Для восстановления архива, сгоревшего в результате теракта 04.12.2014г., редакция выкупает номера журнала за последние годы.
http://www.nana-journal.ru

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН

Пресс-эстафета "ЧР - ДОМ ДРУЖБЫ"


Особенности социально-педагогической деятельности в Чеченской республике Печать Email

М.У. Кагирова, студентка 2 курса юридического факультета ЧГУ (специальность: «Социальная работа»)

Сегодня, на фоне обострения экономических, политических и социальных проблем и, как следствие, резкой деградации культурных и моральных ценностей, роста подростковой преступности и асоциального поведения детей в обществе, особую актуальность приобрели вопросы недопущения кризиса института семьи, помощи семьям, где имеются дети с ограниченными возможностями здоровья, семьям, ведущим девиантный образ жизни... В совокупности весь спектр проблем способствовал тому, что социально-педагогическая деятельность в целом становится все более значимой для общества, а профессия социального педагога – все более востребованной. 

Развитию социально-педагогической мысли в отечественной литературе способствовали труды таких ученых и общественных деятелей, как Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.Н. Джуринский, В.М. Петров и др. Среди западных исследователей следует отметить И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта, А.В. Дистервега и др. Из истории известно, что каждое поколение, каждый народ создавали свою систему воспитания. В науке существует несколько концепций происхождения воспитания. Так, эволюционно-биологическая теория объясняет воспитательную деятельность людей первобытного общества присущим для высших животных инстинктом заботы о потомстве. Другие теории связывают происхождение воспитания с появлением у детей бессознательного инстинкта к подражанию взрослым.

Некоторые современные исследователи (в частности, А.Н. Джуринский) делают акцент на качественных социальных характеристиках, которые отличали человеческое воспитание при его зарождении в виде особого вида деятельности.

В.М. Кларин, Г.Б. Корнетов, А.М. Лушников, В.М. Петров и другие авторы утверждают, что историческая необходимость возникновения воспитания объясняется объективной, социальной по своей природе, потребностью в подготовке подрастающих поколений к трудовым функциям, что предполагало усвоение ими опыта производственной деятельности.

Именно необходимость общественного производства труда вызвала к жизни объективную потребность в воспитании. Социализация детей была направлена на их включение в систему половозрастного разделения труда.

Так, процесс становления человека и общества включал зарождение воспитательной деятельности. Завершение антропосоциогенеза означало завершение становления воспитания и превращение его в сформировавшееся социальное явление. В свою очередь, формирующееся воспитание служило важнейшим механизмом системы социального наследования, без которого социализация не могла бы получить своего завершения.

Должность социального педагога была введена в нашей стране в соответствии с решением Коллегии Государственного комитета СССР по высшему образованию от 13 июля 1990г. №14/4 «О введении института социальных педагогов».

В решении указывалось, что социально-экономические преобразования общества и образования требуют «новых подходов к воспитанию детей и молодежи в социокультурной среде, которая должна быть гуманизированной, комфортной и безопасной, способствовать позитивной самореализации, удовлетворению творческих интересов и способностей».

В этой связи, считала коллегия, необходимы новые специалисты по воспитательной работе с детьми и их родителями, взрослым населением в семейно-бытовой среде, с подростковыми, молодежными группами и объединениями. Таких специалистов и назвали социальными педагогами.

Социальный педагог – это специалист по воспитательной работе с детьми, подростками, молодежью, взрослыми, который призван создать благоприятные социальные, учебно-воспитательные условия для развития и социализации личности.

Направление его деятельности включает: во-первых, социально-психологическую помощь и поддержку личности в критической ситуации; во-вторых, организацию воспитательной и учебной деятельности.

В деятельности социального педагога принято выделять три основных, качественно различных, иерархически взаимосвязанных между собой уровня.

На макро-уровне социально-педагогическая деятельность направлена на создание в государстве определенных законодательных, нормативных, экономических, организационных и других условий для обеспечения устойчивого правового и социального положения детей и молодежи в целом.

На мезо-уровне социально-педагогическая деятельность выступает как деятельность по оказанию помощи семье и различным группам детей и молодежи со стороны социально-педагогических учреждений и организаций различного профиля. Здесь объектом является целевая группа, на которую направлена деятельность (дети группы риска, «социальные сироты», дети-инвалиды, наркоманы и др.).

На микро-уровне социально-педагогическая деятельность представляет собой непосредственную работу социального педагога с конкретным человеком (ребенком), с той или иной конкретной средой, в которой живет и развивается личность и которая способствует или препятствует ее социализации. Следует подчеркнуть, что социальная работа и социальная педагогика имеют свои цели, объект, предмет. Таким образом, в каких-то проявлениях социальная работа и социальная педагогика могут совпадать, пересекаться, а в каких-то – нет.

Мы рассмотрим подробнее практику работы социального педагога и некоторые первоочередные проблемы его деятельности.

В МБОУ «СОШ с. Кень-Юрт» общее количество учащихся составляет 363 школьника, семеро из них – дети с ограниченными возможностями здоровья – обучаются на дому. С 56-ю подростками – в возрасте от 14 до 18 лет – социальный педагог ведет социально-педагогическую работу. Социальный педагог указанной школы – Абдулшайханова Малика Вахаевна.

Малика Вахаевна окончила Чеченский государственный педагогический институт.

Решением Государственной аттестационной комиссии от 23 июня 2003 года Абдулшайхановой М.В. присуждена квалификация «Преподаватель дошкольной педагогики и психологии. Учитель английского языка».

Мы встретились с Маликой Вахаевной, и она любезно откликнулась на нашу просьбу рассказать о работе социального педагога…

– Основные направления работы социального педагога в школе заключаются в следующем:

– проверка посещаемости занятий учащимися;

– составление социального паспорта семей, учащихся, нуждающихся в социальной защите или помощи, и учащихся с девиантным поведением;

– помощь в составлении классным руководителям планов индивидуальной работы с «трудными» учащимися;

– профилактические беседы с трудными учащимися и их родителями;

– участие в проверках планов воспитательной работы с трудными учащимися, в работе Совета профилактики, административных совещаниях, малого педсовета и т.д.;

– развитие индивидуальных способностей учащихся;

– оказание психологической помощи и поддержки учащихся.

Социальный педагог осуществляет социально-педагогическую деятельность как в школе, так и на дому, работает с различными категориями населения, а именно:

1. Малообеспеченными, многодетными и неполными семьями. Моя задача – как социального педагога – состоит в том, чтобы выявлять эти семьи, ставить детей на учет в социальные службы, административные органы для предоставления социальной помощи и поддержки. Если говорить в цифрах, то среди моих «подопечных» насчитывается двенадцать малообеспеченных семьей, где дети оказываются в материально-ущемленном положении, им необходима натуральная и денежная поддержка со стороны органов власти, государства; 173 многодетные семьи; 11 неполных семей, где отсутствует один из родителей. В нашей школе на учете состоит один ученик 8-го класса, растущий без отца, который систематически пропускает занятия. Мы – социальный педагог и классный руководитель – отправились к нему домой, провели беседу с самим учеником и его матерью. Выяснилось, что мать не уделяет должного внимания воспитанию сына, к его просьбам и желаниям не прислушивается, более того, она до сих пор даже не оформила документы для получения социальных льгот, пособий на этого ребенка.

2. Семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации. Ведется практическая работа по предупреждению негативных последствий и осложнений и способствованию выхода из ситуации, в которой оказалась семья или ребенок. Такие семьи не состоят на учете в школе.

3. С учащимися так называемой «группы риска», т.е. состоящими на учете в ОДН, КДМ... К счастью, таких детей на учете в нашей школе нет. Во многом это объясняется тем, что в школе ведутся различные профилактические мероприятия по духовно-нравственному воспитанию школьников. Большую роль в воспитании школьников играют классные руководители, которые контролируют их поведение и поддерживают регулярно связь с их родителями.

Ведется также активная работа по предупреждению и профилактике правонарушений и преступлений – через различные социально-педагогические методы, который использует социальный педагог в школе.

4. С детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья. У нас на учете состоят семеро детей с ограниченными возможностями. Эти дети обучаются на дому. Надо сказать, работа с этими детьми имеет свою специфику и свои сложности, значительную часть которых составляют проблемы материально-технического оснащения: нехватка развивающей литературы, канцтоваров, отсутствие компьютеров и, как следствие, дефицит общения – хотя бы виртуального – со сверстниками.

В своей работе мы – социальные педагоги – используем различные социально-педагогические методы. Под социально-педагогическими методами понимаются способы создания условий для положительного саморазвития и социальной защиты путем воспитательного воздействия на личность и ее поведение. Я постараюсь в общих чертах рассказать об этих методах.

Беседа. Беседа может иметь как индивидуальную, так и групповую форму. Кроме того, беседа может быть как заранее подготовленной, так и спонтанной. Беседа социального педагога со школьником позволяет выявить интересы, потребности, наклонности последнего.

Собрание. Собрание – это школа общения, оценки ситуации, приобретения коммуникативных, отчасти полемических, управленческих навыков. Собрание позволяет проводить беседы с родителями школьников, доносить до них данные о положительном или отрицательном поведении ребенка в школе.

Методы саморазвития и самореализации. Человек стремится узнать свои возможности, познать, испытать свои силы, развить способности, а сделать это можно лишь в условиях подлинной самодеятельности. Развитие социальной субъективности неотрывно от экономической самостоятельности, развертывания демократических механизмов во всех сферах жизни, максимальной реализации личностного потенциала индивидов. Здесь не обойтись без поддержки со стороны социального педагога, который позволяет ребенку самоопределиться в жизни. Интересен один из методов обучения, воспитания и развития школьников, широко применяемый в зарубежных странах (Великобритания, Канада, США). Социальный педагог в школе активизирует самостоятельность учащихся детей-инвалидов, детей-сирот, детей с девиантными отклонениями, сложными подростками – это игровые методы: игры-упражнения, драматизация, ролевые, сюжетные игры; они организовываются при изучении и гуманитарных, и естественных дисциплин. Эти игры стимулируют воображение детей, активизируют имеющиеся знания, развивают познавательный интерес. В частности, для школ создано большое количество игр, которые используются на занятиях. С помощью рисунков, схем, портретов учащиеся могут самоактивизироваться, что очень важно и необходимо для детей с ограниченными возможностями здоровья, для одиноких детей и детей, оставшихся без родителей. Этот метод позволяет коллективизировать и интегрировать детей в общество.

Использование метода саморазвития и самореализации принесло свои плоды и в нашей школе, позволив выявлять способности детей к различным сферам творческой деятельности. Так, Алаева Софият, ученица 3-го класса, обладает хорошими вокальными данными. Джамалдинова Хеда, ученица 3-го класса, очень хорошо рисует красками, ее рисунки, выставленные на ярмарке в школе, вызвали восхищение, как у детей, так и у взрослых. Абуева Инна, ученица 3-го класса, пишет стихи. Элимханов Турпал, ученик 7-го класса, имеет отличные спортивные данные...

Кроме всего прочего, работа социального педагога в школе включает в себя и ведение обширной нормативно-документальной базы, как то:

1. Справки по итогам проверки адаптации обучающихся школьников – с 1-го по 5-й классы;

2. Справки о посещении занятий школьниками;

3. Справки по результатам диагностики обучающихся;

4. Справки о состоянии профориентационной работы в школе;

5. Составляются справки о состоянии профилактической работы с трудными подростками и неблагополучными семьями;

6. Составляются акты о контрольном обследовании жилищно-бытовых условий;

7. Ведется учет школьников, которые систематически пропускают занятия.

Если факты пропусков занятий имеют место, принимаются соответствующие меры, направленные на то, чтобы выявить причины прогулов и не допустить подобного впредь. Вот один из примеров «из недавнего прошлого»: несколько учеников 8-го класса начали регулярно пропускать занятия в школе. Я отправилась домой к одному из них – для того, чтобы побеседовать с родителями. Подростка дома не было, родители утверждали, что он отправился в школу. К моим словам о том, что мальчик уже третий день не ходит в школу, они отнеслись, мягко говоря, с недоверием: принялись расхваливать своего сына, заверяя, что никуда, кроме как в школу, он пойти не мог.

После беседы с ними, возвращаясь в школу, я специально зашла в салон компьютерных игр – и не зря: мой ученик, в компании друзей, был поглощен игрой и в школу даже не собирался идти…

Мы были вынуждены принять меры: обратились за помощью к кадию села М.А. Баширову, встретились с владельцами салона видеоигр, провели разъяснительную беседу и обязали их не допускать к играм детей школьного возраста в часы занятий, предупредив, что в противном случае им грозит штраф или же, если не будут сделаны соответствующие выводы, – закрытие клуба.

 

В заключение хочу сказать, что работа социального педагога – работа сложная, ответственная, не терпящая людей случайных... Однако если тебе удается помочь хотя бы одному ребенку, когда ты видишь, как его лицо озаряет улыбка, и ты понимаешь, что в этом есть и твоя заслуга – в этот момент ты чувствуешь, что все твои усилия, потраченные время и нервы оплачены с лихвой…

 

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

©НАНА: литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт журнала «Нана» обязательна.
Поддержка сайта