http://www.nana-journal.ru

Мы в соц.сетях

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН


Трансформация семейных ценностей традиционной чеченской семьи Печать Email

П.У. Кагирова, студентка 4 курса юридического факультета ЧГУ (специальность «Социальная работа»)

Научный руководитель: Э.С. Абдулаева, к.филос.н., доцент кафедры теории и истории социальной работы

Анализ положения семьи в современном обществе позволяет сделать вывод о том, что в условиях любых кризисов семья была и остается наиболее устойчивым в историческом контексте социальным институтом. Однако наряду с этим приходится признать, что современная семья переживает сложный период развития: осуществляется переход от традиционной модели семьи к новой, меняются виды социальных отношений. Происходит интенсификация количества разводов (распадается каждый второй-третий брак); увеличивается число одиноких матерей; снижается рождаемость.

Возникнув когда-то как основная форма жизнеустройства, семья первоначально сосредотачивала в себе все основные функции по обслуживанию человеческой деятельности. Сегодня же, разделяя эти функции с другими институтами, семья столкнулась с тем фактом, что сейчас трудно выделить некоторый специфический вид деятельности, который может осуществлять только семья или который может быть произведен только в семье. В связи с этим встает вопрос, остается ли семья фундаментом, социальным институтом, вне рамок которого существование человека в современном мире невозможно? [1, 68]

С древнейших времен семья является объектом исследования многих ученых. Социологи и антропологи сравнивают семейную структуру в разных обществах по шести параметрам: форма семьи, форма брака, образец распределения власти, выбор партнера, местожительства, а также происхождение и способ наследования имущества[2, 62].

Одним из первых исследователей исторических типов семейно-брачных отношений был американский историк и этнограф Л. Морган (1818-1881), который большую часть своей жизни провел среди индейских племен, сохранивших многие архаические формы жизни. Он, проанализировав исторический и этнографический материал, установил, что на смену первобытному состоянию, когда внутри племен господствовала неупорядоченность отношений между мужчиной и женщиной, пришла кровнородственная семья, которая и стала первой ступенью семьи. Затем, важным этапом в развитии семейно-брачных отношений стало появление так называемой парной семьи. По мнению Моргана, это произошло в период между дикостью и варварством. Приняв довольно-таки устойчивый характер, парная семья привела к моногамии, то есть единобрачию [3, 34-99]. После прохождения такого же этапа, и у чеченцев в эпоху цивилизации возникает форма единобрачия, основанная на господстве мужа и созданная с целью рождения детей[4, 10].

По мнению Маркса и Энгельса, под влиянием промышленной революции семья является местом, где осуществляется экономическое производство и перераспределение материальных средств[5, 64]. «Моногамия, – пишет Ф. Энгельс, – возникла вследствие сосредоточения больших богатств в одних руках, а именно – в руках мужчины, и из потребности передать эти богатства по наследству своим детям» [6, 10]. Это означает, что с появлением частной собственности и накоплением богатств мужчине было важно устранить все сомнения относительно происхождения его наследников. Поэтому женщина отдается в его полное подчинение. Возникает патриархальная семья, где глава семьи держит в своей власти и жену, и детей. Она-то и явилась первой, устойчивой и почти универсальной формой семейных отношений. Ведь другой она быть просто не могла, так как по своим физическим возможностям женщина уступает мужчине и, следовательно, должна подчиняться его воле. По своему естеству женщина призвана быть матерью, хранительницей домашнего очага [7, 166-167].

Но никогда, ни при каких обстоятельствах роль и права женщин в чеченском обществе не были ущемлены. В доме чеченца жена была и остается полноправной хозяйкой. Свободная от тяжелых и опасных работ, она всецело посвящала себя семье, воспитанию и образованию детей, заведовала домашним хозяйством [8, 13]. Причем в семье и в быту, в процессе воспитания подрастающего поколения она свято следовала высоким нравственным идеалам своего народа. В этом и состояло величие ее миссии как хранительницы обычаев, традиций, всей духовно-нравственной культуры вайнахов.

Теперь – в XXI веке – женщина получает свой, не зависимый от мужа, источник существования. Ее экономическая зависимость от мужа либо ослабевает, либо упраздняется вообще. В век индустриализации и глобализации наблюдается все более широкое вовлечение женщин в различные сферы общественной жизни. И как же все это отражается на семейных отношениях, если женщина, имеющая семью и детей, целый день проводит на работе? Конечно, с одной стороны женщины обретают экономическую независимость и способность самореализоваться. С другой стороны, эту деятельность все еще трудно сочетать с семейными обязанностями, функциями матери и домохозяйки, так как на женщину возложено не только воспитание детей, заведование домашним хозяйством, но и уход, забота по отношению к старшим.

В нашей республике, как и в других обществах, где нормой является патрилокальное местожительство, новобрачная уходит из семьи и живет в семье мужа или поблизости от дома его родителей, тем самым сохраняется связь с родителями мужа. А вот, например, в США большинство молодоженов предпочитают неолокальное местожительство – это значит, что они живут отдельно от своих родителей [11, 63]. И когда возникает конфликт в семье, то, как правило, разрешить или способствовать его разрешению бывает некому. В то время как в чеченских расширенных семьях, в случае разногласия супругов, старейшины легко урегулируют семейный конфликт.

Ослабляет прочность браков и малое количество детей в семьях. Это вызвано как экономическими, так и социальными причинами. Сегодня семьи имеют потребность преимущественно в одном ребенке, но силы и средства, которые они осознают необходимыми вложить в этого ребенка, резко возрастают. «Инвестиции в детей» предполагают большие расходы, и обеспечение достойного уровня жизни затрудняется [12, 69-70]. Другой причиной нестабильности семейных отношений является так называемая «романтическая любовь»: как правило, она длится только какое-то, весьма непродолжительное, время и, как считают исследователи, недостаточно прочна для брака, заключаемого до конца дней [13, 168].

Ни для кого не секрет, что в последнее время за этой «романтической любовью» гонится современная молодежь, о чем свидетельствуют практически все социальные сети («Одноклассники», «В контакте», «Твиттер», «Фейсбук», «Мой мир» и так далее), в которых молодые виртуально знакомятся, общаются, а нередко – после недолгого «интернет-романа» – женятся и выходят замуж. Так устанавливаются неустойчивые (в большинстве случаев) брачные отношения. Такой вид знакомства и общения противоречит традициям, нормам и обычаям чеченцев. У нас с древних времен существовал свой обычай знакомства молодых людей – это созыв молодежи на «синкъерам», «ловзар», «белхи»…Эти формы знакомства укрепляли взаимоотношения как между молодыми людьми, так и между их будущими родственниками. Даже намек на вольное и непочтительное отношение как по отношению к девушке, так и с ее стороны, был недопустим.

В нашей республике одной из причин нестабильности семейных отношений было то, что до недавних времен существовала «мода» на похищения невест. Таким образом, постепенно устанавливались новые формы брака: путем похищения невесты, путем купли ее и путем соглашения [14, 13]. Эти формы брака сохранялись в чеченском быту до недавнего времени, пока Глава Чеченской Республики Рамзан Ахматович Кадыров официально не заявил, что старинный псевдо-обряд похищения невест должен быть раз и навсегда искоренен, потому что умыкание невест (похищение человека) противоречит как российскому законодательству, так и чеченским традициям, канонам Ислама. Глава также дал распоряжение правоохранительным органам по поводу наказания за факт похищения невесты: это деяние приравнивается к похищению человека (статья 126 УК РФ), которая предполагает от 4-х до 20-и лет лишения свободы; кроме того, на семью виновника будет наложен штраф в размере 1млн. руб. С ним согласился и весь чеченский народ. Ведь нередко в связи с похищением невесты родственники обеих сторон объявляли друг другу вражду и даже кровную месть [15]. И о каких семейно-родственных взаимоотношениях могла идти речь? Эти меры возвысили роль и значимость чеченской женщины как в семье, так и в обществе.

Хочется надеяться, что в будущем эти и другие меры позволят укрепить будущие семьи, так как молодые люди, вступая в брак, будут подходить к священному бракосочетанию ответственно и они будут воспитаны в уважении как друг к другу, так и к родственникам с обеих сторон – то есть в соответствии с исконными чеченскими традициями.

Совершенно очевидно, что сегодня именно семья выступает островком стабильности, источником защиты своих членов. Ослабление ее не в интересах общества, поэтому нужно оказать действенную помощь этому важнейшему социальному институту, без которого оно не может существовать.

 

 

Литература:

Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Издание второе. – Т. 21. – Государственное издательство политической литературы. – М., 1961. – 176 с. [3].

Мамакаев М. А. Чеченский тайп в период его разложения. Грозный, – Чечено-Ингушское книжное издательство, 1973. – 100 с. [4] [6] [14].

Попов С.Г. Социальный менеджмент: учебное пособие. – М.: Издательство «Ось -89», 2009. – 160 с.[1] [5] [10] [11] [12].

Человек и общество: Дополнительные материалы к учебнику. 10-11 кл.: Пособие для учащихся общеобразовательных учебных заведений/ Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Е.И. Жильцова и др.; Под редакцией Л. Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – 2-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 224 с.[7] [13].

Электронный ресурс (http://yandex. ru)[9] [15].

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

©НАНА: литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт журнала «Нана» обязательна.