http://www.nana-journal.ru

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН

Пресс-эстафета "ЧР - ДОМ ДРУЖБЫ"


Традиционные промыслы чеченцев Печать Email

В помощь преподавателям ДШИ и ДХШ

Методическое пособие

Составитель: Муртазалиева З.А.,

член Союза художников России,

методист по художественному образованию

Учебного отдела ГБОУ ДПО

«Учебно-методический центр повышения квалификации работников культуры и искусства»

 

Знакомство с традиционными промыслами чеченцев рекомендуется начинать с посещения Национального музея ЧР. Работники музея, истинные патриоты и профессионалы своего дела, дадут необходимую информацию по любому из представленных экспонатов. Несмотря на прошедшие войны и последовавшее за этим варварское расхищение национальных реликвий, им удалось собрать и сохранить богатый музейный фонд.

Национальный музей в этой эстафете делает все, чтобы «сохранить соединяющий ток живой традиции между прошлым, настоящим и будущим, между сменяющими друг друга поколениями» (A. Malsagov. Caucasian mountain folk. Old ways and new. – Moscow, 1984. – s. 33).

Собственно, в этих связях и кроется сила его нравственного и эстетического воздействия на общество. Детские школы искусств являются первым звеном в этом ряду.

Руководители школ искусств несут ответственность не только перед учениками, но и перед историей и народом, так как народное искусство – история народа в образах и символах и всегда является неисчерпаемым кладезем художественных идей для профессионального искусства.

Народное искусство актуализируется в общественном сознании как культура духовная. В родовом чувстве народного мастера таится источник духовности, позволяющий древним символам оставаться живыми, им же определяется качество искусства.

И, словно по закону сохранения энергии, природа дарит талантливых мастеров каждому народу и во все времена.

«Без культуры нет нации» – это изречение первого президента ЧР А.-Х. Кадырова не только современный лозунг, но – одновременно – предупреждение и завет. Между двумя этими ценностями стоит знак равенства. Сегодняшние мастера ДПИ, работающие практически на личном энтузиазме, являют собой пример бескорыстного служения народу. В каталоге «Мастера декоративно-прикладного искусства Чечни» – Грозный-2008 представлено искусство прикладников всех народов, проживающих сегодня на территории Чечни. Это такие мастера, как:

Абдуллаев Индарбек Закриевич, работает с деревом;

Абдулхамидов Апти Магомедович, изготавливает мебель и холодное оружие, кинжалы, сабли;

Абдулхамидов Адам Аптиевич – ученик Абдулхамидова Апти;

Ажмулаева Сакинат Наурдиевна – ковровшица, работает с войлоком;

Арбиев Иса Саид-Алиевич – резьба по дереву;

Дадашева Мака Кориевна – работает в традициях чеченского ковроткачества;

Дадалаева Сарет Месировна – мастер прикладного искусства, ковроткачество;

Дибирова Куржан Сериевна – мастер по художественной обработке металла;

Дибиров Джабраил Вахидович – ковроткачество, гончарные изделия, гобелены;

Джабраилов Алхазур – изготавливает бытовую мебель;

Дукуев Шамиль Хизирович – декоративное панно, сувениры;

Ильясов Адем Ансарович – работает по дереву и металлу, изготавливает гобелены и ковры;

Ильясов Мовлади Саидович – работает по жести;

Ильясова Мака Адемовна – ткать ковры, гобелены училась у Ильясова Адема;

Исаева Анжела Магомедовна – вышивает, изготавливает гобелены, керамику, занимается росписью и резьбой по дереву, делает изделия из металла;

Исмаилов Харон Османович – изготавливает мебель, бытовую утварь;

Магомадов Саид-Ахмад Магомадович – работа по дереву;

Мальцагов Муртаз Асланбекович – работа по дереву;

Музаев Сулейман Мичирович – работа по дереву;

Мусалаева Альбина Абдулаевна – работа по металлу;

Оздоев Аслан Мустафаевич – изготавливает панно, шкатулки, посохи;

Рукманов Эмми Абдул-Мажидович – изготавливает мебель;

Савченко Зоя Александровна – вышивает и вяжет различными способами;

Сапарова Хызарув Юсуповна – войлочные ковры;

Суюнова Торлан Аргулдыевна – войлочные ковры;

Тайсумов Хусейн Магамедович – изготавливает мебель, предметы ДПИ;

Товсултанов Эдуард – в работе использует дерево, камень, кость;

Умхаев Хамид Товгаевич – занимается поделками из дерева;

Усманов Заурбек Нурланович – изготовитель художественных изделий из дерева, выжигальщик по дереву;

Усманов Нурлан Саид-Алиевич – мастер резьбы по дереву и художественной обработке металла;

Чинтаев Муслим Русланович – работает с гипсом;

Юсупов Мовлади Харонович – изготавливает мебель, уникальные музыкальные инструменты, занимается ковкой;

Юсупов Мовсар Харонович – работа по дереву, ковка железа;

Ясаев Хасен Абубакарович – работает с камнем, костью, деревом.

Эти мастера обеспечивают преемственность поколений, обучая мастерству тех, кто хочет постичь секреты ремесла – передают свое искусство, язык образов, а вместе с ним – тайное знание мира. Они проповедуют единство человека и природы, учат гармонии между ними, той родственности отношений, которая рождает творчество, выковывает могущественную жизнестойкость народов, позволяя им плодотворно и мирно соседствовать, обогащая друг друга, творить свою историю.

В «Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов» содержатся две стратегические установки:

1). «Каждый человек талантлив» – утверждение;

2). «Будет ли выявлен его талант?» – вопрос.

«Миссия государства в сфере поиска и поддержки одаренных детей и молодежи состоит в том, чтобы создать эффективную систему образования, обеспечив условия для обучения, воспитания, развития способностей всех детей и молодежи, их дальнейшей самореализации, независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи» («Концепция...». I. Общие положения. с.1).

Учебно-методический центр ЧР ведет свою работу в соответствии с установками данной «Концепции». Но, чтобы грамотно строить обучение одаренных детей и талантливой молодежи, надо знать историю декоративно-прикладного искусства. Как, из поколения в поколение, передавалось мастерство? Какими методиками пользовались мастера-педагоги «золотого века» декоративно-прикладного искусства чеченцев?

Умения в области того или иного ремесла совершенствовались и передавались методом демонстрации, пояснения, упражнений. Пяти-шестилетний ребенок учился подавать инструменты по ходу выполнения родителями тех или иных трудовых операций. С 7-8 лет он включался в работу по овладению ремеслом.

Часто наследование опыта по изготовлению изделия и творческая переработка его молодым поколением обеспечивали дальнейшее развитие ремесла и достижение высокого мастерства в нем. Мастер чувствует моральную ответственность за то, что дала ему традиция, выпестованная опытом предков. Мы всегда ответственны перед прошлым. В принципе, современные прикладники придерживаются тех же методик.

При разработке данных методических рекомендаций по ДПИ ЧР уделено особое внимание истории вопроса. Знакомство учащихся непосредственно с музейным фондом ЧР по теме «Традиционные промыслы чеченцев», которая включает в себя: шорный промысел, шелковичное производство, ремесла по обработке металла, камня, дерева, кожи, производство льна, суконное производство, а также изготовление одежды, обработка шерсти, войлоки и бурки, секреты изготовления башлыков, черкесок, ковроткачество, орнаментальное творчество, ювелирные украшения.

Строгий функционализм – наиглавнейший из приоритетов народного искусства чеченцев. На протяжении длительного времени вырабатывался отдельный тип изделия со своими технологическими особенностями и художественным оформлением, строго отвечавший своему предназначению. Форма, размер, орнаментальная отделка удивительно рациональны и обусловлены логикой той функции, которую они выполняют в быту. Эти благородные качества являются драгоценным наследием для развития современной художественной культуры чеченцев.

Чеченцы изготавливали изделия для себя, на заказ и для продажи на рынке.

Исследователь-путешественник Д. Семенов свидетельствовал: «Многие изделия горцев отличаются изяществом вкуса. Превосходная работа галунов, выделка сафьяна и кожи, конская сбруя и разные украшения на оружии – все совершенство этих изделий не плоды образования и развития, но единственно следствие натуры горца. Все это делается со вкусом и старанием не из расчета, не на продажу, но для удовлетворения собственного чувства прекрасного. Стоит сравнить работу горца с работой наших крестьян или даже наших городских мастеровых, чтобы убедиться в дарованиях горцев».

Венгерский ученый-этнограф 19 века Жан-Шарль де Бесс писал: «Чеченские женщины демонстрируют много вкуса и мастерства в своей работе. Украшения одежды и обуви, выполняемые из галуна, золотых и серебряных нитей, поражают своим совершенством».

Горская одежда не только выдержала испытание временем, но и снова вошла в моду в начале 21 столетия. Самой экстравагантной моделью в этническом стиле стала кавказская черкеска. Модельеры 2008 года рекомендовали ее носить с тонкой хлопковой футболкой, белой рубашкой и рваными голубыми джинсами. Почему это важно знать обучающейся молодежи? Потому что диалог с прошлым продолжается. Воспитание – это всегда диалог. Диалог между мастером и учеником. В этом и заключается секрет педагогического успеха мастеров прошлого. Не отвлекаясь на теорию, которой у них и не было, они всецело отдавались любимому делу и увлекали за собой учеников.

Научить таланту невозможно, но помочь ребенку признать свой талант и понять себя, значит приобщить его к прекрасному. Этот принцип является стержнем, вокруг которого строятся образовательные программы. Талант ученика можно развить только при наличии в школе атмосферы педагогической поддержки, ориентированной на сохранение личностной индивидуальности через предоставление права приобретать собственный познавательный опыт и права быть аутентичным, то есть быть Самим Собой.

Именно такая аутентичная личность реализует себя, свою неповторимую индивидуальность и ценит ее в других, познавая все новое и становясь все более открытой и отзывчивой.

Тематический план:

 

1. Народное искусство – тайное знание мира, единство человека и природы.

2. Кустарная промышленность.

3. Шорный промысел. Изготовление сбруи, седла, пояса, ногаек. Три способа обработки кожи.

4. Выделка ремней.

5. Плетение и ткачество. Чеченское шелковичное производство.

6. Вышивка золотом по шелку.

7. Функционализм – наиглавнейший из приоритетов народного искусства вайнахов.

8. Обработка шерсти. Шерсть как оберег.

9. Производство изделий из войлока, шкур, овчин.

10. Бурка. Пастушечья, ходовая, бурка с косицей и нарядная бурка. Белая бурка.

11. Башлык. Бешмет.

12. Чеченское суконное производство.

13. Черкеска. Особенности цветовой гаммы.

14. Искусство окрашивания тканей.

15. Ковроделие. Ковроткачество.

16. Войлочные ковры. Истанги.

17. Орнаментное творчество вайнахов.

18. Узорчатые истанги. Приемы изготовления. Истанг с вшитым узором. Зеркальный прием.

19. Мужской костюм.

20. Лен. Изготовление льна.

21. «Лежиг» – кожаный мешок для переноски муки и зерна.

22. «Хурджины» – переметные сумы. Переправа на бурдюках через р.Терек.

23. Женская одежда. Свадебное платье.

24. Ювелирное дело. Сочетание различных способов ювелирной отделки: скань, чернь, зернь.

25. Бронзовые женские украшения – ожерелья, кольца, нагрудники, серьги, подвески, пряжки для ремней.

26. Музыкальные инструменты. Трехструнный дечиг-пондар. Старые меха.

ВОЙЛОК

 

Традиционно людьми «войлочной цивилизации» считают скифов, сарматов, тавро-сарматов, амазонок и их потомков: печенегов, хазар. Их так и называли – «люди войлока».

Наличие неплохо развитого скотоводства обусловило распространение в Чечне промыслов, связанных с переработкой продуктов животноводства, прежде всего – с обработкой шерсти. Из овечьей шерсти на простом деревянном станке чеченские женщины изготавливали грубошерстное сукно.

Ткацкие станки сохранялись в чеченских семьях очень долго, практически до 30-х годов 20-го века. Из грубого сукна делали мешки, переметные сумы, изготавливали веревки и паласы, а из тонкого сукна шили верхнюю одежду. Чеченские войлоки и бурки считались на Кавказе лучшими.

Бурка не имеет аналогов в мире. Это очень древний вид верхней одежды: еще 2 300 лет назад греческий историк Геродот, посетивший Кавказ, нашел здесь народ, носивший бурки или, как он их называл, «черные плащи», о чем и поведал в своей работе. Греки так и называли этот кавказский народ «черными плащами» («меланхлены»).

Если 2 300 лет назад Геродот нашел такой народ в «черных плащах», остается только догадываться о древности «войлочной цивилизации» у чеченцев.

Народные промыслы чеченцев, самобытные и высокохудожественные, играли существенную роль в хозяйственной жизни с древнейших времен. Одной из основных черт традиционной бытовой эстетики вайнахов была установка на добротность, качественность вещи и вместе с тем легкость и удобство пользования ею.

Чеченские бурки отличались плотностью и легкостью, что обусловлено тщательным выщелачиванием их в источниках. На склонах Терского хребта в избытке имелись горячие щелочные минеральные источники, в которых шерсть промывалась перед поступлением в производство. Шерсть делилась на два сорта – длинную, идущую на «основу», и короткую, идущую на поперечные нити – «уток». Затем шерсть сучили. На заготовку пряжи на одно изделие уходило 10 дней. Готовое сукно мыли в теплой воде с мылом, уваливали его (ногами) и сушили.

 

Варкой мыла занимались преимущественно в лесной, горной полосе. Каждая хозяйка варила его только раз в году, в количестве одного пуда. Местное горное мыло с виду напоминало известковый камень. Но оно пользовалось большой популярностью и ценилось даже дороже, нежели русское заводское, к которому относились с пренебрежением.

 

Технология ручного производства была нелегкой. Например, процесс изготовления бурок довольно сложен. Укатанную бурку подвергали обработке щеткой с железными остриями, что придавало ей взлохмаченный вид. Затем бурку красили в котле с дубовой корой и купоросом, после чего ее промывали в реке, высушивали на солнце и вновь взрыхляли расческой, а внутреннюю сторону слегка обжигали над костром, отчего она становилась снаружи лохматой, а изнутри гладкой. В заключение бурка с помощью ножниц получала округлую форму. Нет аналога чеченской бурке. Невозможно даже представить себе ее модернизацию.

Извечно стремление человека к красоте. Но красота не должна требовать жертв. Она должна, как писал Ф.М. Достоевский, спасать мир, если суть ее – Добро. Однако современные технологии в погоне за мнимой красотой рушат гармонию мира.

 

Народное искусство – это сама природа. Высоко в горах, в полной гармонии с природой, создавались самые необходимые бытовые изделия, которые по прошествии веков превратились в образцы высокого искусства. Солнце, чистый горный воздух, минеральные источники, природные красители, высокая духовность и золотые руки – вот те «технологии», которыми бережно и с любовью пользовались мастера прошлого.

 

«Войлочная цивилизация» не архаичная история, которую изучают специалисты, она и сегодня живет в домах, где ценят удобство, уют и предметы высокого искусства.

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

©НАНА: литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт журнала «Нана» обязательна.