http://www.nana-journal.ru

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН

Пресс-эстафета "ЧР - ДОМ ДРУЖБЫ"


Страна художника – Одиночество... Печать Email

 

 

 

Искренне, правдиво, талантливо!

/Из отзывов о творчестве Фатимы Даудовой/

 

Даудова Фатима Хамидовна

Родилась 16 марта 1975г.

1990г. – окончила Детскую художественную школу №1 г. Грозного.

1998г. – окончила Ростовский государственный педагогический университет.

С 1998г. преподает в Грозненском государственном нефтяном институте на кафедре «Архитектура»: рисунок, живопись, скульптура, современная архитектура, дизайн.

С 2001г. – член Союза художников России.

 

Стипендиат Государственной стипендии России за 2004 год.

Участница городских, республиканских, региональных, всероссийских и международных выставок.

Дебютант 2-го Всероссийского конкурса молодых художников им. П.М. Третьякова.

Заслуженный художник Чеченской Республики.

Лауреат национальной премии в области современного изобразительного и декоративного искусства России «Русская галерея XXI век», номинация «За развитие традиционного национального искусства народов России».

Участие в выставках:

– Выставка «Художники Чечни в Академии Художеств». – Москва, 2002г.

– Региональная выставка Юга России «Мир Кавказу». – Краснодар, 2003г.

– 10-я Всероссийская художественная выставка, ЦДХ. – Москва, 2004г.

– Выставка «Художники Южного Федерального Округа», выставочный зал Союза Художников. – Санкт-Петербург, 2004г.

– Международная художественная выставка, посвященная 60-летию победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, ЦДХ. – Москва, 2005г. Награждена памятной медалью выставки.

– Выставка 2-го Всероссийского конкурса молодых художников им. П.М. Третьякова, Инженерный корпус ГТГ. – Москва, 2005г.

– Фестиваль мастеров искусств «Мир Кавказу».

– Выставка «Война. Победа. Память». – Краснодар, 2005г. Награждена дипломом выставки.

– Выставка чеченских художников в Государственной Думе РФ, посвященная Дням Чеченской Республики в ГД РФ, Москва, 2009г.

– Выставка чеченских художников в рамках года России во Франции, «Диалог культур в пространстве академической школы» – в Выставочных залах штаб-квартиры ЮНЕСКО. Франция, 21 июня 2010г. Награждена благодарностью Академии художеств РФ за участие в выставке.

– Международная триеннале печатной графики. – Уфа, 2010.

– Международная художественная выставка «Здравствуй, Кавказ». – Тбилиси, 2011. Награждена почетным дипломом выставки.

– Всероссийская художественная выставка «Россия – Родина моя!». – Саранск, 2012. Награждена дипломом выставки.

– Всероссийская художественная выставка «Единение». – Нижний Новгород, 2012.

– Выставка лауреатов национальной премии в области современного изобразительного и декоративного искусства России «Русская галерея XXI век». – Москва, 2012.

Публикации в каталогах выставок:

– Художники Чечни в Академии Художеств. Каталог выставки, Москва, 2002.

– «Россия Х». Всероссийская Художественная выставка. Каталог выставки, Москва, 2004.

– «Победа». Международная художественная выставка, посвященная 60-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Каталог выставки, Москва, 2005.

– 2-й Всероссийский конкурс молодых художников на лучшее произведение реалистического искусства имени П.М. Третьякова. Каталог выставки, Москва, 2005.

– «Молодые художники России» – Всероссийская молодежная выставка. Каталог выставки, Москва, 2007.

– 1-я Премия Интернационального проекта новой и современной живописи «Выйдем за грани». Каталог выставки, Италия, сентябрь, 2007.

– Международная триеннале печатной графики, Каталог выставки, Уфа, 2010.

– Всероссийская художественная выставка «Россия-Родина моя!», Каталог выставки Саранск, 2012.

– Всероссийская художественная выставка «Единение», Каталог выставки Нижний Новгород, 2012.

Оформление книг:

А.-Х. Кадыров. «Правдивое слово»;

А.-Х. Кадыров. «Сан Даймохк – сан деган илли»;

«Р.А. Кадыров – Президент Чеченской Республики» – юбилейное издание;

А.-Х. Кадыров. «Родина – песнь моя!»;

Д. Абдурахманов. «Парламент: история и реальность»;

К. Ибрагимов. «Детский мир»;

К. Ибрагимов. «Седой Кавказ» – том 1, том 2;

А. Юсупов. «Туррий, пондаррий» и др.

20.12.2012 / 14:21

Чеченская художница Фатима Даудова стала лауреатом премии «Русская галерея – XXI век». Кроме того, она получила серебряную медаль в номинации «За развитие национального искусства народов России».

Церемония награждения лауреатов национальной премии в области современного изобразительного и декоративного искусства России прошла накануне в Москве.

Проект «Русская галерея – XXI век», направленный на поддержку художественной культуры народов России, был реализован впервые. Фатима Даудова представила на конкурс три работы из цикла «Чеченские мотивы. У родника» и оказалась среди финалистов.

С 1998 года Фатима Даудова принимает участие в выставках Юга России, во Всероссийских и международных выставках. В 2005 году она представила три свои работы на второй Всероссийский конкурс художников на лучшее произведение реалистического искусства среди молодых – не старше 35 лет – мастеров кисти. Всего на конкурс было представлено более 3 тысяч работ 1287 художников.

Литография Фатимы Даудовой «Крепость Грозная» вошла в число лучших 54 полотен конкурса и была представлена на итоговой выставке молодых художников в Третьяковской галерее. Художница занимается также оформлением книг. С 2001 года Фатима – член Союза художников России. Заслуженный художник Чеченской республики. Стипендиат Государственной стипендии России за 2004 год. Сейчас она работает в Грозненском государственном нефтяном техническом университете, доцент кафедры архитектуры.

www.grozny-inform.ru

 

Творческий человек создает свой вариант мира – как некий результат преломления действительности через призму его авторского мироощущения. Как мы, зрители, воспринимаем его творения, и насколько наше восприятие адекватно изначальному, искомому, посылу художника?

Об этом и многом другом поведала гостья нашей редакции Фатима Даудова.

 

– Фатима, как у Вас возникло желание стать художником?

 

– Надо сказать, художников, да и вообще людей творческих, профессий в нашей семье нет, то есть, в плане наследственности, предпосылок для того, чтобы стать художником, у меня не было. Но рисовать люблю с детства, и с годами эта любовь только крепла. Особенно привлекала живопись. Я окончила детскую художественную школу №1 г. Грозного, затем – Ростовский государственный педагогический университет. Так что, если говорить о том, чем я руководствовалась при выборе профессии, то ответ, думаю, прост: я просто продолжила заниматься тем, что полюбилось с самого детства.

 

– Что вдохновляет Вас, откуда Вы черпаете идеи для своих работ?

 

– Вдохновение я нахожу в окружающем мире, в книгах, произведениях других художников, в своих повседневных занятиях. Идеи таятся повсюду… Меня на творчество вдохновляет сама жизнь... чувства, все, что меня окружает, и все, что происходит рядом со мной (и не только рядом, но и во всем мире)... Художник – летописец своего времени, тех событий, которые происходят в период его пребывания в этом мире и которые он должен донести до будущих поколений. Архивы, фотографии – это одно, а вот картина художника – это его душа, вложенная в это полотно... прожитое и пропущенное через себя через свое сердце событие... Иными словами – это искреннее и правдивое отражение тех или иных событий, прожитых и прочувствованных художником... Художник пишет не красками, а своими чувствами.

 

– Чье признание важнее для художника – коллег по цеху или публики? И в чем принципиальная разница между мнением зрителя и коллеги?

 

– Мне важно признание не только зрителя, но и коллег... Потому что зритель оценивает по одним критериям, а художники – по своим. Но больше всего радует и вдохновляет, когда твои работы оцениваются, отбираются и выставляются на престижных художественных выставках. На такие крупные выставки отбор проводит выставком из известных и профессиональных мастеров. А самый профессиональный, перспективный и тщательный отбор и оценку картин художников делают музейные работники. (В детстве моими самыми дорогими критиками были родители... Их поддержка меня согревает и вдохновляет и в данное время... Все мое творчество и жизнь посвящены их памяти.

 

– Известно, что художник видит больше, чем другие люди. Как Вы думаете, насколько важно для художника обладать таким качеством?

 

– Да, действительно, часто люди смотрят и не замечают того, что видит художник. Настоящему художнику дарована способность внутреннего видения, возможность проникать в самую суть того, что скрыто от окружающих, от поверхностного взгляда. Конечно, для обычного человека отсутствие этой способности «видеть невидимое» не является каким-то минусом, так как не всем это и нужно. Для художника очень важно уметь видеть и замечать каждую деталь в окружающем мире, причем по отдельности, важно прочувствовать картину, только тогда он сможет выразить, передать людям свое мироощущение...

 

– Тому, кто способен видеть, постигать то, что недоступно для большинства, наверное, не очень просто живется?

– Верно. Конечно, духовное видение, некое, можно сказать, прозрение не облегчает жизнь в том смысле, как это обычно понимают...

 

– Выходит, художник – человек иного склада, иного мироощущения, так?

 

– Точнее, более глубокого. Не берусь судить, насколько это утверждение равнозначно для всех людей творческого склада… Но уверена, что для создания настоящего произведения искусства, мастеру нужно некоторое уединение. Он должен быть если не над толпой, то хотя бы вне ее. Чтобы не плыть «по течению», не поддаться сиюминутной конъюнктуре.

 

– Что Вам помогает жить, творить? Вы можете абстрагироваться от реалий мира? Мы пережили долгие годы войны. И это – как я могу судить по серии Ваших картин – не отпускает Вас…

 

– Желание видеть во всем осмысленность – изначальную – это помогает... Каждый из нас пережил многое… И горестей, и бед, выпавших на долю каждого из нас, было бесконечно много… Да, война не отпускает. И еще очень долго не отпустит… Но есть у меня – помимо работ военной тематики – и яркие натюрморты, и пейзажные зарисовки… Природа – Божья благодать… и она лечит душу…

 

– Да. Одна из Ваших картин так и называется – «Цветы счастья»…

 

– Скажем точнее – цветы как ожидание счастья…

 

– Вы считаете обязательным для художника профессиональное образование? Или талант всегда найдет дорогу?

 

– Талант – это искра Божья, и без этой искры вряд ли возможно создать шедевр. Однако нередко случается так, что человек, чрезвычайно одаренный от природы, оказывается не в состоянии раскрыть свой потенциал полностью именно из-за отсутствия школы (в широком смысле этого слова), незнания теории, базы. Без школы, без овладения «академическим письмом» говорить о каком-либо серьезном уровне художника не приходится. Конечно, учеба – это тоже тяжелый труд, требующий полной самоотдачи и самодисциплины, и начинающий художник должен быть к этому готов.

 

– Фатима, Вы работаете со студентами. Какие они – будущие творцы Чечни? Разнится ли мировоззрение мастеров старой закалки с миропониманием молодых, вступающих в жизнь?

– Работа со студентами, будущими архитекторами, очень интересна для меня как преподавателя... Несмотря на разницу в возрасте и в отношении к искусству, у молодых можно многому и научиться.

Мы живем по своей ценностной шкале, а они – по своей... Каждому поколению – свое. Я рассказываю им о законах живописи, ввожу их в мир искусства, но никоим образом не навязываю своих установок и не пытаюсь «установить» вектор их пристрастий в живописи. Каждый творческий человек оригинален, и у каждого – свое видение и свои способы самовыражения. Я вменяю себе в обязанность увидеть и раскрыть в них творческое начало. ...Самое главное – это свобода выбора… и в творчестве, и в жизни.

 

– Музыка и музыкальные инструменты – сквозной мотив Вашего творчества. Что для Вас значит музыка?

 

– Я отношусь к числу меломанов, очень люблю музыку – это вечная тема. Особое предпочтение отдаю таким жанрам, как минимализм, классика, экспериментальная музыка. Но мне бесконечно дороги и наши народные мелодии… Это – во мне, впитано с молоком матери…

 

– А в мировом изобразительном искусстве есть ли у Вас какие-то предпочтения? Творчество каких художников Вам близко?

 

– Творчество классиков, конечно же. Мне нравится эпоха Возрождения; поражают работы живописцев Средневековья; очень люблю русских художников – Айвазовского, Левитана, Васильева, Верейского; нравится беспредметное искусство – концептуализм и всё, что связано с настоящими поисками самовыражения (не путать с попытками дешевого эпатажа)... В каждом направлении любого периода изобразительного искусства можно чему-то научиться, найти ответы на многие вопросы, почерпнуть для себя важную информацию, познакомиться с интересными творческими поисками и техникой. Творчество любого художника заслуживает и уважения, и понимания, и признания, если оно не ведет к межнациональной розни, конфликтам и не аморально.

 

– В каком городе мира Вы хотели бы провести выставку?

– Не могу выбрать какой-то определенный город... Мир огромен, и много прекрасных и невероятно красивых мест и городов... Хотелось бы это все увидеть своими глазами, всю красоту... запечатлеть на своих картинах... Но если помечтать, то – работать в каждом красивом городе или местности на пленэре... изучать эти места, рисовать их и в итоге сделать выставки... Раньше мне очень нравились крупные города – Париж, Нью-Йорк, Рим, Мадрид и еще многие... А сейчас больше тянет на природу, в маленькие провинциальные города... Однако свою самую главную в жизни выставку – значимую! – я проведу в своем родном городе – в Грозном!

 

– Наступает ли в жизни художника момент, когда он чувствует творческую опустошенность – когда вдохновение покидает его? Чем Вы отвлекаете себя от этого состояния, или оно неведомо Вам?

– Конечно, такой момент наступает... Внутреннее состояние настоящего творческого человека зависит от многих жизненных ситуаций. Например, многим для плодотворной работы нужен стресс, некоторым необходимо состояние влюбленности, других мотивирует нужда в чем-то... – сколько людей, столько и причин для вдохновения. Но творческая опустошенность – это очень страшный период для художника и не все могут с этим справиться. Некоторых это ломает, других – делает сильнее...

У меня были такие ситуации в жизни – и не один раз... Хочу сказать, что из такого состояния можно выйти только при помощи Всевышнего и родных, близких и любимых для тебя людей... Сам – один – человек не может быть счастлив и не может выжить. Творчество, как и жизнь человека, должно быть кому-то посвящено, должно быть для кого-то, ради кого-то… иначе ни жить, ни работать абсолютно не интересно и бессмысленно…

 

– Творческий процесс требует какого-то определенного образа жизни или все дело во вдохновении, которое спонтанно?

 

– Я думаю, здесь не может быть никакого правила. Работа наша, естественно, требует упорного труда, но все же без вдохновения редко получается сделать что-то стоящее, а если и получается, то только лишь ценой огромных усилий, напряжением всех сил – и моральных, и физических.

Когда тебя что-то осеняет, вдохновляет – душа наполняется радостью, чувствуется прилив позитивных эмоций. Но вдохновение не всегда приходит само собой. Часто источником этого прекрасного духовного состояния выступает наблюдательность и постоянный труд. А если ты постоянно трудишься, наблюдательна и тебя вдруг что-то вдохновило, то у тебя обязательно что-то получится. Мне нравится высказывание Оскара Уайльда: «Искусство – это самая серьезная вещь на земле. Художник – это самый несерьезный человек».

Подобное отношение спасает от чрезмерных амбиций и помогает в периоды так называемого «творческого кризиса». Самоирония – хорошая вещь.

– Приятно, когда талантливый художник обладает чувством юмора, это видно и в Ваших прекрасных картинах, и в Вашем увлечении литературным творчеством, и в Вашем отношении к жизни. Я желаю Вам сохранить этот оптимизм и в жизни, и в Ваших новых картинах.

– Спасибо. Я тоже желаю здоровья, удачи, хорошего настроения Вам и всем любителям живописи.

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

©НАНА: литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт журнала «Нана» обязательна.