http://www.nana-journal.ru

Мы в соц.сетях

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН


Об институте «тукхам» у чеченцев Печать Email

Натаев С.А., ст. преподаватель кафедры истории Чечни ЧГУ

 

 

 

 

 

Для выяснения социального содержания института «тукхам/тукъам» у чеченцев и научной обоснованности применения в исторической литературе понятия «тукхам» (как определения «союз родов (тайпов)» или как «племя») рассмотрим дефиницию «тухум/тохум» у народов Кавказа.

М.О. Косвен пиcал: «В русской этнографической литературе термин «тохум» в научный оборот введен Голенищевым-Кутузовым. В своем описании чеченцев Голенищев-Кутузов впервые представил в качестве основной общественной ячейки группу, которую он именует одинаково: «племенем», «родством», «родом», либо местным названием – «тохум». Тохум – иранский термин «семя» – был распространен на Кавказе в качестве обозначения родственной группы. На западе Кавказа таким термином сделалась «фамилия». Вслед за Голенищевым-Кутузовым Константинов описал «тохумы или фамилии» у лезгин. Мы имеем у названных авторов и следующие черты названной формы. Тохум образует отдельное селение, либо несколько тохумов составляют большое селение. По Голенищеву-Кутузову, тохум состоит исключительно из родственников; по Константинову, у лезгин тохум ли фамилия включает не только всех родственников, но и выходцев из других мест, переселенцев.[1.С.12.]

Профессор Агларов М.А. пишет: «Тухум» на санскрите, как и на иранском, обозначает «семья», занесен в Дагестан посредством персидского языка. У народов Дагестана были собственные термины: у аварцев- къибил (буквально «корень»), джинс у даргинцев, сака у лакцев, сихил, мерисар у лезгин.[2.С.4.] Каждый джаамат в Дагестане разделялся на несколько (от 3 до 10-12) тухумов или коллективы фамильного типа, строго ведущие счет только по отцовской линии. В некоторых случаях тухумы занимали отдельные кварталы, но в большинстве тухумы заселяли аулы смешанно. Помимо родственников, по специальным решениям, в тухумы включались и посторонние.[2.С.4.] По мнению М.А. Агларова, тухум, социум фамильного типа, основанный на родстве по отцовской линии, усложненный во многих случаях принятыми или «приписанными» к нему лицами постороннего происхождения, включая патронатную приписку лиц из зависимых сословий. Он же отмечал, что дагестанский тухум отличался от подобных же организации народов Северного Кавказа отсутствием экзогамии. Другое отличие от северокавказских «кланов» заключалось в том, что тухум несравненно малолюден, но число тухумов в общине значительно. Это различие существенно тем, что тухумы в Дагестане локализовались в пределах своих общин, тогда как северокавказские кланы, дисперсно, соблюдая [3.C.20.] экзогамию и сохраняя свое название, были расселены по всей области обитания народа. Тухумы в Дагестане, как и на Северном Кавказе, делились на меньшие подразделения, своего рода субкланы, или «ближайшие» фамилии, тесно связанные между собой сознанием общности происхождения и объединявшиеся соответственно в единую организацию при решении общественных дел. Допускается предположение, что эти субкланы, наиболее адекватные патронимиям, являются порождением самоуправляемой общины, что, впрочем, согласуется с истолкованием причин функционирования патронимии А.И. Робакидзе. Тухум состоял из ядра – гомогенного и патрилинейного по родству, которое, в свою очередь, состояло из суммы более мелких делений по тому же принципу.[3.С.21.] Тухум в социальном отношении цементировался на общественной форме собственности. В этом смысле общий молотильный ток, мельница или печь не играли, как общая собственность, сколько-нибудь существенной и , тем более, исключительной, как полагали ранее, роли в «бытии» тухума. [3.С.21.]

Р. Харадзе пишет: «Широко распространенный на Кавказе тохум\\тухум термин – иранского происхождения. В древнеперсидском он представлен в форме tau(h)ma в значении рода, племени, родственника; Авест.taohman, санскрит. takman? пехл. тohm, обозначает «семя, племя».[4.C.165.]

В кумыкском языке  «тухум» означает «род», «племя», «потомство», «круг людей», в азербайджанском «тохум» – «семя», «семена», «яички насекомых».[15.C.14.]

А.И. Мусукаев писал: «Это патронимическая организация и «фамилия» (в балкарском языке – «тукъум», далее – тукум), представлявшие собой коллективы и группы родственных семей, в которые входили родственники, как по крови, так и по браку, и объединявшиеся различной степенью экономических, социальных и идеологических отношений. [5.C.3.]

По М. Мамакаеву, тукхум – дословно – значит семя, яйцо. Это слово, вероятно, заимствовано чеченцами из тюркского языка. [6.C.16]

На основе анализа источников мы можем сделать вывод, что «тохум/тухум/тукъум у народов Кавказа, – это коллективы родственных семей, объединенных родством крови и свойства, компактной территорией проживания, едиными интересами и малочисленные в количественном отношении.

Каково социальное содержание и семантика института «тукхам» у чеченцев в исторической литературе?

Русские источники XVI-XVII вв. для обозначения группы сел вокруг главного поселения дают различные наименования горных «землиц»: Окотской, Щибутской, Мерези и др. Соответственно называются локальные группы населения: «окотские люди», «калканские» люди». Я.З. Ахмадов пишет: ««Землицы» русских источников XVI-XVII  вв. не являлись синонимами родоплеменных групп, под ними подразумевались территориальные объединении аулов, имевших определенное единство политического характера в отношениях с соседями». [7.С.262.]

В источниках XIX в. эти землицы называются «обществами» или «вольными обществами».

На наш взгляд, термин «тукхум» в советской этнографической литературе введен в научный оборот А.Г. Авторхановым в статье «К вопросу изучения тайпа и классовой борьбы в чеченской деревне». «Революция и горец». 1931 г. № 4. Ростов-на-Дону.

М.А. Мамакаев писал: «Чеченский тукхум – это свого рода военно-экономический союз определенной группы тайпов, не связанных между собой кровным родством, но объединившихся в более высокую ассоциацию для совместного решения общих задач защиты от нападения противника и экономического обмена. Тукхум занимал определенную территорию, которая состояла из фактически заселенной им местности, а равно окружающего района. Каждый тукхум говорил на определенном диалекте одного и того же вайнахского языка.[6.С.16.]

По Авторханову А.Г., основных чеченских тайпов 113. Тукхумов же всего 6: Малхоевский, Галаевский, Нахчимахкоевский (Ичкерия),Чантоевский, Шатоевский и Чеберловский. [8.С.97.]

М.А. Мамакаев пишет: «Исследованные нами различные источники свидетельствуют, что в XVI-XVII веках в Чечне сложилось девять тукхумов : Нохчмахкхой, Аьккхий, Т1ерлой, Ч1ебарлой, Шарой, Маьлхий, Шуотой, Ч1антий и Эрштхой .[6.С.16.]

Этнолог Хасиев С.А. считает, что общество Нохчийчоь состояло из одиннадцати  общностей: 1. Аьккхий; 2. Нохчмахкхой; 3. Ч1ебирлой; 4. М1айстой; 5. Т1ерлой; 6. Шарой; 7. Шотой; 8. Нашхой; 9. Маьлхистой; 10. Галай; 11. Ламаьккхий. 1 [9.С.13.]

По мнению Я.З. Ахмадова, если в XVI-XVIII в горной Чечне было примерно 35 союзов аульных обществ, называемых в источниках и литературе «землицы», «вольные общества», а то и «республики» и «конфедерации», то в равнинной части Чечни было до 9-10 крупных союзов обществ, часть из которых успела побывать в роли феодальных владений-княжеств. [10.С.210.]

Я.З. Ахмадов отмечал: «В начале XVI в. мы имеем несколько десятков горных обществ с естественными границами, проходившими по водораздельным хребтам, горным вершинам и глубоким ущельям». [10.С. 379]

Я.З. Ахмадов подчеркивал, что «ущелье (ч1ож), гора (лам), «плоскогорье, склон (шу, йист)», «терриритория, земля (мохк)», включающие все топографические условия, характерные для местопребывания больших и малых  обществ Горной Чечни, являлись пространственной формой их существования как человеческих сообществ. В структуру обжитой территории (чаще всего ущелья) «входили село, пашенные сенокосные угодья и леса, а также вспомогательные жилищные комплексы при местах для осенне-весеннего и летнего выпаса скота».  [10.С. 211]

Э.А. Борчашвили писал: «Грузинскому «хев»/ «хеоба» (ущелье) соответствует вайнахское «ч1ож». Термин «хев» в Сванетии употреблялся для обозначения общественного объединения, которое в русской этнографической литературе XIX в. было известно под названием «общество». То же наблюдалось и у горных вайнахов. Н.С. Иваненков отмечает: «Большинство обществ состоит из нескольких поселений с различными числом дворов. Все подобные селения от сельского хутора и зимовники происходят от какого-либо одного старого селения». Таким образом в «общество» входило несколько деревень, которые произошли от одного разросшегося селения в результате их расселения по ущелью. Слово «хев» в Сванетии употреблялось для обозначения такой группы населенных пунктов, для которых была характерна территориальная общественно-экономическая общность. Иваненков также указывает на единое происхождение чеченских обществ, на их общие экономические, хозяйственные, правовые и политические интересы.[11.С. 180]

Территориальный признак был определяющим в консолидации чеченских аулов вокруг главного аула и на плоскости Чечни. У. Лаудаев писал: «Так, жители левого берега р. Аргун, от Ханкальской горы вверх, до Аргунского ущелья и Черных гор, назывались чечен-хой, т.е. жители земли, принадлежавшей аулу Чечен; а как плоскостные чеченцы получили понятие об общественной жизни из этого аула, то земля его была более других уважаема и в песнях называлась нана-чечен, т.е. мать-чечен. Жители Большой Чечни назывались аргунал-дехере-нах, т.е. за аргунским народом; жители Малой Чечни – гехи-хой, т.е. гехинцами; когда чеченцы отторгли от кумыков страну качалыкских аулов, то оставили для нее кумыкское название гачалк-хой. Когда же плоскость усилилась аулами, то они себя и свои землю называли просто именами аулов: жители аула Шали – шелихой, Мартана – мартан-хой, Гойты – гойтер-хой, т.е. шалинцы, мартановцы, гойтинцы. Такие успехи поставили плоскостных чеченцев выше их горных братьев. Они во всем превосходят своих горных братьев, которые, отдавая им над собою первенство, называют их настоящими нахчой, сами же, называясь этим именем поверхностно, удержали для себя название ламарой».                [12.C.21.]

В современной научной литературе о чеченцах дефиниция «тукхум» служит для обозначения группы населенных пунктов, для которых характерна территориальная общественно-экономическая общность. Например, термин «тукхум» был введен в научную литературу в 20-30 годы XX века, наряду с такими терминами, как тайпизм, псевдотайпизм, тукхумизм, когда по Северному Кавказу началась кампания борьбы с институтами родственной солидарности как с пережитками прошлого.

В научной литературе были точки зрения, расходящиеся с официальным мнением, что «тукхум» – это «племя», «фратрия», «союз родов (тайпов).

Р. Харадзе писала: «М. Мамакаев ,например, выделяет на основе чеченского материала тукхум в значении фратрии и ц1а в значении фамилии. Это делает структуру родственных организации более сложной, но и более интересной, хотя конкретное содержание термина тукхум в нахских языках для нас остается не вполне ясным…». [4. C.176]

С.А. Хасиев не согласен с тезисом М. Мамакаева, что «тукхум» – это «фратрия». Он пишет: «Приводимое им в доказательство своего положения выражение: «Цу стеган тайпа а, тукхам а дац» (У этого человека нет ни рода, ни племени», не может быть обоснованием для этого, так как оно приводится в усеченной форме. Подлинный смысл выражения проясняется только тогда, когда оно приводится в полной форме: «Тайпа а, тукхам доцург – ши т1ам боцу олхазар ду; дехой бацахь, ненахой мукъана хила беза стеган» (досл. «Тот, кто не имеет тайпа-тукхум, подобен птице без крыльев, если нет родни по отцу, то она должна быть хотя бы по матери»). Как видим, смысл полностью меняется. В первичном, матрилинейном, роду отец и его родственники не имели большого значения, зато в патриархальных объединениях последующих эпох (вплоть до буржуазной) родственники по материнской линии играли большую роль. Это подтверждается и другим чеченским выражением: «К1анта х1у лоху, йо1а цу лоху» (досл. Парень семя ищет, а девушка толокно)».[13.C.72.] Иными словами, парень ищет корень, благородное происхождение (девушки, с которой он собирается вступить в брак), а девушка ищет богатство, достаток. Из этого видно, что «тукхум» – антипод «тайпа», т.е. очень древний реликтовый термин, сохранившийся от времен матрилинейного счета родства.

На эту мысль наводит и то обстоятельство, что в старочеченском языке словом «ту» обозначали «жену, хозяйку», а ее родственников со стороны мужа называли «тунцхой». [13.C.73.] Между тем у М. Мамакаева этнографические общества становятся тукхумами-фратриями, сельские общины – «тайпами», а «гары» – патронимиями. Знаменательно при этом, что сам М. Мамакаев признает, что термин «тайп» и «тукхум» по своему происхождению не вайнахские и первый из них попал к чеченцам вместе с исламом и заменил собой исконно вайнахский термин «ваьр». [13.С.73.]

Этнограф С.А. Хасиев считает, что слово «тукхам» имел огласовку как «тукъам», «ту/сту» – женщина, супруга, а «къам» имел семантику родни и служил для обозначения родственников жены или материнского рода в архаичные времена. Э.А. Борчашвили писал: «Разъяснения требует и распространенный у вайнахов термин «токхум». «Токхум, как и «тайп», является термином иранского происхождения. Он широко распространен среди горцев Кавказа. В персидском языке он обозначает род, племя, семью. Существовавший в Дагестане «токхум» М.О. Косвен и Х.М. Хашаев считают патронимическим, а Р. Магомедов – семейной общиной. В вайнахской среде термин «токхум» вначале должен был распространиться среди вайнахов, живших поблизости от тюркоязычных народов. Собранные нами в Чечено-Ингушетии и среди кистинцев Панкисского ущелья материалы определяют тукхум как тайп, обозначающий большой круг родства. В литературе «токхум» обозначает патронимическую организацию. Этот термин распространен прежде всего в прибрежной полосе Терека и Сунжи, где господство иноземных феодалов было прочным. [11.С. 117] Отсюда же он распространился и на другие части Чечни и Ингушетии. Описанный И. Ивановым в прибрежной полосе Терека токхум мы считаем аналогией патронимической организации. До имама Шамиля, пишет И. Иванов о чеченцах, живших по берегам Терека, «каждый токхум, каждое селение имело свое правление; они не вмешивались в дела соседей. В крупных селах, где имелось несколько токхумов, каждый избирал своего старейшину, а какой-либо спор рассматривался всеми старейшинами совместно».[11.С. 118] На основе этого М.О. Косвен квалифицирует токхум как большое патронимическое поселение сельского типа. (Патронимия и ее роль в истории общества. М., 1965. С. 8.) (Тукхам вероятно имеет притеречную природу.)

Л.Ю. Маргошвили пишет: «…термин тукхум в нахских языках для нас остается не вполне ясным». [14.С.176] М. Мамакаев признает, что термин «тайп» и «тукхум» по своему происхождению не чеченские. [6]

Б.К. Далгат писал: «Говоря о чеченских фамилиях, различные авторы упоминают слова «тайпа», «тухум», «гаар», и «нека». Слово тухум лучше было бы устранить как перешедшее к чеченцам от кумыков и неизвестное ингушам и вообще горным чеченцам, тем более, что оно обнимает собою вообще однофамильцев, родственников, а не определенную группу лиц, составляющих в совокупности один род».[8.С.86]

Б. Далгат пишет: «Я лично полагаю, что под  этими «тухумами» следует разуметь не родовые братства, фратрии, а племенные подразделения на общества. Это территориальное подразделение чеченского племени, а не родовые союзы. [8.С.98]

Понятия «тайпа» и «тухум», по-моему, синонимы, и последнее название рода – не чеченского происхождения, а кумыкcкое слово. Это слово употребляется и во всем Дагестане для обозначения рода и родственников вообще. [8.С.98]

Наши выводы. В русской этнографической литературе о Чечне территориально-географические общности имели обозначение «землицы», «общества» или «вольные общества». В чеченской традиции эти территории имели обозначение «мохк» – земля, Нохчмохк – «чеченская земля», «ч1ож» – ущелье, Галанчож – «ущелье галаев».

На наш взгляд, научно обоснованная точка зрения исследователей об отсутствии у понятия «тукхам» социальной, демографической основы в чеченском обществе и о реликтовости этого термина, уходящего в матриархат, не была принята в официальной этнографической литературе и термин «тукхам» по настоящее время используется для обозначения «племени» у разных авторов и имеет разную трактовку (союз родов, союз тайпов, племя, этнотерриториальное объединение).

У чеченцев адекватными «тохум/тухум» у народов Кавказа по своим социальным функциям по степеням родства являются кровнородственная группа «ц1а» – фамилия и родственная группа «некъи» – 8 поколений родственников. Нам представляется, что было бы правильно исключить дефиницию «тукхум» из научного оборота, как термина для обозначения территориальных объединений по ландшафтно-географическому признаку в Чечне, которые имели общие военно-политические, хозяйственные интересы. И использовать термин «мохк» – земля, который по смыслу и семантике точнее соответствует действительности.

В вариантах структуры тайпа М. Мамакаева, Ф.В. Тотоева, С. Дауева, Л. Ильясова, присутствует дефиниция тукхум, как племя, как союз тайпов. У грузинских авторов Р. Харадзе, Э.А. Борчашвили, Л.Ю. Маргошвили вообще нет звена тукхум. Нет термина тукхум и у У. Лаудаева в работе «Чеченское племя». Как мы подчеркивали, в основном пласте чеченского языка нет такого термина «тукхум», для обозначения ни социальной группы, ни территориальной единицы.

У чеченцев для обозначения регионов Чечни использовался термин «мохк» – земля, например, Нохчмохк – Чеченская земля, где «нохч» – «чеченская», «мохк» – земля. Объединения такого рода были и у горцев Восточной Грузии, они имели обозначение «хеви». Определяющим признаком общинно-ущельевых объединений в Чечне была территория (земля), а не родство, которое характерно для родственных объединений «тохум/тухум/тукъум» у народов Кавказа.

 

 

Литература

 

1. Косвен М.О. Проблема общественного строя горских народов Кавказа в ранней русской этнографии. // Советская Этнография.1951 г. №1. С.3–28.

2. Агларов М.А. Этногенез в свете политантропологии и этнонимии в Дагестане. Махачкала. 1998г.

3. Агларов М.А. Сельская община в Нагорном Дагестане в 17-нач. 19 вв. (Исследование взаимоотношения форм хозяйства социальных структур и этноса.) Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук. М.1986.

4. Харадзе Р.Л. Некоторые стороны сельско-общинного быта горных ингушей. //Кавказский этнографический сборник. Т.II. Очерки этнографии горных ингушей. Тбилиси, 1968. С. 165–198.

5. Мусукаев А.И. Балкарский тукъум: патронимическая организация и «фамилия» в системе сельской общины. – Нальчик, 1978. – 172 с.

6. Мамакаев М.А. Чеченский тайп (род) в период его разложения. – Грозный. 1973. – 98 с.

7. Ахмадов Я.З. История Чечни с древнейших времен до конца XVIII века. – М. 2001. – 426 с.

8. Далгат Б.К. Родовой быт и обычное право чеченцев и ингушей. Исследования и материалы. 1892–1894 гг. – М. 2008. – 380 с.

9. Хасиев С.А. Чеченцев древняя земля.СПб. 1994.

10. Ахмадов Я.З. Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в 16-18 веках .М. 2009.

11. Борчашвили Э.А. Общественно-экономический строй и классовые отношения в Чечено-Ингушетии в XVIII веке и в первой половине XIX веке. – Тбилиси, 2001. – 208 с.

12.Лаудаев У. Чеченское племя // ССКГ, VI. Тифлис. 1872. C. 3-58.

13. Хасиев С.А. О социальном содержании института «тайп» чеченцев (XIX - нач. XX вв.) // Вопросы политического и экономического развития Чечено-Ингушетии (XVIII -нач.XX вв.). – Грозный, 1986. – С. 70–76.

14. Маргошвили Л.Ю. Культурно-этнические взаимоотношения между Грузией и Чечено-Ингушетией в XIX–XX вв. (Кисты Панкиси). – Тбилиси. 1990. – 276 с.

15. Отраслевая лексика дагестанских языков. Махачкала. 1984. С. 14.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

©НАНА: литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт журнала «Нана» обязательна.