http://www.nana-journal.ru

Мы в соц.сетях

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН


Театр юного зрителя Печать Email

Яраги Делаев

 

Театр кукол. Его любят дети, потому что он по-своему прекрасно и таинственно раскрывает перед ними жизнь.

Его любят взрослые, потому что он возвращает их в детство. Это совершенно особый мир, неповторимое искусство.

75 лет. 75 театральных сезонов. Несколько поколений актеров, режиссеров, художников, сотни спектаклей. Миллионы зрителей. Миллионы километров дорог. Такова история Чечено-Ингушского, затем Чеченского (с 2006 года – «ЧГТЮЗ») театра кукол, который был создан в 1937 году.

Общество после революции осталось без живого, богатого культурного наследия. И зарождающееся новое искусство для детей оказалось в самом тесном соседстве с драматическим театром. И средства, и методы привносили в театр кукол актеры и режиссеры с драматических подмостков, сыграв тем самым огромную роль в становлении и развитии неизведанного искусства театра кукол. Даже сегодня в нем живут черты драматического искусства, особенно в драматургии театра кукол. Образный строй, композиция, характер диалогов сохранились и влияют на творческую деятельность режиссеров и актеров- кукольников.

В 30-е годы ХХ столетия столица нашей республики занимает достойное место в культурной жизни Юга России. Национальный театр, ТЮЗ, музыкальное училище, далее – русский драматический театр им. М.Ю. Лермонтова. Постепенно растет грамотность, усиливается тяга к культуре и искусству. Создаются любительские кружки поэзии, театра.

Сегодня мы не имеем точных сведений о человеке, который первым в то тяжелое время вспомнил о том, что нет детского театра кукол. Но мы знаем имена первых энтузиастов, пионеров кукольного искусства в республике. Так, театральные деятели Г. Бердников, А. Шевелев, М. Яковлева, П. Вельский, Л. Рыжкова, Е. Тааль, Е. Холод и другие в 1935-1936 годы объединяются и создают кружок любителей театра, на базе которого и был создан театр кукол. Заслуженный артист ЧИАССР Евгения Иогановна Тааль, более 30 лет отдавшая театру и детям, вспоминала: «Собралось нас вначале человек пять-шесть. Во Дворце пионеров выделили комнату, и так, не имея ничего, кроме ясной цели – создание искусства для детей, как «слепые котята», мы пытались понять, что же это такое – театр кукол, театральная кукла. В живом театре получаешь роль, и понятно, что делать. А в театре кукол – тряпочная кукла. Так, день за днем, год за годом, работая почти вслепую, мы поняли и на всю жизнь полюбили это удивительное искусство.

Первая пьеса, которую мы поставили, называлась «Волшебная Калоша». Автор – Г. Матвеева. Трудное это было время, но зажженные энтузиазмом, мы все делали сами. Куклы шили. Декорации готовили. Реквизит наш был несложен: легкая переносная ширма и куклы, с любовью изготовленные. Актеры, на чем попало – на грузовиках, телегах, в любую погоду, выезжали в самые отдаленные аулы, где дети всегда с нетерпением ждали артистов. И я с особой благодарностью вспоминаю замечательных работников театра кукол, которые стояли у истоков его развития и на долю которых выпала большая ответственность в пропаганде этого замечательного искусства».

Так спектаклем «Волшебная Калоша» началась творческая биография молодого театра кукол, призванного воспитать в маленьком зрителе понятие прекрасного, а значит – и духовного.

Со дня основания и до наших дней коллектив театра переживал и творческий подъем, и творческий упадок, радости и беды, частые смены мест. Подвальное помещение 5-го жилстроительства, «Образцовая» парикмахерская, Дворец пионеров и школьников, театр им. Х. Нурадилова, кинотеатры «Комсомолец», «Родина» и т.д., и т.п. Трудности с транспортом, трудности гастрольной жизни. Театру уже 75 лет, но театр, как и на заре своего становления, находится в ранге «передвижного», а точнее – «театра на колесах». Десятилетие театра кукол было отмечено хорошими результатами. На афишах – спектакли по пьесам русских, местных и зарубежных авторов. Обширна гастрольная деятельность.

В годы Великой Отечественной войны театр не прекращает своей деятельности. Спектакли играются в госпиталях, на сборных пунктах, в воинских гарнизонах. Многие работники театра ушли на фронт добровольцами и не вернулись (Абрамов, Никитин, Шевелев).

После Великой Победы театр кукол с новой энергией возобновляет работу. Спектакли «Андрей-стрелок», «РВС», «Чертова мельница» (для взрослых) стали радостным событием и для театра, и для зрителей.

В 1956 году на Зональном смотре театров Кавказа наш детский театр кукол был признан лучшим по исполнительскому мастерству. Этого театр достиг благодаря таланту художественного руководителя Александра Балабанова, который 17 лет возглавлял театр, воспитал несколько поколений артистов и поставил десятки спектаклей на русском и чеченском языках.

В начале 1960-х годов театр переживает сложный процесс перестройки, связанный с уходом старшего поколения. Дальнейшая история театра – это новые имена актеров, режиссеров, художников, новые постановки и новая гастрольная деятельность. Завершая рассказ о первоначальном этапе деятельности театра, нам еще раз хочется выразить огромную благодарность тем, кто заложил первый камень в фундамент театра кукол. Сегодня их нет среди нас. Честь и хвала пионерам нашего театра.

 

Спасибо вам, пионеры,

За ваше начало, за труд.

За надежду, любовь и веру,

Что за вами другие придут!

Р. Хачукаев

 

Здравствуй, Седой Кавказ!

 

Новая страница в истории театра

 

 

9 января 1957 года Указом Верховного Совета СССР и Президиума Верховного Совета РСФСР восстановлена Чечено-Ингушская Автономная Советская социалистическая республика. В жизни республики и театра происходит важное политическое событие: после 13 лет депортации чеченцы и ингуши возвращаются на родные земли.

Впервые в истории чеченского народа была создана Чеченская труппа театра кукол. В театр возвратились и те, кто до выселения внес свой вклад в развитие и становление театра, и талантливая молодежь, стремившаяся к знаниям, искусству.

Мы с благодарностью называем имена первых актеров, режиссеров, художников, писателей, которые с большой любовью и самоотдачей учили маленького зрителя добру и справедливости.

Это актеры чеченской труппы: Т. Алиева, М. Албастов, А. Ташу-Хаджиева, Р. Мехтиева, Е. Петрова, В. Ткачева, Е. Тааль, В. Ганукаев, Л. Салаев, Т. Закриев, Я. Делаев, У. Магомадов, А. Виситаев, А. Хасиев.

Труппа мощная, стабильная, способная воплотить на сцене любую драматургию. Наверное, поэтому они своими поисками, упорным каждодневным трудом и талантом создали целую галерею сценических образов. Куклы увлекли и как будто приворожили их. И это стало частью их жизни. Для них не существовало других профессий.

 

Из прессы («Грозненский рабочий», 1969г.):

«При Чечено-Ингушском республиканском театре кукол впервые открылась ингушская группа театра. Теперь ингушские дети смогут смотреть спектакли на своем родном языке.

Театр открылся спектаклем «Домик в лесу». Автор пьесы – чеченский драматург У. Гайсултанов, перевод на ингушский язык Б. Абадиева. Сейчас ингушская группа гастролирует по селам и районам республики».

Вспоминает Я. Делаев – первый режиссер ингушской труппы:

– Отобранные на конкурсной основе молодые выпускники СШ А. Оздоев, Х. Даурбеков, М. Цыздоев, О. Имагожев, М. Медов изъявили желание научиться профессии актера-кукловода. Для постановки взяли пьесу У. Гайсултанова «Домик в лесу», где и мужские, и женские роли играли первые ингушские артисты. Оформлял спектакль художник И. Комаровский, музыкальное оформление – С. Цугаева. Спектакль, несмотря на юность и неопытность актеров, получился захватывающим и зрелищным.

Актеры – супруги Костоевы, сестры Хаутиевы, Р. Мальсагова, Л. Катиева, Л. Вискаева, В. Кусиев, Х. Булгучев, М. Хадзиев, Н. Ужахов и др. составили костяк будущего Ингушского театра юного зрителя. Возглавил театр актер Муса Хадзиев, а многие актеры стали заслуженными и народными артистами РИ. Особую благодарность выражаем Беку Абадиеву, внесшему большой вклад в создание ингушского театра для детей.

В театре кукол часто бывает так: 17-летний юноша или девушка – сначала актер вспомогательного состава, потом, через огромный труд, он переходит в основной состав. И далее роль следует за ролью. Возникает интерес, и кукла в руках молодого актера начинает творить чудеса. Так, год за годом, повышая мастерство и совершенствуя технику вождения куклы, творческий коллектив трупп, уважая национальные традиции друг друга, рос, развивался, дарил радость любимому детскому зрителю.

Так, на смену старшему поколению пришла талантливая молодежь, которой все по плечу: и петь, и танцевать, и самое главное – постичь сложную актерскую профессию. Р. Хачукаев, Ю. Сиротин, В. Домбровский, В. Коношко, Н. Шарганова, М. Левцова, О. Голь, Л. Иевлева, Н. Ясьманович, И. Болтачев, Г. Третьяков, О. Голикова, М. Частев, из театральной династии – Т. Медведева, где плодотворно трудился брат В. Сторожев и мать Т. Сторожева. С годами образовался творческий ансамбль – русская труппа. А душой труппы и всего коллектива, безусловно, становится Р.А. Хачукаев, зарекомендовавший себя как талантливый актер с большим запасом юмора и богатой творческой фантазией.

1960-1970 гг. – этот период в жизни коллектива отмечен серьезными творческими находками.

В театральную афишу этого времени входили пьесы советских и национальных авторов: Б. Саидова и А. Балабанова – «Горы просыпаются», У. Гайсултанова – «Турпал», «Золотой орешек», «Проказник», «Мудрая Дана», «Шапка шайтана», Х.-А. Берсанова – «Бексолт – храброе сердце», А. Хамидова – «Сизокрылый голубь», Х. Ошаева – «Полла», А. Усманова – «Тайна пещеры», М. Ахмадова – «Похождения блохи».

...................................................

Лица. Небритость. Злоба.

Выстрелы из-за угла.

Серой змеёй дорога.

Осень уже умерла.

Ненависть, боль и горе,

Тени грядущих смертей.

Сумрачный, мертвый город

Проклятых роком людей.

Ни удивленья, ни страха,

Только тоска пустоты.

И ощущение краха

Сбитой в полете мечты.

Э. Хасмагомадов

 

 

Годы тяжелых испытаний.

Чечено-Ингушская республика разделилась… В Чечне – хаос и неразбериха, две военные кампании…

Театр лишился многого, разрушена материально-техническая база.

Погибли замечательные актеры – В. Ганукаев, З. Пасаева, И. Болтачев, ранен актер Ю. Сиротин.

Вынужденно покинули республику многие мастера сцены, которые в течение многих лет отдавали свои силы и талант служению детскому зрителю.

Но театр не прекращает своей деятельности. В тяжелейших условиях, не имея постановочных средств, месяцами не получая заработную плату, вплоть до второй военной кампании, радует детского зрителя, который в этой смуте забыл о театре кукол.

В 1996-1999гг. театр – на грани закрытия. «Горе-политики» вынесли детскому театру суровый приговор: «В свободной Ичкерии нет места куклам».

Так, поставленный режиссером Я. Делаевым спектакль «Гуси-лебеди», подаренный нам театром Москвы и поездом доставленный Т. Имаевым, работником театра им. М. Лермонтова, «революционный трибунал» не принял, аргументируя, «что русская сказка нам не нужна». А спектакль по пьесе А. Усманова постигла еще более суровая участь.

Театр окончательно собирались закрыть. Но счастливый случай помог театру. Истинные толкователи Корана дали добро и сказали: «Все, что радует детскую душу и детский глаз, приветствуется Всевышним АЛЛАХОМ».

 

 

Главе Администрации Чеченской Республики А.А. Кадырову

Председателю ПравительстваЧеченской Республики С.В. Ильясову

Уважаемый Ахмат-Хаджи Абдулхамидович!

Уважаемый Станислав Валентинович!

 

К Вам обращается творческий коллектив Республиканского театра кукол, искусство которого пришло к нам из глубины веков и призвано служить детям. Предельно раскрывая хорошие и негативные стороны человека, театр показывает добро и зло во всей его полноте. Вовлекая в сопереживание, будя фантазию, искусство театра кукол, концентрирующее в себе все виды искусства – скульптуру, живопись, музыку, хореографию, игру актеров, воспитывает из ребенка творца, гражданина, человека, ибо впечатления детства не забываются, а театр кукол – это первый театр, с которым сталкивается в своей жизни ребенок.

И вот сегодня театр, как и 65 лет назад, вынужден все начинать с нуля. Уничтожена вся материально-техническая база: оборудование, спектакли, декорации, богатая история театра… Но, несмотря на все это, коллектив пытается доказать свою нужность и значимость. Не имея ни рубля постановочных средств, как говорится, «с миру по нитке», коллектив театра в 2001 году сумел осуществить две постановки. Первый спектакль – предупреждение о минной опасности «Похождения Чирдига» М. Ахмадова – подарен театру Международным Красным Крестом. Его посмотрели дети гг. Грозный, Гудермес, сел Урус-Мартановского района. Второй спектакль – «Тайна пещеры» А. Усманова – посмотрели дети гг. Урус-Мартан, Гудермес, с. Гойты и др.

Отсутствие у театра транспорта тормозит плодотворное обслуживание детей республики, не говоря уже о том, что у нашего театра за все эти годы не было своего здания. Если раньше, показывая спектакль «Похождения Чирдига», мы пользовались легковой машиной для перевозки спектакля, а актеры добирались своим ходом, то сейчас, обслуживая сельского зрителя, работа театра замирает из-за отсутствия транспорта.

Из СМИ мы знаем о Вашей плодотворной работе по отправке детей на лечение и отдых, несмотря на огромные финансовые трудности. Хотелось и нам своими спектаклями присоединиться к этим добрым делам.

Учитывая вышеизложенное, огромная к Вам, Ахмат-Хаджи Абдулхамидович и Станислав Валентинович, просьба – помочь единственному в республике детскому театру в выделении автобуса. И это будет еще одним Вашим вкладом в ту большую заботу, которую Вы проявляете к детям с израненными душами.

Заранее благодарный Вам коллектив Республиканского театра кукол и в его лице дети и взрослые многострадальной Чеченской Республики.

 

Директор А. Хасиев, Главный режиссер, Заслуженный работник культуры ЧИАССР, Заслуженный деятель искусств ЧР Я. Делаев, Главный художник, Заслуженный работник культуры ЧИАССР Б. Хадашев, Народная артистка ЧИАССР, Кавалер ордена «Дружба народов» Р. Мехтиева, Заслуженные артисты ЧР Н. Газалапова, А. Вакуева, Х. Костоева, А. Виситаев, Артист высшей категории Р. Хадашев.

 

 

 

Весь коллектив театра безмерно благодарен Первому Президенту Чеченской Республики, Герою России, патриоту своего народа Кадырову Ахмат-Хаджи Абдулхамидовичу за внимание и заботу, проявленные в самое трудное время, когда стоял вопрос жизни и смерти целого народа. Понимая всю значимость воспитания подрастающего поколения, Ахмат-Хаджи при всей своей занятости нашел возможность помочь театру транспортом и заверил коллектив: «Здание будет!»

Мы преклоняем головы перед этим Великим ЧЕЛОВЕКОМ!

ДАЛА гечдойла Ахьмад-Хьаьжина.

Воодушевленный поддержкой Ахмат-Хаджи, театр вновь начал свою творческую деятельность.

Директором стал А. Хасиев.

Актеры Р.Х. Мехтиева – Народная артистка ЧИАССР, А. Вакуева, А. Виситаев, Н. Газалапова, Р. Хадашев, Х. Костоева, С.-М. Эдилов, А. Эдаев, главный режиссер Я. Делаев, звукорежиссер И. Шахмурзаев, зав. постановочной частью Б. Хадашев стали первыми ласточками, прилетевшими в свое родное гнездо.

Ясно понимая всю значимость роли театра в этот тяжелейший период, желая своими добрыми сказками растопить лед в израненных сердцах маленького зрителя, актеры, во главе с главным режиссером Я. Делаевым, дружно взялись за дело.

Так, выпуская спектакли, радуя маленького зрителя, театр начал свое очередное возрождение...

В 2004 году создана и русская труппа театра. С 2001 года по сегодняшний день выпущено 15 спектаклей по произведениям местных, российских и зарубежных авторов, в которых дети каждый раз открывают для себя новые истины. Имея слабую материальную базу и при отсутствии производственных цехов, укрепляя творческие контакты, театр приглашает режиссеров и художников из театров Дагестана, СО «Алания», Астрахани, Самары и Тольятти.

Первым, кто откликнулся, был режиссер-педагог, воспитанник нашего театра, Заслуженный артист РФ, Заслуженный деятель искусств РИ – профессор Вадим Домбровский.

С уходом на пенсию директора А. Хасиева в 2010 году, театр возглавил Заслуженный работник культуры ЧР Муса Алаудинович Сагаев, с приходом которого театр получил новый импульс. Энергия и фантазия М. Сагаева еще больше воодушевили коллектив. Стали осуществляться масштабные спектакли, как кукольные, так и в живом плане. Театр приобрел новые куклы, декорации, оборудование и многое другое. Жаль, конечно, что нет своей сценической площадки, где мы могли бы в полной мере воплощать свои замыслы.

Гастроли… Как давно мы не выезжали на длительные гастроли… А теперь, впервые за 11 лет – Северная Осетия-Алания, Дагестан, города Самара, Тольятти, Саранск. Участвовали в международных фестивалях. Провели 1-й фестиваль «Куклы Кавказа», приняли участие в фестивале «Театральный Грозный».

Театр, как и человек, проходит этапы юности, зрелости и старости.

75 лет – почтенный возраст, но благодаря людям, которые в нем творят, театр вечно юн, потому что цель каждого из них – пробуждать в детях прекрасное, светлое, доброе, учить бороться со злом, ложью, разбираться в ценностях – истинных и ложных.

Спектакль – это труд и талант актеров, режиссеров, художников, композиторов, технических кадров.

И только такой – человеческий – театр рождает ощущение общности людей, праздничное, взволнованное состояние, которое дарит зрителям подлинное искусство.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

©НАНА: литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт журнала «Нана» обязательна.