http://www.nana-journal.ru

Мы в соц.сетях

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН


Поэт природы Печать Email

 

 

Аманды Абасович Асуханов. Народный художник Чеченской Республики, заслуженный художник Республики Дагестан. Родился в 1939 году в Гудермесе. Детство и юность будущего художника прошли в Казахстане.

В 1961 году Асуханов поступил в Махачкалинское художественное училище им. Джемала. С 1966 года работы Аманды Абасовича экспонировались на 73 выставках, 29 из которых были персональными. С этого же времени художник постоянно живет и работает в родной республике. Не покидает он ее и во время военных кампаний.

С 1968 года Асуханов – член Союза художников СССР.

 

 

Имя чеченского живописца Аманды Абасовича Асуханова известно не только в России, но далеко за ее пределами. Картины мастера находятся в частных коллекциях и музеях Казахстана, Турции, Сирии, Италии, Чехии, Голландии, Великобритании и многих других странах мира.

Такая широкая известность неудивительна, ведь, как сказал народный поэт Чеченской Республики Шайхи Арсанукаев, «Асуханов – поэт, воспевающий природу, и природа на его полотнах поет».

В творческой коллекции живописца львиную долю занимают пейзажи. Он воспел природу Сибири, Башкирии, Дагестана, Северной Осетии, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Ингушетии, других уголков света, в которых успел побывать. Сам Аманды Абасович не раз признавался, что любит путешествовать. Своими учителями живописец называет Поленова, Левитана, Репина и Серова. Искусствоведы отмечают, что природа Сибири или средней полосы России в его творчестве – это продолжение традиций русской классической живописи, а его коллеги по творческому цеху говорят, что «русскую природу он рисует вовсе не как кавказец». Синий, лазоревый, изумрудный, переходящий в ярко-золотистый, – от великолепия цветовой палитры мастера может закружиться голова…

Известно, что самое главное для любого творческого человека – это чтобы его творения находили отклик в душах людей. Талант Асуханова дарит зрителю чудные пейзажи, уносит в мир гармонии цвета, в который хочется окунуться с головой, раствориться в нем…

Посетители выставок живописца, проходивших за пределами его малой родины, с удивлением обнаруживали, что на картинах Асуханова горы не стреляют – они укрывают от посторонних глаз влюбленных («Лунная ночь»), защищают дома («Аул. Дагестан»). Аманды Абасович открывает зрителю настоящий Кавказ – гордый, прекрасный, гостеприимный, – вызывая, по признаниям многих, желание приехать в эти чудные края, где издревле проживают добрые и красивые люди, угоститься великолепным шашлыком из молодого барашка и выпить бокал молодого вина за всеобщее здоровье…

Не мог обойти художник и тему войны, которая безжалостным катком прошлась по Чечне. Картины «Нефтяной техникум», «Центр Грозного», «Лицей №2», «Улица Мира», «Чеховка» и другие запечатлели безмолвное горе израненной земли и души целого народа. Многие работы мастера из этой серии стали реликвиями, потому что тех мест, что запечатлены на них, уже нет – их сровняли с землей.

«Военные» полотна Асуханова настолько поражают зрителей, что после того, как на одной из выставок живописец увидел у этих картин плачущих женщин, он решил больше не показывать их неподготовленной публике.

В мае-июне 1995-го, когда военные действия в республике еще продолжались, Аманды Асуханов открыл свою персональную выставку. В то время у художника оставалось всего 50 работ – пейзажи Северного Кавказа. Эти полотна сохранились только потому, что в октябре 1994 года в Стамбуле проходила его выставка и работы после ее закрытия просто не успели прибыть на родину. Причем организаторы выставки решили, что художник погиб, и раздали картины своим друзьям и знакомым, но потом вернули их все Аманды. Тогда же в Стамбуле художник встретил земляков, которые учились в одном из турецких университетов. Они пригласили в Бурсу. Там Аманды познакомился с адвокатом, выходцем с Кавказа, и со своим коллегой – турецким художником Метином. В Бурсе в течение одного года художник провел три выставки.

Самому живописцу тема слепой в своей жестокости войны, уничтожающей все без разбора, знакома как никому: в 95-м в Грозном погибла его мастерская, а вместе с ней – 150 картин, которые художник берег для республики, холсты, кисти, краски, более двух тысяч книг по искусству и свыше 500 этюдов…

Тем не менее последующие работы мастера полны веры в то, что народ справится с бедой, залечит раны, не ожесточится. И израненная, но не убитая земля даст силы новым поколениям, и они смогут исцелить и память, и жизнь своей родины.

Уверенность в этом мастер кисти несет на протяжении всей своей нелегкой жизни.

 

Его приглашают в Турцию и Финляндию, готовы дать гражданство, но художник не соглашается: он уверен, что по-настоящему заниматься творчеством можно только на родине.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

©НАНА: литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт журнала «Нана» обязательна.