http://www.nana-journal.ru

Мы в соц.сетях

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН


КОНСТИТУЦИЯ ГАРАНТИРУЕТ? Печать Email

Салманов С.М., Начальник Управления аппарата Уполномоченного по правам человека в Чеченской Республике

Как известно, война – есть война, как бы официально она ни называлась: «интернациональная помощь», «контртеррористическая операция», «разрешение кризиса», «миротворческая операция» или «вооруженный конфликт», потому что на войне люди гибнут, пропадают без вести, получают ранения.

С начала 1991 года Чеченская Республика была выведена из правового поля Российской Федерации. Жители республики пережили две военные кампании: первую – 1994-1996 годов, под названием «наведение конституционного порядка на территории Чеченской Республики», и вторую – 1999-2009 годов, именовавшуюся «контртеррористическая операция».

Вооруженные силы, в соответствии с международным правом и законодательством РФ, могут привлекаться в исключительных случаях – в условиях внутригосударственного (немеждународного) конфликта – для поддержания режима чрезвычайного положения, причем оговаривается адекватность применения военной силы. Однако на территории Чеченской Республики почти все виды родов войск российской армии участвовали в вышеназванных военных кампаниях. Применялись все виды вооружений, проводились широкомасштабные военные операции, велись артиллерийские обстрелы населенных пунктов и городов, наносились массированные воздушные удары. Жертвами этих «мероприятий» стали сотни тысяч ни в чем не повинных мирных жителей Чеченской Республики разных национальностей.

Руководством России данные военные кампании именуются локальными контртеррористическими операциями. На территории Чеченской Республики даже не было введено чрезвычайное положение в соответствии со статьей 88 Конституции РФ. Из уст государственных мужей различного ранга нередко можно услышать заявления о том, что начавшаяся в 1999 году контртеррористическая операция явилась результатом агрессии против Российской Федерации. В этом случае должно было быть введено военное положение согласно статье 87 Конституции РФ.

Мирные граждане Российской Федерации, проживающие на территории Чеченской Республики, получившие тяжелые ранения в ходе двух военных кампаний и ставшие инвалидами, не признаются инвалидами войны. У данной категории граждан в графе «причина инвалидности» значится – «общее  заболевание». Тем самым, они лишены социальной защиты, предоставляемой гражданам, ставшим инвалидами в результате военных действий.

Каждый человек обладает неотъемлемым правом на жизнь. Убийство человека – это лишение жизни без надлежащей правовой процедуры, причем международным правом четко оговорена недопустимость убийства как мирных жителей, так и военнопленных. Право на жизнь – высшее право человека, это право защищается законом и никакие обстоятельства (будь то чрезвычайное положение, военные действия и т.д.) не могут служить основанием и оправданием его нарушения. Однако жители Чеченской Республики в период проведения «мероприятий по наведению конституционного порядка» оказались лишены этого основного – гарантированного Конституцией РФ – права.

Сотни тысяч мирных граждан были убиты и искалечены в результате варварского применения различных видов тяжелого вооружения (артиллерийских обстрелов, авиа-ударов и т.д.), десятки тысяч были незаконно задержаны, практически все они подвергались избиениям и издевательствам, многие из них были зверски умерщвлены, судьба тысяч до сих пор неизвестна… Первый Президент Чеченской Республики Ахмат-Хаджи Кадыров отдал свою жизнь за то, чтобы остановить истребление чеченского народа.

В статье 52 Конституции Российской Федерации сказано: «Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба».

В соответствии со статей 53 Конституции РФ «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц».

На основании данных положений Конституции РФ 5 сентября 1995 года был издан Указ Президента РФ №898 «О дополнительных компенсационных выплатах лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике».

В пункте 1 данного Указа говорится: «Оказать единовременную материальную помощь лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике, в размере 2000 рублей и семьям погибших в Чеченской Республике – в размере 20 000 рублей при сохранении гарантий и компенсаций, установленных законодательством РФ. Кроме того, лицам, которым причинен материальный ущерб, в том числе потерявшим жилье, осуществить компенсационные выплаты».

Из данного Указа Президента РФ выполнено только одно – совершены компенсационные выплаты за утраченные жилье и имущество, по постановлениям Правительства РФ от 30 апреля 1997 г. №510 и от 4 июля 2003 г. №404 соответственно, не более 120 тысяч рублей и 350 тысяч рублей, которые, согласно многочисленным решениям Верховного Суда РФ, являются мерой социальной поддержки и не являются равноценным возмещением причиненного ущерба.  В решении Верховного Суда РФ от 14 сентября 2010г. №ГКПИ10-849 сказано, что «Указ Президента РФ от 05.09.1995г. №898 предусматривает компенсационные выплаты за утраченные жилье и имущество в качестве дополнительных мер социальной защиты лиц, пострадавших в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике, а не полное возмещение стоимости утраченного жилья и имущества». Выплата компенсации не завершена и по сегодняшний день.

Правительством Российской Федерации до сих пор не разработан механизм полной компенсации за утраченные жилье и имущество, а так же отдельно за имущество гражданам, жилье которых полностью не было разрушено и подлежало восстановлению.

Положение Указа Президента РФ по выплате материальной помощи семьям погибших и лицам, пострадавшим при разрешении кризиса в Чеченской Республике, не было выполнено вообще.

В результате обращения Уполномоченного по правам человека в Чеченской Республике от 18 августа 2008 г. №В-872 с просьбой начать выплаты единовременной материальной помощи в соответствии с Указом Президента РФ от 5 сентября 1995 года №898 «О дополнительных компенсационных выплатах лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике», Президентом РФ 7 декабря 2008 года было издано распоряжение за №758-рп. В соответствии с этим распоряжением, при Министерстве юстиции РФ была образована межведомственная рабочая группа по подготовке предложений по законодательному урегулированию вопроса о компенсации вреда лицам, пострадавшим в период разрешения кризиса и восстановления конституционного порядка на территории Чеченской Республики. Сформированной рабочей группе, которую возглавил министр юстиции РФ Коновалов А.В., было предписано подготовить  предложения Президенту РФ до 1 июня 2009 года.

О бесспорном праве пострадавших в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике граждан РФ на получение единовременной материальной помощи говорится в письмах Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Лукина В.П. от 29.09.2008г. №ВЛ 28130-22, руководителя Администрации Президента РФ Нарышкина С.Е. от 01.11.2008г. №А 4-16458 П, помощника Президента РФ Дворковича А.В. от 05.02.2009г. №А 4-1645 Пад.

С июня 2009 года Уполномоченным по правам человека в Чеченской Республике направлено пять писем: три – в адрес руководителя Администрации Президента РФ Нарышкина С.Е., и два – в адрес министра юстиции РФ, с просьбой о предоставлении информации о ходе исполнения вышеназванного распоряжения Президента РФ.

На данные письма получены ответы из Министерства юстиции Российской Федерации от 15.07.2009 г. №09/8007-ДК и 20.05.2010г. №09/8485-ДК о том, что межведомственной рабочей группой разработан проект федерального закона «О компенсации вреда, причиненного в период проведения контртеррористической операции террористическими актами либо мерами по противодействию терроризму», который направлен Президенту РФ.

На письма Уполномоченного на имя руководителя Администрации Президента РФ поступил первый ответ от помощника Президента РФ – начальника государственного правового управления Президента РФ Брычевой Л.И. от 2 ноября 2009г. №А 6-6557 о том, что обращение Уполномоченного направлено в Правительство РФ.

Второй ответ от 18.12.2009г. №43069-ЕП/05 поступил от директора департамента целевых программ территориального развития Министерства регионального развития Российской Федерации Потапенко Е.А. о том, что обращение Уполномоченного письмом №42112-ВТ/05 на имя заместителя министра регионального развития РФ Токарева В.А. от 14.12.2009 г. по принадлежности направлено в Министерство здравоохранения и социального развития РФ.

Третий ответ от 12.03.2010 г. №9106-ЕП/05 вновь пришел от директора департамента Потапенко Е.А., в котором он пишет: «Единовременная материальная помощь предусматривалась абзацем 1 пункта 1 Указа как разовая, а не постоянная мера. Кроме того, в Указе речь идет о пострадавших в течение конкретного временного промежутка – в период разрешения кризиса в Чеченской Республике, но не в периоды наведения конституционного порядка и проведения контртеррористических операций».

Непонятно, какой период разрешения кризиса в Чеченской Республике имеет в виду Потапенко Е.А., не связывая его с наведением конституционного порядка (1994г.-1996г.) и проведением контртеррористической операции (1999г.-2009г.).

Аналогичные доводы, в обоснование невыплаты компенсации пострадавшим при разрешении кризиса в Чеченской Республике приводит в своем письме от 15.12.2008г. №7532-ПР министр здравоохранения и социального развития РФ Голикова Т.А. с дополнительной рекомендацией пострадавшим гражданам подтверждать свое право на получение компенсации в судебном порядке.

На что Уполномоченный по правам человека в Чеченской Республике Н.С. Нухажиев в своем письме от 15 января 2009г. Президенту Российской Федерации Медведеву Д.А. говорил: «Голикова Т.А. рекомендует гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в ЧР, подтверждать свое право на получение единовременной материальной помощи в судебном порядке. Как будут выглядеть мои рекомендации десяткам тысяч пострадавшим гражданам обращаться в суд, в том числе, в Европейский Суд по правам человека, и поднимет ли это авторитет России на международной арене? Уважаемый Дмитрий Анатольевич, Вы знаете о доверии, оказанном Вам чеченским народом на выборах, и о надеждах, которые он возлагает на Вас. Считаю, что необходимо завершить работу по заживлению ран, нанесенных в прошлом гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Чеченской Республики».

Четвертый ответ, от 22 ноября 2010г. №А26-04-520416, поступил от заместителя начальника департамента управления Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций Цибизовой Е.А. с информацией о том, что законопроект «О компенсации вреда, причиненного в период проведения контртеррористической операции террористическими актами либо мерами по противодействию терроризму» находится на рассмотрении в Правительстве РФ.

И наконец, пятый ответ от 18.04.2011 г. №09/21535-ДК поступил от заместителя министра юстиции РФ Костенникова Д.В. В нем сообщалось, что «в ходе дополнительной проработки проекта федерального закона, с учетом замечаний и предложений заинтересованных органов и организаций, было принято решение о нецелесообразности разработки указанного законопроекта. Принято решение, что наиболее приемлемым способом достижения поставленных задач является подготовка проекта федерального закона «О внесении изменения в статью 18 ФЗ «О противодействии терроризму», проекта постановления Правительства РФ «О выплате государством компенсации в связи с причинением вреда в результате террористического акта, а также мер по противодействию терроризму на территории и (или) в период проведения контртеррористической операции» и о внесении изменений в постановление Правительства РФ от 13.10.2008 г №750, направленных на создание эффективных механизмов правовой защиты граждан в связи с причинением вреда».

В названных нормативных правовых актах ничего не сказано о компенсации гражданам, пострадавшим при разрешении кризиса в Чеченской Республике, и не будет сказано, даже в случае внесения в них изменений.

Фактически распоряжение Президента РФ от 7.12.2008 г. №758-рп, через два с половиной года после его издания, не исполнено.

Уполномоченный по правам человека в Чеченской Республике целиком поддерживает идею принятия любого федерального закона или постановления правительства РФ, которые восстанавливали бы права пострадавших при проведении контртеррористических операций и действовали на всей территории России.

Однако в своем обращении Нурди Нухажиев всего лишь просил начать компенсационные выплаты в соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 5.09.1995 года №898, не утратившего до сих пор свою силу и подлежащего исполнению согласно пункту 2 статьи 90 Конституции РФ, с приведением их размера к общероссийским стандартам, так как горе, причиненное мирным гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Чеченской Республики, несоизмеримо с установленной компенсацией: пострадавшим –  2 тысячи рублей, семьям погибших – 20 тысяч рублей.

 

Неисполнение Указа Президента Российской Федерации не только дискредитирует государственную власть, но и нарушает права и свободы граждан, подрывает основы конституционного строя России.

Невыплата вышеназванной компенсации нарушает права граждан России, гарантированные частью 1 статьи 45, статьями 52 и 53 Конституции Российской Федерации. Необходимо отметить, что по многим вопросам федеральные государственные органы позволяют рассматривать себя просто участниками происходящих в обществе событий, они заявляют лишь о своем присутствии в процессе, выступая в роли наблюдателей.

Данная практика недопустима и опасна в федеративном государстве. Именно государственные структуры должны взять на себя инициативу и разобраться, на кого возложена обязанность и кто несет ответственность за неисполнение основной обязанности государства – защиты прав гражданина. На практике, самому гражданину приходится выяснять, вплоть до обращения в судебные инстанции, почему данное ему Конституцией Российской Федерации право не может быть реализовано и кто в этом виноват.

А если гражданин России не находит справедливости в региональных и федеральных судебных инстанциях, ему приходится обращаться в Европейский Суд по правам человека.

 

Уполномоченный по правам человека в ЧР оставляет за собой право рекомендовать пострадавшим гражданам и семьям погибших при разрешении кризиса в Чеченской Республике обращаться, по вопросу выплаты соответствующей денежной компенсации, в суды общей юрисдикции РФ, вплоть до подачи жалоб в Европейский суд по правам человека.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

©НАНА: литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт журнала «Нана» обязательна.