http://www.nana-journal.ru

Мы в соц.сетях

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН


Традиционная кавказская семья терпит фиаско? Печать Email

Традиционный жизненный уклад, которому следовали многие поколения наших предков, этническая культура семейных отношений вытесняются сегодня неким суррогатом, который, перекочевывая с экранов телевизоров и страниц модных журналов, словно опасный вирус, поражает наше общество. К счастью, речь пока не идет о том, что чеченцы полностью утратили национальную самобытность, кое-что, в основном, на бытовом уровне, еще сохранилось в наших семьях. Но это «кое-что» никак не соответствует тому высочайшему стандарту поведения в семье и обществе, которого придерживались наши прадеды. Мы часто слышим разговоры о преемственности поколений, о связи времен, о том, что это цепь, которая не должна прерваться, что наши старики (баккхий нах) – живые звенья этой цепи, готовые передать нам мудрость нашего народа, освященную веками, что их советы должны стать для нас руководством к действию… Но очень часто всё это остается лишь благими пожеланиями, никак не соотносящимися с грубой реальностью...                                                                                                                                                                                                                                                                                                        /Ибрагим Хизиров /

 

Малика Темирсултанова

Может, институт семьи умирает естественной смертью? Может, он противопоказан природе человека? Ведь во многих европейских странах число гражданских браков превышает число официальных. Но в нашей республике гражданские браки не признаются обществом, и потому те, что есть (а они есть), тщательно завуалированы. Работавшие раньше отлаженные механизмы уже не действуют. Сейчас многим молодым людям проблематично даже просто познакомиться. Да что вы, скажут некоторые, сейчас другие времена. Свобода, дескать. Увы, жизнь показывает, что свободу одни эксплуатируют слишком, а другие вообще не могут ею пользоваться. Так благо оборачивается злом. Значит, при нынешней свободе нужно создавать новые работающие механизмы, которые помогали бы молодым создавать семьи.

 

Почему сегодня традиционная кавказская семья терпит фиаско? Хотим мы или не хотим, ныне молодежь больше слушает музыку, смотрит телевизор, видео, а читает мало. Молодые люди, еще только помышляющие о создании семьи, уже не исключают возможности ее распада. Новая установка рождает и новый стиль отношений супругов, в соответствии с которым порой любой случайный каприз превращается в непоправимую жизненную ошибку. Очень мало мужчин, для которых высшей целью является содержание семьи, детей, совсем немного женщин, которые больше всего ценили бы материнство.  Не женственность, а материнство. Надо начать с того, чтобы мать кормила ребенка грудью, чтобы ребенок был желанным, чтобы в семье было трое, четверо детей, дабы малыш воспитывался не только родителями, но и в своей среде. Все это так естественно. Но много ли из всего этого мы видим?..

Голос естества человека, природа человека глушатся псевдоцивилизацией. Ребенок перестал быть ценностью. Никто ни о ком не хочет заботиться. Обесценилось материнство. Это могло произойти только лишь в обществе, где правит ложь, где живут по двойным, тройным - и так далее - стандартам. Говорят одно, думают другое, делают третье.

К сожалению, и материальное положение многих, являющееся чуть ли не самым главным и решающим фактором, удручает. Молодые люди не могут найти работу, а у тех, кому посчастливилось ее найти, – мизерные зарплаты. И многие не женятся потому, что не могут обеспечить будущую жену и детей. Надо бы провести социологическое исследование о влиянии фактора материальной обеспеченности на семейное положение. Думаю, результаты сказали бы сами за себя… Раньше семью содержал мужчина, а теперь роли распределились иначе. Чаще всего, по той или иной причине, главенствующую роль в семье (в отношении материальной обеспеченности) играет женщина. Отсюда и изменения в психологии мужчины, которые моментально учуяла женщина. Теперь она не рассчитывает на мужчину в материальном плане, и, что разрушительнее, не делает его культовой фигурой перед детьми. Ведь раньше часто можно было услышать: «Посмотрим, что скажет отец», «Как решит отец, так и будет». Порой жена даже бесхарактерного, безвольного, слабого мужчину перед детьми выставляла сильным. Ныне такое встречается редко, прежде всего потому, что мужчина самоустранился от забот о собственной семье. Если внимательно проследить статистику браков и разводов, нельзя не заметить, насколько часты разводы. Сегодня молодые расходятся довольно легко, если их семейная жизнь не соответствует определенному стандарту. Что же это за стандарт? Должны быть жилье, хорошая зарплата, перспективы.

Почему наша молодежь так сильно отличается от своих родителей, бабушек и дедушек? Потому что еще сто лет назад в кавказской семье были представлены три, четыре поколения, что способствовало передаче опыта, норм нравственности и жизненных принципов. Сейчас семья представлена двумя поколениями: родители и дети. В такой семье труднее воспитать ребенка, особенно если родители целыми днями на работе, а ребенок растет и развивается сам по себе.

Чтобы из детей выросли гармоничные, сильные люди, необходимо развить в них интерес к национальной культуре. Не знающий ни своей, ни чужой культуры, живущий вне всяких систем нравственности мало пригоден для создания семьи.

Почему молодые не создают семьи, а если семьи и создаются, то они довольно легко распадаются? На восемьдесят процентов эта проблема - экономическая. Наше государство не считает нужным содействовать зарождению крепкой семьи, являющейся гарантом развитого, преуспевающего общества. Человек без семьи, женщина без ребенка – проблемы многогранные и болезненные.

Когда мужчина не может содержать свою семью (даже если работает и работает высокопрофессионально), он начинает деградировать. Женщина, вынужденная нести бремя матери, жены и «снабженца»,  перестает культивировать личность мужчины - мужа-отца. В нашем обществе уже укоренился такой тип семьи, где мужчина и женщина поменялись ролями. А это уже первые шаги к утрате традиционной кавказской семьи, в которой роль кормильца  отводилась мужчине, а предназначением женщины являлось материнство…

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

©НАНА: литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт журнала «Нана» обязательна.