Для восстановления архива, сгоревшего в результате теракта 04.12.2014г., редакция выкупает номера журнала за последние годы.
http://www.nana-journal.ru

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН

Пресс-эстафета "ЧР - ДОМ ДРУЖБЫ"


Ученый, педагог, наставник... Печать Email

Малика Абалаева

 

Джамбекова Тамара – первая чеченка, защитившая докторскую диссертацию сразу по двум специальностям – литературоведению и фольклору.

 

Как отмечал в своей статье «Праздник интеллектуальной элиты» («ВР», №40, 2011г.) Райком Дадашев, вице-президент АН ЧР, доктор физико-математических наук, профессор, «…в конце 60-х годов прошлого столетия в республике было всего два вуза – Чечено-Ингушский государственный педагогический институт и Грозненский нефтяной. Среди профессорско-преподавательского состава вузов почти не было представителей коренной национальности…».

Это было…

А сегодня мне приятно констатировать, что в республике три высших учебных заведения, есть своя национальная Академия наук и целая плеяда ученых – докторов и кандидатов наук... И еще приятней, что в рядах интеллектуальной элиты чеченского народа немало женщин. Одна из них – Тамара Белаловна Джамбекова, доктор филологических наук, профессор, член-корреспондент Международной академии педагогического образования, заведующий кафедрой литературы и методики её преподавания Чеченского государственного педагогического института.

Безусловно, все эти звания и ученые степени – результат кропотливого каждодневного труда, беспредельной преданности избранной профессии, постоянной работы над повышением своего профессионального мастерства.

Но вернемся к истокам становления Тамары Белаловны как педагога. С выбором будущей профессия она определилась еще в детстве, и сомнений в том, что профессия эта будет связана с педагогической деятельностью, не было никаких.

Её отец, до выселения окончивший во Владикавказе рабфак, был убежден, что самые благородные из всех профессий – учитель и врач. И своей дочери внушил это.

Но была еще одна причина, по которой Тамара пристрастилась к литературе и трепетно относилась к профессии учителя. Когда Тамара в 1965 году, после возвращения их семьи из Казахстана, поступила в 6-й класс Серноводской средней школы №1, преподавал у них литературу и русский язык замечательный педагог – Анатолий Семенович Перетрухин. Он не только прекрасно знал свой предмет, но сумел привить ученикам любовь к книгам, ввел их в удивительный мир литературных героев...

Вот как вспоминает о нем Тамара:

– Он сам горел и зажигал нас, своих учеников, любовью к предмету. Литературные вечера, конкурсы, олимпиады, предметные недели, поездки по местам пребывания на Кавказе писателей и поэтов способствовали тому, что литература стала самым любимым школьным предметом не только для меня, но и для многих других ребятишек, которым посчастливилось быть его учениками.

Уважение к школьному учителю, желание девочки подражать ему и стать таким же почитаемым человеком, подкреплялось мнением отца, а потому после окончания школы с выбором профессии она определилась без колебаний: Тамара хотела стать педагогом – и непременно филологом.

Отец, одобривший выбор дочери, в одном был категоричен – учиться только заочно. Тамара поступила в Чечено-Ингушский государственный университет (специальность «Русский язык и литература») на заочное отделение и совмещала учебу с работой в родной школе, причем с предложением о работе – для начала в качестве пионервожатой – к ней обратился директор школы Усман Сембиев, знавший Тамару как способную, серьезную и ответственную ученицу.

Так начался трудовой путь будущего ученого.

Еще до получения диплома Тамаре доверили вести уроки русского языка и литературы. Счастью девушки не было предела, ведь сбылась ее мечта! Однако останавливаться на достигнутом Тамара не собиралась… За 12 лет работы в школе она прошла путь от старшей пионервожатой до директора школы.

…Вскоре после окончания университета ей представилась возможность попробовать себя на научно-педагогическом поприще: вновь открытому Чечено-Ингушскому государственному педагогическому институту было выделено место в целевую аспирантуру по специальности «Фольклористика». Так, в 1981 году она попала в заочную аспирантуру АН Грузинской ССР.

Время учёбы пролетело быстро. Годы научных поисков не пропали даром: она написала и успешно защитила в диссертационном совете Института Грузинской литературы (Тбилиси, 1986) диссертационную работу на соискание степени кандидата филологических наук, тема диссертации – «Чеченские малые фольклорные жанры (пословицы, поговорки и загадки)».

На научно-педагогической работе Т.Б. Джамбекова также прошла все ступени роста: от ассистента до профессора кафедры. Однако на покорение главной вершины – защиты докторской диссертации – у нее ушли долгих 24 года.

И, наконец, ее труд, ее упорство и профессионализм были оценены по достоинству: специализированный совет по защите докторских диссертаций Адыгейского государственного университета в июне 2010 года присвоил ей степень доктора филологических наук сразу по двум специальностям: «Литература народов РФ» и «Фольклористика».

Следует отметить, что работа над диссертационным исследованием (тема работы – «Роль фольклора в эволюции чеченской прозы ХХ века») все эти годы сопровождалась активным участием в научных форумах, в том числе – международных конференциях и семинарах.

Т.Б. Джамбекова – автор более 70 научных работ и методических пособий, в числе которых такие фундаментальные исследования, как: «Многозначность и омонимия в лексико-фразеологической системе чеченского языка» (Майкоп, 2007; монография), «Чеченские народные пословицы» (Грозный, 2009; монография), «Фольклор как источник чеченской прозы ХХ века» (Майкоп, 2010; монография), «Экспрессивное значение в системе языка чеченского фольклора» (Москва, 2006), «К вопросу об определении жанра чеченских пословиц и поговорок» (Майкоп, 2009), «Чеченское устное творчество как основа национальной культуры» (Пятигорск, 2009), «Историзм и фольклорные истоки трилогии Абузара Айдамирова «Долгие ночи» (Майкоп, 2009), «Влияние устного народного творчества на развитие жанра чеченского романа 80-90-х годов ХХ столетия (на примере романа Ш. Арсанукаева «Линии судьбы» (Майкоп, 2010), «Роль чеченского фольклора в развитии героико-исторической темы в дилогии Ш. Окуева «Красные цветы на снегу» (Майкоп, 2010) и др.

Т.Б. Джамбекова – член-корреспондент Международной Академии педагогического образования (МАНПО). За достигнутые успехи в научно-методической и педагогической работе профессор Тамара Белаловна Джамбекова неоднократно поощрялась руководством института и республики.

Вот лишь основные из наград и званий, которых была удостоена Тамара Билаловна:

Почетная грамота Министерства образования Российской Федерации, 2006 г.;

Звание «Заслуженный учитель Чеченской Республики», 2007 г.;

Почётная Грамота Президента Чеченской Республики, 2008 г.;

Почетный знак «За трудовое отличие», 2009 г.;

Звание «Заслуженный деятель науки Чеченской Республики», 2010 г.;

Лауреат премии Интеллектуального Центра ЧР «Серебряная сова», 2011 г.

За большой вклад в развитие отечественной литературоведческой науки, подготовку высококвалифицированных специалистов и в связи с 60-летием и 30-летием работы в ЧГПИ, в декабре 2012 года доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой литературы ЧГПИ Т.Б. Джамбекова награждена Почётной Грамотой Парламента Чеченской Республики с нагрудным знаком.

Хочется отметить, что Т. Джамбекова с первого дня своей трудовой деятельности, четко осознавая, что педагог – это олицетворение всего передового и прогрессивного, с чувством глубокой ответственности относится к профессии, выбранной ею по велению сердца. Она не просто преподаватель, она педагог с большой буквы, специалист с отличной фундаментальной подготовкой, прекрасно владеющий общей педагогической и психологической культурой, обладающий способностью выходить за рамки традиционных методов ведения лекционных и практических занятий. Вся её деятельность подчинена поиску и решению педагогических задач в инновационном режиме, и главная её цель при этом – научить этому будущих учителей. Тамара умеет побуждать студентов к самостоятельному поиску знаний, развивая при этом мышление и творческую активность, что пригодится им в педагогической работе.

– Грамотный специалист, прекрасный наставник, добрый и тактичный человек, с которым можно посоветоваться, подойти по любому вопросу, даже остановив в коридоре, – она внимательно выслушает, поможет, подскажет, – так отзываются о Джамбековой и коллеги, и ее студенты. Беспредельная преданность делу обучения и воспитания молодежи, высокая культура, честность и отзывчивость Тамары Джамбековой снискали ей уважение и авторитет среди студентов и профессорско-преподавательского состава пединститута. В одном из поздравительных адресов – по случаю двойного юбилея Тамары Билаловны – коллеги писали:

«Уважаемая Тамара Белаловна! Вы прошли очень нелёгкий, но очень достойный путь. Вы сумели пройти через те испытания, которые выпали на долю нашего многострадального народа, и остаться достойной высокого звания Чеченской Женщины, чистоту и достоинство которой воспели многие поэты и писатели разных народов. Трудно оценить Ваш вклад в становление и развитие системы образования послевоенной Чечни. Сегодня Вы доктор наук, профессор, заведующий кафедрой, заслуженный деятель науки, автор множества научных работ, монографий, научно-методических пособий – и это лишь малая часть Ваших профессиональных достижений.

Но не только наградами славен человек. Главное – это признание людей. И то, что Вы в центре внимания, всегда окружены многочисленными и благодарными студентами, уважающими Вас коллегами, – яркое тому доказательство.

Мы желаем Вам крепкого здоровья, семейного благополучия, творческих и профессиональных успехов! Чтобы Ваш горизонт был всегда чистым! Чтобы Вы были горды от осознания своей необходимости для нашего общества!»

…Может быть, тогда, много лет назад, начиная свой первый урок, Тамара – молоденькая девушка, гордая и счастливая – в полной мере и не осознавала, насколько тяжела и ответственна эта миссия – учить и воспитывать, сеять в юных душах «разумное, доброе, вечное»…

Понимание этого приходит с годами. Но теперь, когда перед ней сидят студенты и ловят каждое произносимое ею слово, она остро чувствует, что в ответе за будущее этих молодых людей, которые завтра пойдут в школы, встанут перед учениками и будут вспоминать её лекции, учить будущих граждан республики, передавая им по крупицам багаж знаний, полученных от своего преподавателя.

Безусловно, быть УЧИТЕЛЕМ – миссия трудная, но в высшей степени благородная…

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

©НАНА: литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт журнала «Нана» обязательна.
Поддержка сайта