http://www.nana-journal.ru

Мы в соц.сетях

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН


Народный трибун Таштемир Эльдарханов Печать Email

М.Х. Багаев, доктор исторических наук, профессор

 

Человек, облеченный доверием общества,

должен смотреть на себя как на общественную собственность.

Томас Джефферсон, президент США

В Москве, в самом престижном издательстве Российской Федерации «Наука», вышла книга: Эльдарханов Таштемир Эльжуркаевич. Просветитель, политический и государственный деятель (1).

Ее составителем, автором и ответственным редактором является известный ученый, доктор филологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки ЧИАССР и РФ, автор более 250 научных работ, в том числе 7 монографий, Хасан Вахитович Туркаев.

Читатели знают его и как автора и составителя замечательных книг: «Культура Чечни: история и современные проблемы», выдержавшей два издания (2) и «Чеченцы в истории, политике, науке и культуре России» (4). Эти фундаментальные исследования вышли также в «Науке» (2003, 2006, 2008).

Представляемая вашему вниманию книга составлена им для специалистов по истории России (следовательно, и Чечни), а также для широкого круга читателей.

В кратком разъяснительном примечании подчеркивается, что Эльдарханов Таштемир Эльжуркаевич (1870-1934) – выдающийся просветитель чеченского народа, известный российский политик, депутат Государственной Думы России первого и второго созывов (1906, 1907). В годы Гражданской войны являлся председателем комитета военной обороны Чечни, председателем Гойтинского народного совета. В 1920-1925гг. был председателем Чеченского ревкома, Чеченского облисполкома. С апреля 1921г. по декабрь 1922г. одновременно находился на посту Председателя ЦИК Горской АССР. В 1925-1929гг. занимал должность председателя Национального совета в Краевом исполкоме в Ростове-на-Дону. В истории России, Северного Кавказа и Чечни остался как их верный и честный сын, который, очутившись на разломе Новейшей истории, выводил горские народы в первые годы советского строительства на путь просвещения и интеграции в политику и государственное обустройство в нашей стране (1, с.274).

 

Один из семи мудрецов Древней Греции Хилон (VI в. до н.э.) говорил: «Сила человеку дается от природы, умение говорить на благо родине – от души и ума, а богатство у многих – от случая».

Так и хочется сказать, что это относится к Таштемиру Эльдарханову, блиставшему в свое время умом и красноречием.

Его ораторским даром восхищались современники и особенно депутаты Государственной Думы России. Он говорил убежденно, искренне и кратко.

В этом можно убедиться, прочитав речи и выступления Т.Э. Эльдарханова в рецензируемой книге, а завершив это чтение, вы убедитесь, что Таштемир, воистину, был выдающимся государственным деятелем всероссийского масштаба. Жизнь этого замечательного и необыкновенного человека обогатила историю чеченского народа.

«Современный читатель увидит, – пишет известный чеченский историк и политолог Э.Х. Хасмагомадов, заранее возвещая читателя, – что биография Т.Э. Эльдарханова шаг в шаг повторяет трудную судьбу чеченского народа и одновременно может служить наглядной иллюстрацией процесса разложения традиционного чеченского общества, формирования в нем новых социальных групп и трудностей его ускоренной модернизации» (1, с.4).

 

В самом деле, оказавшимся в составе Российской империи во второй половине XIX века чеченцам, в силу небывалого прессинга административных и военных органов империи, приходилось, вольно или невольно, втягиваться в общероссийскую действительность, зачастую в ущерб своим вековым общественным отношениям.

На основе мощного автохтонного аграрного потенциала и неожиданно открытых богатых нефтяных месторождений, в чеченском обществе зарождаются новые социальные прослойки, легко вписывающиеся в новые реалии, – крупные землевладельцы, владельцы крупно- и мелко-рогатого скота, купцы, нефтепромышленники, представители высшего офицерства, рабочие, а также интеллигенция, чиновники и представители духовенства. Все они были заинтересованы в скорейшей интеграции Чечни в Российскую империю.

Этот процесс ускорился благодаря бурным событиям, связанным с первой русской революцией 1905-1907гг., раскаты которой дошли и до Чечни, до Грозного. Т.Э. Эльдарханову в это время уже 35 лет.

 

Вспоминая эту веху своей жизни, Таштемир говорил, что у «грозненских рабочих он учился революционному делу» (5, с.10). И еще, в лихолетье первой русской революции порывы национального самосознания чеченского народа, закаленные еще в период Кавказской войны XIXв., закономерно выстраиваются уже в подлинное интернациональное движение, в котором самое активное участие принимает учитель и просветитель Таштемир Эльдарханов.

 

События тех лет нашли свое отражение и в выдающемся романе классика чеченской литературы Саидбея Арсанова (1889-1968) «Когда познается дружба», о котором Х.В. Туркаев еще в советское время сказал: «По сложности проблематики и масштабам освещения роман Саидбея Арсанова и по сей день занимает одно из ведущих мест в нашей литературе». Замысел художника – показать великое единение народа в трагические минуты, становление героя-революционера в условиях патриархально-родовых и классовых противоречий конца XIX-начала XX вв. (6, с.31).

Эту же мысль, но более емко, литературовед Хасан Туркаев подчеркнул в рецензируемой книге, в своей аналитической статье «Общественно-политическая и культурно-просветительная деятельность Т.Э. Эльдарханова» – «Волны этих революционных сдвигов, прокатившиеся по всей России, вовлекли в себя и чеченский народ.

Его просвещенные и передовые представители, очутившись на гребне российского освободительного движения и российской политической жизни той поры, проявили недюжинные чувства общности с русским народом в поисках им путей к свободе.

Вместе с тем они явились выразителями дум и чаяний и своего народа, находившегося, по меткому выражению Т. Эльдарханова, в положении «пасынка самодержавной России».

Вот это осознание ими слитности судеб своего и русского народов, их стремление вникнуть в самую суть социальной, экономической и политической жизни своего времени и явилось, в частности, импульсом, давшим начало становлению общественно-политической мысли чеченцев.

Ее основоположником по праву является Таштемир Эльжуркаевич Эльдарханов, который в первом десятилетии ХХв. поднялся на вершину российской государственной политики и на протяжении более трех десятилетий олицетворял собой нравственные и политические устремления чеченского народа.

Высоким чувством ответственности перед ним и демократической Россией обладали и другие представители чеченской интеллигенции на рубеже XIX-XXвв.: братья Ахметхан и Исмаил Мутушевы, Тапа Чермоев, Ибрагим-бек Саракаев, братья Данилбек, Заурбек, Назарбек, Асламбек Шериповы – славная когорта зачинателей общественно-политической и просветительской мысли Чечни, получивших блестящее образование в России. В их книгах, статьях и речах, – читаем мы далее в статье Х.В. Туркаева, – поставлены насущные вопросы социально-экономической и политической жизни народа на фоне общероссийских проблем».

 

Судьбы многих из названных и оставшихся за строкой современников Т. Эльдарханова были исковерканы гражданской войной (Т. Чермоев, возглавлявший Горскую Республику, эмигрировал во Францию, А. Мутушев вынужден был так же покинуть Чечню, И. Мутушев был расстрелян белогвардейцами в 1919 г. в Грозненской тюрьме), поэтому их творческий потенциал не раскрылся до конца. Но то, что ими было сделано и написано, их самоотверженная общественная деятельность способствовали выдвижению общественно-политической мысли Чечни на общероссийский уровень (7, с. 41).

Несколько иной была судьба Т.Э. Эльдарханова. Исследователь биографии этого выдающего общественного, политического, государственного деятеля, просветителя профессор Х.В. Туркаев говорит, что участь Т. Эльдарханова сложилась сколь счастливо, столь и драматично.

Счастливо, потому что она предопределила ему высокое предназначение. Драматично, потому что с момента роспуска II Государственной думы России и до Февральской революции 1917 г. царская власть не разрешала ему жить и работать на своей родине, в Чечне, боясь влияния его прогрессивных взглядов на чеченский народ, а с осени 1925г., когда он был снят с поста Председателя облисполкома Чечни, его имя, как и его выдающиеся заслуги перед своим народом и советской властью, до 1991г. постоянно подвергались сознательному искажению, предавались политической анафеме, или органы коммунистической партии попросту запрещали писать о нем (7, с.41-42).

В аспекте этой проблемы интересные рассуждения мы находим и у незабвенного профессора Ж.Ж. Гакаева, писавшего в 1991г., что заслуги Т. Эльдарханова в революции, гражданской войне и в годы становления советской власти были столь значительны, что И. Сталин и А. Микоян (секретарь Северо-Кавказского крайкома ВКП(Б) сочли неразумным раздувать «дело» Эльдарханова и под предлогом нового назначения отправили его подальше от Чечено-Ингушетии.

Так, в 1925г. в связи с образованием Северо-Кавказского края Т. Эльдарханов назначается председателем национального Совета при крайисполкоме и переезжает в Ростов-на-Дону.

На этом ответственном посту он стремится на практике реализовать ленинские принципы национальной политики партии, проводит большую работу в выборных органах страны, а мы знаем, что он был избран делегатом VIII, IX, XI, XII Всероссийских съездов Советов, членом ВЦИК Х, XI, XII созывов (1922-1926гг.), членом ЦИК Союза СССР I, II, III созывов (1922-1927гг) от Чеченской автономной области.

«Однако, – подчеркивает Ж.Ж. Гакаев, – ни по характеру, ни по своим убеждениям Т. Эльдарханов уже не мог вписаться в сталинскую систему власти. По мере развития событий он все отчетливее осознавал, что на его политической или государственной карьере поставлен крест» (8, с.35).

 

После знакомства с этими строками у читателя наверняка возник вопрос – так в чем же конкретно заслуга Таштемира Эльдарханова перед чеченским и другими народами Северного Кавказа?

Ответ на него во всех подробностях дает заслуженный деятель науки РФ, профессор Хасан Туркаев в вышеназванной фундаментальной статье о Таштемире Эльдарханове. В ней нет голословных рассуждений, она насыщена архивными материалами, особенно ценны вводимые в научный оборот новые архивные документы, особенно из Государственного архива РФ.

По своей структуре издание состоит их трех частей:

I. Научно-аналитические статьи о Т.Э. Эльдарханове.

Здесь читатель знакомится со статьями монографического характера докторов наук, профессоров Ж.Ж. Гакаева, (5, с.10-40) и Х.В. Туркаева (7, с.40-86). В них дается широкий аспект творческого портрета Т.Э. Эльдарханова.

В том же разделе опубликовано предисловие ко всему сборнику кандидата исторических наук Э.Х. Хасмагомадова (9, с.3-9).

II. Просветительская, политическая и государственная деятельность Т.Э. Эльдарханова.

В этой части опубликованы выступления, статьи, тезисы, доклады, письмо А. Микояну и прочие материалы, подготовленные Таштемиром Эльдархановым за весь период его активной политической деятельности на многочисленных постах с 1906 по 1925гг.

– Выступления Т.Э. Эльдарханова на заседаниях сессий Государственной думы первого и второго созывов 1906-1907гг. (с.89-96).

– Статья в ежедневном бюллетене VIII съезда Советов ВЦИК – «Красная Чечня» (с.96-97).

– Выступление Т.Э. Эльдарханова на открытии второго съезда Советов Горской Республики 18 января 1922 года (с.98).

– Доклад на IV секретном совещании ЦК ВКП(Б) с ответственными работниками национальных республик и областей в Москве 9-12 июня 1923 года.

Кстати будет отметить, что именно на этом заседании Т. Эльдарханов гордо сказал: «Теперь я могу заявить, что в Чечне, о которой привыкли говорить, что это вольная страна, не принимающая ничего, где никакой власти нет и не может быть создано, я заявляю, как лицо, возглавляющее автономную Чечню, что теперь здесь имеется твердая власть».

Спустя 80 лет, уже в совершенно другое время, но точно по таким же мотивам, имевшим место в 20-е годы ХХ века и повторившимся в начале XXI столетия, незабвенный Первый Президент Чеченской Республики Ахмат-Хаджи Кадыров заявит на весь мир почти то же самое в прямом эфире Российского телеканала НТВ в программе «Свобода слова».

Вот такие у чеченцев герои своего времени.

Сказал же однажды известный французский лексикограф Пьер Буаст: «Несчастна страна, у которой нет героев».

У Чечни были, есть и будут, иншаАллах, свои герои, следовательно, она – счастливая страна!

 

Однако вернемся к рецензируемой книге. В ней публикуются так же:

– Тезисы и проекты резолюции к докладу Председателя ЧечоблЦИКА тов. Эльдарханова на I Краевом Съезде Советов Северо-Кавказского края 30 января 1925 года (с.104-111).

– Декреты Горского Центрального Исполнительного Комитета Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов (с.111-135).

– Письмо секретарю Юго-Восточного бюро ЦК РКП (Б) тов. А. Микояну (с.135-140).

 

Анонсируя это письмо, скажу, что из его содержания вытекает безоговорочный вывод о том, что у Т. Эльдарханова были враги-завистники, а может быть, и скрытые враги советской власти, которую так ревностно защищал Таштемир. Они всячески пытались очернить последнего перед чеченским народом и советской властью.

Особенно усердствовал в этом гнусном деле некто Энеев, защитить от которого Т. Эльдарханов и просит А. Микояна. Заканчивается письмо словами: «Об изложенном считаю необходимым довести до вашего сведения в надежде на то, что вы примете меры к ликвидации ненормальных явлений в Чечне, созданных тов. Энеевым и его группой, оградите меня от незаслуженных выпадов этой группы, призвав ее к порядку и к ответственности за распространение заведомо ложных сведений по моему адресу» (1. с.140).

 

Завершается рецензируемый сборник двумя уникальными работами Т.Э. Эльдарханова. Первая называется «Чеченские тексты (фольклорные публикации)». Она была издана в 1990г. в Тифлисе. Вторая книга – «Чеченская азбука», изданная в 1901г. в Тифлисе.

Перепечатав эти два уникальных издания 100-летней давности, Х.В. Туркаев дал им вторую жизнь. Отныне они легко доступны как ученым-филологам, историкам, так и широкому кругу читателей нашего времени. Восхищает прекрасно иллюстрированный букварь «Чеченская азбука».

Т.Э. Эльдарханов как просветитель и как признанный в Чечне народный учитель, особое внимание уделял чеченскому языку, особенно тогда, когда он учился в Тифлисском учительском институте (1889-1893гг.), поэтому вполне закономерно то, что он составил букварь «Чеченская азбука».

 

В редакционной преамбуле ко второй части книги сказано, что в издание включены разножанровые тексты, расположенные в хронологической последовательности: исследование, публицистика, политические документы, образовательный проект, написанные и составленные сообразно духовно-нравственному и социально-политическому самочувствию той эпохи.

И поскольку все материалы извлечены из архивов, являются копиями с оригиналов, редколлегия воздержалась от их редактирования, ограничившись лишь уточнением публикации (1, с.88).

Считаю, что это правильное решение – архивный документ-оригинал не подлежит правкам, равно как и копии. Но, как бы то ни было, сборник получился, причем состоялся он на славу.

Жаль, что тираж его не велик, всего 2000 экземпляров, а надо бы, чтобы он дошел до каждой чеченской семьи, особенно – в селение Гехи, откуда родом Таштемир Эльжуркаевич Эльдарханов, которого чеченский народ высоко чтит и помнит.

 

Написал эти слова и вспомнил известного римского писателя и видного политического деятеля Катона Старшего (234-149гг. до н.э.), который, глядя на множество воздвигнутых статуй, сказал: «А обо мне пусть люди спрашивают, почему Катону нет памятника, чем почему ему стоит памятник». (10, с.716).

 

И последнее. Поскольку Т.Э. Эльдарханов – достояние всего чеченского народа, наверное, я имею право от имени последнего поблагодарить неутомимого труженика, замечательного человека, истинного патриота чеченского народа, всемирно известного ученого, литературоведа, члена-корреспондента АН Чеченской Республики профессора Хасана Вахитовича Туркаева за замечательную книгу, уже ставшую памятником Таштемиру Эльжуркаевичу Эльдарханову.

 

 

Литература:

1. Эльдарханов Таштемир Эльжуркаевич. Просветитель, политический и государственный деятель / (отв.ред. Х.В. Туркаев); Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН; Комплексный научно-исследовательский институт им. Х.И. Ибрагимова РАН. – М.: Наука. – 2014. – 273с.

2. Культура Чечни: история и современные проблемы / (отв.ред. Х.В. Туркаев): институт этнологии и антропологии. – М.: Наука, 2002. -382с; 2-е издание перераб., доп, –М.: Наука, 2006. -531с.

3. Чеченская Республика и чеченцы: история и современность: материалы Всероссийской научной конференции. Москва,19-20 апреля 2005года / (отв. ред. Х.И. Ибрагимов, В.А. Тишков). Институт этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая, Комплексный НИИ РАН г. Грозный. – М.: Наука, 2006. – 575с.

4. Чеченцы в истории, политике, науке и культуре России: исследования и документы: / (отв. ред. Х.В. Туркаев): Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. – М.: Наука, 2008. – 631с.

5. Гакаев Ж.Ж. Революционная и государственная деятельность Т.Э. Эльдарханова // Эльдарханов Таштемир Эльжуркаевич. Просветитель...

6. Кусаев А.Д. Писатели Чечни: Проза. – Грозный, 2005.

7. Туркаев Х.В. Общественно-политическая и культурно-просветительская деятельность Т.Э. Эльдарханова // Эльдарханов Таштемир Эльжуркаевич. Просветитель…

8. Гакаев Ж.Ж. Указ. Соч.

9. Хасмагомадов Э.Х. Просветитель и государственный деятель // Эльдарханов Таштемир Эльжуркаевич. Просветитель...

10. Душенко К.В. Мысли, афоризмы, цитаты. Политика, журналистика, правосудие: 6000 цитат – 5-е изд. – М.: Эксмо, 2008.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

©НАНА: литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт журнала «Нана» обязательна.