http://www.nana-journal.ru

Мы в соц.сетях

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН


Раиса Гичаева ... Театр – ее немеркнущая любовь Печать Email

Аза Газиева

Чеченский драматический театр трудно представить без династии Бадуевых. О том, что основоположник чеченской литературы Саид Бадуев стоял у истоков создания чеченского национального театра, знают многие. Театралы знают, что первым народным артистом Чечено-Ингушетии был его брат, Мовжди Бадуев, отдавший всю свою жизнь сцене. Немногие наши современники знают, что женат он был на народной артистке РСФСР Асет Марцаровне Исаевой. Их дочери, Раиса и Тамара, тоже пошли по стопам родителей: посвятили себя театру. Правда, Тамара стала единственным в Чеченской Республике профессиональным режиссером-кукольником. А Раиса осталась верной драматическому театру, который так любили ее родители.

Раиса Гичаева (в девичестве Исаева), о которой мы ведем речь, родилась в сумрачные для всей страны тридцатые годы прошлого столетия. Беды тех лет не обошли стороной семью актеров. В 1938 году, накануне премьеры «Петимат», был арестован автор этой драмы, известный чеченский писатель Саид Бадуев, родной дядя Раисы. Попытавшись узнать судьбу брата, за стенами НКВД бесследно исчез другой брат писателя, Шарпуди Бадуев. Правда, отец  Раисы, Мовжди Бадуев отделался тяжелыми побоями, от которых он потом долго приходил в себя и не любил рассказывать. Но тоска по без вести пропавшим родным братьям преследовала его всю жизнь и наложила горький отпечаток на дальнейшую судьбу.

В начале сороковых годов ХХ века из всех радиоточек зазвучали призывы: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой. С фашистской силой темною, с проклятою ордой…» Однако это была не единственная напасть тех лет, выпавшая на долю чеченцев, со всей страной мужественно переживавших тяготы и лишения военных лет.

23 февраля 1944 года еще раз полоснуло стужей сталинизма – теперь уже весь народ, безжалостно срывая его с насиженного места и насильственно отправляя в далекие края. Семья Бадуевых не стала исключением: она разделила безрадостную участь своего народа. И было Раечке в то время всего четыре года. Сестра Тамара была на год старше. Естественно, они не понимали всего ужаса происходящего. И, наверное, поэтому там, в Казахстане, став школьницами, дружно, со всеми ребятишками звонко распевали: «За детство счастливое наше спасибо, родная страна!»

В самом начале 1957 года Указом Президиума Верховного Совета СССР была восстановлена Чечено-Игушская АССР, все чеченцы и ингуши стали спешно готовиться к отъезду домой. Вернулись и актерские семьи. Родители Раисы Гичаевой вернулись в родной театр.

А  повзрослевших к этому времени сестер,Тамару и Раису, мама отвела к художественному руководителю Чечено-Ингушского государственного ансамбля песни и танца Александру Халебскому. Вначале худрук ансамбля обеими руками отмахивался от юных дарований – уж слишком молодыми они были для взрослого ансамбля.Однако когда мама заставила девочек продемонстрировать свои таланты, сестер тут же зачислили в ансамбль.Тамару в танцевальную группу, а Раису – в группу вокалистов. Девушки проработали в ансамбле всего два месяца и двадцать дней. Однако за это время Раиса Гичаева, тогда еще Исаева, успела записать целый ряд чеченских песен на республиканском радио.Это, прежде всего, первый чеченский вальс  «Зезаг ду бацалахь лепаш», потом были не менее известные песни: «Къена маре», «Итт минот» и песня Бэлы из одноименного спектакля Чечено-Ингушского  государственного  драматического театра имени Героя Советского Союза Ханпаши Нурадилова.Но карьере певицы не суждено было сложиться. И вовсе не потому, что таланта не хватало. Просто в это время в Чечено-Ингушетии комплектовали группу молодых людей коренной национальности для обучения актерскому мастерству и сестры Исаевы, в составе чеченской театральной студии, уехали в северную столицу, в прославленный ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии имени Александра Островского.

Пять лет безоблачной студенческой жизни пролетели незаметно. И театральная студия, которая состояла из ярких дарований (многие из них впоследствии стали корифеями чеченской сцены), вернулась в республику со своим дипломным спектаклем «Ромео и Джульетта» по одноименной трагедии Вильяма Шекспира. В этом спектакле Раиса Гичаева играла роль кормилицы. Играла талантливо и неординарно. Затем было очень много других спектаклей, где Раиса играла характерные роли. В каждую роль вкладывая частичку своей творческой души. Однако громкий успех и всеобщее признание пришли к ней в начале семидесятых годов прошлого столетия, когда Раиса Гичаева приступила к работе над образами матерей, хотя по возрасту она была еще совсем молодой женщиной.

А было это так. Чечено-Ингушский государственный драматический театр имени Героя Советского Союза Ханпаши Нурадилова готовил премьеру спектакля «Свекровь» по одноименной комедии азербайджанского драматурга Шамхалова, и в главной роли должна была играть мама Раисы Гичаевой, народная артистка РСФСР Асет Марцаровна Исаева. Но она внезапно заболела, и спектакль был на грани срыва, что по тем временам было сродни ЧП, допускать которое нельзя. Руководство театра обратилось за помощью к Раисе и сумело ее уговорить выйти на сцену в роли, в которой долгие годы блистала ее родная мать. Разумеется, у Раисы Гичаевой были опасения, что она не справится. К тому же, для нее мама всегда была самым строгим судьей и непререкаемым авторитетом. Раиса знала ее трепетное отношение ко всем своим работам, а роль тетушки Джаният для Асет Исаевой была одной из любимых – не мудрено, что она ревностно будет следить за каждым движением новой исполнительницы. Сознание всего этого усиливали волнения Раисы Гичаевой. Но с поставленной перед ней задачей она справилась. Премьера прошла удачно и вызвала много лестных слов в адрес молодой актрисы. Подбодрила и мать, хотя и с некоторыми замечаниями. Так Раиса Гичаева приступила к созданию монументальных образов чеченской матери. Вершиной творческого успеха в этом амплуа следует считать роль Ракаат, мать Бешто, которую сыграла Раиса Гичаева в спектакле «Бешто» по одноименной повести Саида Бадуева, инсценированной для чеченского драмтеатра заслуженным деятелем искусств РФ Мималтом Солцаевым. Высокий накал страстей, личная драма героя, виртуозной игрой актера доведенная до щемящих ноток трагизма, завораживали зрителя. Роль Бешто играл заслуженный артист РФ Дагун Омаев. Играл неистово, с присущим ему  темпераментом. Многочисленные беды своего героя актер пропускал через собственное сердце, подчеркивая наиболее сильные черты характера  персонажа. Этим он был дорог и близок каждому сидящему в партере. И тихой болью терзал душу матери. Как никто другой, мать знает своего Бешто. Знает его бунтарский дух и ранимость нежной души. Ежеминутно мать помнит о своей болезни и одиночестве строптивого сына. И только поэтому торопит его женитьбу, пусть даже на не любимой. Мать Бешто в исполнении Раисы Гичаевой в своем рвении женить сына словно пытается оградить его от грядущих невзгод трагической судьбы. На какой-то миг героине Раисы Гичаевой удается склонить сына на сватовство в соседнем ауле. Но до той поры, пока не поступила весточка от любимой с просьбой вызволить ее из ненавистных сетей мракобесия. И порывистый, как вольный ветер, Бешто стремительно откликается на зов любимой, поставив на чашу весов коварной судьбы свою молодую жизнь. Необдуманые действия всегда порождают нежеланный результат. От руки брата гибнет любимая девушка Бешто – Бусана. Сам Бешто становится кровником. Печальная весть об этих драматических событиях становится последней каплей испытаний, выпавших на долю тяжело больной Ракаат. Она умирает от разрыва сердца. Однако за несколько мгновений сценической жизни великая актриса Раиса Гичаева успевает передать такую гамму чувств и обилие красок блестящей игры, от которых приводит в оцепенение весь зрительный зал. Вроде бы и не главная героиня. Но отточенное мастерство Раисы Гичаевой надолго вселило этот женский образ в сердца благодарных зрителей и поклонников Чеченского драматического театра.

Диапазон актерских возможностей заслуженной артистки РФ Раисы Гичаевой необычайно широк. Она никогда не замыкалась в строгих рамках одного амплуа. Не останавливалась на достигнутом. Была всегда в творческом поиске. Не пасовала перед трудностями. Неуемная энергия помогала Раисе Гичаевой в достижении намеченной цели. Так было и с ролью Маймы, принесшей всеобщее  признание. Майма – замечательный персонаж из пьесы Абдулы Хамидова «Падение Бож-Али». В первой постановке спектакля, которую осуществил режиссер Петр Харлип, Майму тоже играла мама Раисы Гичаевой Асет Исаева. Но годы берут свое, к сожалению, и со временем несравненной Асет  не стало. Все ее роли переходили к дочери, приобретая новую сценическую жизнь. Так было и с народной любимицей Маймой.

Талантливый драматург Абдула Хамидов написал великую комедию «Бож-Али», ставшую классикой чеченской драмы. Еще при жизни автора она обошла все сцены Северного Кавказа, заговорила на всех языках Юга России. Была самой кассовой пьесой, а в Чечено-Ингушском государственном драматическом театре спектакль «Бож-Али» прошел более тысячи раз. И все потому, что написана она великолепным живым чеченским языком. Каждая реплика пронизана искрометным народным юмором. Можно долго и с упоением рассказывать об актерском ансамбле, сыгравшем первый спектакль: Альви Дениев, Яраги Зубайраев, Хамид Чимаев, Асет Исаева, Тамара Алиева, Хулимат Мустапаева, ну и, конечно же, ныне здравствующий Муталип Давлетмирзаев. Каждый из них достоин поименной оды, и, наверное, со временем эти оды появятся. А мы просто пытаемся наметить штрихи к портрету великой актрисы современности театра и кино Раисы Гичаевой, долгие годы пленяющей своих зрителей незаурядной игрой в роли Маймы. Этот образ не подвластен времени. Он любим и востребован, как и сама актриса, не устающая удивлять ценителей своего  многогранного таланта. Образ Маймы собирательный, но он виртуозно обогащен жизнеутверждающим оптимизмом искрометного народного юмора. Чувствуется, что за плечами этой неугомонной женщины тяжелая и горькая жизнь. Она пережила депортацию. Потеряла родных и близких. Стиснув зубы, пробиралась сквозь тернии самоуправства и беззакония. Терпела унижения и оскорбления, но не сдалась. Богатый внутренний мир и вера в Бога спасли ее от отчаянных поступков. А гадание на камушках – это хобби, приобретенное в  противовес душераздирающему одиночеству. Зритель очень хорошо понимает это и, наверное, поэтому  охотно смеется над всеми ее завораживающими чудачествами. Надо отметить, что основные герои в спектакле «Бож-Али» первоначально обозначены как отрицательные, вероятно, из-за господствовавшей идеологии тех времен. Однако яркая игра актеров, сочный чеченский язык, народные шутки-прибаутки сделали персонажей этого спектакля всеобщими любимцами, а многие реплики стали крылатыми выражениями и до сей поры применяются в обиходе восторженных зрителей. Конечно, это относится и к великолепному образу Маймы, которую блистательно воплотила на сцене чеченского театра заслуженная артистка РФ Раиса Гичаева. Ее героиня осталась верной своему темпераментному и зажигательному характеру – всем смертям назло. Даже замуж собралась на склоне лет! Что не вяжется с ментальностью чеченского народа, – воскликнут некоторые скептики. Но стоит ли лукавить?! Какой женщине не хочется заветного кусочка своего собственного счастья в любом возрасте?! Другое дело: как талантливая актриса Гичаева ювелирно обыгрывает этот комический эпизод, не жалея красок и оттенков, порой доводя до гротеска, всей мощью своего мастерства.

Заслуженная артистка РФ Гичаева Раиса Мовждиевна  за пятьдесят лет своей сценической деятельности сыграла сотни ролей, и о ней можно рассказывать долго и содержательно. Однако нам не хотелось бы злоупотреблять временем и вниманием уважаемого читателя, и только поэтому едва касаемся узловых моментов ее обширного репертуара. Совсем недавно Раиса Гичаева снялась в фильме «Александра» всемирно известного режиссера Александра Сокурова. Много широко известных актеров снималось в этой киноленте, одна из которых – оперная примадонна Галина Вишневская. Раиса Гичаева играла роль матери в этом фильме и, как всегда, была на высоте. Авторов фильма «Александра» совместно с главными исполнителями пригласили на Каннский кинофестиваль, где работа нашей знаменитой землячки была признана одной из лучших. Своим упорным трудом, сильным характером и незаурядным талантом Раиса Гичаева добилась мирового признания. И это радует, дает уверенность в завтрашнем дне не только Раисе Гичаевой, но и многочисленным поклонникам ее удивительным таланта. К своему юбилею народная любимица подходит полная творческих сил и неуемной энергии, с немеркнущей любовью к театральной сцене и к своему народу.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

©НАНА: литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт журнала «Нана» обязательна.