http://www.nana-journal.ru

Мы в соц.сетях

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН


Национальный театр – школа родного языка Печать Email

Хеди Берсанукаева, театровед, доцент, зав. кафедрой «Актерское искусство»,

зам. председателя СТД ЧР, засл. работник культуры ЧИАССР

 

Творческая жизнь Чеченского драматического театра им. Х. Нурадилова в течение многих лет была тесно связана с именем известного писателя, общественного деятеля, драматурга, автора неувядающей блистательной комедии «Бож-Али» – Абдулхамидом Хамидовым.

В 1938 году А. Хамидов, в составе чечено-ингушской студии, уехал учиться в Москву, в Государственный институт театрального искусства им. А.В. Луначарского (ГИТИС), с тем, чтобы реализовать свою давнюю мечту – связать судьбу с театром. Именно здесь, в стенах одного из старейших и известнейших театральных вузов бывшего Союза, под руководство прекрасных педагогов, учеников выдающихся реформаторов театрального искусства К.С. Станиславского и В.Н. Немировича-Данченко, был заложен фундамент поразительного творческого роста Хамидова, именно здесь получил огранку его удивительный природный талант – актера, писателя, переводчика, общественного деятеля и, главное, драматурга. Его произведения – комедии «Похождения Мохсолты», «Абубешар», «Выгода Гирамсолты», «Дурга и Дарга», «Платье туда – платье сюда», «Экзамен» и, безусловно, венец его творчества – блистательная комедия «Бож-Али», драматические пьесы «Девушка с гор», «Бессмертные», «Совдат и Дауд», сказки «Сизокрылый голубь», «Черный Хожа», при всем их жанровом разнообразии, объединяет одно – их народность, так как автор черпал свои идеи из фольклора - неиссякаемого живительного источника. А потому неудивительно, что его произведения, неизменно востребованные зрителем, стали гордостью и украшением национального театра. Спектакли, поставленные на основе его пьес, выливались в превосходные актерские работы – как для мастеров сцены, так и для начинающих артистов. Хамидов всегда был близким, родным театру человеком. Он знал его изнутри, знал его возможности, его роль и значимость в сохранении родного языка – главного фактора наличия нации, народа. Потому и остался он в памяти народа как Мастер слова, ревностный хранитель родного языка, народных обычаев, традиций, его помнят и любят за бескорыстное служение родной культуре, помнят как человека, болеющего за судьбу родного театра...

6 июля 1969 года трагически оборвалась жизнь этого замечательного человека, талантливого драматурга, прозаика. Но, будучи патриотом и человеком, всецело охваченным одной лишь страстью – театром, он в свои неполные пятьдесят лет успел сделать очень многое. Масштаб его дарования еще подлежит изучению. А сила его обаяния, покорявшая сердца – всегда с нами. Сколько ни слушаешь воспоминания современников о нем, не устаешь дивиться его мудрости, таланту, покоряющей глубине и простоте суждений о самых сложных проблемах и перипетиях нашей жизни.

Память возвращает нас к далекому 1965 году, когда «Бож-Али» впервые был представлен на суд зрителя на сцене национального театра поистине звездным составом исполнителей: Муталип Давлетмирзаев (Бож-Али), Тамара Алиева (Зулай), Альви Дениев (Сутарби), Асет Исаева (Майма), Яраги Зубайраев (Абубешар), Хулимат Мустапаева (Бабаци), Юсуп Идаев (Рамзан). Игра актеров была так совершенна, диалоги настолько выверены и отшлифованы, а образы героев настолько узнаваемы, настолько, если можно так сказать, народны, что зрители буквально стонали от хохота, а овации были настолько бурные, что, казалось, вот-вот обрушатся видавшие виды своды зрительного зала.… А на следующий день после премьеры газеты пестрели восторженными откликами, смысл которых сводился к комплиментарному заключению: подобный спектакль мог бы украсить любой театр России. И в самом деле: редко бывает так, чтобы театр на протяжении многих лет был привязан к одному спектаклю. «Бож-Али» – именно такой спектакль-долгожитель. Комедия, написанная в начале 60-х, впервые поставленная режиссером  П. Харлипом, а затем – неоднократно – и Мималтом Солцаевым, народным артистом, лауреатом Государственной премии РСФСР им. К. Станиславского, и народным артистом ЧР, лауреатом Фонда возрождения и развития чеченской культуры Бай-Али Вахидовым, сегодня, как и 40 с лишним лет назад, продолжает вызывать восторг и оставаться самым любимым и востребованным спектаклем нескольких поколений зрителей.

Занимательный, захватывающий сюжет комедии основан на семейно-бытовых, нравственно-этических проблемах, на столкновении старого и нового, что придает спектаклю яркую сценичность и особый национальный колорит, выраженный, прежде всего, в богатой оттенками интонаций, сочной чеченской речи, едва ли не доминирующей над сюжетом. Хамидов поражает редким владением народным языком. Реплики героев «Бож-Али» столь естественны, столь метки, что кажется, будто они не сочинены, а рождаются по ходу действия, экспромтом. Нерв драматургии Хамидова держится на том, как персонаж существует в слове. Речь героя поверяется его поступками, поведением. Именно на пересечении этих двух элементов раскрывается подлинная суть характера героя. И открытия эти у автора бесконечно разнообразны. Речевой колорит – самый устойчивый прием автора в создании образов.

«Простонародность» Хамидова проявляется в его языке, в использовании разных приемов для создания национального типажа. Все у него истинно национальное, ярко характерное, чисто чеченское. В основном, именно речь делает узнаваемыми типы персонажей, именно богатство и колорит языка обеспечили этой постановке успех, возвели ее в ранг классики. Все, что показывают артисты на сцене, органично, убедительно и, главное, так смешно!

На протяжении многих лет эта работа – визитная карточка театра. Несмотря на свою долгую сценическую жизнь, «Бож-Али» и сегодня остается самым любимым и востребованным спектаклем. Сценические интерпретации его были разными, но неизменным оставался дух живой, полной юмора народной комедии. Зрители старшего поколения помнят постановку, в которой участвовал замечательный актерский ансамбль первых исполнителей. Это было поистине блистательное созвездие народных и заслуженных артистов ЧР и РФ. Со временем в спектакль были введены новые исполнители, которые с честью продолжили традиции своих предшественников: Раиса Гичаева, которая вышла на сцену в роли Маймы после кончины своей матери - Асет Исаевой; Зулай Багалова, ставшая второй исполнительницей роли Зулай; Муса Джандаров, срочно введенный на роль Сутарби после трагической гибели всенародного любимца и его близкого друга Альви Дениева. В роли Бож-Али в разные годы выходили на сцену народный артист РСФСР М. Дудаев, народный артист ЧР Х. Азаев, но неизгладимо в памяти зрителей разных поколений то впечатление, которое оставила игра первого – непревзойденного по силе актерского перевоплощения – актера Муталипа Давлетмирзаева.

К великому сожалению, многих актеров из первого состава исполнителей спектакля уже нет среди нас, но память об их вдохновенном творчестве жива…

Режиссер-постановщик спектакля М. Солцаев, актеры М. Давлетмирзаев, З. Багалова, А. Дениев удостоены почетных дипломов Министерства культуры СССР и Всероссийского театрального общества. Говоря о Хамидове, его творческом наследии, нельзя обойти вниманием имя известного чеченского режиссера, заслуженного деятеля искусств, лауреата Государственных премий РФ и ЧР Руслана Хакишева, возглавляющего сегодня Чеченский драматический театр в качестве художественного руководителя. Он внес значительный вклад в дело пропаганды произведений Хамидова, осуществив в разные годы постановки концертных программ к юбилейным вечерам его пьес «Совдат и Дауд», «Бессмертные». В них блистали наши кумиры Дагун Омаев, Нелли Хаджиева, Альви Дениев, Зулай Багалова, Муталип Давлетмирзаев, Муса Дудаев и др. А спектакль «Бессмертные», его режиссер-постановщик Р. Хакишев, исполнители основных ролей Д. Омаев, Н. Хаджиева, А. Дениев, С. Мамилов, Л.-А. Хациев, М. Дудаев, А. Джамаев удостоены почетных дипломов Министерства культуры СССР и Всероссийского театрального общества.

В самые тяжелые годы депортации, на чужбине, в невероятно трудных условиях Хамидов сумел по крупицам собрать духовное наследие чеченского народа, объединить представителей творческой интеллигенции общей целью. Благодаря его упорству и гражданскому мужеству, был возрожден Чеченский государственный ансамбль песни и танца «Вайнах», начала издаваться газета «Знамя труда», на казахском радио зазвучала чеченская речь, исполнялись дорогие нашему сердцу вайнахские песни. Вся эта многогранная работа велась параллельно с попытками обратить внимание власть предержащих на проблемы депортированных: было направлено обращение на имя Сталина, в котором говорилось о судьбе чеченского народа, о его стремлении вновь обрести Родину, о проблеме сохранения национальной культуры и искусства вайнахов.

И сегодня, когда вопросу сохранения и развития чеченского языка уделяется особое внимание, возрождение интереса к творчеству Хамидова весьма актуально и своевременно. И в этом плане трудно переоценить значение его комедии «Бож-Али» - настоящей трибуны, школы родного языка, национальной культуры.

Вполне вероятно, что «Бож-Али» станет тем весомым аргументом, который позволит преодолеть разногласия по поводу роли родного языка в нашей жизни и вернуть принадлежащее ему по праву главенствующее место в духовной жизни народа. Яркое тому свидетельство – неизбывный интерес к спектаклю, полные залы не только в нашей республике, но и далеко за ее пределами.

Хамидов и в самый трагический период истории чеченского народа стоял на страже духовности нации, ее истоков, и прежде всего – родного языка.

А потому сохранить театр Хамидова сегодня в его первозданном виде – наш долг, наша профессиональная задача.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

©НАНА: литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт журнала «Нана» обязательна.