Для восстановления архива, сгоревшего в результате теракта 04.12.2014г., редакция выкупает номера журнала за последние годы.
http://www.nana-journal.ru

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН

Пресс-эстафета "ЧР - ДОМ ДРУЖБЫ"


Призванные выстоять... Печать Email

Мохмад-Салах Селяхов, заведующий отделом использования и популяризации ОКН

Аргунского Государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника

 

Способность своевременно реагировать на внешние угрозы, принимая адекватные в сложившейся ситуации меры, всегда была свойственна чеченцам. Ведь, по большому счету, в периоды суровых испытаний им приходилось рассчитывать только на свои силы. Желающих протянуть руку помощи или, скажем, готовых разделить с ними их тяжкую участь, тогда не было. Поэтому перед лицом нагрянувшей беды наши предки действовали слаженно и четко, по заранее составленному плану, прекрасно понимая, что права на ошибку и промедление они не имеют.

История чеченского народа изобилует многочисленными событиями неравной героической борьбы с иноземными захватчиками. Особенно драматичными в ней были периоды, связанные с нашествием на Кавказ несметных полчищ монголо-татарских кочевников и среднеазиатского полководца Тимура (Хромого). К моменту столкновения с кочевниками чеченцам удалось завершить работу по созданию сигнально-оповещательной системы, основные ущелья гор заблаговременно были укреплены боевыми и сторожевыми башнями. Конное войско степняков, вторгшееся в горы, подвергалось сокрушительным ударам со стороны мобильных отрядов горцев. Получая ценную информацию сигналами с дозорных с башен, чеченцы быстро перемещались по знакомой местности, чтобы произвести нужную перегруппировку сил для совершения изматывающих налетов на колонну неприятеля. Для этой цели они пользовались потайными тропами. Переправу через ущелья и водные барьеры осуществляли с помощью канатных мостов.

Издавна, в горной Чечне канатный способ переправы через ущелья был широко распространен. Он позволял напрямую установить сообщение между аулами, расположенными на противоположных склонах. Также высокогорные жители пользовались канатами для транспортировки различных грузов сверху вниз и наоборот. В качестве канатов чеченцы использовали веревки разной толщины. Преимущественно они изготавливались из плетеных отрезков обработанной бычьей кожи и из волокон древесной коры карагача (вяза). Поэтому чеченцы дали этому дереву говорящее название муьша дечиг, что в переводе на русский язык означает – веревочное дерево. Позже они были вытеснены из обихода конопляными веревками. Технологию изготовления конопляных веревок наши предки заимствовали у терских казаков.

Тактика втягивания неприятеля в глубь гор, активно при этом наращивая темп нападений, была рассчитана на то, чтобы предельно обескровить и деморализовать врага. Если ему по пути следования удавалось занять более-менее доступные аулы, то в них он не находил ни скота, ни продуктов, ни фуража для своих лошадей. Заблаговременно предупрежденное население организованно перебиралось в труднодоступное место (запасной район), не оставляя врагу ничего, кроме камней. А тем временем отряды горцев, совершая скрытые маневры, продолжали наносить по растянувшемуся войску кочевников удар за ударом. В силу такого расклада, враг осознавал, что дальнейшее продвижение означает для него неминуемую гибель. Во избежание краха, он отказывался от продолжения экспедиции и поспешно покидал горы.

Многотысячное конное войско кочевников, подобно лавине сметавшее на равнине все на своем пути, не способно было добиться какого-либо серьезного успеха в наших горах по целому ряду причин.

Во-первых, исправно функционирующая сигнальная система своевременно обеспечивала население полной информацией о неприятеле, что позволяло ему принять – на опережение – меры для обороны и оперативно контролировать обстановку.

Во-вторых, в условиях изрезанной глубокими ущельями местности, где продвижение осуществлялось через тесные проходы с крутыми подъемами и спусками, конница растягивалась в длинную колонну, что не позволяло ей не только совершать – при необходимости – маневры, но и сосредоточить на одном месте достаточные силы для отражения нападения.

В-третьих, завалы, которые делали горцы на самых узких местах, блокировали движение, сами всадники при этом становились неподвижными мишенями. Пока разбирался завал, защитники успевали наносить массированные удары камнями и стрелами по скоплению врага.

В-четвертых, невозможность использования обозов в горной местности со сложным рельефом и отсутствие всякого шанса пополнить запасы за счет добычи вынуждали врага сворачивать экспедицию с полпути.

Можно продолжить этот ряд прочими весомыми аргументами, однако один фактор, определяющий специфику национального характера, выступает в качестве краеугольного камня в этом списке причин. Это свободолюбивый дух чеченцев и их беззаветная любовь к Отчизне. Даймохк (край отцов), свобода, честь – святые понятия для чеченца, стоящие выше, чем жизнь. Только в пределах этих категорий видится им смысл достойной жизни. Поэтому издревле всеобщему порицанию подвергался тот, кто не считался с заветами предков – свято чтить и любить Даймохк, дорожить и любой ценой отстаивать свободу, беречь честь от посрамления. Человек, проявивший, в силу тех или иных обстоятельств, малодушие и тем самым допустивший торг этими святынями, объявлялся бесчестным человеком (сий доцуш волу стаг – к1илло). Адаты нашего народа по отношению к нему были очень суровы. Он становился объектом всеобщего презрения. Род отказывался в его лице признать сородича, мать в ужасе отрекалась от своего сына, дети оскорбительно насмехались над ним. Более того, ни одна уважающая себя девушка не только не выходила за него замуж, но и считала ниже своего достоинства согласиться на свидание с ним. В конечном счете, его лишали права жить среди своих, в родном ауле.

Эти неписаные законы, основанные на многовековом опыте неравной героической борьбы чеченского народа против иноземных захватчиков, однозначно были продиктованы суровыми реалиями времени и выступали надежным регулятором, контролирующим каждого в условиях войны, а также были призваны исключить факты проявления измены, предательства и трусости среди защитников.

Согласно легенде, один из полководцев Чингисхана, после неудачного штурма Лысой горы в Аргунском ущелье, созвал военный Совет. На нем обсуждался один вопрос: продолжить поход в горы или нет. Мнения участников разделились. Тогда он приказал доставить ему продукт, который является основной пищей местного населения. Через некоторое время воины принесли красновато-бурый сискал с обгоревшими краями. Он попробовал отломить от него кусок – ничего не вышло. Потом монгол решил откусить его краешек – на этот раз он повредил зуб и из десен потекла кровь. Не по зубам полководцу оказался чеченский хлеб!..

Далее легенда гласит, что он, развернув своего коня, дал команду покинуть горы со словами: «Надо быть последним безумцем, чтобы воевать с народом, пищей которого являются камни».

Окончательно убедившись, что ему не одолеть чеченцев в их родных горах, враг перешел к тактике осады. Для этого он остановился лагерем у подножия гор, закрывая выходы к равнине.

Расчеты неприятеля, что в горах большое количество населения долго не продержится и оно вынуждено будет сдаться, когда истощится продовольственная база, были несостоятельными. Чеченцы не только не сломились, не только не сдались на милость врагу, но и с удвоенной энергией продолжили борьбу. Наши предки не позволяли себе расслабиться, успокоившись тем, что враг покинул горы. Их тактика тоже претерпела существенные изменения.

Теперь чеченские отряды начали совершать дерзкие вылазки и нападать на лагерь кочевников, нанося им серьезный урон. Часто такие нападения завершались захватом имущества и угоном в горы вражеского скота и лошадей.

В результате вторжения кочевников в наш край, жители равнинной Чечни вынуждены были перебираться в горы. Вследствие этого, численность населения в горной части увеличилась в несколько раз. В этих условиях, наряду с вопросами обороны, на первом плане стояла проблема обеспечения населения продовольствием. Здесь следует отметить, что в этой обстановке наш народ сплотился, как единая семья, – повсеместно царила атмосфера взаимовыручки и взаимопомощи.

Есть все основания полагать, что именно в это тяжелое время зародилась коллективная форма взаимопомощи (белхи). По сути, она могла возникнуть только в такой общественной среде, где высокий уровень равноправия и самосознания является основополагающим признаком коллективной жизни. Изначально белхи организовывались Мехк кхел для выполнения грандиозных проектов, связанных с обороной края от иноземных захватчиков. К их числу, бесспорно, можно отнести создание сигнально-оповещательной системы и строительство многочисленных фортификационных сооружений.

А в период осады гор кочевниками, когда остро стоял вопрос, как прокормить возросшее население, был найден рациональный способ его решения. За короткое время посевные площади в горах удалось увеличить на порядок за счет создания на крутых склонах дополнительных пахотных угодий многоступенчатой террасной формы. Сооружение многоярусных полей для посева хлебных злаковых культур представляло собой сложный трудоемкий процесс, требующий вовлечения огромного количества рабочих рук. В основном, все работы выполнялись с использованием ручных землеройных инструментов, и каждый участник выполнял на своем месте заданный объем.

Склоны буквально кишели людьми: все в едином порыве делали почти невозможное.

Месяц-другой... и многоступенчатые террасные поля красуются на склонах гор – чудо аграрно-инженерной мысли чеченского народа. И здесь без коллективного массового труда (белхи), основанного на высоком энтузиазме и заинтересованности всех в конечном результате, просто было не обойтись.

Только эта передовая форма организации труда, возникшая в недрах чеченского менталитета, позволила осилить нашему народу грандиозные проекты, которые имели в его жизни судьбоносное значение.

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

©НАНА: литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт журнала «Нана» обязательна.
Поддержка сайта