Для восстановления архива, сгоревшего в результате теракта 04.12.2014г., редакция выкупает номера журнала за последние годы.
http://www.nana-journal.ru

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН

Пресс-эстафета "ЧР - ДОМ ДРУЖБЫ"


Тайна имен. Вайнахи, арабы и Ислам Печать Email

М.Х. Багаев

 

/Продолжение. Начало: №5-6, 2015г./

 

 

Ашура (древнееврейское асор, арабский корень ШР – «быть десятым») первоначально пост в день 10 мухаррама (мухаррам – первый месяц мусульманского лунного календаря), заимствованный у иудеев Мухаммадом после его переезда в Медину; несколько позднее, когда был установлен обязательный пост в рамадане, пост в Абуре стал добровольным. В настоящее время Ашура отмечается как траур по шиитскому имаму ал-Хусайну в течение первых десяти дней мухаррама (Кушев В.В. 7, С. 33).

Билкъис (Билкъиз – от араб. Билкист) – персонаж мусульманских преданий, имя упоминаемой в Коране царицы Сабы, соответствующей библейской царице Савской (Пиотровский М.Б. 7, С. 41-42).

Вели – от араб. Вали – «святой» (Кныш А. Д. 7, С. 45).

Вахаб – от араб. ал-Ваххабийа – вахабиты, сторонники религиозно-политического движения в суннитском исламе, возникшего в Аравии в середине XVIII в. на основе учения Мухаммада б. Абд ал-Ваххаба. Ваххабизм исключает всяких посредников между человеком и Аллахом. Это учение отвергало культ святых (в том числе, и самого пророка Мухаммада (с.а.в.)), паломничество к мазарам, т.е. к святым местам, как то: мавзолеи, надмогильные сооружения, – считая это проявлением многобожия. Ваххабизм осуждал роскошь, курение, пение, танцы и даже пользование четками.

Дауд – от араб. Дауд (или Давуд) – коранический персонаж, пророк и царь, идентичен библейскому Давиду. Аллах сделал его своим наместником (халифом), даровал ему власть, мудрость, знание, красноречие (Пиотровский М.Б. 7, С. 56-57).

Джовхар (Джовх1ар), Джохар – от Джахуар (с персидского «перл») – субстанция. У мутакаллимов, отрицавших деление тел до бесконечности, Джахуар был синонимом термина «атом» (Тауфик Камель Ибрагим, Сагадеев А.В. 7, С. 60).

Джабраил – от араб. Джибрил (Джабраил, Джабрил) – имя ангела, наиболее приближенного к Аллаху, главного посредника между ним и пророками, в частности Мухаммадом (с.а.в.). В Коране он упоминается как покровитель Мухаммада (с.а.в.), защищающий его вместе с Аллахом от неверующих, специально присланный к Мухаммаду (с.а.в.) с откровением – Кораном (Пиотровский М.Б. 7, С. 64-65).

Гилани – от араб. ал-Джилани (Гилани), Мухйа ад-дин Абд ал Кадир бану Салих Джангидуст (1077-1166). – Ханбалитский проповедник и богослов, суфийский шайх. Родился в селении Нифа (Найфа) в провинции Гилан (Иран), перс по происхождению (судя по прозванию отца). Мавзолей ал-Джилани в Багдаде – одна из самых известных святынь ислама (Акимушкин О.Ф. 7, С. 65-66).

Джума – от араб. Джума (йаум ал-джума – «день собрания») – пятница, праздничный день у мусульман, день обязательного сбора совершеннолетних, здоровых, свободных мусульман в мечеть для полуденной пятничной молитвы и слушания проповеди (хутбы). Возникновение особого дня собраний у мусульман следует относить к мединскому периоду жизни пророка Мухаммада (с.а.в.). Сегодня в большинстве мусульманских стран пятница официально признана нерабочим днем (Резван Е.А. 7, С. 68).

Джунид (Джунайд) – от араб. ал-Джунайд, Абу-л-Касим ал-Джунайд б. Мухаммад ал-Каварири ал-Хаззаз ал-Багдади (умер в 910 г.) – родоначальник одного из двух основных течений в мусульманском мистицизме – рационалистического, именуемого «учением о трезвости» и полном самоконтроле, названного по его имени джунайдийа (Акимушкин О. 7, С. 68).

Зайнди (Зайнади, Заинди, Зайнудди) – от араб. Зайд б. Али – брат 5-го шиитского имама Мухаммада ал-Бакира (умер в 732 г.), эпоним одного из основных ответвлений шиитского ислама – зайдигов – (аз-зайдийа). Другая основа имени Зайнди – Зайд бану Сабит (около 615 – около 665 гг.) – секретарь-писец Мухаммада (с.а.в.), составитель письменного текста Корана. После смерти Мухаммада (с.а.в.) халиф Абу Бакр и Умар поручили ему составить полный письменный текст Корана, который был затем записан на свитках (сухуф). Зайд б. Сабит использовал свои собственные знания (считалось, что он знал весь Коран наизусть), существовавшие в Мекке и Медине записи отдельных частей и айатов, а также то, что помнили наизусть соратники Мухаммада (с.а.в.) (Прозоров С.М. 7, С. 72-73).

Закри – от араб. Закарийа – коранический персонаж, один из праведников (салихун), отец Йахйа, евангельский Захария (отец Иоанна Крестителя) (Пиотровский М.Б. 7, С. 74).

Зина (Зинад, Зинат, Зинабили) – от араб. Зина («прелюбодеяние», синоним сифах) – незаконная связь мужчины с женщиной. Вопрос о Зина ясно истолкован Кораном, по которому Зина считается связь мужчины со всякой женщиной, которая ему не дозволена (хьарам), при том, что они оба знают об этом. Различается Зина состоящих в браке и одиноких: в первом случае Зина наказывается побитием камнями (раджи), во втором – сечением (100 ударов) (хадд) и, по обстоятельствам, изгнанием, штрафом, покаянием и др. Уличенную в Зина жену муж может, не предавая суду, держать взаперти до ее смерти. Мусульманин, женатый на иноверке и повинный в Зина, по одним мазхабам (направлениям ислама), должен быть побит камнями, как женатый, а по другим высечен, как холостой. (Боголюбов А.С. 7, С. 78).

Ибади (1ибади) – от араб. Ибада (множественное число ибадат; «поклонение») – богослужение, выражающееся в соблюдении обрядов, обязанности общественного богослужения (Прозоров С.М. 7, С. 80).

Арби (1аьрби) – от араб. Ибн Араби (также Ибн ал-Араби), Мухйи ад-дин Абу Абдаллах Мухаммад б. Али ал-Хатими ат-Та-и (1165-1240), крупнейший мусульманский философ-мистик, создатель учения о «единстве и единственности бытия» (вахдат ал-вуджуд). Уроженец андалузского города Мурсия, Ибн Араби происходил из древнего и влиятельного арабского рода. В 1200 г. Ибн Араби отправился в Хадж и остался на Востоке навсегда. Умер в Дамаске, где и похоронен (Кныш А.Д. 7, С. 82-83).

Ибрах1им – от араб. Ибрахим – коранический персонаж, пророк, первый проповедник Единобожия, общий предок арабов и евреев, библейский Авраам. Аллах покровительствовал Ибрахиму и даровал ему потомство, в котором было несколько пророков. Ибрахим занимает особое место в религиозной истории человечества. Он был первым, кто учил людей Единобожию. Он не был ни иудеем, ни христианином, но был ханифом. Именно его религию в чистом виде призван был возродить на земле Мухаммад (с.а.в.) (Пиотровский М.Б. 7, С. 87-88).

Идрис – от араб. Идрис – коранический персонаж, пророк и праведник, «из терпеливых», вознесенный Аллахом «на высокое место». Это – благочестивый человек, который, обманув ангела смерти, проник в Рай и был за свою верность Аллаху оставлен там или на одном из небес до дня Суда (Пиотровский М.Б. 7, С. 92).

Исраил – от араб. Израил (Азраил) – имя ангела смерти, одного из наиболее приближенных к Аллаху ангелов. Предание описывает Израила как существо космических размеров, восседающее на ложе света. У него четыре лица, четыре тысячи крыльев, а все тело состоит из глаз и языков, число которых равно числу живущих на земле людей. (Пиотровский М.Б. 7, С. 92).

Илес (Ильйас) – от араб. Илйас (Илйасин) – коранический персонаж, один из пророков, библейский Илия. В Коране назван праведником (салих), верующим (мумин), посланником (мурсал). Аллах даровал ему власть над дождем, а затем вознес на небеса, где Ильйас стал получеловеком-полуангелом (Пиотровский М.Б. 7, С. 94-95).

Имам – от араб. Имам – предстоятель на молитве, духовный руководитель, глава мусульманской общины. В первые годы ислама функции Имама как предстоятеля на молитве выполнял сам Мухаммад (с.а.в.), а после его смерти – халифы. Постепенно развилось представление об Имаме как о верховном носителе духовной и светской власти в единой мусульманской общине. Споры о том, кого именно должно считать законным Имамом и какова сущность его власти, легли в основу разделения мусульман на суннитов и шиитов. Согласно суннитской концепции верховной власти, Имамом всех мусульман является халиф. Главная функция Имам-халифа – охрана религии и управление мирскими делами. Обязанность Имама – следить за правильностью воплощения принципов религиозного закона в жизни общины. Сунниты, а также хариджиты, считают Имама уполномоченным общины, который избирается теоретически всей общиной, а практически ее представителями или назначается предшественником. Согласно шиитской доктрине, верховная власть Имама предопределена свыше, а посему она не может зависеть от желания людей, т.е. Имам не может быть выборным. Изначально отвергая принцип выборности Имама, шииты провозгласили, что верховная власть главы мусульманской общины и государства является наследственно в роду Али, ибо право Алидов предопределено Божественным установлением. Термин Имам употребляется у шиитов и суннитов также в качестве почетного прозвища крупнейших религиозных авторитетов, руководителей больших общин, основателей богословско-правовых толков и богословских школ (Абу Ханнифа, ал-Ашари, Хомейни и т. д.). (Прозоров С.М. 7, С. 97-98).

Имани – от араб. Иман – вера, неотъемлемая часть мусульманской религии (дин). Понятие Иман – одно из ключевых и спорных в исламе. В самом широком значении термин Иман – вера более сорока раз употребляется в Коране. Начиная с VIII века, понятие «вера» становится предметом дискуссий и расхождений между различными богословскими и религиозно-правовыми школами. Мусульманские идеологи выделили три основных элемента Иман: 1.Словесное признание (икрар би-л-лисан, каул) истинности Аллаха, Его Писаний и посланников; 2. Внутреннее согласие, осознание сердцем (тасдик би-л-калб, или би-л-джанан, итикад, акд) истинности Аллаха; 3. Добрые дела (амал), исполнение предписаний ислама (амал би-л-аркан, таат), религиозных обязанностей (фараид). Современные суннитские богословы также подразделяют веру на три вида: вера на основе традиции; вера на основе знания; вера как внутренняя убежденность (Прозоров С.М. 7, С. 100).

Иса – от араб. Иса – коранический персонаж, особо почитаемый пророк, последний перед Мухаммадом (с.а.в.), Иисус христиан. Называется в Коране также ал-масих («мессия»), Ибн Марйам (сын Марйам): абд Аллах («раб Аллаха»), расул Аллах («посланник Аллаха»), Салих («праведник»), калима («слово» Аллаха, каул ал-хакк («речение истины») и т. д. Ему было ниспослано откровение – Инджил (Пиотровский М. Б. 7, С. 102-103.)

Ислам – от араб. ал-Ислам («предание себя Богу», «покорность») – Сегодня Ислам – одна из мировых религий со своими идейными течениями и направлениями (Пиотровский М.Б., 7, С. 103-104. Прозоров С.М., С. 104-108, Милославский Г.В. 7, С. 108-110).

Исмаил – от араб. Исмаил – коранический персонаж, пророк, сын Ибрахима (Ибрах1има), библейский Исмаил. В Коране он называется среди тех, кому было ниспослано Божественное откровение, кто учил людей молитве. По приказу Аллаха, он вместе с отцом своим Ибрах1имом очистил и отстроил ал-Кабу, благодаря чему он стал одним из главных персонажей мусульманской священной истории (Пиотровский М.Б. 7, С. 110).

Исрапил – от араб. Исра1ил (вариант Сарафил) – один из четырех наиболее приближенных к Аллаху ангелов. Зачитывает с заветной скрижали Божественные решения о судьбах людей и мира и передает их другим ангелам для исполнения. Его главный атрибут – труба, с которой он никогда не расстается и в которую затрубит в День воскресения мертвых, встав на священной скале в Иерусалиме; по ее гласу люди умрут, а потом все начнут вставать из своих могил. Согласно некоторым преданиям, Исрафил был тем ангелом, который передавал Мухаммаду (с.а.в.) первые откровения и несколько лет оберегал его, передав затем эту миссию Джибрилу. Исрафила описывают как существо космических размеров, его ноги – на нижних слоях земли, а голова – у престола Аллаха. У него четыре крыла, а тело покрыто волосами, ртами и языками (Пиотровский М.Б. 7, С. 115).

Исакъ (вариант Исхакъ) от араб. Исхак – коранический персонаж, пророк, сын Ибрахима, библейский Исаак. В Коране рассказано, что Аллах даровал Ибрахиму в преклонном возрасте сына в награду за его стойкое благочестие. О предстоящем рождении сына ему сообщили ангелы, под видом простых путников пользовавшиеся его знаменитым гостеприимством. Большинство комментаторов Корана утверждало, что этим сыном был Исмаил, предок Арабов, связанный с культом ал-Кабы. Это толкование стало сейчас общепринятым среди мусульман. (Пиотровский М.М. 7, С. 116).

Ихван – от араб. Ихван ас-Сафа (Ихван ас-сафа ва-хуллан ал-вафа) «Чистые братья и верные друзья», «Братья чистоты и друзья верности». Действовавшее на Ближнем Востоке в Хв. близкое к исмаилизму тайное научно-философское сообщество, от имени которого был написан 51 трактат, образовавший энциклопедию Расаил ихван ас-сафа вахуллан-ал-вафа. Свое сообщество энциклопедисты рассматривали как прообраз грядущего «государства добра», призванного прийти на смену «государству зла», воплощенному в Аббасидском халифате (Тафик Камель Ибрагим, Сагадеев А.В. 7, С. 117-118).

Якъуб – от араб. Йакуб – коранический персонаж, благочестивый человек, пророк из рода Ибрахима, отец Йусуфа, библейский Иаков. В Коране назван рядом с Исхаком как потомок Ибрахима. Его благочестие и пророческая миссия описаны как выражение благословения Аллаха всему роду Ибрахима (Пиотровский М.Б. 7, С. 119-120).

Яхъя – от араб. Йахйа – коранический персонаж, пророк и благочестивый человек, сын Закарии, евангельский Иоанн Креститель. В Коране называется праведником в одном ряду с Исой и Илйасом. Йахйа был мудр еще в детстве, благочестив, богобоязнен, воздержан, кроток с родителями. Он был подтверждением истинности «слова от Аллаха» т. е. Исы и его миссии. Предание рассказывает о последовавших затем событиях в жизни Йахйа. Он был первым, кто предсказал посланничество Исы, уверовал в него, помогал ему и был потом убит. Мусульманское предание особо выделяет мотив кипящей крови Йахйа – она кипела на блюде с его головой и на его могиле. Место захоронения головы Йахйа в Омейядской мечети Дамаска почитается мусульманами (Пиотровский М.Б. 7, С. 120).

Юнус – от араб. Йунус – коранический персонаж, пророк, библейский Иона, называемый также сахиб ал-хут («спутник кита») и зу-н-нун («тот, кто с рыбой»); его именем названа одна из сур Корана (10). В Коране говорится, как разгневанный Йунус бежал на корабль, думая, что в море он недоступен для Аллаха. На корабле бросали жребий, Йунус проиграл и был проглочен рыбой (китом), но, раскаявшись, воззвал к Аллаху о помощи и прощении – и был спасен. В настоящее время в Ираке (где он проповедовал Единобожие) большой популярностью пользуется «святая могила» Наби Йунуса (на развалинах древней Ниневии около Мосула) (Пиотровский М.Б. 7. С. 121).

Юсуп – от араб. Йусуф – коранический персонаж, праведник (сиддик) и пророк, библейский Иосиф. Его именем названа 12-я сура Корана, целиком состоящая из подробного и композиционно завершенного изложения его истории. Образ Йусуфа и повествование о нем занимают в Коране особое место. Главный идейный стержень рассказа – испытания, которым Аллах подверг Йусуфа, постоянно поддерживая в нем веру и приводя его к благополучию и торжеству (Пиотровский М.Б. 7, С. 121-122).

Кабил и Хабила. В чеченских именах Кабил – мужское имя, а Хабила – женское. (4, С. 79, 118). Они ведут свое происхождение от араб. Кабил и Хабил – персонажи мусульманских преданий, два сына Адама, библейские Каин и Авель. В Коране их имена отсутствуют, но есть рассказ о том, как сыновья Адама приносили жертву, которая была принята только у одного. Тот, чье приношение было отвергнуто, пригрозил брату, что убьет его; тот же ответил, что он сам не поднимет руку на брата, а убийца неминуемо попадет в ад. Убийство свершилось… Однако убийца раскаялся. После этого якобы сынам Израиля было запрещено убивать, ибо «кто убил душу не за душу и не за порчу на земле, тот как будто бы убил людей всех» (Сура 5, стих 27 (30-32) 35). Это была первая смерть на земле. Кабил не знал, что делать с трупом, и год носил его на спине в мешке. Затем все же похоронил его, ибо Аллах послал ворона, который, разрывая землю, показал, как спрятать труп (Пиотровский М.Б. 7, С. 124).

Кабира – от араб. Кабира – великий, тяжкий грех. Самым тяжким, абсолютным грехом (ал-Кабира, ал-мутлака) считали куфр («неверие») (Тауфик Камель Ибрагим, Сагадеев А.В. 7, С. 124).

Кади – от араб. Кади – общепринятое название мусульманского судьи – чиновника, назначаемого правителем и отправляющего правосудие на основе шариата. Первые Кади были назначены халифом Умаром Бану ал-Хаттабом (634–644) в Медине, Басре, Куфе. В настоящее время Кадии стоят во главе шариатских судов, в ведении которых находятся дела, относящиеся к ритуальному, семейному, частному и отчасти уголовному праву (Боголюбов А.С. 7, С. 125).

Къаим – от араб. ал-Каим – термин шиитской догматики, обозначающий ожидаемого члена «семьи Пророка» (Ал Мухаммад), который должен подняться (каим) против незаконной власти и восстановить на земле справедливость. В вере в ал-Каим нашла отражение иудейско-христианская идея ожидаемого мессии. Мессианские идеи развивались и культивировались в шиитской среде на протяжении всей истории ислама. Представление об ал- Каим появилось в начале VIII века в среде кайсанитов, ожидавших «возвращения» Мухаммада бану ал-Ханафии (умер около 700 г.). Символом власти ал-Каим считается меч (Каим би-с-сайф, сахиб ас-сайф), посредством которого он устранит несправедливость (Прозоров С.М. 7, С. 127).

Киса – от араб. Кисас («воздаяние равным») – отмщение, разряд наказаний за убийство, ранение и другие телесные наказания (Боголюбов А.С. 7, С. 138).

Лукман (Рукъман) – от араб. Лукман – коранический персонаж, древний мудрец. В Коране его именем названа 31-я сура, где сказано, что Аллах даровал Лукману мудрость, а далее цитируются его наставления сыну, которому завещано не придавать Аллаху сотоварищей, верить во всемогущего Аллаха, молиться, побуждать к благому, удерживать от плохого, терпеть превратности судьбы, избегать гордыни, быть скромным даже в походке и в речи, ибо «ведь самый неприятный из голосов – конечно, голос осла» (31:12/11-13/12, 16/15-19/18) (Пиотровский М.Б. 7, С. 147-148).

Лут1а – от араб. Лут – коранический персонаж, праведник и пророк, библейский Лот. В Коране он – обладатель хукма и илма, неоднократно упоминается среди пророков, которых их соплеменники сочли лжецами (6:86; 22:43; 38:13/12; 50:13). Лут был одним из первых, кто поверил проповеди Ибрахима (29:26/25). Его история стоит в ряду важнейших поучительных рассказов Корана, сообщающих о гибели народов, не поверивших своим пророкам (Пиотровский М.Б. 7, С. 148).

Макка – от араб. Макка – Мекка, священный город мусульман, в котором находится главная мечеть Масджид ал-Харам с ал-Кабой, родина основателя ислама Мухаммада (с.а.в.). Древний культовый центр арабов. Согласно мусульманским легендам – место, где некоторое время жили Адам и Ева, Шис, Ибрахим, Исмаил и Хаджар. Макка с конца IV века заселена племенем курайш. Покинув Макку (хиджра), Мухаммад (с.а.в.) не стал противопоставлять новый молитвенный дом в Медине ал-Кабе и даже ориентировал его на нее (кибла) – по чеченски къилбе. Завоевание мусульманами Макка в 630 г. не только восстановило ее особое положение как культового центра, но и подняло на новую высоту: в обряд паломничества наряду с обходом ал-Кабы (таваф) было включено посещение горы Арафат, прежде связанной с другим культом; паломничество в Макку было объявлено одним из столпов ислама. В течение всех 14 веков ислама Макка считается закрытым для иноверцев городом, но начиная с XVIII в. отдельные европейские исследователи проникали в нее под видом мусульманских паломников, их описания города служат единственным объективным источником сведений о Мекке XVIII-XIX вв. В настоящее время Макка разрослась, связана с внешним миром сетью шоссейных дорог, имеет современный аэропорт. Население около 400 тыс. (Большаков О.Г. 7, С. 152-153).

Малика (варианты и этимологию см. 4, С. 26, 91) – от араб. Малаика (ед. ч. малак) – ангелы, одна из трех категорий разумных существ, созданных Аллахом (две другие – люди и джинны). Это «посланцы» («посланники») и слуги Аллаха, исполнители Его воли, решений и приказов. Они сотворены по Корану «из огня» (7:12/11), согласно хадисам – из света. К ним не применимы понятия мужской и женский род, хотя при определенных обстоятельствах может проявляться наличие у них пола (Харут и Марут). Малаика живут на небесах, охраняют Рай, окружают Трон и Престол Аллаха, поют Ему хвалу (39:75; 40:7-9). Они «нисходят» на праведников (41:30), оберегают людей, передают пророкам слова Аллаха (15:7–8; 16:2), следят за делами людей и записывают (43:80) совершенные ими и предопределенные ими дела. Малаика – участники всех стадий посмертного Суда (16:28/30; 25:22/24; 37:1-3; 69:17; 78:38; 89:22 (23) и наказания (47:27/29), хранители стражи Рая и Ада. Коран выделяет несколько категорий Малаика. Высшие среди них – мукаррабун («приближенные»), находящиеся у Престола Аллаха. К ним относятся Джибрил, Микал, Исрафил. Грубые и сильные Малаика охраняют Ад (джаханнам), их девятнадцать. Глава этой стражи носит имя Малик (43:77) (Пиотровский М. Б. 7, С. 153-154). Другой (возможный) вариант происхождения имени Малик (мужское имя), Малика (женское имя) – от араб. Малик б. Анас ал-Асбахи (713-795) – факих, мухаддис, основатель и эпоним маликитского мазхаба. Родился в Медине. С раннего детства он обучался кораническим наукам. Со временем Малик стал самым авторитетным факихом (ученым) Медины и ее духовным руководителем. (Боголюбов А.С. 7, С. 156).

Мамлюк – от араб. Мамлук (мамлюк, тот, кем владеют), – раб, синоним абд, в отличие от которого никогда не употребляется в переносном значении (как, например, «раб Божий»). Первоначально Мамлук – это исключительно приобретенный раб, отличаемый от раба по рождению. Мамлуками называли рабов-воинов, служивших в армии и часто достигавших высоких военных должностей, а с ними, порой, и свободы. Султаны, правившие в Египте, предпочитали пополнять свою армию Мамлуками – тюрками и кавказцами (Большаков О.Г. 7, С. 167).

Мансур – от араб. Абу Мансура ал-Иджли. После смерти 5-го имама Махуммада ал-Бакира (732 г.) Абу Мансур открыто выступил в Куфе, провозгласив себя преемником (халифа) этого имама, его доверенным. Он утверждал, что Аллах послал Мухаммада (с.а.в.) с Кораном, а его – с толкованием Корана. (Прозоров С.М. 7, С. 158).

Марем (ж). Варианты: Марема (ж), Марим (ж), Марима (ж), Марьям (ж) (4, С. 92) – от араб. Марйам – коранический персонаж, праведница (сиддика), мать пророка Исы, соответствует христианской Деве Марии. Именем Марйам названа одна из сур Корана (19). Мусульмане почитают Марйам как одну из самых благочестивых женщин в священной истории, главу женщин в Раю. Коран подробно излагает историю рождения Марйам, дочери Имрана (3:35/31; 66:12). Марйам упоминается в сурах Корана как образец благочестивой женщины (66:12) (Пиотровский М.Б. 7, С. 158-159).

Мовла (м), Мовлади (м); Варианты: Мовлад (м), Мовлат (м), Мовлади (м), Моулди (м), Мовлид (м), Мовлсат (м), Мовласат (ж) (Бибулатов Н.С. 4, С. 95) – от араб. Маула (мавля, мн.ч. мавали) – покровитель, заступник, господин (в Коране об Аллахе: 3:150/143; 8:40/41 и др.; обычно в форме маулана – «господин наш»). После мусульманских завоеваний Маула стали называть неарабское население покоренных областей, считавшееся как бы находящимся под покровительством завоевателей (Большаков О. Г. 7, С. 161). Маула сыграли большую роль в формировании средневековой мусульманской культуры на базе слияния арабской и местных культур на территории халифата. Многие творцы мусульманского богословия и права вышли из Маула (Абу Ханифа, ан-Наха и др.) (Большаков О. Г. 7, С. 161). Мовлид – от араб. Маулид («место рождения», «время рождения») – Маулид (или маулуд – араб; молид – персидск.) ан-наби – праздник рождения Пророка Мухаммада (с.а.в.), отмечаемый 12 раби 1, а также место рождения Пророка – дом в Мекке, превращенный в конце VIII в. в место молитвы. Согласно суннитским источникам, первый Маулид ан-Наби был организован Музаффар ад-даном Кёкбюри, затем Салах ад-дином в г. Ирбиле в Верхней Месопотамии в 1207г. (Резван Е.А. 7, С. 163). В настоящее время чеченцы праздник Мовлид устраивают при всех радостных собраниях (женитьба, возвращение юноши с воинской службы, рождение ребенка, окончание строительства дома, благополучный исход при аварии и других несчастных случаях и т.п., а также при смерти близких людей).

Мяхьди (Махьди) – от араб. ал-Махди («ведомый верным путем», «ведомый по пути Аллаха» – фи сабил Аллах) – махди, провозвестник близкого конца света, последний преемник пророка Мухаммада (с.а.в.), своего рода мессия. В Коране ал-Махди не упоминается, однако идея мессии широко толкуется в хадисах. Первоначально ал-Махди отождествляли с Иисусом Христом, который должен возвестить приближение Судного дня. Потом ал-Махди стал мыслиться как самостоятельный образ обновителя веры. Уже в ранний период ислама ал-Махди воспринимается в образе ожидаемого правителя, который должен восстановить первоначальную чистоту ислама (Прозоров С.М. 7, С. 163).

Махьма (м) Варианты: Махьам (м), Махьмат (Бибулатов Н.С. 4, С. 93) от араб. Махмал (михмал, махмил) – в широком значении – установленный на верблюде паланкин, в котором перевозили богатых путников, обычно женщин. Махмал аш-шариф, или просто Махмал, – богато украшенный пустой паланкин, символ политического покровительства над святыми местами – Меккой и Мединой (ал-Хараман). (Резван Е.А. 7, С. 163-164).

Минкаил. Варианты: Минхаил (Бибулатов Н. С. 7, С. 163-164) от араб. Микал (вариант: Микаил) – имя одного из главных, особо приближенных к Аллаху ангелов (малаика). В Коране упомянут один раз рядом с Джибрилом, в угрозе наказания тем, кто враждебен Аллаху, Его ангелам и посланникам. (2:98/92). Микал соответствует Михаилу иудейской и христианской ангелогии. В число «защитников» ислама Микал был включен в мединских сурах, возможно, для привлечения иудеев, считавших Микаила своим покровителем (Пиотровский М.Б. 7, С. 164- 165).

Дамад – от араб. Мир Дамад, Мир Мухаммад Бакир б. Шамс ад-дин Мухамад ал-Хусайни ал-Астарабади (умер в 1631 -1632г.) – шиитский богослов и философ, основатель исфаханской школы философов (Колесников А.И., 7, С. 165).

Мами, вариант: Мума (Бибулатов Н.С. 4, С. 96) – от араб. Мумин – верующий, правоверный. В Коране Мумин употребляется пять раз: как эпитет Аллаха и как особый термин для названия верующего, отражающий внутренний, нравственный аспект веры (иман) (Ермаков Д.В., 7, С. 171 -172).

Муса – от араб. Муса – коранический персонаж, пророк и посланник Аллаха, которому было ниспослано Писание (ат-Таура, Китаб, сухуф, фуркан), библейский Моисей. Коранические рассказы о Мусе весьма подробны. Коранический образ Мусы восходит к библейскому рассказу и многочисленным постбиблейским легендам иудейского круга. Характер использования материала показывает, что многое было для слушателей Корана новым. Иудейские легенды, приведенные как в мекканских, так и в мединских сурах, переработаны в характерном для Корана духе. Наиболее ранние рассказы посвящены детству Мусы и его борьбе с Фирауном (Фараоном). Подробно разрабатываются богословами мотивы чудес. Известно, что в качестве доказательства пророческой миссии Мусы ему были дарованы Аллахом девять знамений чудес: в частности, посох его превратился в живую змею; цвет кожи его руки, которую он положил за пазуху, стал из темного белым. Для простых людей и богословов Муса становится одним из наиболее ярких образов древнего пророка, истории о чудесах придают рассказам о нем привлекательность, а многие сходства с Мухаммадом (с.а.в.) – назидательность (Пиотровский М.Б., 7, С. 173-174).

Мусала. Вариант: Мусалат (Бибулатов Н.С. С. 97) – от араб. Мусалла («место моления») – первоначально синоним масджид, затем – место, где проводится общая молитва в праздники разговенья (ид алфитр) и жертвоприношения (ид ал-адха, курбан-байрам). Обычно Муссала – открытое место за пределами города, куда на праздник выносили минбары, т. е. трибуны для проповедника (Большаков О.Г. 7, С. 174). Кстати, первый минбар, на котором с 628-629 гг. сидел во время проповедей Мухаммад, был высоким сиденьем, к которому вели две ступени. Этим единственным минбаром пользовались три первых халифа, только при Али, обосновавшемся в Куфе, появился второй минбар, а затем, при Муавии, еще один – в Дамаске. До конца правления Омейядов минбар сохранял значение символа власти, аналогичного трону. Первый минбар, служивший кафедрой стоящему проповеднику, появился в 748 г. в Мерве после победы Абу Муслима; с этого момента он перестает быть символом политической власти. (Большаков О.Г. 7, С. 165).

Муслим – от араб. Муслим б. ал-Хаджжадж Абу-л-Хусайн ал-Кушайри ан-Найсабури (817 или 821-875) – известный мухаддис, автор свода хадисов ас-Сахих, который был призван играть роль руководства по юриспруденции. (Бойко К. А. 7, С. 174).

Мута (Мута-Али, Муталим – см. Бибулатов Н.С. 4, С. 97) – от араб. Мута – временный, договорный брак, заключенный на определенный срок (от одного дня до 99 лет) с оговоренным содержанием жене вместо махра и вознаграждением при расторжении брака. В доисламской Аравии мута был обычным явлением. Однако впоследствии мута был признан безнравственным на основании указания Корана, где запрещается брать жен помимо дозволенных четырех одновременно (33:52). Более подробно смотри: Боголюбов А.С. 7, С. 175.

Мухаджи (м), Мух1ажар (ж) – (Бибулатов Н.С. 4, С. 97) – от араб. Мухаджир («совершивший хиджру») – мусульманин, переселившийся вслед за Мухаммадом в Медину до завоевания им Мекки. Число мухаджиров в первые годы – около 70 человек. Они составили элиту мусульманской общины. В заслугу им ставилось то, что ради веры они порвали узы родства и, оставив дома и имущество, последовали за вероучителем. (Большаков О.Г. 7, С. 177).

Мохьмад (Мохьмадлазиз, Мохьмадсани, Мохмад (Магомед), Мохмадлазиз (Магомедлазиз), Мохмадсаии (Магомедсани), Мухмад (Мухьмад), Мухмадэла, Мухмад-Насар, Мухьмад-Хьусайн, Мухьмад-паша, Мухьмад-Рамзан, Мухьмад-Расул, Мухьмад-Салахь, Мухьмад-Эми (Бибулатов Н.С. 4, С. 96-98) – от араб. Мухаммад (Мухаммед, Магомет), Ахмад б. Абд. Аллах (около 570-632) из рода хашим родоплеменной группы курайш – основатель религии ислама и первой общины мусульман. Пророк Аллаха и его Посланник, через которого был передан людям текст Корана (подробно смотри: Пиотровский М.Б. 7, С. 178-182). Мусульмане разных национальностей произносят имя основоположника ислама по-разному: турки – Мухамет (с.а.в.), персы – Мохаммед (с.а.в.), старое русское произношение – Магомет (с.а.в.). Первые свои проповеди Мухаммад (с.а.в.) начал в городе Мекке, где он и родился в 570 г. В 622 г. 16 июля переселился в Ясриб, который получил название Медина (точнее аль-Мадина, сокращенное от «Мадинат ун-наби» «Город пророка»). Здесь он и похоронен в заложенной им мечети Масджид ун-наби, к которой примыкал его дом (8, С. 19).

Наби – от араб. Наби – пророк, человек, «которому говорит Аллах», тот, кто получает от Бога откровения. (Пиотровский М.Б., 7, С. 184).

Наиб – от араб. Накиб («старейшина», «глава», «уполномоченный») термин широко употреблявшийся в практике религиозно-политических движений и конфессиональных общин ислама. (Прозоров С.М. 7, С. 185).

Нури (м), Нура (ж) и др. сходные имена (Бибулатов Н.С. 4, С. 101) – от араб. нур («свет») – понятие о Божественном Свете как о проявлении Божественной Истины, религиозного знания, заимствованное исламом из более древних религий (иудаизм, христианство) и у эллинистических представителей религиозно-теософического движения (гностиков). В Коране «Нур» – это и сам Аллах («Свет небес и земли») (24:35), и ниспосланный Им через Пророка Мухаммада (с.а.в.) Свет Откровения (61:8-9; 64:8). Причем, это – «чистый свет», «свет на свете», не отождествляемый с огнем и имеющий внеземное происхождение. В мусульманской традиции ан-Нур – один из многочисленных эпитетов Аллаха (Колесников А.И. 7, С. 193).

Нурмохьмад (Нурмухамед, Нурмагомед) – от араб. Нур Мухаммади (перс. нур-и мухаммади; «свет Мухаммада (с.а.в.)») – учение о пред-существовании души Пророка Мухаммада (с.а.в.) в виде плотной светящейся точки, от которой произошли все предопределенные души. Авторы этой доктрины почерпнули ее из «светлого стиха» Корана (24:35), связав ее непосредственно с учением о «Божественном Свете» (нур) (Колесников А.И. 7, С. 193).

Нухьа (Нуха) – от араб. Нух – коранический персонаж, пророк и посланник Аллаха, библейский Ной, один из самых почитаемых исламом пророков, предшественников Мухаммада (с.а.в.), которым соплеменники не поверили, за что были уничтожены (см. Коран, 3:33/30; 4:163/161; 6:84; 7:69/67; 9:70/71; 14;9; 17;3; 17/18; 19:58/59; 22:42/43; 33:7; 38:12/11; 40:5; 31/32; 42;13/11; 50;12; 51:46; 53:52/53; 57:26) (Пиотровский М.Б. 7, С. 195).

Рабу – от араб. Рабина ал-Адавийа (713 или 714-801 гг.) – видная представительница басрийской школы аскетов (зуххад) и подвижников (уббад). Рабиа ал-Адавийа проповедовала полное равнодушие к невзгодам (рида), искренность (сидк) в служении Богу, которого, по ее мнению, следовало любить и почитать ради Него Самого, а не ради райского блаженства или из страха перед мучениями в аду. (Кныш А.Д. 7, С. 195-196).

Ражап – от араб. Раджаб – седьмой месяц мусульманского лунного календаря. В доисламской Аравии – один из четырех священных месяцев (см. Коран, 9:36), месяц «малого» паломничества (умра) в Мекку. Священный характер месяц раджаб сохранил и в исламе. (Резван Е.А. 7, С. 196).

Рахьман, 1абдул-Рахьман – от араб. ар-Рахман (Милостивый) – одно из имен Аллаха, обычно употребляющееся в басмалле (бисмилле) вместе с ар-Рахим – Милосердный. Оба имени выражают одно из главных качеств Аллаха – его милосердие по отношению к людям, выразившееся в даровании им всяческих благ и дающее им основание надеяться на благополучное решение их судеб после Судного дня. Термин ар-Рахман использовали для обозначения Единого Бога иудеи и христиане доисламской Аравии. Он встречается в монотеистических надписях Южной Аравии IV-VI вв. Так называли своего Бога ханифы Внутренней и Северной Аравии, а также современники и соперники Мухаммада (с.а.в.) – «лжепророки» Абхала ал-Асвад и Мусайлима. В Коране ар-Рахман – одно из самых употребительных обозначений Бога после Аллах и Рабб (Господь). В мекканский период Мухаммад называл своего бога по преимуществу ар-Рахман (Пиотровский М.Б. 7, С. 198).

Руми, Румия (Бибулатов Н.С. 4, С. 106) – от араб. Руми, Джалал ад дин Мухаммад б. Баха ад-дин Мухаммад ал-Балхи, известный как Маулана («наш господин») (1207-1273) – знаменитый персидский мистик и поэт, основатель-эпоним и неформальный руководитель суфийского братства маулавийа. Согласно Руми, Бог абсолютно непознаваем, Он – Нечто, что существует вне небытия, Он – Творец всех реалий, создаваемых Им, когда они погружены в сон в Небытии и в Добытии. Человеческий разум не в силах познать Сущность. Существует непрерывный, единый и вечный процесс, идущий по кругу, процесс нисхождения и возвышения (от Него и к Нему). Это движение охватывает все явления как в неорганическом и органическом мире, так и в мире Абсолютной Души (Акимушкин О.Ф. 7, С. 199-200).

Сада, Саду, Садаг, Садик, Садык (Бибулатов Н.С. 4, С. 106) – от араб. Садак («искренний дар») – подарок жениха, приносимый в дом невесты во время оговора (хитба) или свадебного торжества (урс валима). Обычно Садак – драгоценности, украшения, дорогая одежда, деньги. Возможно также, что чеченское имя произошло от араб. Садака – милостыня. Раздача садака является нормой, закрепленной Кораном. Раздача садака вменяется в обязанность всякому, кто имеет для этого возможность. Принимать садака может только тот, кто сам не в состоянии ее давать, иначе это наказывается как вымогательство (Боголюбов А.С. 7, С. 202).

Са1ид (Саид) – от араб. Саййид – вождь, господин, глава. В доисламской Аравии – представитель племенной аристократии, вождь племени. Постепенно под влиянием шиитской пропаганды термин Саййид стал во все возрастающей степени прилагаться к потомкам Пророка (аулад ар-расул), и особенно к той их ветви, которая восходит к внуку Мухаммада ал-Хусайну. В сознании окружающих Саййид часто отождествляли со «святыми» (аулийа). Термин Саййид широко использовался в литературе мусульманских правителей. Это было связано, прежде всего, с претензией на родство с Пророком. Слово Саййид широко употребляется и в нейтральном значении «господин» (например, в выражении йа саййидати ва салати – «Дамы и господа!» (Резван Е.А. 7, С. 203-204). В чеченском языке, таким образом, арабское слово Саййид перешло в Са1ид, на основе которого сложилось Сайди, а потом Сайд, послужившее первой частью составных имен, например: Сайд-Ахьмад, Сайд-Мухьмад, Сайд-Хьамзат и т.д. (подробно смотри: Бибулатов Н.С. 4, С. 107, 108). В этих составных именах мы видим попытки чеченцев давать титул Саййид («господин») тем людям, которых они пытались приблизить к Пророку.

Саламу, Саламо, Салам (Бибулатов Н.С. 4, С. 108) – от араб. ас-Саламийа – школа богословов и суфиев, последователей Сахла ат-Тустари, существовавшая в Басре в X-XII вв. Ее основал Абу Абдаллах Мухаммад Ибн Салим (умер в 909 г.) – ближайший сподвижник ат-Тустари. Мухаммад Ибн Салим проповедовал суровый аскетизм, полное предание себя Божественной Воле (таваккул), безропотное перенесение испытаний, безбрачие и т. д. (Кныш А.Д. 7, С. 204-205).

Салахь – от араб. Салих («благочестивый») коранический персонаж, пророк, посланный Аллахом к народу самуд. Согласно Корану, он призвал свой народ поклоняться только Аллаху и признать его самого посланником (Пиотровский М.Б. 7, С. 205).

Сира, Сири, Сиранди, Сираьжди (Бибулатов Н.С. 4, С. 111) от араб. Сира – жизнеописание основателя ислама Мухаммада (с.а.в.). По некоторым сведениям вначале для обозначения рассказов о жизни Пророка(с.а.в.) употреблялась форма множественного числа – сийар. Создание Сира «Посланника Аллаха» стимулировалось стремлением зафиксировать исламские религиозно-правовые установления в соответствии с поучениями и примером самого Мухаммада (с.а.в.). Сира Мухаммада (с.а.в.) утвердилась в своих основных чертах в начале VIIIв. и представляет собой собрание исторических хадисов. Под названием сира в арабской литературе известны и жизнеописания других лиц – отдельных мусульманских властителей и выдающихся ученых, например, Сират Ахмад б. Тулун ал-Балави (Xв.) и Сират Ахмад б. Ханбал Салиха б. Ахмада бану Ханбала (818-878гг.) (Бойко К.А. 7, С. 209).

Сулиман, Сулийман, Сулейман, Сулима (Бибулатов Н.С. 4, С. 113) от араб. Сулайман – коранический персонаж, благочестивый и мудрый древний царь, библейский Соломон, сын Дауда. Сулейман был мудр, знал тайное и скрытое, понимал язык животных и птиц. Он обладал магическими знаниями, которые получил от Аллаха. Аллах подчинил Сулайману ветры, заставил служить ему шайтанов и джиннов. Сказания о Сулаймане отразились в стихах поэтов – современников Мухаммада (с.а.в.). Сулайман знаменит у мусульман, прежде всего, как великий маг. Источником его силы было дарованное Аллахом кольцо с изумрудом и начертанным на нем именем бога. Образ Сулаймана, совершавшиеся им и подчиненными ему джиннами чудеса, его богатые дворцы, его летающий ковер и т. д. – частые мотивы в литературе и фольклоре мусульманского средневековья. Шестиконечная звезда – символ печати Сулаймана, которой он запечатывал свои приказы джиннам и шайтанам (Пиотровский М.Б. 7, С. 212).

Султан – от араб. Султан («власть», «могущество») – титул независимого светского правителя. В Коране слово Султан употребляется в первоначальном значении «власть», «могущество» (14:10/11-12; 11/13; 15:42 и др.) в хадисах (в частности, в формуле «Султан – тень Аллаха на земле») и в повествовательных источниках – до конца X в. – в значении «политическая власть», в том числе и власть халифа. С X в. Султан употребляется в смысле «его величество», а потом, при Сельджукидах Султан становится титулом, более высоким, чем малик или амир, чем-то вроде иранского шахиншаха. (Большаков О.Г. 7, С. 213).

/Продолжение следует./

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

©НАНА: литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт журнала «Нана» обязательна.
Поддержка сайта