http://www.nana-journal.ru

Мы в соц.сетях

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН


Этнополитическая ситуация и основные направления реализации государственной национальной политики в Чеченской Республике Печать Email

М.А. Автурханов

 

Современная этнополитическая ситуация в Чеченской Республике - одном из многонациональных субъектов Российской Федерации - определяется многими взаимосвязанными и взаимодействующими факторами. Как известно, развал Советского Союза спровоцировал обострение межнациональных отношений в рамках отдельных, уже независимых государств бывшего СССР.

После распада Союза существенные изменения претерпела и геополитическая ситуация на Северном Кавказе. В силу стечения обстоятельств и взаимодействия целого комплекса объективных и субъективных факторов регионального и федерального уровня Северный Кавказ стал средоточием межэтнических конфликтов и территориальных споров, обусловленных наличием критического уровня противоречий в сфере национально-государственного устройства. В основе этих конфликтов лежала конкурентная борьба этнических и политических сил за власть и ресурсы.  Экономическая подоплёка российско-чеченского конфликта, подпитываемого тайными силами, имела прямое отношение к проблеме контроля над распределением энергоресурсов мощной нефтеперерабатывающей промышленности, к намерениям определённых внешних и внутренних сил монопольно распоряжаться не только тем промышленным потенциалом, который был создан на территории республики, но и всей совокупностью энергоресурсов, проходящих через нефтеперерабатывающие мощности грозненских предприятий. События, имевшие место  в конце ХХ – начале ХХI веков, крайне негативно отразились на политической, социальной и экономической ситуации в Чеченской Республике. Многонациональный народ республики был насильно выведен из экономического, политико-правового и информационного поля России. Он стал жертвой широкомасштабных военных действий, унёсших тысячи жизней, подвергших почти полному уничтожению экономику и социальную инфраструктуру республики. В результате сотни тысяч граждан лишились жилья и имущества и были вынуждены переселиться в другие регионы России, эмигрировать в ближнее и дальнее зарубежье. Сегодня Чеченская Республика - динамично развивающийся регион новой Росиии. Широкомасштабно, высокими темпами осуществляются планы по восстановлению разрушенного жилищно-коммунального хозяйства, становлению и функционированию топливно-энергетического и агропромышленного комплексов, банковско-финансовой системы, совершенствованию работы по социальной защите населения, развитию образования, здравоохранения, культуры, спорта, расширению информационного поля. По состоянию на 1 октября 2008 года общая численность населения Чеченской Республики составляет 1273457 человек.

На её территории вместе с чеченцами живут и трудятся более 30 национальностей, в том числе русские, кумыки, аварцы, ногайцы, ингуши, турки-месхетинцы, татары, азербайджанцы, армяне, украинцы и др. В районах республики компактно проживают представители различных национальных меньшинств. В Грозненском – кумыки, аварцы;    в Гудермесском – кумыки; В Наурском – турки-месхетинцы, азербайджанцы;  в Шаройском – аварцы; в Шелковском – ногайцы, кумыки, татары и аварцы. В республике накоплен бесценный опыт мирного сосуществования всех этих народов. Объективная оценка состояния этнополитической ситуации, необходимость обеспечения её стабильности и условий для совершенствования относятся к ключевым факторам, определяющим принципы, цели и задачи национальной политики, проводимой руководством Чеченской Республики. Полноценная жизнь республики и её развитие возможны только в условиях межнационального и межконфессионального мира и согласия, что лишний раз говорит о значимости вопросов национальной политики, о необходимости анализа проблем социокультурного развития всех национальных общностей, включая малочисленные.

С созданием Министерства Чеченской Республики по внешним связям, национальной политике, печати и информации перед его руководством встал жизненно важный вопрос разработки единой государственной национальной политики Чеченской Республики, защищающей интересы представителей всех национальностей - как проживающих в республике, так и вынужденно покинувших её.  В целях всестороннего учёта интересов народов Чеченской Республики и обеспечения взаимодействия республиканских органов, органов государственной власти, городских и районных администраций, институтов гражданского общества в деле гармонизации межнациональных отношений в Чеченской Республике МВСНПиП при активном участии ведущих учёных и опытных специалистов Академии наук ЧР и республиканских вузов разработало в 2004 году проект  Концепции государственной национальной политики Чеченской Республики.

Концепция утверждена Указом Президента Чеченской Республики Р.А. Кадырова № 110 от 9 апреля 2007 года. Это был первый указ главы республики с момента вступления его в должность Президента, и неслучайно он издан по документу, посвящённому национальной политике, что говорит о неослабном внимании руководства республики  к этому вопросу. Концепция исходит из того, что Чеченская Республика является составной частью Российской Федерации и ориентирует на обеспечение гармоничного сочетания интересов Чеченской Республики и общих интересов Российской Федерации; равенства и защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка и вероисповедания, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям; формирование у населения установок толерантного сознания и поведения, уважительного отношения к обычаям, традициям, языку, культуре другого народа; сохранение и развитие языков и культур всех этнических групп; объективное освещение их истории; возрождение народных обычаев и традиций, способствующих гармонизации отношений между гражданами и сообществами; развитие связей с другими субъектами Российской Федерации; противодействие любым видам экстремизма, попыткам использовать «чеченский вопрос» в антироссийских геополитических и иных целях.

В качестве механизма реализации государственной национальной политики министерством разработана Комплексная Программа национального развития и межнационального сотрудничества в Чеченской Республике. В целях координации и усиления взаимодействия администраций районов и населенных пунктов, национальных обществ, религиозных организаций и этнических групп, учета общественного мнения по осуществлению государственной национальной политики при администрациях Грозненского, Гудермесского, Наурского и Шелковского районов, где компактно проживают отдельные этнические группы, были образованы Общественные этнические советы (ОЭС). На основании Указа Президента Чеченской Республики Р.А. Кадырова № 451 от 06.12.2007 г. при администрациях районов были созданы Общественные советы (ОС) по обеспечению прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с теми задачами, которые были поставлены перед ними, эти структуры вобрали в себя ранее созданные в районах ОЭС, т.е. ОЭС и ОС были объединены. Деятельность министерства по осуществлению государственной национальной политики регулирования межнациональных отношений дополняется демократическими общественными институтами власти – национально-культурными автономиями и общественными организациями, являющимися важным средством выявления и удовлетворения этнокультурных потребностей граждан, достижения межнациональной стабильности, предупреждения возможных  конфликтных ситуаций на национальной почве.

При содействии министерства в районах республики созданы и функционируют  национально-культурные автономии представителей национальных меньшинств и казачества. В Наурском районе это местная национально-культурная автономия (МНКА) «Турецкая община» и Терско-Сунженское окружное подразделение Терского войскового казачьего общества. В Шелковском районе - общественное движение Терско-Гребенского войска и местная национально-культурная автономия ногайцев ЧР «Ногайский народ».  Свою работу эти объединения строят в режиме непосредственного взаимодействия с районными администрациями, вовлекая в свою этнокультурную  просветительскую сферу и другие национальности. Руководители объединений являются членами Общественных советов по обеспечению прав и свобод человека и гражданина при администрациях районов, избраны членами Ассамблеи народов Чеченской Республики. Плодотворно в республике функционируют также национально-культурные центры различных этносов - кумыков, ногайцев, татар, славянских народов. Министерство активно осуществляет деятельность, направленную на совершенствование методов формирования в обществе высокого духовно-нравственного и идейно-культурного потенциала, на пропаганду здорового образа жизни, нетерпимости к асоциальному поведению. Периодически  проводятся мониторинги общественно-политической обстановки  в сфере межнациональных отношений в  районах республики со смешанным составом населения,  региональные, межрегиональные научно-практические конференции, встречи, «круглые столы»  по укреплению межнационального и межконфессионального единства и согласия.

С целью анализа трагических страниц истории чеченского народа и выработки конструктивных рекомендаций, имеющих целью обеспечение справедливой реализации ФЗ «О реабилитации репрессированных народов» в части, касающейся чеченского народа, 18 февраля 2006 г. была проведена республиканская научно-практическая конференция «Депортация чеченского народа: ее последствия, пути реабилитации этноса». В её работе приняли участие представители законодательной и исполнительной власти, творческой и научной интеллигенции, общественности,  руководители городских и районных администраций. В связи с 50-летием восстановления ЧИАССР, явившимся ключевым фактором политической реабилитации чеченского народа, депортированного преступным сталинско-бериевским режимом, 25 января 2007 г. была проведена республиканская научно-практическая конференция «Восстановление Чечено-Ингушской АССР – решающий фактор реабилитации чеченского народа». В её работу активно включились представители органов власти и общественности Чеченской Республики, Ингушетии, Кабардино-Балкарии. В докладах и выступлениях участников были освещены мотивы депортации чеченского народа, вопросы политико-правовой, социальной, экономической и идеологической реабилитации, сложный путь восстановления ликвидированной национальной государственности чеченского народа в форме ЧИАССР, проблемы территориальной и правовой реабилитации чеченцев, возрождение национального самосознания, развитие образовании, культуры и др. В сентябре 2007г. прошла Межрегиональная научно-практическая конференция «Укрепление межнационального и межконфессионального единства – важнейший фактор российского федерализма» с участием представителей органов государственной власти регионов ЮФО и Федерального центра, Ассамблеи народов России, Российского Конгресса народов Кавказа, Международного Евразийского движения, Общества дружбы и сотрудничества «Дагестан – Чечня», правозащитных организаций и других общественных объединений, видных учёных, научных сотрудников исследовательских центров, преподавателей высших учебных заведений. Участниками конференции было отмечено, что Российское государство представляет собой культурно-историческое цивилизационное пространство, объединившее многочисленные народы с их культурами, религиями, обычаями, традициями, образом жизни, сложившимися и сохранившимися в ходе длительного исторического развития. В течение многих веков, несмотря на сложные и противоречивые взаимодействия, цементировалось единство российских народов, что определило общую историческую перспективу многонационального Российского государства. Выражая свою приверженность принципам целостности и федерализма Российского государства и единства его народов и конфессий, участники конференции рекомендовали:

- воссоздать федеральное министерство по делам национальностей;

- совершенствовать государственную национальную политику Российской Федерации, законотворческую работу по вопросам взаимодействия Федерального центра и регионов;

- обеспечить дальнейшую проработку научно обоснованной государственной национальной политики, которая учитывала бы динамику развития национальных процессов, причины и характер противоречий, возникающих в сфере межнациональных отношений, определяла бы пути и средства достижения межнационального согласия и сотрудничества;

- повысить эффективность работы по розыску граждан, без вести пропавших в ходе военных действий в Чеченской Республике;

- оказывать правовую и материальную поддержку беженцам, возвращающимся в Чеченскую Республику из ближнего и дальнего зарубежья;

- не допускать преследования правоохранительными органами граждан Российской Федерации по национальному и религиозному признакам;

- освещать через СМИ позитивный опыт межнациональных отношений, экономического и культурного сотрудничества регионов;

- принять  -  как на федеральном, так и на региональном уровнях - комплекс мер по демонтажу «стены недоверия», возведённой вокруг чеченцев и Чеченской Республики при непосредственном участии СМИ и отдельных государственных деятелей;

- системно и оперативно противодействовать через СМИ любым проявлениям ксенофобии, межнациональной неприязни и вражды в российском обществе;

- создать на региональном уровне соответствующую нормативно-правовую базу для деятельности национально-культурных организаций, общин, ассоциаций и др.

В связи с существующей необходимостью министерством  разработан  проект Закона о национально-культурных автономиях ЧР. Также разработан проект республиканской целевой программы «Возвращение и обустройство русского и русскоязычного населения, ранее проживавшего в Чеченской Республике (2008-2011гг.)». Оба проекта находятся на рассмотрении в Парламенте ЧР и Правительстве ЧР. Важнейшим фактором стабилизации  общественно-политической ситуации в ЧР является гармонизация взаимоотношений между основными конфессиями - православием и исламом. В этой связи МВСНППиИ организует встречи представителей духовенства, содействует оказанию помощи нуждающимся верующим, восстановлению и благоустройству храмов, кладбищ православных христиан. В русле работы по возрождению духовно-нравственных ценностей большое значение придается восстановлению и строительству культовых учреждений, объектов культуры и спорта. В целях совершенствования нравственного воспитания подрастающего поколения неослабное внимание уделяется  пропаганде здорового образа жизни, формированию негативного отношения к вредным привычкам - употреблению алкоголя и наркотиков. Стабилизация общественно-политической и социально-экономической обстановки, создание благоприятных условий жизни явились мощным фактором, способствовавшим возвращению в районы республики ранее проживавших на их территории семей. Органами власти  им оказывается содействие в получении жилья и устройстве на работу.  Процесс  репатриации является следствием широко проводимой Президентом Чеченской Республики Р. Кадыровым интернациональной  политики.

В Чеченской Республике решаются исторически важные для ее народа задачи, связанные с установлением мира, упрочением стабильности, динамичной реконструкцией всех сфер жизнедеятельности общества. Многонациональный народ республики возрождает свои лучшие обычаи и традиции - гостеприимство, доброжелательность, стремление жить в дружбе со всеми народами. Чеченская Республика не видит себя вне Российской Федерации, что подтверждено прошедшим в республике общенациональным референдумом, принятием Конституции ЧР, выборами Президента и Парламента Чеченской Республики. Никаким деструктивным силам не удастся вновь втянуть наш народ в политические авантюры и вооружённые конфликты.

Нет сомнения в том, что только в составе Российской Федерации, строго соблюдая Конституцию Российской Федерации и Конституции Чеченской Республики, мы добьемся новых высот в своем развитии и истинного процветания.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

©НАНА: литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт журнала «Нана» обязательна.