http://www.nana-journal.ru

Мы в соц.сетях

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН


К истории Нашха – прародины чеченцев Печать Email

Хизар Яхъяев, старший научный сотрудник Аргунского государственного историко-архитектурного природного музея-заповедника

«Изучайте генеалогию своих племен и не будьте подобны набатейцам из Месопотамии,

которые на вопрос «кто вы» отвечают, из какой они деревни».

Халиф Умар бин аль-Хаттаб

 

 

С завоеванием Ассирией городов государства урартийцев, в составе Ассирии образовалось государство Шам. Предание гласит, что первопереселенцем из страны Шам в место, которое позже стало называться Нашха, был некто Сула. Точно не известно, какие мотивы побудили его проделать такой огромный путь и осесть в горах Кавказа. А.О. Степанян в одной из своих работ пишет: «Древние предки чеченцев пришли из Урарту на Кавказ, чтобы сохранить свою самобытность, обычаи и адаты».

1усма, Сулим, 1абаз... У 1абаза был сын Сула.

Он поселился в прекраснейшем уголке Кавказа, и его первым временным пристанищем была пещера. Согласно тептарам, дошедшим до наших дней, это та самая пещера, что находится на восточной окраине аула Ч1армах, в Нашхе. Её до сих пор называют Сула хьех (Пещера Сулы). Рядом с пещерой высится гора, её также связывают с именем Сулы – Сула корт. Склон горы, по которому проложена древняя тропинка, называется Сула басе. К северу от горы Сула корт начинается небольшое ущелье, которое упирается в Ерд корт. Прямо у подножья горы Сула корт, в ущелье рядом с пещерой, берет начало чудесный родник – Сула хьост.

У Сулы от двух жен было восемь сыновей, одного из них звали Г1арби.

«Урартами был разработан специальный способ предупреждения о приближении врагов. На горных вершинах возводились башни с запасом горючих материалов, которые зажигались в случае появления вражеской армии» (Дьяконов И.М.).

Г1арби, подобно тому, как делали это урарты, построил сигнально-оповещательную систему. Начав с севера, с того места, где позднее был заложен хутор Зарганчу, и до горы Хьалхар-лам на юге, он построил тринадцать башен сигнально-оповещательного, оборонительного типа.

Две башни этой самой первой сигнальной системы на территории Чечни сохранились до наших дней.

Одна из башен – Г1арби-г1ала – находится на западной стороне горы Нашах-лам. Она встроена в скальную нишу, находится на высоте 200 метров, прямо над аулом Моцарой. Заподлицо вертикальному горному склону выложена стена из хорошо обработанного камня, с бойницами и дверным проемом, сзади этой стены находится пещера. Забраться в эту башню можно было только по трапу, который укладывался на специально выложенные каменные тумбы.

Высказывания некоторых историков о том, что «в прежние времена в таких убежищах пастухи и путники укрывались от случайных нападений» не имеют ничего общего с действительностью. Забраться в эту башню без специальных приспособлений невозможно и в наши дни.

У Г1арби было семеро сыновей: Ц1ечо, Ч1ебарло, М1айсто, Гуно, Ирберд, Аккхало, Нашхо. Ч1ебарло и Гуно переселились на восток, Аккхало и Ц1ечо ушли на запад, М1айсто и Ирберд – к Главному Кавказскому хребту, к подножью Дакуох-корт (Тебулос-Мта). Нашхо остался на землях, где когда-то поселился их дед Сула.

У Нашхо было шестеро сыновей: Х1ийлах, Ч1армах, Моц1арх, Хьайбах, Хьижикх, Т1ийст. Они основали шесть аулов, получивших их имена.

Духовным центром Нашхинцев был аул Моц1арха, где постоянно хранился их родовой котел, считавшийся священным. На этом котле были написаны названия 63-х чеченских тайпов, вышедших из Нашха.

«Многие чеченские тайпы считают себя выходцами из общества Нашха», – пишет А. Сулейманов в своей работе «Топонимия Чечни».

«Нашха – местность, считающаяся родиной так называемых «чистых тайпов» (Армянская география, СПб, 1877.с.36).

Это этногенетический центр средневековых нахчиматиянов, населявших, по данным армянских исторических источников, юго-восток Чечни. В Нашхе есть места, указывающие на прямую связь этого общества с отдельными чеченскими тайпами, переселившимися на равнину несколько веков назад.

В ауле Х1ийлах, расположенном на юге Нашха, у истоков реки Гехи, до сих пор сохранилась полуразрушенная жилая башня, называемая «Венда г1ала». Она является родовой башней Гендаргенойцев. Есть древнее кладбище, которое до сих пор называют «Гендаргнойн кешнаш».

Гендаргеной – один из крупнейших чеченских тайпов.

Выходцами из аула Х1ийлах являются три брата: Нижало, Д1ай и Бусо, основавшие три одноименных аула и ставшие родоначальниками трех чеченских тайпов, входящих в тукхум Ч1еберлой.

Приблизительно в 500-х метрах вниз по течению реки Гехи, на левом берегу, к западу от аула Х1ийлах, находится местечко под названием «Бена кха», рядом находятся развалины древней жилой башни. Из этой башни переселился на восток предок Беноевцев, ставший родоначальником самого большого чеченского тайпа.

В месте слияния Ч1армхойн-хи и реки Гехи, на правом берегу реки Гехи, сохранились развалины башни Сахан-г1ала. По преданию, она была построена братом Нашхо М1айсто, одним из сыновей Г1арби.

На правом берегу реки Гехи, в месте слияния двух рек, лежит ровное плато, которое называется «пхьанет1е». На северной стороне этого плато, ближе к Моц1арою, видны развалины ещё одной башни, которая принадлежала предку Аллеройцев.

В ауле Т1ийста имеются три полуразрушенные башни, одна из них принадлежала предку Ц1онтаройцев, вторая была родовым гнездом Дышнинцев. Старожилы так и называют их: «Ц1онтарочуьна хилла г1ала», «Дышночуьна хилла г1ала».

В местечке, называемом «Г1ов т1ехьашка», неподалёку от х. Къовхе, находятся развалины древнего строения – оттуда, по преданию переселились, три брата: Зумсо, Тумсо и Ч1аьнти.

В своей работе «Чеченский тайп в период его разложения» М. Мамакаев пишет: «Характерно отметить здесь и такую деталь, что нохчмахкойцы своей древней родиной считают Нашха (местечко в районе Галанчожа), хотя с незапамятных времен и живут на территории своего нынешнего поселения».

Этнограф Саидов И.М. в своей работе «Мехкан кхел» пишет: «По преданиям, все ичкерийские (Нохчмохкские) тайпы: Бенойцы, Белгатойцы, Дышни, Ц1онтаройцы, Эрсонойцы и др., от которых произошли и некоторые другие тайпы, являются потомками «родных братьев», «братство» это, согласно преданиям, зафиксированным и русскими исследователями досоветского периода, было закреплено ещё в Нашхе в период нахождения там общенахского Совета старейшин страны (Мехкан кхел)».

В своем историко-топографическом очерке «Ичкерия», написанном в 1869г., в описании наибства даргинского Ив. Попов приводит следующие данные: «Цонтари – выходцы из аула Нашахэ, первый из них, имя которого было Сунтар, основал цонтароевский аул лет 700 тому назад. Эно-кале – при реке Гудермес. Эно – выходец из Нашахэ, основавший здесь хутор лет 600 тому назад. Ялхой-мохк – при притоке р. Гудермес. Люди, основавшие аул этот лет 500 назад тому, – выходцы из Нашахэ. Ширды-мохк – при притоке р. Гудермес. Ширды – имя человека, вышедшего из Нашахэ лет 500 тому назад. Он поселился на свободной земле – мохк. Курчали (верхний) – два брата, вышедшие из Нашахэ, сначала поселились в Чебарлое, потом, лет 600 назад, они вышли в Ичкерию, пришли в аул Цонтари и, явясь к Висе Тинаеву, просили покровительства его, как человека сильного по положению в обществе. Вису принял их и указал им место, где ныне, при притоке р. Гудермес, расположен целый аул. Белгатоевская фамилия ведет свой род от Персыка. Персык – Сусик – Сулим – Хоура (первый выходец из Нашахэ) – Хасоя (основатель аула Белгатой) – Арсан – Бугалов – Арсан – Бугалов – Сатлак – Сеты – Бугалов – Арсан – Асанча – Хасан – Арсамбек – Белакай – Бешиль – Чабай – Ыха – Автурхан…. Гордали – при р. Аксай. Основавший аул этот был некто Гордал, вышедший в Ичкерию из Нашахэ лет 500 тому назад. Шуани (большие) – при притоке р. Гудермес. Основавший аул этот, лет 500 тому назад, был некто Шуан, выходец из Нашахэ. Аллерой – при р. Аксае. Вышедший из аула Нашахэ в Ичкерию некто Аллериш основал этот аул лет 600 тому назад».

Эту работу Ив. Попов написал в 1869 году, и, соответственно, к тем датам образований ичкерийских аулов, что приводит Попов, сегодня надо добавить как минимум 140 лет.

Родоначальниками тайпа Эг1ашбатой были два брата: Эг1аш и Бета, которые переселились из горного общества Ц1еси. По рассказам старожилов, в Ц1еси они пришли из Нашха.

Генеалогическое древо другого очень крупного чеченского тайпа – Курчалой, входящего также в тукхум Нохчмахкой, тоже исходит из Нашха.

Кушул – Курчалхан – Хьанбилхан – Ч1абалхан – Ч1айхан – Чергисхан – Бегал – Оку – Товла – Майла – Товболат – Темболат – Темирболат – Берса (первый проповедник ислама – 1561г.) – Т1урло – Аббас – Мохьмад-1ела – Муртаз1ела – Айдамар – Эдалгир – Баду…

Согласно родовому тептару, Айткаллинцы, Сесанойцы и Ишхой являются потомками Сада, который пришел из Нашха и обосновался в местечке Г1удукх, что находится рядом с нынешним Саясаном. Генеалогическое древо Сесанойцев: Сада – Х1олчи – Хьашта – Нашхо (Такхмисар) – Гела – Ата – Айта(Айта является родоначальником тайпа Айткхеллой, брат Айти Ишхо является родоначальником тайпа Ишхой) – Байбаркъа (является родоначальником тайпа Сесанхой) – Хьашуркъа – Яшуркъа – Хьесалби – Ацми – Тунжулха – Г1аншо – Жама – Мурта – Жалбар – Вуьтарг – Т1елхиг – Т1ат1а – Хукли – 1усман – Герман – Ахьмад – Бойсхар.

Согласно преданию, Сада завещал потомкам до смены на новом месте семи поколений доставлять умерших в Нашха и хоронить на исторической прародине. Его завет потомками свято соблюдался.

Согласно преданию Нохчмохкойцев, восточные земли Чечни с момента их заселения и в течение длительного времени назывались Нашхмохком. С этим преданием согласны многие чеченские историки и этнографы.

Вот, к примеру, этимология, предложенная старейшим исследователем чеченского языка А.Г. Мациевым. «Небезынтересно отметить, – пишет он, – что все чеченцы, в том числе Аккинцы, Кистинцы и Чеберлойцы, называют себя Нохчо (Нахчо), а выходцы из урочища Нашха называют себя «Нашхо». Уместно здесь упомянуть, что древнейшим поселением чеченцев, по основным преданиям, считается урочище Нашха, издревле у всех чеченцев существовало такое мнение, что если кто-либо является выходцем из Нашха, то его можно считать коренным жителем Чечни. Кстати, одним из самых крупных чеченских тайпов (родов) чеченцы считают тайп Нашхо. Поэтому можно предположить, что корень этих двух семантически близких слов – Нахчо/Нохчо/Нашхо – общий. Комплексу согласных хч, хш во многих диалектах нахских языков соответствует стечение согласных чх, шх, то есть в диалектах происходит закономерная перестановка согласных. Слово же «нах» в нахских языках означает «народ, люди».

Действительно, согласно преданиям, выходцы из Нашха расселились почти по всей территории Чечни и представляли собою собственно чеченские тайпы».

По определению М. Мамакаева, «чеченский тукхум – это своего рода военно-экономический союз определенной группы тайпов, не связанных между собой кровным родством, но объединившихся в более высокую ассоциацию для совместного решения общих задач защиты от нападения противника и экономического обмена».

Шуотой – это один из девяти чеченских тукхумов.

Согласно преданию, записанному У. Далгатом, «чеченские племена произошли от трех братьев – Шато, Ако и Га. И эти три брата являются родоначальниками чеченского племени». Это предание настолько искажено, что не имеет ничего общего с действительностью.

У Шатойцев не было родоначальника по имени Шуото. Само слово Шуото произошло от словосочетания «шу т1ехь», что, согласно русско-чеченскому словарю А. Исмаилова, означает «на холме».

Саьтта – одно из первых поселений, входящих в нынешний Шатой, расположено на холме. Основателем села и родоначальником тайпа является Мересха, который пришел из Нашха. Согласно родовому тептару, он был четвертым сыном Воккха Дади из Нашха. Генеалогическое древо саьттойцев: Мересха – Ярасха – Улу-Хайдар – Машконг – Хайдар-Бек – Батак – Шида – Шидаг – Туьшшепаъ – Мажло – Яска –Тураш – Абдулла – Г1уда – Муса – Вуьта – Муса – Са1да (Са1ат убит в одном из ичкерийских сражений 1845г.) – Селехь (поручик царской армии) – Муда (расстрелян в 1937г.) – Халид – Мохьмадсалех – Темболат.

К юго-западу от Саьтта, почти одновременно с ним, Эрштхоевцами из аула Ц1еча Аккха было основано селение Пхьамта. Само поселение Ц1еча Аккха было основано сыном Г1арби-Ц1ечо. Эрштхоевцы являются основателями ещё одного Шатоевского аула – Хьаккой.

Согласно преданиям, Ч1инхойцы, Гучун-калинцы, Башен-калинцы и Нихлой являются потомками четырех братьев и потому считаются родственными тайпами. Нихалой входили в тукхум Шуотой. Ч1инхойцы, как и несколько других тайпов, не входили в тукхумы и жили самостоятельно. Родоначальники этих тайпов переселились в Аргунское ущелье из Нашха.

Саьрбалой, Лаьшкарой – этнические общества, образовавшиеся из переселенцев, живших в Шатойской котловине. Они также утверждают, что их предки вышли из Нашха.

С целью остановить дальнейшую экспансию дагестанских владетелей и вернуть захваченную ими чеченскую территорию в Ч1еберлой, Мехк кхелом страны был направлен Алдам г1ези из Нашха. В качестве резиденции тот выбрал селение Кезена, где возвел мощный укрепленный замок, руины которого сохранились до сих пор. С этого времени началось вторичное заселение Ч1еберлоя выходцами из Нашха. А первым поселенцем этих мест, прибывшим сюда со своим большим семейством, был Ч1ебарло, сын Г1арби.

По преданиям тайпа Макажой, их родоначальником был Турач, переселившийся в эти места из Нашха.

Селение Хой, согласно родовому тептару этого тайпа, основано 340 лет назад переселенцами из Нашха.

«Хорошо защищенная природными условиями и мощными оборонительными сооружениями, Нашха не пострадала от нашествий завоевателей. Население Нашхи постоянно увеличивалось, что приводило со временем к проблеме перенаселенности и, как следствие, к земельному голоду. Население должно было искать новые земли для обитания».

После возврата исконных земель на востоке и повторного их заселения, поток переселенцев из Нашхи был направлен на север. Спустившись с гор по течению р.Гехи (в начале 17-го века), Нашхинцы заложили ряд хуторов: Моц1архойн к1отар, Ч1армхойн к1отар, Г1ойн к1отар, Х1илахойн к1отар, Цицки к1отар и Довта юрт. Все они были расположены на левом берегу реки Гехи. Чуть позже было основано поселение Деми к1отар.

В 18-19 веках, к северо-востоку от горы Нашах-лам, Нашхинцы заложили 13 хуторов: Къовхе, К1айчюхе, К1елахбасе, Ехкчаре, Хотташкоча, Зерхьа, Саканжиела, Мушечу, Г1арбисхьаькханчоь, 1ажгечу, Мог1аста, 1аьржалечу и Зарганчу.

 

Источники:  А.Сулейманов. Топонимия Чечни.; М. Мамакаев. Чеченский тайп в период его разложения.; И.М. Саидов. Диссертация – раздел Мехк кхел; Армянская география. СПб.1877, с.36; А. Исмаилов. Дош.; М. Ибрагимов. Родовой архив нашхинцев.; А.О. Степанян. Объединенная газета. №24(80) 15.11.2005г.; И.М. Дьяконов. Ассиро-вавилонские источники по истории Урарту.; Асхабов А. Генеалогическое древо сесанойцев.; Селехов М.-С. Генеалогическое древо саттойцев.; Цитата А.Г. Мациева из кн.: И.Ю. Алиров, Язык, культура и история вайнахов.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

©НАНА: литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт журнала «Нана» обязательна.