочая сила превратился в продаваемый товар.

Отчужденный труд (труд по принуждению, подневольный) Маркс рассматривает в четырех аспектах.

Во-первых, рабочий использует материалы, взятые у природы, и получает в результате труда нужные для жизни предметы, вещи, продукты труда. Ни исходный материал, ни продукты ему, рабочему, не принадлежат – они ему чужие. Чем больше исходных материалов перерабатывает рабочий и чем больше вещей, продуктов он вырабатывает, тем больше мир предметов, ему не принадлежащих, «чуждых» ему. Природа становится для рабочего только средством труда, а предметы, вещи, которые создаются в производстве, средствами жизни, физического существования. Они подчиняют себе рабочего, он полностью от них зависит.

Во-вторых, сам процесс трудовой деятельности для рабочего принудителен. Он не имеет выбора: работать ему или не работать, поскольку не может иначе обеспечить возможность существования. Но такой труд – это «не удовлетворение потребности в труде, а только средство для удовлетворения всяких других потребностей».

В-третьих, труд подневольный, как показывает Маркс, вообще отнимает у рабочего «родовую жизнь». «Род человеческий живет в природе. Сам человек – природное существо, его жизнь неразрывно связана с природой». Но для рабочего, наоборот, труд – лишь средство для поддержания собственной индивидуальной жизни, а отнюдь не жизни «рода».

В-четвертых, подневольный труд порождает отчуждение между людьми. Рабочие чужды друг другу, поскольку они конкурируют за возможность трудиться, чтобы жить; тем более рабочие чужды тому, кто заставляет трудиться и отбирает продукт труда. Этот человек не зависит от рабочего, властвует над ним и управляет им.

Отчуждение – это процесс отделения от людей и результатов их деятельности, которые становятся неподвластными человеку и даже господствующими над ними. В чем же заключается отчуждение труда? В том, что труд является для рабочего чем-то внешним, не принадлежащим его сущности; рабочий не развивает свободно свою физическую и духовную энергию, а разрушает свои духовные силы. К. Маркс считал, что рабочий чувствует себя самим собой только вне труда, а в процессе труда он чувствует себя оторванным от самого себя. В силу этого, труд его не добровольный, а вынужденный, это – принудительный труд. Возможности применения принуждения определяются объективными обстоятельствами, т.е. наличием у работника базисных потребностей, от которых зависит его существование. «Именно базисные потребности человека могут выступить сферой его зависимости от субъекта, который сможет поставить их реализацию под прямой или косвенный контроль. В этом отношении «человек экономический» действительно «объектен» [1, с.432]. Однако такое принуждение не может способствовать высокой трудовой отдаче, проявлению подлинного энтузиазма и творческих потенций работника.

Вынужденная мотивация представляет собой внутреннее побуждение человека к труду, но под воздействием системы отрицательных стимулов в условиях ограниченной свободы ради удовлетворения, прежде всего, витальных потребностей существования. Можно заставить человека работать, но нельзя заставить его хотеть работать. В условиях жесткого внешнего принуждения «отмирают», прежде всего, высшие социогенные потребности в творчестве, самореализации, достижениях.

Проблема отчуждения труда стоит остро и в современном чеченском обществе. В ранние времена чеченцы занимались земледелием. Они сеяли зерновые: кукурузу, пшеницу, ячмень, а также выращивали лен для производства тканей. Параллельно с этим, занимались скотоводством, создавали разнообразные орудия труда. Развиты были косторезное дело, гончарное и текстильное производства, на высоком уровне были металлообработка и производство металлических изделий, в том числе и украшения из бронзы.

Особенно славились чеченские оружейники. Например, чеченское холодное оружие пользовалось большим спросом не только на Северном Кавказе, но и в других регионах.

Сегодня мы редко встретим кузнеца, гончара, землевладельца и т.д. В настоящее время человека интересует не сам процесс труда, а скорее – результат. То есть происходит отчуждения труда.

Утрачивается также культура взаимопомощи чеченцев – т.н. «белхи».

Приведем пример: «Задумал, скажем, труженик построить дом, но он не в состоянии это сделать усилиями только семьи. На помощь односельчанину приходили все, кто был в состоянии хоть чем-нибудь помочь. С песнями и шутками закипала работа – и глядишь, дом уже готов. К тому времени хозяйка накрывала на стол. «Белхи» превращался в праздник новоселья для труженика» [2, c.99].

В настоящее время культура взаимопомощи «белхи» и эмпирический опыт старших поколений остаются в прошлом, поскольку произошла их утрата.

Одна из форм отчуждения общества от труда – появление новых технологий, переход к машинному производству.

В средние века, например, через структуру мастерской цеха складывалась неповторимая система подготовки человека к уникальному труду, к труду как искусству, мастерству. Основанием этой системы является сохранение еще не нарушенной связи человека с природой, что мы наблюдаем сейчас. Содержание труда определялось стремлением к мастерству, к доведению профессионализма до уровня искусства.

В новых условиях неизбежно происходит умножение сфер покоренных техникой, но это приводит к новой ситуации, при которой само общество вынуждено измениться.

Чеченское общество незаметно для себя приобретает новые черты в социальном становлении, становясь зависимым от машин. Происходит утрата прежнего опыта в разных профессиональных сферах. С появлением новых технологий радикально меняется отношение к труду. Труд превращается в наемный труд, продаваемый. Там, где прежде был трудоемкий и, одновременно, приносящий эстетическое удовлетворение, позволяющий человеку использовать свое личное мастерство, процесс («Дело мастера боится»), теперь оказывается работа как затрата энергии, приводящая к производству («выпуску» вовне, отчуждению) продукта.

Появление машин во многом облегчило труд людей, они получили большую свободу и минимизировали физические затраты. Но это же обстоятельство повлияло коренным образом не только на их быт, организацию труда, но также и на их мышление и мироощущение. Труд как таковой обезличен.

Например, человек хочет получить высокооплачиваемую должность и, в том числе, престижную, не потому, что ему нравится это работа или она может удовлетворить его творческие или духовные потребности, а потому, что этим трудом занимаются многие и получают материальную прибыль. Иными словами, человек незаметно для себя отчуждается от своих личных желаний, становясь, «как все».

Как известно, важным показателем, характеризующим уровень социально-экономического развития территорий, является занятость населения. Безработица в стране так же является т.н. внешней формой отчуждения. Среднегодовая численность занятых в экономике республики в 2011 г. составляла 312,9 тыс. человек. По данным ТО ФСГС Чеченской Республики, в 2011 г. из общей численности занятых в экономике 156,1 тыс. человек работали в частном секторе, причем занятость в нем постепенно росла. По официальным данным, на рынке труда с января по сентябрь 2012 г. произошло снижение численности зарегистрированных безработных.

В Российской Федерации уровень безработицы в 2012 г. составил 5,5%. Большинство безработных граждан не имеют возможности получить оплачиваемую работу постоянного характера [3, www.mtchr.ru]. Это связано также и с отсутствием достаточной квалификации работников, что является одним из важных элементов качественной характеристики безработицы.

Основной причиной сохранения напряженности на рынке труда и безработицы является недостаточность вакантных рабочих мест.

Причина очевидна – экономический кризис в России дает о себе знать, поэтому время бурного роста занятости, к сожалению, прошло.

Таким образом, рассматривая проблему отчуждения труда в современном обществе, мы приходим к следующим выводам:

– утрачивается творческая составляющая трудовой культуры;

– процесс труда заменяется на результат производства;

– отчуждение труда человека способствует возникновению социальной напряженности, которая способствует росту безработицы, так как происходит замена ручного труда на машинный;

– человек отчуждается от продукта своего труда, от своей жизнедеятельности;

– удаление человека от собственной сущности, процесс его прогрессирующего обесчеловечивания;

– отчуждение человека от человека, которое характеризуется кризисом отношений, нарушением коммуникативных связей и одиночеством;

– отрыв непосредственных производителей от земли, превращение индивидуальной собственности орудия труда в собственность отчуждаемую, отрыву работника от орудий и результатов его труда и, наконец, превращению трудящихся в наемных рабочих – собственников только индивидуальной способности к труду.

 

Список использованной литературы:

1. Андреев И.В. Экономическая психология. – 2000. – С. 432.

2. Арсалиев Ш.М. Этнопедагогическое наследие чеченцев в связи с проблемой общности народно-педагогической культуры вайнахов. – 2008. – С. 486.

3. Садулаев С.Б. Рынок труда Чеченской Республики. Мероприятие в области занятости населения [www.mtchr.ru]. Электрон. версия печат. публ. URL:http://mtchr.ru/news/rinok-truda-CHechenskoy-Respubliki-Meropriyatiya-v-oblasti-zanyatosti-naseleniya-.html (дата обращения: 09.10.2012).

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

©НАНА: литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт журнала «Нана» обязательна.