http://www.nana-journal.ru

Мы в соц.сетях

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН


Мой друг, Микаэл... Печать Email

Александр Пряжников

 

 

 

Помню, как он приехал в Новочеркасск. Выглядел спокойным, неторопливым, держался с достоинством истинного горца. Бросались в глаза его несовременные манеры поведения: безукоризненное самообладание, подчеркнутая вежливость и забытая ныне куртуазность в обращении с женщинами. Пообщавшись с ним какое-то время, я поймал себя на мысли, что старательно слежу за своей осанкой и придирчиво выбираю слова, стараясь обходиться без всевозможных неологизмов. Передо мною был человек иной эпохи, самим фактом своего существования воскрешающий непопулярные понятия, среди которых на первом месте стоят благородство и кодекс чести. Этакий д’Артаньян, по нелепой случайности попавший в наш смутный и, до бесцветности, стремительный XXI век. Он обречен на конфликт со временем. Он также не застрахован от конфликтов с окружающими. Конфликтов, неизбежных при столкновении людей с разными представлениями о плохом и хорошем. Такому человеку приходится очень трудно, но, несмотря ни на что, он не только остается самим собой, но и добивается значительных успехов.

Многое в натуре Микаэла стало понятным несколько позже. А именно после того, как мне удалось побывать в Ингушетии и побродить по местам, где он провел свое детство, где взрослел и мужал. Горы – не город. Это суровая стихия, которая не прощает человеку слабости и глупости. В горах нужно быть сильным и мудрым, в особенности, если ты – мужчина. Суровые условия налагают массу обязанностей, в ряду которых на первом месте стоит сохранение и продолжение своего рода. Вот почему мужчина пользуется здесь таким уважением, вот почему такое значение приобретает каждое сказанное им слово, каждый совершенный поступок. Там же, в Ингушетии, я нашел причины взаимной приязни, возникшей между нами достаточно быстро, хотя ни меня, ни Микаэла нельзя причислить к разряду чрезмерно коммуникабельных людей. Нас объединили четыре базовых ценности, четыре слагаемых, определяющих такое сложное и противоречивое понятие, как мужчина. Это, прежде всего, любовь к людям, давшим тебе жизнь, любовь и привязанность к месту, где ты родился, историческая память, без которой не может и не должен существовать уважающий себя народ, и, наконец, рефлекс цели – четкий и неизменный, как направление на Мекку.

Джейрахское ущелье, с которым у Микаэла связаны воспоминания о своем детстве – редкостное по красоте место. Чистейший воздух, наполненный ароматами хвойного леса, вкусная студеная вода, стекающая по склонам. Неподалеку хорошо известное историкам местечко Эрзи, где прекрасно сохранились древние башни ингушей. И надо всем этим – громадина Столовой горы. Именно туда, на головокружительную высоту, он любил забираться на спор вместе с друзьями, чтобы испытать свою силу и выносливость.

Здесь, в Стране галгаев, юный Микаэл очень много времени проводил со своим дедом – знаменитым писателем Идрисом Базоркиным, который оказал на него колоссальное влияние. Именно дед привил мальчику фанатичную любовь к культуре собственного народа, рассказывая древние предания и легенды, знакомя с историей и обычаями ингушей. Иногда дед останавливался и подолгу рассматривал камни, из которых была сложена лестница, пытаясь разобрать затейливую арабскую вязь. Так мальчик узнал о том, что однажды надгробные камни, стоявшие на старинных кладбищах галгаев, превратились в строительный материал, и что однажды его народ решили уничтожить, рассеять по миру, словно горсть сухого песка. Но ингуши несмотря ни на что выжили. Во многом благодаря своей уникальной культуре и таким ее столпам, как Идрис Базоркин…

Подчеркнуто сдержанный и молчаливый в хаотичной суете большого города, Микаэл преображается в родных горах. Лучшего краеведа, историка, этнографа и экскурсовода в одном лице просто трудно себе вообразить. В горах он говорит беспрерывно, вдохновляясь неподдельным интересом слушателей, а слушать его без интереса просто невозможно. История галгаев для него предмет живой, состоящий из плоти и крови, пота и слез. Рассказывая об умелых строителях, благородных воинах, верных и мужественных женщинах, которые жили триста, четыреста, пятьсот лет назад, он говорит так, будто был лично знаком с ними. Кажется, будто именно он строил родовую башню, выходил на честный поединок, пускал стрелу в своих врагов из узкой бойницы, принимал гостя у очага в холодную зимнюю ночь. От этого чувства сопричастности меняется пейзаж, и слушателю кажется, что вот-вот по горной дороге пронесется мимо отважный всадник в старинных доспехах. От этого чувства меняются даже древние башни Эрзи и выглядят так, словно хозяева покинули их ненадолго и скоро должны вернуться. Микаэл – блестящий рассказчик, и секрет его мастерства не только в любви, любопытстве и хорошей памяти, но и в прекрасном образовании. За его плечами – филологический факультет Чечено-Ингушского университета в Грозном, актерское отделение, режиссерский факультет Театрального училища имени Щукина и продюсерский факультет Высшей театральной школы деятелей сценического искусства при РАТИ (ГИТИСе).

Но стоит лишь забыть, в каком жестоком и страшном мире мы живем, как мир немедленно напомнит нам об этом. К сожалению, на нас оказывают влияние не только любящие близкие люди, не только красота родных мест, не только нетленные произведения искусства. Порою, нам приходится пережить события, которые делят нашу жизнь на светлое «до» и мутное «после». В судьбе Микаэла Базоркина таким событием стала кровавая и братоубийственная война, прокатившаяся по Югу России в девяностые годы. Это была война, которую следует называть гражданской вопреки словоблудию придворных политологов, ибо несколько лет граждане одной и той же страны постоянно убивали друг друга. И началась она осенью 1992 года в Пригородном районе Владикавказа. Микаэл на себе испытал, что такое быть заложником, потом, спасая людей, исходил пешком не одну сотню километров. Любимый дед, не перенес трагических событий 1992 года и обрел покой не на родовом кладбище Базоркиных, а высоко в горах, неподалеку от башен Эги-Кала.

Потом чудовище гражданской войны и вовсе уверовало в свою безнаказанность и принялось гулять по Кавказу, собирая свой жуткий оброк. Оно разрушило до основания Грозный. Город, в котором Микаэл родился, где жил, где провел студенческие годы.

Когда летом прошлого года мы приехали в Грозный, он достаточно быстро нашел свой адрес. Именно адрес, потому что прежний дом и прежний двор уничтожила война. Микаэл прошелся взад-вперед мимо новенькой, чистой, но уже чужой пятиэтажки, Такие моменты могут тронуть кого угодно, и у меня было ощущение, будто я проглотил плотный комок алюминиевой фольги. А между тем Микаэл сохранял спартанское спокойствие. Не было ни громких восклицаний, ни душещипательных воспоминаний, ни зла, ни досады. Он лишь попросил меня сделать фотоснимок, а потом, садясь в машину, просто сказал: «Здесь теперь все по-другому». Ну что же, истинный горец всегда остается верен себе.

Война оставила в душе Микаэла неизгладимый след, и его роль фильме Никиты Михалкова «12» стала возможностью свести с этой войной свой личный счет. Поэтому отец главного героя выглядит так естественно и убедительно и вызывает сочувствие даже у самых заскорузлых великоросских шовинистов.

Однако, что бы мы ни пережили, что бы нам ни пришлось испытать, все это мы пытаемся обратить на пользу нашей цели. Эту цель Микаэл определил для себя достаточно просто: всемерно способствовать развитию театрального искусства в родной республике. Потому что весь исторический опыт галгаев говорит только об одном: народ способен перенести любые тяготы, лишь опираясь на свои традиции и на свою культуру.

В 1998 году Микаэл Базоркин организует музыкально-драматический театр «Современник», и, естественно, одной из первых постановок становится инсценировка, написанная по знаменитому роману Идриса Базоркина «Из тьмы веков». За этот спектакль молодой театр удостаивается золотых медалей на Первых Международных Дельфийских играх в Москве. Здесь невольно вспоминаются строки из стихотворения Эдуарда Багрицкого:

 

И вот с костра я собираю пепел

Отца, и этот прах не примиренный

Я в ладанку зашью и на шнурке

Себе на грудь повешу, и когда

Хотя б на миг я позабуду долг

И увлекусь любовью или пьянством,

Или усталость овладеет мной,

Пусть пепел Клааса ударит в сердце -

И силой новою я преисполнюсь

И новым пламенем воспламенюсь,

Живое сердце застучит грозней

В ответ удару мертвенного пепла.

 

Воистину, настоящему художнику необходимо, чтобы в его грудь бился пепел близкого человека, тогда трудности перестают казаться непреодолимыми. А трудностей, которые выпадают на долю того, кто решил посвятить себя развитию театрального искусства собственного народа, зачастую оказывается слишком много. Как с ними справляется Микаэл Базоркин – одному Богу ведомо. Общаясь с ним, я пришел к заключению: мне прежде не приходилось встречать человека, который бы относился к собственной персоне с такой поразительной требовательностью. Кажется, он не прощает себе даже неуловимых постороннему глазу слабостей, но при этом максимально терпим к окружающим. Его забота об актерах – сродни отцовской. Прямо скажем, не часто встречающееся явление в современной театральной среде. Может быть, поэтому театр не стал однодневным явлением, а сохранился и завоевал собственную зрительскую аудиторию, несмотря на сложные политические и финансовые коллизии последних лет.

 

Но одним лишь театром «Современник» сфера деятельности Микаэла Базоркина не ограничивается. Вот уже несколько лет он достаточно успешно занимается распространением театрального образования не только в своей родной Ингушетии, но и на Юге России в целом. Благодаря его усилиям талантливые ребята и девушки отправляются в Москву, чтобы через несколько лет вернуться на свою малую родину дипломированными профессионалами. От них в дальнейшем будет зависеть театральная жизнь на северном Кавказе. С 2008 года Заслуженный деятель искусств республики Ингушетия Микаэл Базоркин стал официальным представителем РАТИ (ГИТИСа) в ЮФО. А еще он создатель и руководитель Ассоциации театров ЮФО – организации, в которую на сегодняшний день входит несколько десятков театров.

 

У кого-то его деятельность вызывает восхищение, у кого-то, что вполне естественно, зависть. Так или иначе плоды его трудов будут по достоинству оценены много позже. Я уверен в этом, как уверен в том, что у него будет много удачных постановок, звездных ролей, верных учеников. Я уверен, что у него будет новое, специально построенное здание театра «Современник». А пока хочу пожелать ему удачи и поблагодарить судьбу за то, что она иногда щедро одаривает нас и сводит с прекрасными людьми, такими, как мой друг Микаэл.

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

©НАНА: литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт журнала «Нана» обязательна.