http://www.nana-journal.ru

Мы в соц.сетях

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН


МАТЬ ЧИНГИСХАНА Печать Email

Нина Владимировна Ипполитова (1931г.) - талантливый писатель и журналист,  поднимающий самые острые, животрепещущие вопросы бытия, рассказывающий о самобытной культуре калмыцкого народа, его истории, его ярчайших представителях. Н. В. Ипполитову как литератора, публициста отличают пристальный, внимательный взгляд на окружающую действительность, твердость гражданской позиции, честность, которая остается неизменной в самые сложные моменты. Ее жизнь и творчество - яркий пример нерушимой дружбы народов.

За сорок лет в калмыцкой печати ею опубликовано несколько сотен интересных очерков, публицистических статей и рецензий. Выпущены книги «На большом пути» (1967), «Перекличка времен» (1973), «Человек и время» (1989); она участвовала в создании коллективных сборников прозы.

Последние произведения Н.В. Ипполитовой свидетельствуют о переходе на новый, более глубокий этап творчества. Об этом говорят такие публикации, как биографические повести «Откровение судьбы», «Династия Нобелей», «Лица из альбома», исторические - «Предки Тюменей», «Хрустальные четки», «Любовные письма», очерки хрущевского десятилетия - «Светотень» и «Прием в Кремле», ряд рецензий и литературно-художественных эссе - «Калмыкиана Семена Липкина», «На Мамаевом кургане», «За пушкинской строкой», «Калмыцкая тема у Михаила Кольцова», «Личная жизнь Чингисхана», историческая повесть «Джунгарские ворота», воспоминания о Д. Н. Кугультинове «Память сердца» и др.

Н. В. Ипполитова - заслуженный работник культуры Калмыцкой АССР, лауреат национальной премии Республики Калмыкия им. Н. Очирова, активно работает и в области перевода. Ею переведена повесть народного поэта Калмыкии Л.О. Инджиева «Лихолетье», найден, подготовлен к печати и издан подлинный «Фронтовой дневник».

Нина ИППОЛИТОВА

 

 

Реки начинаются с истоков,

а род людской - от матери.

Калмыцкая пословица

 

В современной Бурятии, на труднодоступной горной вершине Хамар -Дабана, ученые обнаружили загадочное сооружение. Оно представляет собой рукотворный курган из крупных камней-валунов, сложенный в незапамятные времена. В высоту он достигает двадцать метров, а в окружности - все пятьдесят. Возле кургана находится ровная площадка, на которой выложен ритуальный круг из камней. Неподалеку - еще один каменный курган, но уже поменьше размерами.

Сооружение называется «обоо», что по-бурятски и по-монгольски означает «священное место». Издавна здесь совершали свои службы бурятские шаманы, а позднее и будийские священнослужители. Чтобы добраться до него по густому таежному сланику через крутые отроги хребта, горные речки с ледяной водой, даже тренированному путнику требуется не менее двух дней. Поэтому на протяжении столетий сюда редко ступала нога человека. Обоо на вершине Хамар-Дабана окружено тайнами и легендами.

По преданию, каменные валуны собрали и сложили воины Чингисхана. Великий император приказал воздвигнуть обоо в честь своей матери, которая родилась здесь, в стране Баргуджин - Тухум. По другой версии, оно было сооружено как символ поклонения родине - матери Великого хана, ибо многие поколения его предков жили в этих краях.

В середине 90-х годов XX века, по решению ЮНЕСКО, монгольский правитель и военачальник был объявлен «Человеком тысячелетия». В связи с этим вновь возник интерес к личности Чингисхана, подробностям его жизни. Помимо зловещей памяти, страха и проклятий, окутавших имя великого завоевателя, современные исследователи, благодаря летописным и археологическим находкам, восстанавливают чисто человеческие черты его образа.

 

У каждого великого сына человечества есть мать, которая так или иначе повлияла на формирование его характера и судьбу. Так чем же замечательна мать Чингисхана, Оелен-эке? Упоминания о ней сохранились в летописях и записках путешественников. Особенно в «Сокровенном сказании монголов».

 

*   *   *

Оелен-эке принадлежала к знатному меркитскому роду. По древнему обычаю, новорожденным давали имя по названиям мест кочевий, гор и рек. Девочку назвали нежным именем Оелен-эке, что означает «облако». В Вечно синем небе над горами и зеленой тайгой предки Чингисхана увидели белое облако, что символизировало святость, чистоту и высокое предназначение новорожденной. Девочка и впрямь росла красавицей, нежной и добродетельной. В положенный срок юную деву сосватал некто Эке-Чиледу. Молодые ехали со свадьбы в нутук жениха. В пути повстречался им Исугей-Багатур, богатырь аристократического происхождения, предок которого в седьмом колене прозывался Бурым волком. Исугей-Багатур был силач и храбрец, он вел много войн с другими монгольскими племенами.

В один прекрасный день Исугей-Багатур охотился по реке Онону за птицей, и вот повстречался свадебный поезд. Заглянул в возок и увидел там девушку редкой красоты. Реакция была мгновенной. Он решил во что бы то ни стало завладеть чужой невестой, ибо, по представлениям того времени, подобный поступок расценивался как проявление молодецкой удали. Исугей-Багатур спешно вернулся домой, взял с собой старшего и младшего братьев и вернулся к тому месту, где он повстречал свадебный поезд.

Видя, что трое отчаянных братьев настигают их, Эке-Чиледу успел перемолвиться с невестой несколькими фразами. Здесь в полной мере проявилась ее находчивость и самоотверженность.

- Разве ты не угадал умысел этих людей? По лицам их видно, что дело идет о твоей ЖИЗНИ.

Она принимает отчаянное решение и приказывает жениху бежать. Спасать свою жизнь.

- Лишь бы ты был жив-здоров, а девицу-жену себе найдешь. Девушки в каждом возке найдутся, жены в каждой кибитке найдутся.

Эке-Чиледу, спасаясь от преследования, помчался вверх по Онону. Исугей-Багатур повел за поводья лошадь Оелен-учжин. Старший брат ехал впереди, а младший замыкал процессию. Учжина, роняя косы то на спину, то на грудь, громко причитала. Она понимала, что ей больше не увидеть суженого и жизнь ее круто переменилась.

Онон-река волновалась, в перелесье эхо отдавалось: так она голосила.

- Замолчи уже, - унимал ее младший брат похитителя.

 

Лобызаемый твой много перевалов перевалил,

Оплакиваемый твой много вод перебродил.

Сколько ни голоси, -

он не бросился взглянуть на тебя,

Сколько ни ищи - его и след простыл*.

 

Волей-неволей пришлось Оелен-учжине смириться с фактом умыкания, который не был редкостью у кочевых монгольских племен. В дальнейшем он еще отзовется на судьбе потомков, но в данный момент женщине, захваченной более сильным мужчиной, ничего не оставалось делать, как подчиниться. Таков ее извечный удел - быть добычей сильного.

Как и любая монголка, Оелен-учжина вела кочевой образ жизни, во всем помогала мужу: занималась охотой и рыболовством, и за скотом присматривала, и вверенных ей людей держала в подчинении. На последних днях беременности она не слезала с коня, тряслась на долгих перегонах. Роды выдались тяжелыми. Первенец был крупным, он яростно рвался на свет, раздирая материнскую утробу.

 

Этот вот, видно, недаром,

Из чрева яростно вырвавшись,

Сгусток кровавый в руке зажимая,

На свет появился.

 

Сгусток запекшейся крови в правой руке младенца, величиною с альчик, был похож на яшмовую тамгу (печать). Суеверные монголы восприняли это как знак свыше. Значит, ему на роду написано править народами. Первенец родился в 1155 году, в кочковатой местности урочища Делюгюн Болдок, на правом берегу Онона. Его нарекли Темучином - по имени взятого в плен главы та-та-эрского племени Те-му-чэна (в китайской транскрипции).

Всего же Оелен родила в течение девяти лет четырех сыновей - Темучина, Хасара, Хачиуна и Отчигина - и одну дочь - Темулен. Между прочим, от второго сына Хасара ведет свой род хошеутовский нойон Замьян - отчим Тюменя Джиргалана.

И это еще не все. Однажды в разгромленном татарском стойбище нукеры Исугей-Багатура нашли брошенного ребенка, который еще не мог разговаривать и внятно объяснить, какого он рода-племени, как его зовут. По всем признакам, малютка был знатного происхождения. Об этом свидетельствовали душегрейка из штофной парчи, подбитая соболем, и золотой амулет на груди. Матушка Оелен взяла сироту на воспитание. Его назвали Шиги-Хутуху.

- Пусть он будет шестым братом моим родным детям.

Шиги-Хутуху с детства проявил способности к разным языкам. Он стал мудрецом и просвещенным деятелем в державе Чингис-хана. Названный брат всегда действовал по справедливости. После того, как Шиги-Хутуху отказался от китайских подарков, то есть замаскированной взятки, Чингис-хан назначил его верховным судьей.

- Ты будешь моими ушами и очами.

Кроме Шиги-Хутуху, матушка Оелен охотно усыновляла других сирот благородных кровей, сыновей покоренных врагов. Это свидетельствует о широте ее души и милосердии. Она заменяла приемышам мать. Как и для родных детей, она для всех была:

Днем - недреманное око,

Ночью - всевнемлющий слух.

Впоследствии приемные братья становились надежной опорой Чингис-хана, темниками войска.

 

Когда Темучину исполнилось девять лет, по обычаю родового строя, Исугей-Багатур собрался сватать ему невесту. Состоялся удачный сговор со сватом Дей-Сеченом из унгаритского рода, у которого оказалась дочь-невеста. Десятилетней Борте суждено было стать первой, самой любимой и верной женой великого владыки. Однако разговор о ней впереди.

Исугей-Багатур оставил сына в зятьях-женихах, а сам направился обратно, в родное стойбище. Вот тут и подстерегала его беда, в корне изменившая судьбу Темучина и всей семьи. По дороге Исугей-Багатура заманили к себе татары и устроили в честь путника пир.

Доверчивый хан, на радостях, принял их почести за чистую монету. А коварные татары не забыли, нет, не забыли, как в свое время Исугей-Багатур умыкнул чужую невесту, а теперь собирается женить сына-первенца. То есть еще больше укрепить свое ханство.

Татары подсыпали в еду гостя яду, и он едва добрался до своего стойбища. Призвал к себе приближенного сородича Мунлика.

- Брат мой, Мунлик. Извели меня тайно татары. Тяжко мне. Ведь у меня малые ребята. Прими же ты под свое попечение и малюток, и покидаемых младших братьев, и вдову, и невестку. Брат мой, Мунлик, привези ты поскорей Темучина. Да смотри, никому не говори о моей гибели, чтоб враги не одолели осиротевшую семью.

С этими словами Исугей-Багатур скончался. Овдовела Оелен-учжина. В жизни ее началась новая тяжелая полоса. Подданные умершего богатыря один за другим начали сниматься с мест и уходить под власть других сильных владельцев. При этом они угоняли скот - главное богатство рода. Энергичная и мужественная Оелен-эке схватила было знамя своего покойного мужа и с немногими оставшимися верными ей людьми погналась за ушедшими. Она уговаривала их вернуться, но ненадолго, потому что у монголов не дано владеть родом женщине.

Окончательно брошенная семья, с кучей малых ребятишек и беззащитных женщин, попала в бедственное положение. Тут и проявились душевные качества Оелен-эке. От рождения ей была предписана небесная нежность «белого облака», а в борьбе за выживание пришлось проявить и стойкость, и трудолюбие, и находчивость. В памятнике старины зафиксирована потрясающая откровением деталь. Мать Оелен, спасая детей от голодной смерти, собирала в лесу ягоды, яблоки-дички, орехи, отыскивала съедобные коренья, сама удила рыбу в реке Онон. В чистых водах в те далекие времена водились хариусы, но и они не обеспечивали пропитание семье. Отсутствие в пище монгола мяса свидетельствует о крайней бедности.

 

Мудрой женой родилась Оелен.

Малых детей своих вот как растила:

Вдовью шапочку покрепче приладит,

Поясом платье повыше подберет,

По Онон-реке вниз и вверх пробежит,

По зернышку с черемухи да с яблонь

дичков соберет

И день и ночь своих детей пестует.

Смелой родилась наша мать - Учжин.

Чад своих благословенных вот как растила:

С лыковым лукошком в степь уйдет,

На варево деткам корней накопает...

Черемухой да луком вскормленные,

Доросли они до ханского величия.

 

Из каких первобытных глубин начинается материнский инстинкт? Он гораздо сильнее всех других инстинктов, ибо мать, спасая детей, готова пожертвовать собственной жизнью. Не так ли наши матери спасали нас в лихую годину?

Приведу аналогию из не столь отдаленного советского прошлого.

Имя матери Оелен-эке раскрывает глубокую и сказочную, на первый взгляд, суть названия волнующей повести Чингиза Айтматова «Белое облако Чингисхана». В ней далекое прошлое, о котором герой повести узнает из уст отца-учителя истории, перекликается с жуткой современностью: чингисхановым разгулом тирании и культа личности.

В основе повести - реальные факты из биографии писателя. Когда в 1937 году взяли отца Чингиза Айтматова, второго секретаря ЦК Компартии Киргизии, то его мать совершила главный жизненный подвиг.

В ту же ночь, едва отъехал от дома «черный ворон», она потихоньку собрала вещички, утренней ранью разбудила детей и села с ними в рабочий поезд. Пока карательная власть добралась до «Чесир» - членов семьи изменника Родины, их и след простыл. Они затерялись где-то в сельской глубинке, прикрытые многочисленной ближней и дальней родней.

 

Так материнская небесная нежность «Белого облака» спасла миру великого писателя современности.

 

*  *  *

С положением бедной вдовы не считались знатные родственники. Однажды Оелен ездила на кладбище, в «Землю предков», но опоздала. Упрекнула двух знатных ханш, почему они не пригласили ее на тризну и ничего не дали. Те отвечали надменно, подчеркивая, что она им не ровня:

 

- Хоть бы и позвали, так не стоит давать:

Ешь, что найдется.

Хоть бы и просила, так не стоит давать:

Ешь, что придется.

 

Мать Оелен вырастила сильных и храбрых сынов. Среди них Темучин выделялся богатырским ростом и телосложением, мужественной красотой. Борьба за существование выработала в них упорство, смелость, но вместе с тем, увы, жестокость и агрессивность. Выросло воинственное поколение. Вот портрет одного из сыновей, отличавшегося недюжиной силой:

 

Ростом в три сажени будет,

Трехгодовалого сразу быка он съедает,

Панцирь тройной на себя надевает,

Трое волов без кнута не поднимут.

Чжочи-Хасар прозывается он.

 

Впечатляет сцена наступления. Братья преследуют врага, загоняя его все выше и выше в горы. О следующем воине спрашивает перепуганный хан найманов Таян. На что «анда» Чингисхана, то есть нареченный брат Джамуха, хладнокровно объясняет:

 

Будет, наверное, то Отчигин:

У Оелены он наименьший сын.

Смелым бойцом у Монголов слывет.

Из-за непогоды не опоздает,

Из - за стоянки не отстанет.

 

О достоинствах матери Чингисхана говорит его друг Джамуха, с которым они братались в далекой юности. Он завидует большой, а потому сильной семье Темучина, где все друг друга поддерживают:

 

Мудрая мать у анды моего.

Младшие же братья и витязи с виду,

И с умом просвещенным...

Вот в чем, анда, ты меня превзошел.

Я ж с малых лет сиротой,

Даже без братьев остался.

 

Мать Оелен-эке с ранних лет воспитала сына простолюдина - Борохула, который стал верным рыцарем Чингисхана и впоследствии спас двоих его сыновей - Тулия и Угедея. Добро не пропадает, а воздается добром.

1206 год - год Барса. Курултай провозгласил Темучина Великим каганом, или императором. С тех пор он получил имя Чингисхана. При разделе имений Чингисхан сказал:

- Матушка больше всех потрудилась над созданием государства. - Матери вместе с самым младшим братом Отчигином назначаю удел в 10000 юрт.

Мать обиделась, но смолчала. Ей не понравилось, что первыми ближайшими наследниками ее царственный сын считает собственных сыновей - Джучи, Джагатая, Угедея и Тулия. Матушка Оелен с младшим сыном Отчигином оказалась наследницей второй очереди. А ведь когда-то ее сыновья, в благодарность за спасение от нужды и голода, дали друг другу слово прокормить Оелен-эке до старости. Такова доля всех матерей при правящем сыне: даже самые лучшие, самые преданные, самые незаменимые, - они неизбежно отодвигались на второй план. Как гласит мудрая калмыцкая пословица, «все мысли матери о детях, а мысли детей - в степи»...

В образе матери Чингисхана наиболее полно отразились тогдашние представления о семье, о правах и обязанностях ее членов.

Родители прежде всего должны заботиться о детях, дать им хорошее воспитание, найти им хорошую пару и в подходящее время передать им в наследство накопленное богатство.

Дети же обязаны родителям всем на свете. Великий долг перед родителями ничем не оплатить. Если даже будешь сто лет носить отца на правом, а мать на левом плече...

Оелен-эке пресекала вражду между сыновьями и внуками.

Однажды, по наущению волхва Теб-Тенгрия, Чингисхан ополчился на Хасара. Дескать, если ты не предупредишь замыслы Хасара (по очереди править государством), то за будущее поручиться нельзя.

В ту же ночь Чингисхан выехал во владение брата, чтобы схватить его. Но приставленные к матери в услужение нойоны ее предупредили. Она тотчас же в крытом возке, запряженном белым верблюдом, выехала следом за Чингисханом. Проехав всю ночь без остановки, на восходе солнца она добралась до места и вовремя захватила Чингисхана, в тот момент, когда он, завязав у Хасара рукава и отобрав у него шапку и пояс, подвергал его допросу.

Чингисхан смутился.

А мать, пылая гневом, вышла из возка и подошла к ним... Не в силах унять раздражения, присела на корточки, расстегнулась и, выложив обе груди на колени, сказала:

- Видите? Вот груди, которые сосали вы. О, пожиратели материнской утробы, о братоубийцы. Что сделал вам Хасар? Темучин опорожнял когда-то полную грудь. Хачиун с Отчигином не могли опорожнить и одной. А Хасар успокаивал меня и ублажал, опорожняя обе груди. Вот почему мой Темучин взял умом, а Хасар - меткой стрельбой и силой. Не за то ли и возненавидели вы (Оелен-эке обращается к державному сыну на «вы») Хасара, что это он раздавил врагов?

Чингисхану стало стыдно, и он повернул назад. Однако позднее тайно от матери он все-таки отобрал у Хасара подданных людей, оставив ему из 4000 юрт только 1400. Мать узнала, что старший сын не посчитался с ее мнением. Огорчение этим поступком ускорило ее кончину.

 

Оелен-эке была типичной восточной женщиной жестокого века, когда главным занятием были охота и войны.

Женщина же, как бы уравновешивая баланс добра и зла в обществе, проявляла доброту и кротость нрава. Ее главное предназначение заключалось в том, чтобы продолжать род и сохранять огонь в семейном очаге. Ею двигал извечный инстинкт Материнства.

*Стихотворный перевод С.А. Козина.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

©НАНА: литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт журнала «Нана» обязательна.