http://www.nana-journal.ru

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН

Пресс-эстафета "ЧР - ДОМ ДРУЖБЫ"


Тайна имен. Вайнахи, арабы и Ислам Печать Email

М.Х. Багаев

/Окончание. Начало: №№5-6, 7-8 2015г./

Сурхо, Сур, Сурхан (Бибулатов Н. С. 4, С. 113) – от араб ас-Сура («ряд», «ранг») – сура, название каждой из 114 частей, на которые делится текст Корана. В самом тексте Корана термин Сура имеет значение «первостепенное», «наиважнейшее». Отдельные Суры (особенно Фатиха, ал-Бакара, ал-Ихлас) играют важную роль в мусульманском культе. Подборки из ряда Сур (чаще всего их бывает 7) используются как талисман. (Резван Е.А. 7, С. 214).

Таа – от араб. Таат (мн. ч. от таа; «послушание», «повиновение») – повиновение Аллаху, действия или проявления повиновения, исполнение религиозных обязанностей. Средневековые суннитские богословы определяли Таат как «следование» или «соответствие Божественному повелению» (мувафакат ал-амр) и подразделяли его на несколько степеней. Высшая степень Таат, делающая человека верующим (мумин) перед Аллахом и гарантирующая ему Рай, – это знание основ религии (усул ал-дин: признание Единобожия, Божественной справедливости, предопределения, предвечных Божественных атрибутов и т. д.) и пяти основ религиозного закона, основ ислама (аркан шариат ал-ислам: учение о Единобожии и пророческой миссии Мухаммада (с.а.с.), закят, молитва, пост, паломничество). Исполнение этих религиозных обязанностей, предписываемых шариатом, называется также ибадат. (Прозоров С. М. 7, С. 216-217).

1умар, Умар – от араб. Умар (Омар I) б. ал-Хаттаб ал-Фа рук (около 585-644 гг.) – второй «праведный» халиф, выдающиеся государственный деятель. Из курейшитского рода. Принял ислам около 616 г., до этого был ему враждебен. Только в Медине вошел в ближайшее окружение Мухаммада (с.а.с.) и выдал за него свою дочь. Суннитская историческая традиция представляет Умара идеальным правителем: благочестивым аскетом, справедливым к мусульманам, беспощадным к врагам. Умер 7 ноября 644 г. от ран, нанесенных ему в мединской мечети рабом-иранцем. (Большаков О.Г. 7, С. 241). Возможно, чеченское имя 1умар, Умар – от араб. Умар (Омар II) б. Абд ал-Азиз (681-720 гг.) – омейядский халиф, правнук Умара I (по матери), которого средневековые мусульманские авторы единодушно считали единственным праведным халифом среди Омейядов. Умар II старался погасить социальные и этнические противоречия, раздиравшие Халифат, последовательным проведением в жизнь норм шариата, прежде всего в налогообложении. (Большаков О. Г. 7, С. 240).

Умма и производные от него: Ума, Умайсат, Умайхат, Уми и т.д. (Бибулатов Н. С. 4, С. 117-118) – от араб. Умма – религиозная община. Значение термина Умма складывалось в ходе проповеднической деятельности Мухаммада (с.а.с.) и формирования социального организма, обозначаемого в Коране этим термином. Основные аспекты его значения сложились к концу пребывания Пророка (с.а.с.) в Мекке (620-622 гг.). К концу жизни Мухаммада (с.а.с.) в Умма было включено практически все население Аравии. В течение VII в. произошло отождествление общины мусульман (Умма ал-ислам) с местом их обитания (дар ал-ислам) и Халифатом. При этом сохранялось представление о том, что мусульманин, даже живущий вне пределов халифата, принадлежит к Ал-Умма. Представления о национальном гражданстве появились в мусульманских странах лишь к концу XIX в. До этого мусульмане различных государств юридически считались членами одной общины мусульман. (Резван Е. А. 7, С. 241-242).

Умри – от араб. Умра – малое паломничество. Обряд, совершаемый в любое время года. Предпочтительны месяцы Рамадан, Раджаб или Зу-л-Хиджжа (когда Умра совершается вместе с Хиджжем). Умре предшествует обряд принятия ихрама, после чего паломник входит на территорию ал-Масджид ал-Харам, обходит ал-Кабу, молится, пьет воду из источника Зам-зам и семь раз пробегает между холмами ас-Сафа и ал-Марва. Если за Умрой не следует хаджж, то паломник выходит из состояния ихрама. (Ермаков Д. В. 7, С. 242).

1усман (Усман) – от араб. Усман (Осман) б. Аффан (около 575-656 гг.) – третий «праведный» халиф. Богатый мекканский купец из роду умаййа (омейя), один из первых последователей Мухаммада (с.а.с.), женился на его дочери. С группой мусульман выселялся в Эфиопию, в 623 г. был уже в Медине. Став халифом, Усман повел очень активную внешнюю политику. При нем было завершено завоевание государства Сасанидов, утвердилось положение мусульман в Тунисе и Закавказье. По инициативе Усмана, был составлен сводный текст Корана. Постепенное обогащение халифа и его родни вызывало упреки аскетически настроенной части мусульман, обвинявших его в отступлении от образа жизни Мухаммада (с.а.с.) и двух первых халифов. В 656 г. состоялся заговор против Усмана. 17 июня недовольные, возглавляемые Абдаллахом, сыном халифа Абу Бакра, ворвались в дом и зарубили Усмана. По преданию, кровь убитого халифа оросила лежавший рядом Коран. Такие «усмановские» Кораны как величайшая реликвия хранились во многих мечетях, в том числе один в Самарканде (ныне в Музее истории в Ташкенте). (Большаков О. Г. 7, С. 242-243).

Пет1имат (Петимат), Фатима – от араб. Фатима (умерла в 633 г.), дочь Мухаммада (с.а.с.) и Хадиджи, жена Али б. Абу Талиба, мать ал-Хасана и ал-Хусайна, один из наиболее почитаемых женских образов в мусульманском мире. При жизни Мухаммада (с.а.с.) Фатима не играла заметной роли в жизни общины. Образ Фатимы окружен многочисленными легендами, возникшими в первую очередь в шиитско-исмаилитской среде. Согласно шиитской традиции, Фатима – первая, кто в Судный день войдет в Рай. (Резван Е. А. 7, С. 253).

Хьава (Хава) – от араб. Хавва – персонаж мусульманских преданий, имя жены Адама, библейская Ева. В Коране упоминается просто «супруга» Адама. Комментарии рассказывают о ее сотворении из ребра Адама, о том, как она поддалась увещеваниям Иблиса и уговорила Адама вкусить запретный плод. После изгнания из Рая Хавва оказалась в Аравии, в Джидде, встретилась с Адамом около Арафата, вместе с ним совершила обряд хаджжа. Умерла вскоре после Адама и похоронена рядом с ним. Согласно мусульманскому преданию, в наказание за грехи Хаввы женщины обречены на физические страдания – беременность, роды и т.д. (Пиотровский М.Б. 7, С. 260-261).

Хедижат, Хадижа, Хадижат, Хедижа (Бибулатов Н. С. 4, С. 120) – от араб. Хадиджа, бинт Хувайлид – первая жена Мухаммада (с.а.с.). Происходила из курайшитского рода абд ал-узза. После двух браков была самостоятельно ведущей дела богатой женщиной, снаряжавшей торговые караваны. Мухаммад (с.а.с.) был нанят ею для организации и сопровождения этих караванов. Через несколько лет предложила ему жениться на ней. Брак был заключен, несмотря на возражения ее отца. Согласно преданию, Хадидже было тогда 40 лет, а Мухаммаду (с.а.с.) – 25. Она родила Мухаммаду нескольких мальчиков, умерших в младенчестве, и четырех дочерей. Мусульмане почитают Хадижат как первую мусульманку, образец жены. Пока она была жива, Мухаммад (с.а.с.) не брал себе других жен. Однако образ Хадиджи заслонен другими, значительно более популярными в предании фигурами – женой Мухаммада Айшей и его дочерью Фатимой (Пиотровский М.Б. 7, С. 261-262).

Хьади, 1адиз, Адиз – от араб. Хадис – хадис, хадисы, предания о словах и действиях Мухаммада (с.а.с.), затрагивающие различные религиозно-правовые стороны жизни мусульманской общины. Хадисы считаются вторым после Корана источником права, на них основана сунна, они содержат в себе значительную часть принципов и идей ислама. Наряду с Хадисами, касающимися религиозных, правовых и этических аспектов жизни общины, существовали «исторические» хадисы, ставшие основой сиры – жизнеописания Мухаммада (с.а.с.) (Бойко К.А. 7, С. 262-263).

Ханипат (Ханифат), Ханифа – от араб. Ханиф – благочестивый человек, исповедующий Единобожие. Согласно мусульманскому преданию, этим термином в доисламской Аравии называли людей, отвергавших поклонение племенным идолам, аскетов, соблюдавших ритуальную чистоту, веривших в Единого Бога, но не примыкавших ни к христианам, ни к иудеям. В Коране Ханифом назван Ибрахим, чью религию, истинный монотеизм, возродил Мухаммад (с.а.с.). Слово Ханиф появляется в Коране в мединский период как синоним термина муслим, об Ибрахиме так и сказано – ханиф муслим (Пиотровский М. Б. 7, С. 273).

Х1арон (Х1арун, Харон) (Бибулатов Н.С. 4, С. 123) – от араб. Харун (Харун, бану Имран) – коранический персонаж, старший брат и помощник Мусы, библейский Аарон. В коранических рассказах о Мусе Аллах назначает Харуна помощником Мусы, так как последний боялся своей миссии, чувствовал себя физически слабым, не обладал красноречием. Харун вместе с Мусой предстал перед Фирауном. После спасения из Египта, в отсутствие Мусы он не сумел остановить израильтян, которые стали поклоняться тельцу вместо Аллаха. В посткоранических преданиях рассказывается о большой любви израильтян к Харуну, о его смерти в пещере. По сей день в качестве могилы Харуна почитается пещерное погребение в скале в Южной Иордании, около Петры. Образ Харуна связывался в богословии с представлением о том, что у каждого большого пророка всегда был помощник, практически осуществлявший указания Аллаха и его (Пиотровский М.Б. 7, С. 275).

Марут (женское имя) – от араб. Харут и Марут – имена двух ангелов, заточенных за грехи в темницу в Вавилоне. Они упомянуты в Коране как знатоки магии (сихр), обучающие ей людей, но предостерегающих их от последствий ее употребления. Имена Харут и Марут используются в магической практике мусульман, а в персидском языке само имя Харут стало означать волшебника (Пиотровский М.Б. 7, С. 275).

Хьасан, Хасан – от араб. ал-Хасан б. Али, Абу Мухаммад ал-Муджтаба (ум. в 669 г.) – старший сын Али и Фатимы, внук пророка Мухаммада (с.а.с.), второй шиитский имам. С юности он прославился частым (около ста раз) вступлением в браки и расторжением их, за что даже получил прозвище Митлак («расторгающий браки»). Это наносило ущерб престижу Али, чем пользовались его противники. После убийства Али в 661 г. ал-Хасан был провозглашен в Ираке халифом как старший член семьи, имевшей особые заслуги пред Пророком (с.а.с.). Шииты создали идеализированный образ ал-Хасана. Согласно шиитскому преданию, ал-Хасан был смертельно ранен под ал-Мадаином одним из врагов Али-ал-Джаррахом б. Сананом, доставлен в Медину и там скончался в возрасте сорока пяти лет. По другой версии, он был отравлен (Прозоров С. М. 7, С. 276). Хьаса – от араб. ал-Хасса (мн. ч. ал-хавасс) – религиозно-социальный термин, обозначающий в широком смысле «избранное», знать, элита в противоположность ал-Амма (мн. ч. ал-авамм) – простонародье, массы, «толпа». Термин ал-хасса укоренился как само название имамитов, высокомерно противопоставлявших себя суннитской массе – ал-Амма. Шиитский «путь» или «доктрина» (мазхаб ал-Хасса) в целом противополагался суннитскому «пути», или «доктрине» (мазхаб ал-Амма) (Прозоров С. М. 7, С. 276).

Хожа (Хожу, Хожа-Ахьмад, Хожа-Эми, Хожа-1ела) (Бибулатов Н. С. 4, С. 120) – от араб. Ходжа (через персид. хваджа; «хозяин», «господин») – почетное прозвище и обращение, бытовавшее в разное время в разных странах ислама в различных значениях, например, в средневековом Египте Ходжа – богатые персидские и другие приезжие купцы; в Средней Азии вплоть до начала XX века Ходжа – почетное прозвание людей, претендовавших на происхождение от четырех «праведных» халифов – Абу Бакра, Умара (главным образом), Усмана и Али (за исключением потомков последнего от брака с дочерью Мухаммада (с.а.с.) Фатимой). (Резван Е. А. 7, С. 280).

Хьусайн (Хьусейн), Хусайн (Хусейн) (Бибулатов Н. С. 4, С. 123), – от араб. ал-Хусайн бану Али Абу Абдаллах аш-Шахид (626-680) – младший сын Али бану Аби Талиба от Фатимы, дочери Пророка(с.а.с.), третий шиитский имам. Родился в Медине. После смерти старшего брата, Ал-Хасана, в 669 г. ал-Хусайн стал главой алидского рода и вернулся из Куфы в Медину (Прозоров С. М, 7, С. 285).

Ша1абан, Ша1аба, Ша1абаз, Ша1аби, Ша1абу, Шаабан, Шааба, Шаабаз, Шааби, Шаабу (Бибулатов Н.С. 4, С. 127) от араб. Шабан (В Индии и Пакистане – шаб-и барат) – восьмой месяц мусульманского лунного календаря. Значение Шабан в исламе обосновывается главным образом мусульманской традицией и связано с древнеаравийской религиозной практикой в дни, предшествовавшие солнцестоянию и следующие за ним. По-видимому, в эти дни, воспринимавшиеся, как завершение и начало нового годового цикла, время поминовения усопших у многих народов, практиковались искупительные ритуалы, в частности пост (Резван Е.А. 7, С. 287).

Шайхи – от араб. аш-Шайхийа – шейхиты – шиитское суфийское братство, существовавшее в 30-80-х годах XIV в. в Западном Харасане (Иран). Его основатель, мазандаранский дервиш Шайх Халифа, был мюридом шайха Балу-и Амоли. Социальной опорой братства Шайхийа были ремесленники и беднейшие земледельцы. (Колесников А. И. 7, С. 290).

Ша1арани – араб. аш-Шарани (или аш-Шарави), Абд ал-Ваххаб б. Ахмад (1493–1565) – популярный египетский муфтий и богослов. Ему принадлежит выше 60 сочинений по различным отраслям мусульманских наук: хадисам, фикху, суфизму и т. д. (Кныш А.Д. 7, С. 291).

Шах1ид (Шахид) – от араб. Шахид (мн. ч. Шухада) «Пожертвовавший собой за веру, погибший мученической смертью». Согласно хадисам, Шахид утверждает свою веру смертью в войне против неверных. Ему гарантирован Рай, куда он попадает, минуя испытания в могиле и в мусульманском чистилище (албарзах); поэтому он не нуждается в омовении перед погребением. Шахиду прощаются все земные грехи, в Раю он получит высокое положение, вблизи трона Аллаха. С течением времени шухада стали считаться все умершие насильственной смертью (убитые человеком, животным, погибшие во время стихийных бедствий, эпидемий, утонувшие, отравленные, скончавшиеся во время хаджжа и т.д.) (Боголюбов А.С. 7, С. 296–297).

Шу1айп – от ара. Шуайб – коранический персонаж, пророк, посланный Аллахом к своим соплеменникам, названным в Коране сначала асхаб ал-айка («люди зарослей»), а затем ахл Мадйан («жители Мадйана»). Согласно кораническим рассказам, он призывал поклоняться только Аллаху, соблюдать точность в мере и весе, не обманывать людей при торговле, не распространять нечестие, путешествуя по земле и т.д. (Пиотровский М.Б. 7, С. 301).

 

 

Заключение

 

Таким образом, все изложенное приводит нас к выводу, что в длительной истории вайнахских личных имен, что характерно для имен и других народов, скажем, русских, (12, С. 41) выделяются три этапа – доисламский (у русских – дохристианский), когда использовались самобытные имена; период после принятия вайнахами ислама, когда распространялись, наравне с местными, имена арабского происхождения; и новый этап, начавшийся после установления Советской власти и обозначавшийся проникновением в вайнахский именослов большого числа заимствованных имен (12, С. 41) соседних и отдаленных народов (4).

Надо всегда помнить, что любые заимствования идут только на пользу, ибо они пополняют культуру того народа, который заимствует, однако этот процесс благотворен, если при этом не игнорируется духовное богатство своего народа.

Например, как считает А. Сагадеев, средневековому западноевропейскому обществу вполне хватало своей религиозности и спиритуализма. В то же время в его недрах уже зрели силы, не удовлетворенные подобной духовной пищей, – они-то и нашли ее в арабо-мусульманской культуре (38, С. 16).

Именно потребность элементов арабо-мусульманской культуры вайнахи почувствовали с первых же контактов с арабами и были готовы к их восприятию. В этом аспекте первые шаги были сделаны принятием ислама, затем – заимствования личных имен. А позже открытие школ и изучение арабского языка и, наконец, подготовка ученых-исламоведов, мулл и т.д.

К сожалению, этот процесс был остановлен Советской властью, пагубные воздействия которой мы испытали на себе.

Но, как сказано: «Люди! Кайтесь перед Аллахом при жизни. Только пока вы живы, вы можете раскаяться в своих грехах и обрести покровительство Аллаха».

Покаяние (тауба) дает возможность мусульманину искупить свой грех и избежать наказания в загробном мире.

Это одна из нравственных установок ислама, как, впрочем, и многих других религий. (8, С. 228).

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

©НАНА: литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт журнала «Нана» обязательна.