http://www.nana-journal.ru

Мы в соц.сетях

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН


Место Чеченской Республики в евразийском пространстве Печать Email

Акаев В.Х., доктор философских наук

 

Современная Чеченская Республика, будучи субъектом Российской Федерации, является конституционно неотъемлемой частью данного государства,  определившей свой социально-политический, государственно-правовой статус на основании собственной Конституции, принятой на всенародном референдуме, состоявшем 23 марта 2003 года. В соответствии со статьей 1 Конституции Чеченской Республики она обладает субъектностью и самоопределением в рамках Российской Федерации – государства, являющегося становым хребтом евразийского пространства.

 

Российские просторы, специфический природный и этнокультурный ландшафт всего СНГ составляют евразийское пространство, Евразию. Вне этих географических просторов и разнообразных экономических, этнокультурных и геополитических контактов Россия и ее многочисленные народы не смогут сохранить свою самобытность, свои государственные образования, сотрудничать между собой и жить  достойно. Учет этой ситуации – важный компонент для осмысления, разработки и реализации общей для всех российских народов и народов СНГ теоретической концепции евразийства, позволяющей им более ясно определить перспективы будущего.

Евразийство – идейное течение в современной российской философской культуре, основанное на убеждении в том, что России предначертан свой, особый, исторический путь, своя миссия. Важнейшим  положением евразийцев является утверждение о том, что русская нация не может быть сведена только к славянскому этносу, ибо в ее формировании большую роль сыграли угро-финские и тюркские племена, находившиеся в многовековом экономическом, политическом и культурном взаимодействии со словянами. Немецкий философ Вальтер Шубарт, прославянско ориентированный исследователь,  рассматривает евразийство как «культурно-геополитическую доктрину, отделяющую Россию от Европы как особую цивилизацию, более близкую Азии, чем Европе»1.

Николай Трубецкой, основатель евразийства, в своей статье «О туранском элементе в русской культуре» писал, что славяне заселяли только небольшую западную часть современной России, речные бассейны, связующие Балтийское море с Черным. А остальная часть огромной территории современной России была заселена преимущественно теми племенами, которые принято объединять под именем туранских, или урало-алтайских. Он признает, что туранские племена первоначально играли гораздо более значительную роль, чем восточнославянские русские племена2.

Заслугу туранцев-монголов он видит в объединении почти всей территории современной России под властью одного государства. А распространение русских на Восток объясняет обрусением целого ряда туранских племен и сосуществованием русских с туранцами, проходившем красной нитью через всю русскую историю.

Евразийцы являются противниками не только западничества, но и его альтернативы - славянофильства, они придерживаются серединной позиции, согласно которой «культура России не есть ни культура европейская, ни одна из азиатских, ни сумма или механическое сочетание из элементов той или других». Культура России, по мнению Н. Трубецкого, противопоставляется культурам Европы и Азии как серединная, евразийская культура. Это принципиально важное в методологическом отношении положение и сегодня сохраняет свою научно-теоретическую значимость, которую нельзя игнорировать. «Определяя русскую культуру как «евразийскую», евразийцы выступают как основатели русского культурного своеобразия», - писал П.Н. Савицкий, один из основателей концепции евразийства.

Н. Трубецкой в своей примечательной статье «О народах Кавказа» останавливается на проблемах сепаратизма, отношении русского правительства к народам Закавказья и Северного Кавказа. Он убежден, что там, где задачей государственной власти является создание органического объединения туземного населения с правящей нацией для совместной деятельности древний девиз империалистической государственности «разделяй и властвуй»  неприменим. По его мнению, на Кавказе не нужно углублять трения и противоречия между отдельными национальностями3. Исходя из своих наблюдений он пишет, что в простом народе сепаратизм развит очень слабо, но главной носительницей сепаратистских устремлений является местная интеллигенция.

В отмеченной статье автор уделил внимание и чеченскому вопросу. По его мнению, «чеченское русофобство» вызвано тем, что чеченцы считают себя обойденными: лучшие земли их забрали казаки и русские поселенцы, на их землях разрабатывается грозненская нефть, от которой они никаких доходов не получают. В полной мере эти притязания чеченцев удовлетворить, конечно, невозможно. Однако добрососедские отношения установить необходимо. Сделать это можно путем постановки народного образования, поднятия уровня сельского хозяйства, что приведет к вовлечению  чеченцев в общую с русскими экономическую жизнь4. Надо сказать, что все эти вопросы в определенной степени позитивное решение получили в советский период.

П. Савицкий писал: «Недаром над Евразией веет дух своеобразного «братства народов», имеющий свои корни в вековых соприкосновениях и культурных слияниях народов, рас – от германской (крымские готы) и славянской до тунгусско-маньчжурской через звенья финских, тюркских, монгольских народов. Это «братство народов» выражается в том, что здесь нет противоположения «высших» и «низших», что взаимные притяжения здесь сильнее, чем отталкивания, что здесь легко просыпается «воля к общему делу»5.

Мысли, высказанные Н. Трубецким, П. Савицким, имеют большую научную и духовно-культурную ценность, они были актуальны на заре советской власти, стремившейся объединить многие «угнетенные царизмом народы» на основе коммунистической идеи и всеобщего братства людей труда. Они сохраняют свою актуальность и в современных условиях, когда идет сложный процесс экономического, политического и культурного развития новой России, укрепления ее федеративного устройства, поиск российской идентичности. Возвращаясь к высказываниям Трубецкого, следует признать, что вопрос о чеченской нефти, которая интенсивно добывается и реализуется, остается и сегодня одним из важнейших факторов, формирующих негативную реакцию народа, что во многом связано с отсутствием ясности в вопросе о доходах и расходах, которые имеет Чеченская Республика и ее народ от реализации этой самой нефти.

Россия, попавшая под политическое влияние «западной демократии», либеральной идеологии, экономически обескровленная внутренними и внешними финансовыми воротилами, олигархами, политически дезинтегрированная, оказалась настолько бессильной, что дала возможность окрепнуть в Чечне политическим авантюристам, уголовникам, возомнившим себя «великими революционерами и отцами нации». Преследуя цель вывести чеченцев со всей территорией республики из состава России, они обрекали ее на длительный и неперспективный путь политического развития, на котором им  предстояло выдержать немыслимые испытания.

Евразийское развитие, учитывающее общие и частные  интересы мирно сосуществующих народов, жизненно необходимо для малых этносов. Каждый этнос в евразийском единстве должен чувствовать поддержку других народов, и в этом единстве не должно быть изгоев, что возможно, если исключить массовые репрессии, депортации, наведение «конституционного порядка», проведение «контртеррористических операций». Евразийское пространство формируется и должно формироваться на основе заключения странами и народами взаимовыгодных договоров экономического, военно-политического сотрудничества, на основе развития науки и образования, расширение круга договаривающихся сторон.

Евразийское пространство должно иметь несколько центров взаимного тяготения народов, культур. Реально одним из центров является Россия, объединившая сотни малых народов, имеющих разные исторические,  этнокультурные, идентификационные особенности и тем не менее прошедших многовековой социокультурный адаптационный путь  развития в составе России. Этот процесс продолжается и в рамках Российской Федерации. Несмотря на противоречивые, порой трагически складывающиеся российско-чеченские взаимоотношения, чеченцы имеют более чем 400-летнюю историю взаимовыгодных военно-политических контактов с Российским государством.

Изучая сегодняшнюю степень представленности чеченцев в бизнесе, политике, науке, культуре на федеральном и региональном уровнях, мы приходим к выводу, что делается это искусственно. всех сферах деятельности в своем Отечестве. Но почему-то этого не происходит, точнее, этого не допускают чиновники, определяющие внутреннюю и национальную политику в стране. Кто этому мешает, кто искусственно противопоставляет России чеченцев – вопросы, требующие детального анализа и однозначного ответа.

Несмотря на достигнутые положительные результаты, социально-экономическая ситуация сегодня в Чеченской Республике тяжелая: в течение многих лет здесь наличествует огромная безработица, население имеет низкие доходы, люди бедствуют, порою руководители крупных учреждений, ведомств имеют низкий уровень профильного образования, народу искусственно навязана практика и идеология  милитаризма, переплетающаяся с коррупцией с ее фантастической живучестью на всей территории России. В связи с этим трудно ответить на вопрос: сложится ли здесь ситуация, когда человек труда, профессионал в своем деле, человек глубокой порядочности сделается центральной фигурой общества.

Но сегодня доминируют иные ценности: герой дня - насильник, коррупционер, профессионально и нравственно ограниченное лицо, принадлежащее чьей-то «команде», «дружине». Такова искаженная картина ценностей, к которой восприимчива определенная часть современной молодежи. Обществу же нужна духовно-цельная молодежь, четко осознающая свою историческую миссию – достойно продолжать дело отцов и дедов, создавших прекрасную евразийскую цивилизацию.

«Убить чечена!» - лозунг, вербализируемый в среде фашиствующих молодчиков из Москвы и Санкт-Петербурга, антикавказская деятельность которых, судя по многим прямым и косвенным фактам, не может быть стихийной, случайной, конечно же не способствует реанимации и развитию лучших традиций в российско-чеченских отношениях, исключительно важных для укрепления единства многонационального российского народа. Политика выдавливания чеченцев из России, ельцинского окончательного решения «чеченского вопроса», что имело место в недавнем прошлом - на руку недругам нашего общего Отечества – России.

Нам представляется, что чеченцы обязаны отстаивать интересы всех россиян, в том числе русских, как свои «аульные», «ущельные». В этом видится понимание кавказцами, в том числе чеченцами, российского, а стало быть, и евразийского единства. И такая доктрина должна получить конкретные формы реализации, нацеленные на достижение единства и подлинного братства между народами России и развитие сотрудничества евразийских народов.

Россия должна экономически и геополитически укрепляться не только по всему периметру своих южных границ, но и в государствах СНГ, российское влияние на которых мало ощущается. Российские интересы в этих странах нужно поддерживать экономически, памятуя о том, что старшие поколения, жившие в годы советской власти, все еще тяготеют к России, ориентируют своих детей на получение образования в российских вузах. Но сегодня приходится наблюдать, как из года в год растет в странах СНГ экономическое, политическое и культурное влияние США. Молодежь все больше подвергается восприятию американских ценностей, отправляется на обучение в американские учебные заведения. В этом направлении активно действуют различные фонды, неправительственные, некоммерческие организации – проводники американского образа жизни.

Немало европейских, американских некоммерческих организаций работает и на Северном Кавказе, оказывая не всегда позитивное воздействие на студенческую молодежь, творческую и научную интеллигенцию. Во всяком случае, в этом воздействии преобладающими не являются патриотические, евразийские положения, ценности. И характер этого воздействия практически не становится предметом анализа, осмысления со стороны ученых, журналистов.

Многие евразийские идеи работают на укрепление Российского государства, единства его народов, их тесную социокультурную взаимосвязь с народами и государствами Евразии. Весьма ценные идеи о евразийском сотрудничестве и перспективах евразийского развития высказывает президент Казахстана Н. Назарбаев. Также представляется перспективной для Северного Кавказа высказываемая российскими неоевразийцами идея превращения города Грозного в одну из южных столиц Российского государства. В этом случае чеченцы - как государствообразующий этнос - будут чувствовать себя не пасынками, притесняемыми злой мачехой, а ответственными и благодарными сынами России.

Если евразийство как идеология исходила из признания свободы и согласия, провозглашенных православием, то сегодня нужно привлечь  ислам и опереться на него как на составную часть обновленной евразийской идеологии. Ислам также отстаивает свободу, добивается согласия и братства людей, исповедующих единобожие. К сожалению, такому пониманию наносят удар события в Узбекистане, Туркмении, Киргизии, где стали доминировать антирусские настроения, подогреваемые националистами и религиозными радикалами и  послужившие основанием для кризиса идеологии евразийства. Но эти проявления главным образом детерминированы распадом СССР, в рамках которого успешно развивались народы этих государств.

Нынешние их достижения – это все-таки развитие на базе достижений советского периода, хотя и в период самостоятельного национального развития они достигли  существенных результатов. Но государства, составляющие вместе с Россией евразийское пространство, находятся на пути независимого развития, и в связи с этим между ними возникает определенное соперничество.Углубление этого соперничества может работать на смену векторов международных политических предпочтений, поэтому важно не доводить ситуацию до конфликтов, а добиваться образования Евразийского Союза, о котором часто говорит президент Казахстана Н. Назарбаев. В противном случае, не исключена ориентация этих государств на атлантический мир. В то же самое время повышается роль ислама в жизни и культуре среднеазиатских народов, что является реакцией на сдерживание этих процессов в советский период. Возрастание роли ислама в странах евразийского пространства – фактор, свидетельствующий о поиске народами и их руководителями объединительной идеологии.

Избрав путь западных либеральных ценностей, Россия пыталась  определиться в своей самоидентификации, собственном политическом бытии,  отказываясь от советского наследия, устремилась в Европу. Но она - не Европа, а  Евразия и не может уместиться в Европе. Нельзя не согласиться с доктором политических наук А. Дугиным, заявляющим, что «Россия может (и должна) избрать свой собственный путь геополитического и культурного развития, отбросив одновременно и ориентацию на Запад, что противоречит ее «полярной» функции, и тупиковый изоляционизм»6.

Российская власть меньше всего была занята евразийскими и геополитическими проблемами, она была больше озабочена тем, как ей лучшим образом выглядеть в глазах Запада, пыталась освоить либеральные ценности, переносить их на российскую почву. Национальные проблемы интересовали ее меньше, между тем именно в этот период формируется в российском обществе устойчивая чеченофобия, обостряются межнациональные отношения.

Не может евразийская мысль не реагировать и на сложные процессы, протекающие в Закавказье, где возрождаются армянская, азербайджанская, грузинская нации. И как таковые они являются частью идеологии евразийства, которая в своей стратегии выступает за объединение народов, имевших и имеющих с Россией тесные экономические, политические, культурные контакты, мобилизация которых позволила бы выработать общую стратегию для противостояния антироссийским силам, предпринимающим усилия по противодействию сохранению и усилению российского влияния в евразийском пространстве.

С нашей точки зрения, истинная форма чеченского национализма – это осознание своей социокультурной идентичности, своего места в современной России. Важный шаг в ее определении сделан в ходе референдума, проведенного в Чеченской Республике в 2003 году. Тем самым чеченский народ, когда ему предоставилась возможность определить свой путь политического развития, продемонстрировал всему миру, что желает быть в составе России. Как в прошлом, так и сегодня, находятся силы, заинтересованные в том, чтобы углубить конфронтацию части чеченцев с российской властью, они много сделали, чтобы изобразить чеченцев как эвентуальных врагов России.

Следует признать и то, что незначительная часть чеченцев, попавшая под влияние сил, работавших на развал России, спровоцировала конфликт с Федеральным центром, трагически отразившийся на судьбе всего чеченского народа. В подобном развитии событий были прямо заинтересованы силы, разграбившие страну, присвоившие гигантские богатства. От этих реалий они пытались различными способами отвлечь внимание миллионов недовольных и обнищавших граждан.

Не поддаваться подобным провокациям, развиваться экономически, политически и культурно, укреплять братские отношения с другими российскими народами, в том числе с русским, в полной мере осознавая свою причастность к строительству новой, сильной России, – важнейшие задачи, в решении которых кавказцы должны принимать самое непосредственное участие. Эти положения можно рассматривать как ключевые компоненты национальной идеологии чеченцев.

Адаптация к евразийской идеологии, теоретическое определение места чеченского народа в составе России как евразийского пространства, скрепляемое совместной деятельностью многочисленных народов, проживающих как в самой России, так и в странах, граничащих с ней, – задача дня. Учет последнего фактора – необходимое условие поддержания идеологии и практики евразийства, и здесь объединительная роль России должна быть ощутимой, эффективной.  Без такого подхода Евразия не сохранит своей социокультурной уникальности и разнообразия, а стало быть, различных форм существования, составляющих альтернативу деморализованной, бездушной западной цивилизации, основанной на технократических ценностях, гигантских материальных достижениях.

Н. Трубецкой писал, что «сущности европейских народов переплелись друг с другом, прочно связались в один громадный клубок, который уже нельзя распустить, так что отторжение одного народа из этого единства может быть произведено только путем искусственного насилия над природой и должно привести к страданиям». Думаю, что здесь уместно привести слова Л. Гумилева, утверждавшего: «Если Россия будет спасена, то только как евразийская держава». Россия сможет стать экономически сильной, политически влиятельной, культурно и духовно развитой, сможет объединять  евразийские народы, если ее власть и народы осознают свою историческую ответственность перед настоящим и будущим и необходимость противодействия внешним угрозам.

Наиболее опасны для евразийских народов процессы глобализации, и очень важно, чтобы властные структуры и народы умели отвечать на ее вызовы. Между тем «современное евразийство в отличие от изначальной его версии не отвергает глобализацию и Запад, оно лишь ставит под вопрос универсальность и единственность глобалистской западной парадигмы»7. Действительно, на земле множество народов, отличающихся от западных своими многовековыми историческими и культурными особенностями и традициями. И в ходе взаимодействия, общения людей их следует учитывать, в противном случае невозможно сблизить между собой этносы и государства.

Следование идеологии и практике евразийства для чеченцев означает укрепление их экономического и политического положения в едином Российском государстве как срединной части евразийского пространства, новое понимание своего исторического прошлого, места и роли на Северном Кавказе, открытое сотрудничество с евразийскими народами. Сегодня принципиально важно, чтобы чеченцы из невероятных потрясений выходили не обессиленными и усталыми, а обновленными и нацеленными на экономическое, интеллектуальное и культурное созидание. Только таким образом возможно социокультурное возрождение и развитие  Чеченской Республики, это нужно и для того, чтобы Россия заняла лидирующее экономическое и политическое положение не только в Евразии, но и в мире.

В России немало политиков, толкающих ее в объятия Запада, но при этом незначительны силы, желающие видеть ее экономически сильной и влиятельной в международных отношениях и добивающиеся реализации такой стратегии. На Западе имеются силы, всячески пытающиеся ее ослабить, использовав для этого уязвимые места, внутренние неурядицы, в том числе межнациональные конфликты. Организовав небольшую группу чеченских сепаратистов, ориентированных на «чеченскую революцию и суверенитет», они пытались реализовать проект развала России, навязывая ей европейскую матрицу «рыночных отношений и благополучия», породившей все нарастающий антиглобализм на Западе и неприятие американизма на Востоке. Эта матрица переродилась в «олигархическую систему» со всеми ее губительными для страны последствиями, укоренила коррупционный образ жизни.

Тайные и явные организаторы, которые пытались ослабить, а затем и развалить Россию, ввергли чеченцев в трудно преодолеваемую трагедию. В последнее время в СМИ появляется достаточно точная информация о закулисных американских, турецких и европейских игроках, причастных к событиям так называемой «чеченской революции», которая была организована с целью отделения Чечни от России и поэтапного развала государства. Некоторые участники этой политики, в частности Беркхан Яшар, Шамсудин Юсеф, раскаивались в том, что они принимали участие в реализации намерений западных политиков, направленных на развал России. Но вряд ли путь раскаяния изберут их бывшие хозяева.

1Шубарт В. Европа и душа Востока. – М.: Изд-во Эксмо, 2003. – С.343.

2Трубецкой Н. Наследие Чингисхана. – М., 2007. - С. 198.

3Там же. – С. 564.

4Там же.

5Савицкий Петр. Географические и геополитические основы евразийства // Русский мир: Сборник. – М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Терра Фантастика, 2003. - С. 808.

6Дугин А. Абсолютная Родина. – М.: АРКТОГЕЯ-центр, 1999. – С. 613.

7Дугин А.Г. Евразийская миссия Нурсултана Назарбаева. – М.: РОФ «Евразия». – 2004. - С. 51.

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE

Акаев В.Х., доктор философских наук

Место Чеченской Республики в евразийском пространстве

Современная Чеченская Республика, будучи субъектом Российской Федерации, является конституционно неотъемлемой частью данного государства, определившей свой социально-политический, государственно-правовой статус на основании собственной Конституции, принятой на всенародном референдуме, состоявшем 23 марта 2003 года. В соответствии со статьей 1 Конституции Чеченской Республики она обладает субъектностью и самоопределением в рамках Российской Федерации – государства, являющегося становым хребтом евразийского пространства.

Российские просторы, специфический природный и этнокультурный ландшафт всего СНГ составляют евразийское пространство, Евразию. Вне этих географических просторов и разнообразных экономических, этнокультурных и геополитических контактов Россия и ее многочисленные народы не смогут сохранить свою самобытность, свои государственные образования, сотрудничать между собой и жить достойно. Учет этой ситуации – важный компонент для осмысления, разработки и реализации общей для всех российских народов и народов СНГ теоретической концепции евразийства, позволяющей им более ясно определить перспективы будущего.

Евразийство – идейное течение в современной российской философской культуре, основанное на убеждении в том, что России предначертан свой, особый, исторический путь, своя миссия. Важнейшим положением евразийцев является утверждение о том, что русская нация не может быть сведена только к славянскому этносу, ибо в ее формировании большую роль сыграли угро-финские и тюркские племена, находившиеся в многовековом экономическом, политическом и культурном взаимодействии со словянами. Немецкий философ Вальтер Шубарт, прославянско ориентированный исследователь, рассматривает евразийство как «культурно-геополитическую доктрину, отделяющую Россию от Европы как особую цивилизацию, более близкую Азии, чем Европе»1.

Николай Трубецкой, основатель евразийства, в своей статье «О туранском элементе в русской культуре» писал, что славяне заселяли только небольшую западную часть современной России, речные бассейны, связующие Балтийское море с Черным. А остальная часть огромной территории современной России была заселена преимущественно теми племенами, которые принято объединять под именем туранских, или урало-алтайских. Он признает, что туранские племена первоначально играли гораздо более значительную роль, чем восточнославянские русские племена2.

Заслугу туранцев-монголов он видит в объединении почти всей территории современной России под властью одного государства. А распространение русских на Восток объясняет обрусением целого ряда туранских племен и сосуществованием русских с туранцами, проходившем красной нитью через всю русскую историю.

Евразийцы являются противниками не только западничества, но и его альтернативы - славянофильства, они придерживаются серединной позиции, согласно которой «культура России не есть ни культура европейская, ни одна из азиатских, ни сумма или механическое сочетание из элементов той или других». Культура России, по мнению Н. Трубецкого, противопоставляется культурам Европы и Азии как серединная, евразийская культура. Это принципиально важное в методологическом отношении положение и сегодня сохраняет свою научно-теоретическую значимость, которую нельзя игнорировать. «Определяя русскую культуру как «евразийскую», евразийцы выступают как основатели русского культурного своеобразия», - писал П.Н. Савицкий, один из основателей концепции евразийства.

Н. Трубецкой в своей примечательной статье «О народах Кавказа» останавливается на проблемах сепаратизма, отношении русского правительства к народам Закавказья и Северного Кавказа. Он убежден, что там, где задачей государственной власти является создание органического объединения туземного населения с правящей нацией для совместной деятельности древний девиз империалистической государственности «разделяй и властвуй» неприменим. По его мнению, на Кавказе не нужно углублять трения и противоречия между отдельными национальностями3. Исходя из своих наблюдений он пишет, что в простом народе сепаратизм развит очень слабо, но главной носительницей сепаратистских устремлений является местная интеллигенция.

В отмеченной статье автор уделил внимание и чеченскому вопросу. По его мнению, «чеченское русофобство» вызвано тем, что чеченцы считают себя обойденными: лучшие земли их забрали казаки и русские поселенцы, на их землях разрабатывается грозненская нефть, от которой они никаких доходов не получают. В полной мере эти притязания чеченцев удовлетворить, конечно, невозможно. Однако добрососедские отношения установить необходимо. Сделать это можно путем постановки народного образования, поднятия уровня сельского хозяйства, что приведет к вовлечению чеченцев в общую с русскими экономическую жизнь4. Надо сказать, что все эти вопросы в определенной степени позитивное решение получили в советский период.

П. Савицкий писал: «Недаром над Евразией веет дух своеобразного «братства народов», имеющий свои корни в вековых соприкосновениях и культурных слияниях народов, рас – от германской (крымские готы) и славянской до тунгусско-маньчжурской через звенья финских, тюркских, монгольских народов. Это «братство народов» выражается в том, что здесь нет противоположения «высших» и «низших», что взаимные притяжения здесь сильнее, чем отталкивания, что здесь легко просыпается «воля к общему делу»5.

Мысли, высказанные Н. Трубецким, П. Савицким, имеют большую научную и духовно-культурную ценность, они были актуальны на заре советской власти, стремившейся объединить многие «угнетенные царизмом народы» на основе коммунистической идеи и всеобщего братства людей труда. Они сохраняют свою актуальность и в современных условиях, когда идет сложный процесс экономического, политического и культурного развития новой России, укрепления ее федеративного устройства, поиск российской идентичности. Возвращаясь к высказываниям Трубецкого, следует признать, что вопрос о чеченской нефти, которая интенсивно добывается и реализуется, остается и сегодня одним из важнейших факторов, формирующих негативную реакцию народа, что во многом связано с отсутствием ясности в вопросе о доходах и расходах, которые имеет Чеченская Республика и ее народ от реализации этой самой нефти.

Россия, попавшая под политическое влияние «западной демократии», либеральной идеологии, экономически обескровленная внутренними и внешними финансовыми воротилами, олигархами, политически дезинтегрированная, оказалась настолько бессильной, что дала возможность окрепнуть в Чечне политическим авантюристам, уголовникам, возомнившим себя «великими революционерами и отцами нации». Преследуя цель вывести чеченцев со всей территорией республики из состава России, они обрекали ее на длительный и неперспективный путь политического развития, на котором им предстояло выдержать немыслимые испытания.

Евразийское развитие, учитывающее общие и частные интересы мирно сосуществующих народов, жизненно необходимо для малых этносов. Каждый этнос в евразийском единстве должен чувствовать поддержку других народов, и в этом единстве не должно быть изгоев, что возможно, если исключить массовые репрессии, депортации, наведение «конституционного порядка», проведение «контртеррористических операций». Евразийское пространство формируется и должно формироваться на основе заключения странами и народами взаимовыгодных договоров экономического, военно-политического сотрудничества, на основе развития науки и образования, расширение круга договаривающихся сторон.

Евразийское пространство должно иметь несколько центров взаимного тяготения народов, культур. Реально одним из центров является Россия, объединившая сотни малых народов, имеющих разные исторические, этнокультурные, идентификационные особенности и тем не менее прошедших многовековой социокультурный адаптационный путь развития в составе России. Этот процесс продолжается и в рамках Российской Федерации. Несмотря на противоречивые, порой трагически складывающиеся российско-чеченские взаимоотношения, чеченцы имеют более чем 400-летнюю историю взаимовыгодных военно-политических контактов с Российским государством.

Изучая сегодняшнюю степень представленности чеченцев в бизнесе, политике, науке, культуре на федеральном и региональном уровнях, мы приходим к выводу, что делается это искусственно. всех сферах деятельности в своем Отечестве. Но почему-то этого не происходит, точнее, этого не допускают чиновники, определяющие внутреннюю и национальную политику в стране. Кто этому мешает, кто искусственно противопоставляет России чеченцев – вопросы, требующие детального анализа и однозначного ответа.

Несмотря на достигнутые положительные результаты, социально-экономическая ситуация сегодня в Чеченской Республике тяжелая: в течение многих лет здесь наличествует огромная безработица, население имеет низкие доходы, люди бедствуют, порою руководители крупных учреждений, ведомств имеют низкий уровень профильного образования, народу искусственно навязана практика и идеология милитаризма, переплетающаяся с коррупцией с ее фантастической живучестью на всей территории России. В связи с этим трудно ответить на вопрос: сложится ли здесь ситуация, когда человек труда, профессионал в своем деле, человек глубокой порядочности сделается центральной фигурой общества.

Но сегодня доминируют иные ценности: герой дня - насильник, коррупционер, профессионально и нравственно ограниченное лицо, принадлежащее чьей-то «команде», «дружине». Такова искаженная картина ценностей, к которой восприимчива определенная часть современной молодежи. Обществу же нужна духовно-цельная молодежь, четко осознающая свою историческую миссию – достойно продолжать дело отцов и дедов, создавших прекрасную евразийскую цивилизацию.

«Убить чечена!» - лозунг, вербализируемый в среде фашиствующих молодчиков из Москвы и Санкт-Петербурга, антикавказская деятельность которых, судя по многим прямым и косвенным фактам, не может быть стихийной, случайной, конечно же не способствует реанимации и развитию лучших традиций в российско-чеченских отношениях, исключительно важных для укрепления единства многонационального российского народа. Политика выдавливания чеченцев из России, ельцинского окончательного решения «чеченского вопроса», что имело место в недавнем прошлом - на руку недругам нашего общего Отечества – России.

Нам представляется, что чеченцы обязаны отстаивать интересы всех россиян, в том числе русских, как свои «аульные», «ущельные». В этом видится понимание кавказцами, в том числе чеченцами, российского, а стало быть, и евразийского единства. И такая доктрина должна получить конкретные формы реализации, нацеленные на достижение единства и подлинного братства между народами России и развитие сотрудничества евразийских народов.

Россия должна экономически и геополитически укрепляться не только по всему периметру своих южных границ, но и в государствах СНГ, российское влияние на которых мало ощущается. Российские интересы в этих странах нужно поддерживать экономически, памятуя о том, что старшие поколения, жившие в годы советской власти, все еще тяготеют к России, ориентируют своих детей на получение образования в российских вузах. Но сегодня приходится наблюдать, как из года в год растет в странах СНГ экономическое, политическое и культурное влияние США. Молодежь все больше подвергается восприятию американских ценностей, отправляется на обучение в американские учебные заведения. В этом направлении активно действуют различные фонды, неправительственные, некоммерческие организации – проводники американского образа жизни.

Немало европейских, американских некоммерческих организаций работает и на Северном Кавказе, оказывая не всегда позитивное воздействие на студенческую молодежь, творческую и научную интеллигенцию. Во всяком случае, в этом воздействии преобладающими не являются патриотические, евразийские положения, ценности. И характер этого воздействия практически не становится предметом анализа, осмысления со стороны ученых, журналистов.

Многие евразийские идеи работают на укрепление Российского государства, единства его народов, их тесную социокультурную взаимосвязь с народами и государствами Евразии. Весьма ценные идеи о евразийском сотрудничестве и перспективах евразийского развития высказывает президент Казахстана Н. Назарбаев. Также представляется перспективной для Северного Кавказа высказываемая российскими неоевразийцами идея превращения города Грозного в одну из южных столиц Российского государства. В этом случае чеченцы - как государствообразующий этнос - будут чувствовать себя не пасынками, притесняемыми злой мачехой, а ответственными и благодарными сынами России.

Если евразийство как идеология исходила из признания свободы и согласия, провозглашенных православием, то сегодня нужно привлечь ислам и опереться на него как на составную часть обновленной евразийской идеологии. Ислам также отстаивает свободу, добивается согласия и братства людей, исповедующих единобожие. К сожалению, такому пониманию наносят удар события в Узбекистане, Туркмении, Киргизии, где стали доминировать антирусские настроения, подогреваемые националистами и религиозными радикалами и послужившие основанием для кризиса идеологии евразийства. Но эти проявления главным образом детерминированы распадом СССР, в рамках которого успешно развивались народы этих государств.

Нынешние их достижения – это все-таки развитие на базе достижений советского периода, хотя и в период самостоятельного национального развития они достигли существенных результатов. Но государства, составляющие вместе с Россией евразийское пространство, находятся на пути независимого развития, и в связи с этим между ними возникает определенное соперничество.Углубление этого соперничества может работать на смену векторов международных политических предпочтений, поэтому важно не доводить ситуацию до конфликтов, а добиваться образования Евразийского Союза, о котором часто говорит президент Казахстана Н. Назарбаев. В противном случае, не исключена ориентация этих государств на атлантический мир. В то же самое время повышается роль ислама в жизни и культуре среднеазиатских народов, что является реакцией на сдерживание этих процессов в советский период. Возрастание роли ислама в странах евразийского пространства – фактор, свидетельствующий о поиске народами и их руководителями объединительной идеологии.

Избрав путь западных либеральных ценностей, Россия пыталась определиться в своей самоидентификации, собственном политическом бытии, отказываясь от советского наследия, устремилась в Европу. Но она - не Европа, а Евразия и не может уместиться в Европе. Нельзя не согласиться с доктором политических наук А. Дугиным, заявляющим, что «Россия может (и должна) избрать свой собственный путь геополитического и культурного развития, отбросив одновременно и ориентацию на Запад, что противоречит ее «полярной» функции, и тупиковый изоляционизм»6.

Российская власть меньше всего была занята евразийскими и геополитическими проблемами, она была больше озабочена тем, как ей лучшим образом выглядеть в глазах Запада, пыталась освоить либеральные ценности, переносить их на российскую почву. Национальные проблемы интересовали ее меньше, между тем именно в этот период формируется в российском обществе устойчивая чеченофобия, обостряются межнациональные отношения.

Не может евразийская мысль не реагировать и на сложные процессы, протекающие в Закавказье, где возрождаются армянская, азербайджанская, грузинская нации. И как таковые они являются частью идеологии евразийства, которая в своей стратегии выступает за объединение народов, имевших и имеющих с Россией тесные экономические, политические, культурные контакты, мобилизация которых позволила бы выработать общую стратегию для противостояния антироссийским силам, предпринимающим усилия по противодействию сохранению и усилению российского влияния в евразийском пространстве.

С нашей точки зрения, истинная форма чеченского национализма – это осознание своей социокультурной идентичности, своего места в современной России. Важный шаг в ее определении сделан в ходе референдума, проведенного в Чеченской Республике в 2003 году. Тем самым чеченский народ, когда ему предоставилась возможность определить свой путь политического развития, продемонстрировал всему миру, что желает быть в составе России. Как в прошлом, так и сегодня, находятся силы, заинтересованные в том, чтобы углубить конфронтацию части чеченцев с российской властью, они много сделали, чтобы изобразить чеченцев как эвентуальных врагов России.

Следует признать и то, что незначительная часть чеченцев, попавшая под влияние сил, работавших на развал России, спровоцировала конфликт с Федеральным центром, трагически отразившийся на судьбе всего чеченского народа. В подобном развитии событий были прямо заинтересованы силы, разграбившие страну, присвоившие гигантские богатства. От этих реалий они пытались различными способами отвлечь внимание миллионов недовольных и обнищавших граждан.

Не поддаваться подобным провокациям, развиваться экономически, политически и культурно, укреплять братские отношения с другими российскими народами, в том числе с русским, в полной мере осознавая свою причастность к строительству новой, сильной России, – важнейшие задачи, в решении которых кавказцы должны принимать самое непосредственное участие. Эти положения можно рассматривать как ключевые компоненты национальной идеологии чеченцев.

Адаптация к евразийской идеологии, теоретическое определение места чеченского народа в составе России как евразийского пространства, скрепляемое совместной деятельностью многочисленных народов, проживающих как в самой России, так и в странах, граничащих с ней, – задача дня. Учет последнего фактора – необходимое условие поддержания идеологии и практики евразийства, и здесь объединительная роль России должна быть ощутимой, эффективной. Без такого подхода Евразия не сохранит своей социокультурной уникальности и разнообразия, а стало быть, различных форм существования, составляющих альтернативу деморализованной, бездушной западной цивилизации, основанной на технократических ценностях, гигантских материальных достижениях.

Н. Трубецкой писал, что «сущности европейских народов переплелись друг с другом, прочно связались в один громадный клубок, который уже нельзя распустить, так что отторжение одного народа из этого единства может быть произведено только путем искусственного насилия над природой и должно привести к страданиям». Думаю, что здесь уместно привести слова Л. Гумилева, утверждавшего: «Если Россия будет спасена, то только как евразийская держава». Россия сможет стать экономически сильной, политически влиятельной, культурно и духовно развитой, сможет объединять евразийские народы, если ее власть и народы осознают свою историческую ответственность перед настоящим и будущим и необходимость противодействия внешним угрозам.

Наиболее опасны для евразийских народов процессы глобализации, и очень важно, чтобы властные структуры и народы умели отвечать на ее вызовы. Между тем «современное евразийство в отличие от изначальной его версии не отвергает глобализацию и Запад, оно лишь ставит под вопрос универсальность и единственность глобалистской западной парадигмы»7. Действительно, на земле множество народов, отличающихся от западных своими многовековыми историческими и культурными особенностями и традициями. И в ходе взаимодействия, общения людей их следует учитывать, в противном случае невозможно сблизить между собой этносы и государства.

Следование идеологии и практике евразийства для чеченцев означает укрепление их экономического и политического положения в едином Российском государстве как срединной части евразийского пространства, новое понимание своего исторического прошлого, места и роли на Северном Кавказе, открытое сотрудничество с евразийскими народами. Сегодня принципиально важно, чтобы чеченцы из невероятных потрясений выходили не обессиленными и усталыми, а обновленными и нацеленными на экономическое, интеллектуальное и культурное созидание. Только таким образом возможно социокультурное возрождение и развитие Чеченской Республики, это нужно и для того, чтобы Россия заняла лидирующее экономическое и политическое положение не только в Евразии, но и в мире.

В России немало политиков, толкающих ее в объятия Запада, но при этом незначительны силы, желающие видеть ее экономически сильной и влиятельной в международных отношениях и добивающиеся реализации такой стратегии. На Западе имеются силы, всячески пытающиеся ее ослабить, использовав для этого уязвимые места, внутренние неурядицы, в том числе межнациональные конфликты. Организовав небольшую группу чеченских сепаратистов, ориентированных на «чеченскую революцию и суверенитет», они пытались реализовать проект развала России, навязывая ей европейскую матрицу «рыночных отношений и благополучия», породившей все нарастающий антиглобализм на Западе и неприятие американизма на Востоке. Эта матрица переродилась в «олигархическую систему» со всеми ее губительными для страны последствиями, укоренила коррупционный образ жизни.

Тайные и явные организаторы, которые пытались ослабить, а затем и развалить Россию, ввергли чеченцев в трудно преодолеваемую трагедию. В последнее время в СМИ появляется достаточно точная информация о закулисных американских, турецких и европейских игроках, причастных к событиям так называемой «чеченской революции», которая была организована с целью отделения Чечни от России и поэтапного развала государства. Некоторые участники этой политики, в частности Беркхан Яшар, Шамсудин Юсеф, раскаивались в том, что они принимали участие в реализации намерений западных политиков, направленных на развал России. Но вряд ли путь раскаяния изберут их бывшие хозяева.

1Шубарт В. Европа и душа Востока. – М.: Изд-во Эксмо, 2003. – С.343.

2Трубецкой Н. Наследие Чингисхана. – М., 2007. - С. 198.

3Там же. – С. 564.

4Там же.

5Савицкий Петр. Географические и геополитические основы евразийства // Русский мир: Сборник. – М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Терра Фантастика, 2003. - С. 808.

6Дугин А. Абсолютная Родина. – М.: АРКТОГЕЯ-центр, 1999. – С. 613.

7Дугин А.Г. Евразийская миссия Нурсултана Назарбаева. – М.: РОФ «Евразия». – 2004. - С. 51.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

©НАНА: литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт журнала «Нана» обязательна.