http://www.nana-journal.ru

Мы в соц.сетях

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН


ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В СТРУКТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Печать Email

Гумашвили Л.Э., доцент ЧИГПИ

 

История юриспруденции интересна не только хронологией, последовательностью фактов и событий, но и наличием возможности проведения параллелей, возникновением ассоциаций. Так вот, при разработке вопроса об определении конституционно-правового статуса Чеченской Республики вспомнилось, что первая в мире Конституция была принята в федеративном государстве – США в 1787 году. Действие ее в течение более чем 200 лет позволило крупнейшему теоретику федерализма нашего времени Даниилу Элазару оценить природу федеративного государства США как систему организации в обществе государственной власти, самоуправляемой на основе договора (соглашения)1.

По истечении изрядного срока с того момента, в совершенно другой части Земли, в 1917 году революционно настроенные люди создают федеративное государство – РСФСР и в следующем 1918 году принимают Конституцию построения социалистического государства. У нас нет возможности оценить природу этого государства, так же как американского, сославшись на высказывания известного теоретика юриспруденции. На последующем историческом изломе, в конце XX века, его не стало. Не стало и Советского Союза, в состав которого оно входило. Очередное социальное потрясение приводит к формированию Российской Федерации (России) и принятию Конституции 12 декабря 1993 года.

По всей видимости, есть в этом некая закономерность – федеративное государство возникает и принятие им конституции обеспечивает стабильное и мирное развитие общества. Не унитарное, единое государство явилось пионером в деле принятия Основного Закона государства, а федеративное государство заложило начало Новой эры в государственном развитии во всем мире.

Конституция России – Основной Закон высшей юридической силы прямого действия. Высшая юридическая сила Конституции России подразумевает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить ей.

Чеченская Республика находится в составе Российской Федерации в качестве субъекта Российской Федерации, а ее территория - неотъемлемая часть территории России. Понадобилось много времени, сил и средств, жертв и лишений для осознания политической и правовой реальности, чтобы на всенародном референдуме чеченский народ 23 марта 2003 года принял Конституцию Чеченской Республики и признал легитимность государственной власти.

Конституционно-правовой статус Чеченской Республики в структуре Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Чеченской Республики и ее законами.

При этом в первую очередь следует выделить политическую и правовую константу, согласно которой: «Чеченская Республика является составной частью Российской Федерации, а ее территория – неотъемлемая часть территории Российской Федерации». Отсюда, в соответствии с вышеназванными юридическими источниками определения интересующего нас понятия, вытекают два основных следствия. Во-первых, единое федеративное государство образуется совокупностью субъектов на основании важнейшего принципа устройства такого государства – принципа федерализма. Этот аспект порождает для Чеченской Республики конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации. Во-вторых, территория Чеченской Республики является неотъемлемой частью территории Российской Федерации. Здесь находит воплощение еще один важнейший принцип основы конституционного строя Российской Федерации – принцип целостности и неприкосновенности территорий России и Чечни.

Говоря о конституционно-правовом статусе Чеченской Республики, следует выделить основные черты, характеризующие данное понятие и принадлежащие Чеченской Республике самостоятельно в качестве субъекта конституционно-правовых отношений. Они проявляются в том, что Чеченская Республика:

1. Создана по национально-территориальному признаку, исходя из ее национально-территориальных особенностей, что и нашло отражение в названии – «Чеченская Республика (Нохчийн Республика)». Чеченская Республика сама устанавливает свое наименование, а в случае изменения, новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции Российской Федерации;

2. Провозглашена, в качестве государства, в ч. 2 ст. 5 Конституции Российской Федерации, а также в ч. 1 ст. 1 Конституции Чеченской Республики. Вместе с тем государство в качестве субъекта федерации не обладает суверенитетом. Суверенитет является свойством лишь единого федеративного государства. Отсутствует у Чеченской Республики и право на внешнеполитические отношения;

3. Имеет свою Конституцию и законодательство, в соответствии с ч. 2 ст. 5 Конституции Российской Федерации;

4. Ее статус определяется совместно с Российской Федерацией, в соответствии со ст. 66 Конституции Российской Федерации, без участия других субъектов РФ;

5. Она имеет свою территорию, а также своеобразное территориальное верховенство – территорию Чеченской Республики нельзя изменить без ее согласия;

6. Имеет свою систему органов государственной власти, которая устанавливается ею самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя России и Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

7. Имеет право на государственную собственность, подлежащую разграничению с Российской Федерацией;

8. Имеет право участия в международных и внешнеэкономических отношениях;

9. Имеет право на применение официального языка. Официальными языками в Чеченской Республике являются чеченский и русский языки;

10. Имеет право на свои символы – герб, гимн и флаг, а также столицу. Столицей Чеченской Республики является г. Грозный.

Кроме того, наряду с ними, Чеченская Республика обладает чертами, совместно или наравне с другими субъектами Российской Федерации, которые органически вписываются в вышеприведенные качества, составляющие вместе с ними единое целое. Чеченская Республика:

1. Входит в состав Российской Федерации в качестве равноправного субъекта федерации (к моменту принятия Конституции РФ субъектов России было 89 и они назывались: республики, края, области, города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономная область и автономные округа. Сейчас, после объединения некоторых из них в соответствии с Федеральным конституционным законом, количество субъектов РФ стало 83);

2. Она обладает целым набором возможностей в федеративных отношениях с Российской Федерацией: разделения вопросов ведения (исключительного ведения Федерации; совместного ведения и собственного ведения); представительства на федеральном уровне (в Совет Федерации Федерального Собрания РФ делегированы 2 представителя из Чеченской Республики, имеются представители при Президенте Российской Федерации, а также при Правительстве РФ); право законодательной инициативы принадлежит Парламенту Чеченской Республики; право обращения в Конституционный Суд Российской Федерации и ряд других прав;

3. Имеет право на сотрудничества с другими субъектами РФ;

4. Имеет право на защиту прав и свобод человека и гражданина совместно с Федерацией и на принятие дополнительных мер по обеспечению статуса личности самостоятельно;

5. Совместно с другими субъектами РФ, не имеет права на свои воинские формирования.

Конституционно-правовой статус Чеченской Республики с учетом целостности и неприкосновенности территории России и Чеченской Республики находит следующее отражение: в соответствии с ч. 1 ст. 65 Конституции Российской Федерации и ч. 2 ст. 1 Конституции Чеченской Республики, Чеченская Республика (Нохчийн Республика) является субъектом Российской Федерации, ее территория является единой и неделимой и составляет неотъемлемую часть территории Российской Федерации. Как мы отмечали выше, Чеченская Республика в составе Российской Федерации обладает статусом государства, который определяется Конституцией РФ от 12 декабря 1993 года и Конституцией Чеченской Республики от 23 марта 2003 года (с изменениями и дополнениями от 2 декабря 2007 года). Однако, как правильно отмечается в литературе: «… эти черты никак не делают субъекты РФ, в том числе и республики, равными самому федеративному государству»2. Следует отметить, что такая характеристика используется и в зарубежных странах – например, «штат» в США в буквальном переводе на русский есть «государство», но это, скорее, дань истории, но никак не восприятие субъекта в качестве независимой единицы.

Власть в Чеченской Республике-государстве в составе Российской Федерации не является суверенной. Республики самостоятельны только в рамках, установленных федеральной Конституцией. Республика не вправе нарушать государственную целостность России, единство системы государственной власти. Народ Чеченской Республики свободно реализовал свое право на самоопределение, создав сначала автономию, а затем преобразовав ее в государство, являющееся частью Российской Федерации. Изменить этот статус можно только с согласия Российской Федерации, путем изменения Конституции РФ или в соответствии с федеральным конституционным законом. По поводу наименования республик государствами определенно высказался Конституционный Суд РФ. В постановлении от 7 июня 2000 г. он написал, что «субъект Российской Федерации, не обладающий суверенитетом, по своему статусу не может быть равноправным с суверенным государством». Использование в ч. 2 ст. 5 Конституции РФ понятия «республика (государство)» применительно к установленному ею федеративному устройству не означает признание государственного суверенитета этих субъектов Российской Федерации, а лишь «отражает определенные особенности их конституционно-правового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного характера».

Признание Конституцией Российской Федерации суверенитета только за Российской Федерацией воплощено также в конституционных принципах государственной целостности и единства системы государственной власти (ч. 3 ст. 5), верховенстве Конституции Российской Федерации и федеральных законов, которые имеют прямое действие и применяются на всей территории Российской Федерации, включающей в себя территории ее субъектов (ч. 2 ст. 4; ст. 15; ч. 1 ст. 67). Отсутствие у субъектов Российской Федерации, в том числе республик, суверенитета подтверждается и положениями ст. 15 (ч. 4) и 79 Конституции Российской Федерации, из которых вытекает, что только Российская Федерация вправе заключать международные договоры, приоритет которых признается в ее правовой системе, и только Российская Федерация как суверенное государство может передавать межгосударственным объединениям свои полномочия в соответствии с международным договором.

Закрепление в Конституции наименований всех субъектов Федерации исключает возможность выхода какого бы то ни было субъекта из состава Федерации в одностороннем порядке. Любое официальное заявление подобного рода является прямым нарушением Конституции и добровольно установленных субъектами норм о государственной целостности Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории и суверенитета. В Российской Федерации нет сецессии, т.е. права выхода из Федерации, легитимность такого положения опирается на выраженную народом волю при принятии Конституции на всенародном референдуме.

Актуальным аспектом правового анализа структуры Чеченской Республики является изучение ее национального состава и анализ национально-территориального принципа формирования ее национальной политики. Если в 1989 году в Чечено-Ингушской автономной республике проживали 734 тысячи чеченцев, 163,8 тысяч ингушей, 294 тыс. русских, более 60 тысяч представителей других национальностей (армян, украинцев, кумыков, ногайцев, аварцев и т.д.), то, согласно переписи 2002 года, общая численность населения Чеченской Республики составляет 1млн. 103,7 тыс. человек. Из них: 1 млн. 31,6 тысяч чеченцев, 40,6 тысяч русских и 31,4 тысячи представителей других национальностей.

Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 г. утверждена «Концепция государственной национальной политики Российской Федерации». В этом документе закреплены основные принципы национальной политики Российской Федерации: равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям; запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; сохранение исторически сложившейся целостности России и т.д. В соответствии с этими принципами Концепция предусматривает систему мер в политической и государственно-правовой, социально-экономической, духовной сферах, в области внешней политики, в совершенствовании федеральных отношений, национально-культурном самоопределении народов России, в объединении соответствующих усилий субъектов РФ.

Указом Президента Чеченской Республики в 2007 г. утверждена «Концепция государственной национальной политики Чеченской Республики», во введении которой говорится: «Концепция исходит из того, что Чеченская Республика (Нохчийн Республика) является неотъемлемой составной частью Российской Федерации. В Концепции учитываются историко-культурные особенности, проблемы возрождения и развития основных сфер жизнедеятельности многонационального народа Чеченской Республики, современная этнополитическая обстановка в республике»3. С учетом этих и других факторов решен вопрос о территориальном устройстве и государственной власти в Чеченской Республике. Как известно, для Российской Федерации, как и для любого другого государства, важное значение имеет оптимизация не только структуры государства в целом, но и структуры внутри субъектов Федерации. Речь идет о поиске оптимума муниципальной и административно-территориальной структур субъектов РФ, предопределенных демографическими, территориальными, географическими и иными особенностями регионов. В соответствии с ч. 5 ст. 59 Конституции Чеченской Республики в состав Чеченской Республики входят: города республиканского значения: Грозный, Аргун и Гудермес; районы: Ачхой-Мартановский, Веденский, Грозненский, Гудермесский, Итум-Калинский, Курчалоевский, Надтеречный, Наурский, Ножай-Юртовский, Сунженский, Урус-Мартановский, Шалинский, Шаройский, Шатойский и Шелковской.

Таким образом, конституционно-правовой статус Чеченской Республики предстает перед нами широким спектром проявления политического и правового обустройства федерального российского государства с учетом исторических, географических, культурных, национальных особенностей края и территории Чеченской Республики. Он воплощает волю чеченского народа – строить мирное процветающее будущее вместе с другими народами России, в содружестве с другими субъектами Российской Федерации. Федеральное устройство государства способствует реализации конституционно-правового статуса Чеченской Республики. И, завершая начатую выше мысль, можно сказать: гавань для своих политических устремлений Чеченская Республика нашла в условиях федеративной государственности, договорного сосуществования субъектов Федерации.

1 Daniel J. Elazar. Federalism and the way to peace. Institute or intergovernmental Relations, Queen’s University Kingston, Ontario, Canada, 1994

2 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. НОРМА. М., 2008. С.394.

3 Концепция государственной национальной политики ЧР. Грозный. 2007. С. 5.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

©НАНА: литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт журнала «Нана» обязательна.