http://www.nana-journal.ru

Мы в соц.сетях

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН


Мастер Печать Email

Фатима Абдурзакова, руководитель литературно-драматической части Государственного русского драматического театра им. М.Ю. Лермонтова

В этом году исполняется сорок пять лет со дня выпуска первой Чечено-Ингушской студии, окончившей факультет драматического искусства Ленинградского Государственного института театра, музыки и кинематографии. Выпуск актеров с высшим профессиональным театральным образованием – это было большое событие  в тогдашней культурной жизни республики.

 

1957 год… Период массового возвращения чечено-ингушского народа к родным очагам, год восстановления  своей автономии, год высокого подъема их духа  в результате освобождения из-под морального и физического гнета сталинско-бериевского режима, год роста и стремления народа к свободной жизни и равноправию. Именно в этот временной отрезок ярко выражалось стремление молодежи к учебе.  Связано это было, в первую очередь, с возвращением на Родину, что вдохнуло в них новую силу и пробудило чувство ответственности и обязанности перед своим народом.

С восстановлением Чечено-Ингушской АССР одной из главных задач было восстановление культурной сферы. Значительная роль в деле ее возрождения принадлежала министру культуры ЧИАССР Вахе Татаеву. Именно он стал инициатором  создания национальной студии при ЛГИТМиКе, которая должна была составить костяк будущего театра.

Так, в 1957г. на  факультет драматического искусства актерского отделения  Ленинградского Государственного института театра, музыки и кинематографии была набрана национальная студия Чечено-Ингушетии при Классе доцента Е.К. Лепковской и старших преподавателей И.Я. Совельевой и В.В. Петрова.  Первые дипломированные актеры: М.А. Давлетмирзаев, К.М. Анасов, М.А. Дакиев, М.А. Дудаев, О.А. Зангаев, Ю.Н. Идаев, Т.М. Исаева, Р.М. Исаева, Р.Х. Исрапилова, С.С. Котиев, С.А. Мамилов, З.А. Минкаилова, Р.Б. Паскаева, А.Х. Садаев, Т.А. Саиева, И.А.Умхаев, Н.Д. Хаджиева, Р.Ш. Хакишев, М.М. Цицкиев, Л.Л. Чукушева – стали кумирами нескольких поколений.

Я неспроста начала рассказ о первой национальной студии, ведь именно в этой кузнице талантов сделал свои первые шаги человек, с которым связана целая эпоха в истории чеченского театра. Речь пойдет о профессиональном режиссере, чеченце, который был признан одним из сильнейших режиссеров в Советском Союзе... Это Мималт Мусаевич Солцаев. Именно его  профессиональный режиссерский подход поднял  Чечено-Ингушский театр им. Х. Нурадилова на высокий уровень сценического искусства. С началом творческой деятельности Мималта Мусаевича в родном театре начался расцвет  театрального искусства Чечено-Игушетии; являясь профессиональным творцом, он вписал в историю театрального искусства чеченского народа самые яркие и запоминающиеся страницы.

Отучившись два семестра с земляками на актерском отделении ЛГИТМиКа, Мималт Мусаевич переводится на режиссерское отделение в Класс профессора Г.А. Товстоногова (и.о.доцента А.И. Кацмана). Пробуя себя у Мастера в качестве начинающего режиссера, Мималт понимает, что режиссура – это то, чем он будет заниматься в жизни… Уже в 1962 году Мималт оценивает дипломные этюды своих земляков-актеров  как начинающий режиссер.

Свое мастерство студенты  продемонстрировали в дипломных спектаклях: «Ромео и Джульетта» В. Шекспира, «Стрекоза» М. Бараташвили, «Два цвета» А. Зака и И. Кузнецова, «День рождения Терезы» Г. Мдивани, «Мохсолт» А. Хамидова.

Являясь одним из самых трудолюбивых (за это и любимым) студентов своего педагога, в 1963 году (по окончанию учебы) Мималт получает приглашение Георгия Александровича в БДТ (Ленинград). Помогая педагогу в работе в течение двух лет после выпуска, Мималт знакомится с Кириллом Лавровым, с которым у него впоследствии складываются прекрасные отношения – и профессиональные, и чисто человеческие. «Это были настоящие личности, а главное – гениальные! С Кириллом Лавровым мы всегда были вместе, работая бок о бок», – вспоминает Мималт.

В 1965г. Мималт получает приглашение из Татарстана, где начинающему режиссеру предлагают возглавить драматический театр  республики в качестве главного режиссера. Мималт покидает Ленинград и уезжает в г. Казань. После успешного дебюта в Татарстане Мималта Мусаевича приглашают в Чечено-Ингушский драматический театр им. Х. Нурадилова на должность художественного руководителя.

«Учитель меня долго уговаривал, доказывая, что Ленинград – это то место, где я должен начать творческий путь как режиссер-постановщик», - вспоминает сегодня Мималт. На вопрос: «Почему Вы не остались в культурной столице у мастера первой величины?» – Мималт спокойно отвечает: «Я хотел посмотреть мир, хотел понять, как все устроено в других театрах!»…

С приходом в Чечено-Ингушский драматический театр им. Х. Нурадилова Мималт Мусаевич Солцаев переосмысливает и меняет идейное содержание репертуарного предложения. По мнению многих театроведов, театр из социально-бытового превращается в театр героической романтики и высокой поэзии. Профессионал высочайшего уровня, он привносит в театральное действо единство и строгость композиции. М.М. Солцаев, возглавив театр, определяет концепцию творческой деятельности коллектива следующим образом: «Во все времена подлинный театр занят воспитанием именно подлинной культуры человека, совершенствованием его личности, формированием его гражданских устремлений. Мы стремимся быть таким театром. В нашем понимании, это театр больших страстей, глубоких мыслей и широких обобщений. Нас привлекают мужественные и сильные люди: веселые, умные и страстные. Мне кажется, у нас есть свой почерк, своя манера общения со зрительным залом. Наш язык – символика: мы хотим обращаться не только к разуму, но и к взволнованным чувствам человека. Наш стиль – скульптурность и динамика. Мы стремимся к театру героико-романтическому, поэтическому».  Режиссер обращается к лучшим произведениям национальной драматургии: осуществляет постановку спектаклей «Асланбек Шерипов», четвертый вариант постановки пьесы классика чеченской литературы Саида Бадуева «Петимат», «Бессмертные» А. Хамидова. Его авторскому перу принадлежит пьеса «Бешто» по одноименной повести С. Бадуева, на основе которого осуществляется постановка «Бешто». Многими критиками было отмечено, что театр дерзнул стать на стезю, ведущую коллектив от бытового жанра национальной драматургии  к более философски насыщенным произведениям. Путь этот был нелегким, но театр ждали новые открытия.

Героико-романтическая тема в репертуаре Чечено-Ингушского театра того периода предполагала масштабность философских обобщений в решении проблемы «человек-общество».

Своеобразным экзаменом творческой деятельности М.М. Солцаева в Чечено-Ингушетии стали  первые гастроли в столицу страны. Летом 1971 г. театр представил искушенному зрителю свой гастрольный репертуар. Хотя названия пьес: «Асламбек Шерипов» М. Солцаева, «Бессмертные» А. Хамидова, «Петимат» С. Бадуева, «Бешто» М. Солцаева, «Нефтяники» Н. Музаева - мало что говорили столичному зрителю, сами спектакли – своей героической романтикой и высовим уровнем постановки – покорили сердца самых заядлых театралов. Каждый вечер – только драма, героическая или романтическая. «В спектаклях М.М. Солцаева проявлялись неповторимые творческие особенности коллектива – стремление к искусству высокой героики и патетики, – писал в своей статье «Театр героической темы» Н. Путинцев. – Темперамент режиссуры, эмоциональность актерского исполнения – все было направлено на выявление больших идей, мыслей и чувств».

По возвращению с гастролей, вызвавших эмоциональный всплеск в театральных кругах столицы, Солцаев обращается к мировой классике. В 1972 году он начинает работать с творчеством французских драматургов, заостряя  внимание на пьесе «Сид» Корнеля. Чувствуя потребность в выявлении общечеловеческих проблем, он успешно справляется с постановкой мировой классики и продолжает двигаться вперед.

1970-е годы Мималт приступает к постановке самой репертуарной пьесы того периода – «Ричард  III», выстраивая своего шекспировского героя. Ответ на вопрос, каким показал М. Солцаев своего героя в спектакле «Ричард III», можно найти в статье театроведа Р. Ташаевой, которая пишет: «Главный конфликт, к которому обращается режиссер, – это трагическое противоречие между талантом и способом его проявления. Солцаев показал Ричарда сильной, талантливой натурой, полной творческих сил. Ричард выделяется среди всех колоссальной внутренней мощью. Театр отказывается от изображения внешнего уродства – нет ни горба, ни хромоты, ни сухой руки. Ричард предстает в спектакле абсолютно полноценным человеком – умным, мужественным и красивым».

Режиссера М. Солцаева всегда волновала  проблема взаимоотношений личности и общества. Его привлекали сильные, неординарные личности. В 1982 г. Солцаев обращается к образу Ленина. Он пишет собственную композицию из произведений А. Корнейчука, Н. Погодина, К. Тренева, М. Шатрова. Спектакль «Лениниана» участвует в IV Всероссийском смотре драматургии и театрального искусства народов СССР, посвященном 60-летию образования СССР.

Среди театров, участвовавших в этом смотре, был и Ленинградский БДТ со спектаклем о Ленине «Перечитывая заново», поставленным учителем Солцаева – Георгием Александровичем Товстоноговым. Как свидетельствует периодика, для организаторов фестиваля был риск в том, что два спектакля о Ленине оказались на одной афише, – они имели заметное сходство в композиционном подходе к материалу. Спектакль БДТ состоял из предельно насыщенных эпизодов жизни вождя – избранных страниц  из произведений А. Корнейчука, Н. Погодина, М. Шатрова и В. Логинова. Невольно состоялся спор-диалог Мастера и Ученика, и Ученик этот спор выиграл.

В своей статье «Фестиваль дружбы» П. Романов пишет: «Спектакль режиссера М. Солцаева – скорее поэтическая оратория, нежели психологическое исследование. Эмоциональное, страстное исполнение М. Давлетмирзаева заразительно, прежде всего, потому, что выстроено по принципу высокой поэтической образности». За спектакль «Лениниана» режиссер М. Солцаев и актер М. Давлетмирзаев получили  высшую награду – Госпремию РСФСР.

Подведением итогов почти 30-летней творческой деятельности Чечено-Ингушского театра после его возрождения стали гастроли в 1984г. в Москве и в 1986 г. в Ленинграде. Гастрольная афиша театра состояла из драматургического материала различной жанровой направленности. На суд зрителей были вынесены такие спектакли, как: «Из тьмы веков» И.М. Базоркина, «Инспектор ОБХСС» М.М. Солцаева, «Иду в путь мой» А. Проханова и Л. Герчикова, «Ревизор» Гоголя, «Когда арба перевернулась» О. Иоселиани. Вся творческая интеллигенция Москвы и Ленинграда в один голос  подтвердила слова, которые произнес в свое время М. Швыдкой: «Не часто происходят встречи с искусством не просто самобытным, но столь осознанным и истинно возвышенным. М. Солцаев обладает вполне определенными личными творческими пристрастиями!» Важно отметить, что все рецензенты гастролей в Москве и Ленинграде  подчеркивали высокое профессиональное режиссерское решение, профессиональную грамотность, подлинный историзм спектаклей, о чем бы они ни рассказывали: о римском древнем периоде, событиях минувшего века или сегодняшних  драмах.

Этот период в истории театрального дела можно назвать «золотым веком» - это было время, когда начался расцвет театра, на театральные подмостки вышли первые профессионально подготовленные актеры, перед которыми стояла задача приобщить чеченцев к профессиональному театральному искусству, а столичному зрителю показать самобытную культуру народа.

Кульминацией творческой  деятельности Мастера стал составленный ведущими театроведами страны рейтинг, согласно которому в пятерку  сильнейших театральных режиссеров СССР вошел Мималт Солцаев… Это была Победа и Мималта и Победа чеченского театра.

Начало 1990-х годов перевернуло все в жизни этой гениальной личности. Начавшийся вооруженный конфликт оборвал все творческие и жизненные планы мастера. В ходе войны Мималт потерял все – жену, дом, театр, любимую работу. По приглашению МК РФ он выехал в Москву, где начал педагогическую деятельность при Московском Государственном институте культуры и искусства. Проработав несколько лет в институте,  Мималт добивается открытия чеченской студии при МГИКиИ. Понимая необходимость подготовки молодых профессиональных кадров, он лично приезжает в Грозный и в палаточных городках беженцев проводит кастинги и отборочные туры. Отобрав 25 одаренных девушек и юношей, Мималт создает судию «Нахи» при МГИКиИ. Талантливый режиссер и педагог, он стремился воспитать из учеников личностей, пробудить у студийцев чувство стиля, помочь в изучении особенностей культуры других народов: пластики, манер, этикета. Первой работой М.М. Солцаева и чеченской студии «Нахи» в стенах Московского института культуры стала постановка «Ромео и Джульетта» В. Шекспира.  «На нас приходили смотреть все студенты института, - делится  один из выпускников, - … и нам было очень приятно, когда комиссия  высоко оценивала наше мастерство. У нас был стимул, мы знали, к чему  должны стремиться!»

В 2006 г., по приглашению Министра культуры Чеченской Республики, Мималт Мусаевич вернулся со студией в республику. Возглавив творческое руководство Государственного русского драматического театра им. М.Ю. Лермонтова, Мималт приступил к постановке своей авторской работы «Рыцари Кавказских гор», основанной на мемуарах доктора политологии Абдурахмана Авторханова и произведениях классика русской литературы М.Ю. Лермонтова. Всем нам известен солцаевский почерк - сочетание яркой индивидуальности и высочайшего профессионализма. Однако, учитывая сегодняшние непростые реалии, условия, в которых приходится творить Мастеру, многие сомневались, что спектакль будет принят Художественным советом. Но Мималт смог в очередной раз доказать и высокий уровень собственной режиссуры, и высокий уровень сценического мастерства вверенного ему театрального коллектива. Результат многие могли оценить в Новочеркасске на Фестивале «Комплимент», где театр получил награды в пяти номинациях: 1. Автору - за самое страстное и актуальное произведение; 2. Лучший актерский дуэт (образ Бей-Булата Таймиева, созданный Б.-А.Вахидовым); 3. Лучший актерский дуэт (образ г-ла Ермолова, созданный А. Марисултановым); 4. Диплом участника фестиваля; 5. Диплом за преданность театральному делу. По числу наград авторское и режиссерское полотно Мималта Солцаева получило первое место. Это была очередная победа Мастера…

Еще одной победой стало приглашение театра на фестивальную площадку театра «Балтийский дом» в  Санкт-Петербурге. Организаторы фестиваля «Встречи в России» были удивлены смелостью театра, готового принять участие в столь престижном театральном форуме на международной площадке «Северной Венеции». К сожалению, в Петербурге нет ни Учителя, ни Кирилла Лаврова, однако есть те, кому не безразлична судьба театрального коллектива, которым руководит выдающийся Мастер - Мималт Солцаев…

 

От автора

Смысл жизни.

В повседневной суете, когда, как дворняга, занят погоней за собственным хвостом, трудно остановиться и задуматься. Данные вопросы кажутся необъятными и непостижимыми для человеческого сознания. А тут еще «умные люди» словом «философия» стараются всех запугать. По их мнению, публикации на подобные темы являются узкопрофессиональными – для самих писателей…

Но ведь каждый человек, помимо воли, задумывается о своей Жизни и Смерти, о Добре и Зле, о Любви и Ненависти.

От этих мыслей никуда не спрятаться.

Да, можно всех, и себя в том числе, запутать в научной терминологии, обильно истекая ею в забытьи…

Но не всегда такое поведение считаешь достойным.

Когда постоянно находишься на пороге смерти, почему-то пропадает желание «умничать». Изыски – не самый подходящий стиль для откровенного разговора. Хочется о самом главном сказать простыми искренними словами.

Написать для читателей.

Потребность в этом у меня появилась после того, как отчетливо понял, что независимо от того, во дворце или в каморке живет человек – дверь, ведущая к Истине, находится рядом с ним. При этом Истина для всех одна. И ваши личные воспоминания – золотой ключик к ней.

Пробегая по чужой судьбе, задумайтесь о своей.

Мысли о прошлом – единственный надежный мост в будущее.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

©НАНА: литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт журнала «Нана» обязательна.