http://www.nana-journal.ru

Мы в соц.сетях

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН


ГАЗАВАТ – ОБЪЯВЛЯЙТЕ СЕБЕ Печать Email

Елена Иванова, член Союза писателей России,

ведущий методист Ставропольского Литературного центра

 

 

Современная женщина – стройная, с прямыми черными волосами до плеч, в брючном костюме классической модели – такой предстала перед нами, сотрудниками Литературного центра, эта удивительная горянка, о которой и сегодня, спустя достаточно продолжительное время со дня встречи с нею, я почему-то нет-нет да вспоминаю с чувством обретения чего-то доброго, настоящего. Перелистываю сборник ее стихотворений и не могу не согласиться с поэтом Владимиром Цыбиным, предпославшим книге такую оценку: «У Б. Расуловой чувства проявляются как знаки биографии сердца, знаки судьбы. И тогда ее стихи, обеспеченные запасом переживания, приобретают значимость и лирическую наполненность».

Владимир Цыбин, известный русский поэт, здесь объявился не случайно, именно он в восьмидесятые годы вел творческий семинар, в котором одной из студенток была наша гостья.

Во время неафишированного и неожиданного для нас визита она вела себя предельно естественно, по-детски открыто и доверчиво, и буквально через несколько минут стала для нас «своей» – понятной в каждом суждении и движении души. Говорила так, словно сама для себя заново осмысливала свою жизнь: «Смотрю на своих соседок – они заняты привычными для женщины простыми заботами о муже, о детях. И они счастливы! Почему же мне только этого – не хватает?.. »

Так было всегда, так зачастую остается и сегодня: судьбу девушки-горянки определяют старшие. Едва Бахумеседо закончила среднюю школу, как ее выдали замуж. Но… Не о ней ли, или такой, как она, вот эти пушкинские строки: «В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань»? «Лань», даже став матерью ребенка, оборвала путы, не ставшие узами любви, и умчалась туда, куда звал ее неугомонный ветер, о чем позже она пишет:

 

Позови меня с собою,

Я свободный мир увижу.

И в живой воздушной люльке

Словно в детстве, я усну.

 

Эта тяга к душевной раскрепощенности, к природе, к ничем не ограниченному простору – и есть то лучезарное свойство поэзии Бахумеседо Расуловой, которое сближает ее с родниками, с деревьями, с птицами – со всем необъятным миром, который ей хотелось бы – весь! – вместить в свое сердце и вернуть людям художественно воплощенным в слове. А оно, это чуткое нежное сердце, как радуется красоте земной, так и страдает от несовершенств людского сообщества, оттого, что в мире не перестает литься человеческая кровь и не убывают зло и вражда:

 

Облака, что облетели мир,

Плачут,

почернев от всех скандалов.

Я бы поседела от тоски,

Если столько зла бы увидала.

 

Поэзия Бахумеседо Расуловой проникновенно лирична, и в то же время в ней звучат волевые и мужественные ноты – это голос человека-гражданина, ощутившего себя борцом на поле брани, где ведется нескончаемая битва  Добра со Злом. Иначе и быть не могло: вся жизнь поэтессы вела ее душу, говоря словами Достоевского, «на подвиг братолюбивого общения» .

Вот краткая ее биография.

Окончила Дагестанский государственный университет и Московский литературный институт имени Горького. Начала печататься с четырнадцати лет. Первые стихи были опубликованы в районной газете «Время» в 1968 году.

Имя Бахумеседо Расуловой получило известность на родине, в Дагестане, благодаря публикациям в республиканской газете, в журнале «Дружба». Во время учебы в Москве ее стихи в переводе Владимира Цыбина публиковались в журнале «Студенческий меридиан».

На аварском языке поэтессой издано десять книг. Гражданский темперамент, стремление к участию в духовном жизнеустройстве  современного ей общества проявились в выборе профессии: многие годы сотрудничала в СМИ, работала редактором литературных программ в редакции аварского радиовещания.

Сегодня Бахумеседо Расулова – член двух творческих союзов России – Союза писателей и Союза журналистов, заслуженный работник культуры Дагестана, советник министра по национальной политике, информации и внешним связям республики Дагестан.

В Ставрополь привела ее опять-таки общественная миссия: наладить творческие связи с соседями, чтобы больше знать друг о друге, поинтересоваться, как учатся студенты-дагестанцы, какие у них проблемы, нет ли претензий к ним со стороны вузовского руководства – поведение должно быть безупречным…

Я слушала нашу гостью и думала о том, что между людьми доброй воли, к какой бы национальности они ни принадлежали, нет и не может быть границ, ибо все они хотят одного и того же: жить в мире и согласии на прекрасной земле, созданной Богом для счастья и любви.

Неожиданным из уст нашей гостьи-горянки прозвучало новое, гуманистическое, толкование понятия «газават». По мысли Бухамеседо Расуловой, войну, протяженностью в целую жизнь, каждый человек должен вести с самим собой – с тем осознанным или бессознательным злом, которое неизбежно кроется в глубинах человеческой души. И это было так созвучно широко известным утверждениям Ф.М. Достоевского и теории самосовершенствования Льва Толстого, что сам собой следовал вывод: великая русская литература и сегодня оплодотворяет своей живой мыслью, глубиной чувства национальные литературы, а русский язык – это врата, через которые последние входят в необозримое пространство мировой художественной культуры. Вот почему голос аварской женщины-поэта становится голосом всех матерей Земли:

 

Тот, кто жаждет

смертоносных буден,

Лучше пусть одну меня убьет,

Чем нацелятся стволы орудий

В нерожденное дитя мое.

 

Народный поэт Дагестана Расул Гамзатов в своей книге «Колыбель и очаг», сравнивая поэтический дар Бахумеседо Расуловой с достижениями ее выдающихся предшественниц в национальной культуре, писал:

 

Анхил Марин, Шаза Куркли –

Они воистину велики,

Но расписаться в твоей книге

Под каждой строчкой бы могли.

 

В этой оценке, возможно, есть нечто от рыцарского этикета в отношении мужчины – к женщине, свойственного истинному горцу. Однако не будет преувеличением сказать, что мы имеем дело с незаурядной человеческой личностью, духовная сущность которой так ярко проявилась в ее поэтическом творчестве.

 

 

Будь у человека столько жизней, сколько в нем творческих начал, он был бы расточительно-щедрым, неизменно даря людям радость...

Тавус Шарапиловой удается счастливо сочетать в жизни и сложную профессию, и творчество. Врач Божьей милостью, Тавус Абдулаевна работает в республиканском онкологическом диспансере г. Махачкала, а здесь случайные люди не задерживаются.

Её работа - сплав профессиональной культуры, специальных знаний и милосердия, без которых нет и не может быть настоящего врача. На работе, в семье, в кругу друзей ей сопутствует успех, подкрепленный ее удивительным обаянием. Есть в ней лучик, который притягивает к ней окружающих.

Еще в далекую школьную пору ей впервые захотелось как-то выразить, запечатлеть все, что чувствовала, видела. Произведения свои никому никогда не показывала - писала всегда для себя. Наконец, решилась и принесла рукописи в редакцию. Это ее дебют. Однако уже сейчас можно отметить, что ее проза подкупает мажорностью, жизнеутверждающим началом. А это дорогого стоит...

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

©НАНА: литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт журнала «Нана» обязательна.