http://www.nana-journal.ru

Мы в соц.сетях

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН


Пророческая шутка в журнале «Нана» Печать Email

Ахмед Махмудов

Чем больше изучаю и познаю глубинную историю нахского народа, тем более убеждаюсь в том, как мало знаю ее.

В апрельском номере журнала «Нана» (2006 год) была опубликована довольно интересная статья Мусы Садулаева «Невероятные приключения чеченцев в Африке», где он вполне серьезно приводит читателям журнала факт разговора африканца из рода Ночи Макумбы Сатата на чистом чеченском языке.

Этот разговор и легенда африканца Макумбы Сатата о происхождении их рода от двух братьев Ночи и Нохи удивили не только рядового читателя, но и людей, знающих толк в древней истории человечества.

Но оказалось, что все это - первоапрельская шутка, попытка хоть немного развеселить наш хмурый, темный и забитый войной народ. Возможно, вы, господа, хотели развеселить наш народ. И, видимо, не ожидали, что в вашей первоапрельской шутке есть доля «пророчества». И я постараюсь показать и доказать вам это...

Во-первых, на территории Мозамбика и провинции Замбези есть народности (группы), которые называются «Ломуэ-лому 1а» («В горах живем») и «Макуа-махка 1а» - («На родине живем») (см. кн.: Н. Непомнящий. «Загадки сынов Атлантиды», с. 73). Как вы  объясните этот феномен? В далекие времена эти местности были заселены готтентотами - светлокожими пастухами, говорящими на щелкающем языке (там же, с.74). Словообразование «готтентоты» возникает из двух корневых слов - «готтен» и «тот». Слово «готтен» - это не что иное, как племя «Готы» (одна из отдаленных ветвей готов). Слово «тот» - от имени бога Тот, то есть племя, почитающее данного бога. Подобные названия племен, возникшие от имен богов, были в древности и на американских континентах: делавары – «Дела вар - Бог есть» или же «Бога создали». И тотанаки – «тота некъа - с пути Тоты» (приверженцы бога Тоты) и т.д. Во-вторых. Вы приводите факт, как расходятся два брата Ночи и Ноха со своими многодетными семьями. Ночи уходит по Нилу на юг - в Африку, а Нохи уходит к восходу солнца, то есть в индокитайскую сторону.

В 1997 году в Пакистане побывала делегация от Чечни. И в этой поездке нашим делегатам довелось встретиться с представителем народа, которые вырезают на груди своих детей слово НОХИ, чтобы они помнили, из какого рода они происходят. Уважаемый Муса Садулаев, объясните читателю этот факт в истории человечества. И в-третьих. Я приведу лингвистические факты, доказывающие, что многие американские, полинезийские, микронезийские и миланезийские племена разговаривают на древненахском языке. А то после вашей первоапрельской шутки выходит, что я тоже «вешаю лапшу на уши» читателям.

А знаете ли вы, дорогие читатели, что на американских континентах тоже есть племена, в названии которых есть корень «нах»? Племя снохомаш – «са нах 1аш – мой народ живет». Сравните название племени снохомаш с названием нахского тайпа снахой - «нах 1а – народ живет». Из племени нахуа происходят знаменитые ацтеки и тольтеки, которые разговаривали на древненахском языке. И к этой языковой группе относятся майя, инки, тараски и т.д. Научное изучение языка и языкового субстрата американских индейцев дает нам право утверждать, что протоязык у нас был один. И об этом убедительно свидетельствуют слова, которые я приведу в этой статье.

 

Американские                                Нахские                                                            Значение слова

Бизон                                   Бежан                                                              Крупный рогатый скот

Али                                                     Эла                                                                        Князь

Сетерни                                                Седа (седарчий)                                         Звезда

Тики                                                        Дика                                                                 Добрый (хороший)

Кон Тики                                               Къона дика                                                   Добрый молодец

Табу                                                        Таб                                                              Затаиться, замереть и запрет

Яката, Яккхий т1е                           Большие места                                          Святые места

Цинцунцане                                     Ц1инах-ц1унах (унах) ц1анъе                             От крови и болезни очиститься

Сама (рассвет)                                  Сатесна                                                       Рассвело

Алаэками                                          Элий 1аш къама                                         Князья где живут народ

Си кича                                               Сий кхаьчча                                                Уважение досталось

Си кичаэн                                          Сий кхаьчча 1ийна                                    Уважение досталось

Хаке (хольканов) - народ (люди) Халкъ                                                                    Народ

Ан (дом)                                               1ан (1ар) (1аш)                                         Место обитания

Бог Мин                                              Бог Мин

Бог Тика                                              Бог Дика

Бог Татну                                            Бог Тота

Часки (гонцы)                    Чехка                                                             Быстрые

Чиками (местность)                       Чоь къама                                                  Местность нации

Тапанекам (дань)                            Тайпа некъан                                                           Для нужды рода

Масехуала (ремесленники)      Массо а х1ума хууш                               Всезнающие

Сильюстани                                   Сил юстар                                                  Дневной свет измерять

(место, где расположены солнечные часы)

Производя лингвистические исследования протоязыка человечества, мы находим отголоски языка и языкового субстрата как на севере, так и на юге, как на востоке, так и на западе.

Избыточный рост населения в определенном месте вызывал недостаток средств к существованию, а потому часть племени уходила на новое место обитания и уносила с собой существовавший у них скудный арсенал слов, а в последующий период каждый отделяющийся род сам изобретал новые слова.

Чем раньше происходило отделение родов из родного очага, тем большие изменения претерпевал язык.

Хотелось бы также отметить, что 40-50 тысячелетий тому назад процветал матриархат, где во главе общины стояла женщина - мать (у инков Великая мать называлась Пача (паччахь) мама – царица-мать).

И родословная в этой общине шла по линии женщины - мать, дочь, внучка и т.п. И в этой общине впервые зарождаются первые религиозные представления о существовании сверхъестественных сил в женском облике, где в основе всего сущего стояла «Великая мать» (Нана).

Мать космоса - Т1ур-Нана

Мать-Земля – Нана-Латта

Мать природы - 1алам-Нана

Мать огня - Ц1е-Нана

Мать воды (моря) – Хи-Нана

Мать ветра – Меха-Нана

Мать ветра и воды – Хи-Меха-Нана

Мать бури – Дарз-Нана

Мать-олень – Сай-Нана и т.д. и т.п.

Возвеличивание и почитание женщины-матери было настолько велико, что первопредки все большое (великое) начали называть «как большая мать» - «и нана йоккха х1ума». Из этого общества идет возникновение словосочетания «язык матери» - «ненан мотт» и т.д.

И эту матриархальную религию отделяющиеся рода распространили по всей земле.

В заключение хочу сказать, что историческое прошлое нахского народа настолько богатое и древнее, что кажется фантастичным...

Дорогие работники журнала «Нана»!

Уважаемый редактор Лула!

Я хочу рассказать про одну телепередачу «Вокруг света», которую я смотрела то ли 31 декабря на новый 1994 год, то ли 1 января 1995 года, точно уже не вспомню. Но хорошо помню, что было это глубокой ночью, я одна смотрела ее, дети были у своих друзей. Передача была про африканское племя; все они были в набедренных повязках, а на голову надеты уборы из раскрашенных перьев. Они направлялись на охоту. Шли они один за другим, длинной цепочкой среди высоких пальм. И вдруг я слышу, как один папуас на чистейшем чеченском языке говорит, толкнув впереди идущего сородича и показывая пальцем на очень высокую пальму: «Вало, хьалавала, вало, хьалавала!» («Иди, залезай») – в том смысле, мол, «попозируй перед камерой, залезая на пальму». Видать, папуас был с юмором. Остальные после его слов стали смеяться.

У меня волосы встали дыбом от удивления. Я с большим любопытством стала дальше смотреть эту передачу, надеясь еще раз услышать их речь, но ведущий заглушил их разговор своими объяснениями на русском про быт этого племени, про их жизнь и так далее. Далее ведущий говорит, что сахар это племя добывает из стволов деревьев. И стали показывать, как это делается.

Человек 20 папуасов становятся в два ряда перед деревом, с обеих его сторон, в шахматном порядке, чтобы не мешать друг другу. Каждый держит в руке инструмент, очень похожий на серп (может, это такой нож). Затем все вместе - разом - с возгласом: «Тоха! Тоха! Тоха!» («Бей, бей, бей»)  стали бить по стволу дерева. Чтобы затем из сердцевины дерева забрать сладкую массу на сахар.

Много раз я думала написать заявку в Москву, чтобы повторили эту передачу, но неспокойная обстановка в республике не дала возможности думать о земном. Но когда я прочитала статью М. Садулаева, я снова вспомнила про эту передачу. Может, это одно и то же племя, или, может быть, есть еще другое племя, говорящее на чеченском?..

Я бы еще хотела, чтобы вы писали о том, как должны вести себя чеченские женщины, девушки, как они должны одеваться, ведь наши женщины стали одеваться так, словно они действительно живут не в Чечне, а в жаркой Африке!.. Лично мне неловко видеть этих «модниц»: некоторые девушки такие короткие кофты и юбки  надевают, что и африканкам стыдно было бы в таком виде щеголять по улицам.

С уважением Хасбулатова А.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

©НАНА: литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт журнала «Нана» обязательна.