http://www.nana-journal.ru

Мы в соц.сетях

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН


Не представляю мира образ без человека и цветка Печать Email

Елена Иванова

 

 

На свете много есть чудес, и среди них непостижимая для многих тайна: как одни люди, даже весьма талантливые, не могут зарифмовать несколько строк, а другие – с лёта, без каких-либо усилий складывают баллады, сонеты, поэмы... Что это: случайность, Божий промысел или просто чудо?.. Поиски ответа на этот вопрос привели меня в Ставропольский литературный центр к поэтессе Елене Ивановой.

 

«Мне посчастливилось родиться на той же земле, где жил и возрос до отрочества своего Федор Иванович Тютчев, – на Брянщине, – говорит Елена Львовна. – Село Овстуг, малая родина поэта, тогда числилось за Брянским уездом Орловской губернии. Это позже, уже после Октябрьской революции, Брянская область выделилась в самостоятельную административную единицу. Мне довелось побывать на родине поэта, когда мы, школьники, ходили в многодневный туристический поход по руслу реки Десны. Впечатления остались незабываемые. Словно бы я сердцем прикоснулась к главной артерии своей малой родины».

Ещё будучи школьницей, Елена начала писать стихи, их публиковали местные газеты – «Фокинский рабочий», «Брянский комсомолец». Вот и в дальнейшем газеты играли в ее судьбе далеко не последнюю роль. Елена Иванова поступила на факультет журналистики МГУ, а затем «по распределению» отправилась в Пятигорск. На многие годы её трудовым коллективом стала редакция краевой курортной газеты «Кавказская здравница». Одним из первых ее заданий было написать очерк о главвраче ессентукского санатория. Редактор прочитал готовый материал и сказал многозначительно: «Ну что, подпирает…», тут он назвал имя ведущей журналистки газеты. В «КЗ» Елена Иванова прошла хорошую школу профессионального мастерства. Однако, углубляясь в вопросы здравоохранения, она не изменяла своей юношеской любви к музе, продолжала писать стихи.

 

Серьезно заниматься поэзией, считает Елена Львовна, это значит признать литературную работу главным делом своей жизни, печататься, нести читателю то, чем жива твоя душа. Достоевский назвал это «подвигом братолюбивого общения». Первая книга ее стихов вышла в Ставропольском книжном издательстве в 1971 году. Потом было признание на уровне Москвы, когда в серии «Первая книга в столице» вышла книга Елены Ивановой «За Десною-рекою». Осуществиться её выходу в свет помог Александр Ревенко, который сам приехал в столицу из Кисловодска, работал там в отделе поэзии издательства «Современник» (к несчастью, этот талантливый поэт вскоре трагически погиб).

 

Новое время загоняет российских писателей и поэтов в определенные рамки: с одной стороны, пиши о чем хочешь и издавай любым тиражом, правда, за собственные средства, с другой стороны – где эти средства взять? И кому интересны  сами книги? Ведь люди в наше время в основном не живут, а выживают. А новую элиту ничего не интересует, кроме чистогана.

 

– Нет худшего наказания для писателя, чем невостребованность, – с горечью говорит Елена Львовна. – Государство не обращает на нас внимания, не придаёт значения художественной литературе. Создаётся впечатление ненужности мастеров слова, и это, конечно, же,  гнетёт писателя. Сейчас люди вроде даже обрадовались, что им как бы разрешили быть хуже, не надо делать никаких духовных усилий, не надо постигать, над чем бились великие умы,  знать отечественную литературу совсем не обязательно. А великий русский язык низведён до коммуникативной функции. Из самой читающей в мире страны мы превратились в не читающую. По статистике, только 40 процентов населения России читает книги, и ведь это далеко не всегда содержательная литература. То, что нынче сходит за неё, в былые времена мы презрительно называли «чтивом», ориентируясь только на классику, на русскую классическую традицию. Московский критик Петр Ткаченко правильно говорит, что литература выпала сегодня из общественного сознания.

 

И всё же поэты – люди особенные, они не могут не писать, им никакой кризис, кроме творческого, не страшен. Я пытаюсь ненавязчиво выспросить: как же происходит это чудо – как рождаются стихи?

 

– Стихи писать, как детей рожать – где момент застанет, – улыбается Елена Львовна. – Это как-то спонтанно происходит, невозможно ни ускорить, ни остановить этот процесс. Случается, записываешь и в блокнот, и на подвернувшемся под руку каком-нибудь листочке, а дома потом переписываешь в тетрадку. А иногда не успеваешь, и тогда момент ушел и не придет позже. Иногда пишешь, а не идет, вроде бы ты все делаешь, как мастер, а не то. Это как галька: в воде – красивая, а вытащить – она никакая. Самый сильный катализатор творчества – чтение серьезной литературы. Тогда и самой писать хочется. Когда ты открываешь книгу, тебе интересен человек, который стоит за этими строчками. И чем он глубже как личность, искреннее, тем интереснее его поэзия. Стихи рождаются от душевной переполненности. Ты пишешь, вкладывая в стихи пережитое тобой, свой духовный опыт. А без этого получается просто игра слов.

 

О чем пишет Елена Иванова? О жизни, о любви, о природе, о том, что волнует многих из нас...

 

Крупно звездами вызрели дали.

Заглянула я ночи в глаза.

Люди жили, любили, страдали.

Я услышала их голоса…

Сквозь столетий тяжелую залежь,

Повергая в смятенье и дрожь,

Вопрошают они: «А ты знаешь,

Для чего ты на свете живешь?»

 

– На этот вопрос я пытаюсь ответить себе самой всю жизнь, – признается автор. – И каждый раз – на новом витке духовного развития, осмысления мира и человека в нём.

 

Елена Львовна верит в предопределенность. В то, что не случайно она родилась на Брянщине и там открыла для себя тютчевское мироощущение, его философию природы, жизни и смерти; что не случайно судьба привела ее на Кавказ, где на высоте, что северо-восточнее станции Курсавка, 16 января 1943 года погиб ее отец – сержант Лев Васильевич Иванов. Удивляется, что в творчестве неожиданно появилась православная тематика…

 

…Я не скажу, что далеко,

Что дальше всех теперь я вижу,

И не скажу, что жить легко.

Но Небо стало как-то ближе.

 

Это строки из стихотворения, которое вошло в последний в ряду изданных сборник Елены Ивановой «Вечный образ», за который поэтесса была удостоена премии губернатора Ставропольского края в области литературы и искусства. В сборник вошли стихи разных лет, в них отразился духовный опыт автора, благоприобретённый в течение всей жизни. А своё название  книга получила от одноимённого стихотворения, строки из которого я не могу не процитировать:

 

…Пускай изныла, изборолась

Душа за долгие века,

Не представляю мира образ

Без человека и цветка.

 

Вновь россыпь ландышей в овраге.

Струится трав весенний шёлк,

Вослед незримому.

Здесь Ангел

Босыми ножками прошел.

 

У поэтов есть редкая особенность: они, несмотря на приземлённую и приземляющую прозу жизни, всегда остаются невольниками вдохновения. Пишут, несмотря ни на что, не задаваясь вопросом: «А кому это надо?». Вот и Елена Иванова,  издав недавно новую книгу, уже работает над следующей. Главная её тема – та, о которой Чехов в рассказе «О любви» сказал, что «тайна сия велика есть».

 

– Тема настолько тонкая, что требует особого мастерства, – делится своими мыслями Елена Иванова. – Я только сейчас почувствовала, что могу это сделать. Однако нужен очень тщательный отбор, тут у меня столько сомнений, что только время поможет определиться, что публиковать, а что оставить в своём архиве. Потому и не тороплюсь с публикацией. Из разрозненных, казалось бы, стихотворений составилась лирическая поэма «Симфония разбуженного сердца». И я всё раздумываю, следует ли её предлагать читателю?

Сегодня любовная лирика, к сожалению, утратила свою высоту, такую, как в произведениях классиков. Но только на такой высоте  можно писать о тайне человеческого духа. А если говорить в целом о поэтическом творчестве, хочется верить, что мир не так глух к сокровенной жизни души. Хочется верить, что рано или поздно люди опамятуются и кинутся искать Свет. Какое-то зерно твоё упадёт на бесплодный камень, а какое-то – в благодатную почву и прорастет колосом. Верится, что человеку захочется вернуться к себе, чтобы осознать себя выше сытости. И вновь перед ним встанет вопрос: «Для чего ты на свете живёшь?»

Человеку духовному свойственно стремление соединить своё единичное существование с тем безначальным и бесконечным, которое мы связываем с нашим представлением о Божественном, вечном.

 

Что ж, ничего не убавишь и не прибавишь к словам поэта.

А тайна так и осталась тайной: как рождаются стихи?..

 

Вела интервью и записала

Ольга Метёлкина

 

/По материалам газеты “Вечерний Ставрополь”/

http://www.vechorka.ru/gazeta/?b=view&articleID=14902

http://museum.stavsu.ru/ObjectV....bject=0

http://www.stav-cbs.ru/index.p....emid=31

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

©НАНА: литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт журнала «Нана» обязательна.