Для восстановления архива, сгоревшего в результате теракта 04.12.2014г., редакция выкупает номера журнала за последние годы.
http://www.nana-journal.ru

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН

Пресс-эстафета "ЧР - ДОМ ДРУЖБЫ"


Анна Герман. Эхо Любви Печать Email

В Москве мне удалось поговорить с первым российским биографом певицы Анны Герман писателем Иваном Ильичёвым, который является основателем и президентом Международного клуба поклонников Анны Герман.

Он коллекционер, певец и музыкальный продюсер, автор нескольких сотен публикаций о звездах советской и российской эстрады.

Иван Ильичёв родился через три месяца после смерти Анны Герман – в 1982-м году. Впервые услышал ее пластинку в шесть лет и заинтересовался ее творчеством. Посвятил свою жизнь сбору материалов, связанных с ее жизнью и творчеством, изучению ее биографии, коллекционированию записей певицы.

Иван Ильичёв познакомился с семьей Анны Герман, в 2002-м году в течение полутора месяцев жил в их доме в Варшаве. Издал биографические книги: «Мы – долгое эхо» (2012), «Анна Герман. Гори, гори, моя звезда… (2010), «Анна Герман. Белый ангел песни» (2012). Исполнитель современных романсов, баллад, песен. Сотрудничает с такими авторами, как Лариса Рубальская, Ирина Грибулина, Михаил Муромов, Евгений Щекалев, Алексей Исааков, Владимир Завещевский. В его репертуаре песни советских композиторов Евгения Мартынова и Владимира Мигули. Является одним из основателей музыкального проекта «Имена на все времена», часто выступает в Театре Эстрады, Центральном Доме ученых, Центральном Доме Литератора и других залах.

 

Беседу вел Родион Петров

 

 

 

– Иван, что вас подтолкнуло к написанию книги «Анна Герман. Эхо любви»?

– У нас в стране Анну всегда считали своей. Её бабушка и мать родились в России, сама певица в совершенстве знала русский язык и любила русскую культуру, наши песни.

В книге я выступаю как автор-составитель и переводчик. В ней представлены редкие фотографии, большинство из которых публикуется впервые. Я более 15 лет собираю всё о жизни и творчестве Анны Герман. В книгу вошли её мемуары и уникальные интервью, воспоминания матери – Ирмы Мартенс, друзей и поклонников певицы – Анастасии Цветаевой, архимандрита Виктора (Мамонтова), монахини Екатерины (Алексеевой).

– Русская и польская певица, звезда эстрады 60-х – начала 80-х годов, обладательница красивого и необычного лирико-колоратурного сопрано высокого тембра известна как исполнительница песен, в первую очередь, на польском и русском. С чем это было связано, ведь, как известно, она была этническая немка?

– Первое признание Анна получила в 63-м на ІІІ Международном фестивале песни в Сопоте, разделив ІІ премию за песню «Так мне с этим плохо», а также на Всепольском фестивале эстрадных коллективов в Ольштыне – за итальянскую песню «Ave Maria». В начале 60-х состоялось ее знакомство с композитором Катажиной Гертнер, которая написала для Анны много песен, в том числе и песню «Танцующие Эвридики».

– Широкую известность Герман принесла в 64-м именно она …

– Эта песня была громом среди ясного неба. Благодаря «Эвридикам», популярность Анны в Польше и за ее пределами росла не по дням, а по часам. Это действительно волшебная песня!

– В то время Анна была тем исполнителем, который развивал тесные культурные связи между Польшей и Советским Союзом....

– Ее даже называли послом советской песни в Польше, хотя Анна, в первую очередь, была просто певицей, она была вне политики. Для нее не было важно, какой национальности зритель в зале, она просто дарила свое сердце зрителям… целиком, без остатка!

– Поклонников потрясла катастрофа, которая произошла с певицей, когда Анну выбросило из автомобиля через лобовое стекло… Как ей удалось вернуться на эстраду?

– Это была настоящая борьба за жизнь. Анна могла погибнуть, могла остаться инвалидом на всю жизнь, но она переборола себя, переборола болезнь и сумела вернуться на сцену. Иногда она выступала, превозмогая боль, но зрители об этом даже не догадывались.

В советские годы Анна Герман была вынуждена скрывать свое настоящее происхождение – по отцу она была немкой, по матери – голландкой (из меннонитов). Выросла она в СССР в атмосфере многоязычия: в детстве вокруг Анны говорили и на русском, и на немецком, и на узбекском, и на киргизском, и на иврите. В связи с переездом семьи Анны в Польшу в 1946-м, она стала гражданкой Польши, выучила польский язык. В России она любила петь на русском языке, так как владела им в совершенстве, хотя родным для нее всегда был немецкий.

Предки Герман появились в России в 1850 году, они стояли у истоков создания колоний на Кубани недалеко от Невинномысска, где в 1909 году родилась мать Анны Герман – Ирма Мартенс. В годы раскулачивания многие семьи меннонитов были вынуждены скитаться, искать себе пристанище. Но связь между ними не терялась. В 1942 году, спасаясь от преследований советской власти, мать Анны Герман вместе с маленькой Анечкой оказалась в далеком киргизском меннонитском поселке Орловка.

Там по сей день живут люди, которые выросли вместе с Анной Герман. Судьба семьи Анны Герман наглядно демонстрирует судьбу сотен тысяч немцев, живших тогда на территории СССР. Ойген Хёрманн (Герман) в 1937 году был арестован по обвинению в шпионаже и осуждён на 10 лет без права переписки, расстрелян в Ташкенте в 1938 году.

Ирма и Ойген не состояли в официальном браке, поэтому при рождении Анна Герман была записана как Анна Мартенс (по девичьей фамилии матери). С этой фамилией она и жила на территории СССР. Этот факт стал для нее спасительным – девочку никто не ассоциировал с фамилией ее расстрелянного отца. Сейчас страшно подумать, что в те годы могло бы произойти с Анной, ее матерью и бабушкой, если бы не сильный характер и ум ее матери, постоянно маскировавшей следы их пребывания в СССР: за первые десять лет своей жизни Анна Герман успела жить в Ургенче, Ташкенте, Новосибирске, Сталинске, Бухаре, Орловке (Киргизия) и Джамбуле.

…Ойгена посмертно реабилитировали в 1957-м, и только в 1975 году его родственники получили справку об этом.

Тогда справки о реабилитации получили многие немецкие семьи, которые все эти годы не теряли надежды на встречу с родными.

Анна Герман посвятила памяти своего расстрелянного отца знаменитый романс «Гори, гори, моя звезда».

Зрители думали, что она поёт о себе, о своей звезде, а Анна, на самом деле, в этот момент думала об отце, о том, что он стал для нее «звездой любви, звездой волшебной»… Она пела этот романс на земле, где пролилась кровь ее родного отца.

– Расскажите, пожалуйста, о гастролях певицы на Кавказ…

– Мало кто знает, что Кавказ сыграл в жизни великой певицы Анны Герман свою роль. К сожалению, не сохранилось полной информации о гастролях певицы по этому региону, но мне как биографу удалось по крупицам найти информацию и объединить её в единое целое.

– Вы говорили, что дед Анны Герман был арестован на Кавказе…

– Начну с неизвестной страницы биографии Анны Герман… Это факт истории, связанный с судьбой самого близкого для Анны человека – её отца.

Только недавно благодаря публикации воспоминаний родного дяди Анны Герман – Артура Германа «Неизвестная Анна Герман» – мы узнали о том, что Ойген Герман, «будучи двадцатилетним юношей, руководил общинным хором во Фридрихсфельде на Северном Кавказе, где отец Ойгена (дед Анны) был проповедником. Ойген имел чудесный голос, унаследованный от дядей и матери. Он играл на скрипке, на фисгармонии, а позже и на фортепиано, сначала по цифровой системе, затем – через самообразование и по нотам».

Согласно историческим данным, село Фридрихсфельд, упоминаемое у Артура Германа, было основано в 1885 году. Владельцем этих земель был генерал-майор И.Ф. Золотарев. Ныне это село Золотаревка Ставропольского края.

В 1885 году пришедшие из Херсонской губернии немцы купили эту землю и обосновали на ней свою колонию Фридрихсфельд.

В сентябре 1941 года немцы, проживавшие на этих землях, были депортированы в Среднюю Азию, а их оставленные дома заняли жители окрестных мест.

Именно здесь, в этой небольшой немецкой колонии и жил отец Анны. Именно здесь он профессионально занимался музыкой и даже руководил хором. Однако счастье их было недолгим – в 1929 году отец Ойгена был арестован как священник (это было предположительно в Золотаревке) и осуждён на пять лет лагерей. Именно с Золотаревки начал свой путь скитаний Ойген Герман, сначала на Донбасс, а потом в Среднюю Азию, где он познакомился с Ирмой Мартенс, с которой создал семью, в которой 14 февраля 1936 года в Узбекистане на свет появилась Анна Герман…

Мать Анны Герман, Ирма Мартенс, появилась на свет в царской России. Вот что она пишет в своих воспоминаниях: «Семья наша жила в основанной голландскими переселенцами в 1863 году колонии Великокняжеское. Было это в прекрасном кубанском краю, недалеко от Невинномысска.

Кубанская область граничила на севере со Ставропольской губернией, на юге достигала Кавказа, а на западе ограничивалась побережьем Азовского моря. Я родилась в Великокняжеском 15 Ноября 1909 года. Вокруг колонии раскинулась до самого горизонта степь.

В больших садах возле домов с весны до осени росло множество сортов цветов, запах которых перемешивался с запахом степных трав.

В ясные дни на заре сверкали нежные, безупречно белые, как бы висящие над горизонтом, далекие вершины Кавказа.

Зимой тридцатиградусный мороз сковывал степь и жилища, а укрывающий все снег придавал окрестностям сказочный облик. Да. Прекрасно было в Великокняжеском».

Репрессии, гонения и раскулачивание, которым тогда подвергались десятки тысяч российских немцев, не обошли стороной и саму Ирму, которая в 30-е годы волею судьбы, так же, как и Ойген Герман, оказалась в Средней Азии.

– Сохранилась ли какая-нибудь информация о первых гастрольных поездках Анны Герман в СССР?

– Первый раз Анна приехала в СССР в составе группы польских артистов летом 1964 года. Эти концерты проходили по многим городам СССР. В том числе, Анна Герман побывала в Махачкале и Сочи. В 1964 году популярность певицы не была столь высока, она только начинала профессиональные шаги на эстраде, но даже в составе группы артистов польской эстрады она выделялась, советские зрители обращали на неё особенное внимание – голоса такой чистоты и красоты они раньше не слышали. В тот приезд у Анны еще не было своих хитов, она исполняла популярные на тот момент польские и итальянские песни, а также песню «Танцующие Эвридики», ставшую впоследствии ее визитной карточкой.

Когда я был в Махачкале, я общался с людьми, которые помнили концерты Анны в их городе. К сожалению, за давностью лет человеческая память сохранила лишь обрывки событий. Однако нет сомнений, что даже первые выступления Анны оставляли в памяти зрителей неизгладимое впечатление. Впоследствии Анна много гастролировала, гастроли в Махачкале не повторились, поэтому смело можно сказать, что Махачкала была одним из первых городов, где советские зрители увидели Анну Герман.

Во многих интервью Анна с теплотой вспоминала те гастроли. Особенно ей нравилось, что гастроли были летом, в её любимое время года. Слабое здоровье певицы всегда давало о себе знать, и теплый климат Кавказа действовал на нее благоприятно.

– В начале 70-х Анна записала в Москве на студии «Мелодия» песню «Мой бубен» на стихи великого дагестанского поэта Расула Гамзатова.

– Поэт очень любил голос Анны и был в восторге оттого, как прекрасно она исполнила его поэзию. Расул Гамзатов был еще больше удивлен, когда Анна записала на польском радио песню «Мой бубен» на польском языке. Его стихи прозвучали на всю Польшу на фестивале в городе Зелена-Гура в 1973 году. В мае 1965 года Анна Герман вновь была приглашена в СССР с гастролями в рамках концертов артистов польской эстрады. География гастролей каждый раз расширялась, в тот приезд певица посетила с концертами черноморское побережье, а 5 мая 1965 года состоялся концерт в Кисловодске. Тот приезд ознаменовался для Анны Герман выходом первой советской пластинки, записанной на фирме «Мелодия».

– А где выступала певица после катастрофы, в 70-е годы?

– В 1967 году Анна Герман попала в автокатастрофу в Италии и на долгое время была лишена возможности двигаться и выступать. Возвращение певицы на сцену состоялось только в 1970 году, и только в 1974 году Анна приехала в СССР с большой концертной программой.

Популярность Анны в 1974 году была огромной, поэтому вместо запланированных 35 концертов в тот приезд певица дала более 50 концертов. Среди городов, которые посетила в 1974 году Анна Герман, – Сочи, Кисловодск, Пятигорск, Хоста.

Вот что написала сопровождающая тех гастролей Наталья Каминская в официальном документе – отчете о гастролях: «Определенные трудности, на мой взгляд, были при размещении зарубежных гастролеров в гостинице Кисловодской филармонией (за всё время пребывания в городе не удалось добиться для Анны Герман хотя бы приличного двухместного номера, не говоря уж о полу-люксе (хотя телеграммы о том, какие конкретно номера нужны группе, заблаговременно посылались представителем «Госконцерта»).

В Сочи места для проживания в гостинице не были приготовлены к моменту приезда артистов, ожидать их пришлось в течение двух с лишним часов, а пообедать или поужинать в гостинице «Приморская» вообще было невозможно.

Неприятное впечатление у меня и, что самое обидное, у группы оставил администратор Хостинской открытой площадки Иретин Борис Григорьевич. Он буквально шокировал всех грубостью, бесцеремонностью, «своеобразной» лексикой. Что касается личных контактов представителей филармоний с Анной Герман и другими артистами из Польши – всё было на должном уровне гостеприимства, сердечности, такта, доброжелательности, радушия». Этот гастрольный отчет даёт возможность представить картину гастролей Анны Герман.

С каким терпением Анна реагировала на все эти неудобства, с каким спокойствием относилась к тому, что ей предоставили не тот гостиничный номер или не было возможности поужинать в ресторане...

Никто из окружающих не видел ее недовольства, а тем временем она писала в Москву своей самой близкой подруге – Анне Качалиной, редактору студии «Мелодия»: «Дорогая Аничка! Большущий тебе привет из Сочи! Мы уже 10 дней в СССР. Но только вот сегодня я выспалась и пришла в себя. Работаем много, часто по 2 концерта в день. Ребята очень просили, если смогу, – чтобы по два. Понимаю всё и стараюсь. Сижу в комнате до выезда на концерты, чтобы никого не видеть, чтобы была тишина и тогда как-то выдерживаю напряжение двух концертов. Сочи чудесный, но я бы тут никогда не смогла отдохнуть. На пляже была только раз – 5 минут. Такая уйма народу, детей, радио и разговоров, что быстро спряталась в свою комнату. Мне бы куда-нибудь в дремучий лес попасть с кусочком озера… Ну вот, пожаловалась тебе, Аничка, хоть в письме. Когда я приеду в Москву, теперь 15 августа, мы поговорим о наших записях. Из Сочи мы еще едем в Кисловодск, а потом уже в Москву. Аничка, я уже буду собираться на концерт. Не люблю летних театров – люблю в зале выступать закрытом, но прохладней, конечно, будет. До встречи в Москве – Аня» (письмо от 4 августа 1974 года).

9 августа 1974 года известная сочинская газета «Черноморская здравница» опубликовала статью под названием «Встреча с Эвридикой»: «На новую встречу с «Эвридикой» приходят тысячи сочинцев и гостей курорта. Выйдя на эстраду, хозяйка приглашает публику «принять участие в общей радости». Творчество Анны Герман, бесспорно, принадлежит к категории самого высокого искусства эстрадной песни».

7, 8, 9, 10 августа 1974 года Анне Герман рукоплескали зрители Кисловодской филармонии. А судя по отчету сопровождающей по гастролям Н. Каминской, в один из дней Анна Герман и ее коллектив были приглашены на прием в знаменитый Замок Коварства и Любви недалеко от Кисловодска. Следом за Кисловодском концерт Анны Герман состоялся в Пятигорске.

Сохранилось письмо Анны своей матери, оно датировано августом 1974 года: «Любимая мамуня! Сегодня мы выступаем в Пятигорске! Очень жаль, что вечером мы не увидим ничего из тех окрестностей, которые описывал Лермонтов». Кстати, Лермонтов был одним из самых любимых поэтов в семье Анны Герман, его поэзию очень любила мама Анны, а сама Анна является лучшей исполнительницей романса на стихи Лермонтова «Выхожу один я на дорогу».

Не случайно как раз именно этой песней заканчивается спектакль «Бэла», который поставил в Махачкале в октябре 2014 года в Кумыкском театре режиссер Осман Ибрагимов к 200-летию великого поэта…

С прозрачным налетом печали в голосе она удивительно исполнила романс «Выхожу один я на дорогу…» Она как будто оплакивала великого поэта, оплакивала и свою короткую жизнь…

В ее голосе было что-то особенное, космическое, поэтому, когда мы слышим Анну Герман – мы слышим неземной голос. В записи этого романса это очень хорошо слышно.

– Она ведь еще выступала в Ростове?

– Сохранились воспоминания Эммы Вагановны Агоповой, которая в 70-е годы была художественным руководителем Ростовской филармонии.

Она лично занималась организацией концертов: встречала певицу, показывала ей город, сопровождала на выступления и в гостиницу.

Анна попросила Эмму Вагановну отвезти её на городской рынок, где купила себе мёду. Сказала, что признаёт только натуральные продукты, а мёд помогает ей бороться с простудой, которую она часто подхватывала во время гастрольных поездок.

Анна Герман купила в Ростове и два колечка – одно себе, другое своей маме. Анна Герман общалась с молодой ростовской журналисткой Эмилией Слюсаревой.

На вопрос о том, с чего всё началось, Анна ответила, что в студенческие годы впервые выступила на свадьбе однокурсницы, где по польскому обычаю спела песню. Певица рассказала тогда:

– После автомобильной катастрофы в Милане, приковавшей на три года к постели, мне было очень трудно. И, наверное, поэтому я решила попробовать силы в композиции (Анна стала сочинять музыку, – прим. авт.). Так, на основе воспоминаний лагерной узницы № 41355 Лещинской была создана оратория «Освенцимская трагедия».

В январе 1970 года под сводами Варшавского Большого театра прозвучала эта гневная и страстная музыка...

– Последние песни для зрителей певица спела в Сочи?

– Гастроли 1980 года стали последними в жизни Анны Герман.

Вот что пишет администратор «Госконцерта» Алла Бегалиева об одном из последних концертов Анны Герман в гастрольном отчете: «6 апреля 1980 года мы прилетели в Сочи. Разместили нас в гостинице «Приморская», рядом с филармонией.

Но выступать ей пришлось в помещении цирка, что вызвало с её стороны вначале удивление, а потом решительный протест. Но в итоге долгих убеждений и уговоров со всех сторон она дала в Сочи пять концертов (8, 9, 10 апреля – в том числе два дневных).

Как всегда, её концерты прошли с аншлагом при вместимости цирка в 2500 мест. После последнего концерта её пригласили в директорскую ложу, где находился Первый секретарь краснодарского крайкома партии, первый секретарь Сочинского горкома партии. Все присутствовавшие в ложе товарищи поблагодарили Анну Герман за её высокое мастерство эстрадной певицы и выразили пожелание чаще видеть её на своих площадках».

И еще из воспоминаний Аллы Бегалиевой: «В Сочи администрация филармонии с трудом уговорила Анну выступать в цирке. Мы с Аней недоумевали: как артистке такого жанра работать на цирковой арене? Но она не испугалась, и концерты состоялись.

Никогда не забуду, как Аня запела «Балладу о матери», там потрясающие слова: «Ну как же без вас мы, да что вы надумали, мама? И кто нам, матуся, расскажет теперь про весну?» – все зрители сочинского цирка плакали…

Анна стояла в луче прожектора, на цирковой арене, тишина гробовая, зал замирал от её голоса.

Это невозможно передать словами – это нужно было слышать!

А больше всего в той программе мне нравилась песня «Старый артист». С каким чувством и драматизмом она её исполняла! До сих пор в моей памяти звучат интонации Анны!

Как жаль, что гастроли тогда были прерваны из-за болезни и она не записала эту песню в студии.

Теперь нет возможности услышать ее еще раз. Как сейчас помню, я спросила ее: «Аня, а эта песня у тебя есть на пластинках?» Она ответила: «Алла, вот я приеду в следующий раз, запишу новые песни и «Старого артиста» – обязательно!»

 

Те гастроли оказались последними в жизни Анны. Жители Сочи были последними зрителями, которые рукоплескали этой великой певице.

Именно в этом городе состоялась премьера песен «Баллада о матери» и «Старый артист», которым так и не суждено было быть записанными в студии…

Чудом сохранилось несколько фотографий с приёма, который состоялся после одного из последнего концертов Анны Герман в Сочи – за кулисами в кабинете много людей, накрыт стол, суетятся фотографы, местные чиновники поднимают рюмки с коньяком за здоровье и успех Анны, а она сидит в кресле, на столе перед ней – чашка чая. Анна здесь уставшая, почти без сил, но как всегда – внешне абсолютно спокойная.

Такой ее и запомнили зрители ее последних концертов.

– Как Вы познакомились с семьёй Анны?

– Мы познакомились в Москве в 2001-м на вечере памяти Анны в Политехническом музее. Вскоре я получил приглашение приехать в Варшаву. Это была незабываемая поездка. Больше месяца я жил бок о бок с её родными – мамой, мужем и сыном. Работая с домашним архивом Анны, я собрал обширный биографический материал (фото, аудио). В 2003 году семья Анны приехала в Москву на торжества по случаю открытия аллеи Анны Герман и закладки именной звезды на Площади звёзд.

– В поисках следов Анны Герман Вы ведь объездили многие города и страны?

– Важно сохранить не только саму память об Анне, но и документальные подтверждения её гастролей, её жизни. Одна из первых моих поездок была в Польшу, я посетил Вроцлав – город детства Анны, костёл, в котором она впервые спела на публике. Я жил в Варшаве в доме певицы, ещё была жива её мама Ирма, с которой мы целый месяц очень тесно общались. Недавно я побывал в Казахстане в городе Джамбул (Тараз), там Анна и её мать жили в конце войны. Ездил в Киргизию, нашёл немецкий посёлок Орловка, в котором будущая звезда пошла в школу. В подвалах этой школы среди мусора нашлись уникальные документы...

Во время гастролей с концертами памяти Герман мы иногда выступали в тех залах, где когда-то пела Анна...

Это ощущение не передать словами: прошли годы, и зрители, которые видели когда-то Анну, теперь пришли слушать песни из её репертуара.

– Вы являетесь президентом Международного клуба поклонников Анны Герман...

– Это, скорее, сообщество поклонников. Началось всё с маленького общества в районной библиотеке, которое позже разрослось до международного уровня. Сделано уже очень многое: проведено огромное количество концертов памяти Анны Герман в разных городах бывшего Союза.

Мы сотрудничаем с фестивалем имени Анны Герман, проводимом в Польше. 14 февраля, в день рождения певицы, мы организовали выставку в Калининграде. На очереди поездка на Кубу, где пройдут несколько вечеров памяти Анны Герман.

– Над чем Вы сейчас работаете?

– Сейчас я готовлю к изданию книгу «100 воспоминаний об Анне Герман». Это уникальный труд, в котором собраны мемуары поэтов, композиторов, фотографов, журналистов, близких друзей.

Через призму этих воспоминаний читателю откроется Анна Герман глазами очевидцев. Это живая история.

Пока собирал материалы для книги, многие люди ушли из жизни: Валентина Толкунова, Эдуард Хиль, Анна Качалина...

Теперь их слова останутся только на страницах книги. Для меня ценна и интересна любая мелочь.

– У Вас обширная коллекция?

– Удалось сохранить и собрать довольно многое: более 400 записей Анны, видео, более 2000 фотографий, огромное количество статей.

Наиболее ценное – письма Герман друзьям, её записки, клавиры песен, автографы, документы «Госконцерта» о гастролях певицы и паспорта записей из студии «Мелодия». Есть личные вещи Анны Герман – несколько нарядов, концертные туфли, украшения... Может быть, когда-то в Москве откроем музей, хотя это сделать сложно.

– Анна обладала драматическим артистическим даром, показывая трагизм, безутешное горе и глубокое отчаяние. Училась ли она этому или это дала ей природа?

– Здесь я позволю себе не согласиться. В исполнении Анны Герман мы слышим трагизм только потому, что мы знаем о ее трагической судьбе.

Но Анна не пела автобиографичных песен.

Я не раз проверял реакцию людей на записи Анны Герман, людей, которые не знают, кто эта певица. И ни у кого не создавалось ощущения трагедии.

Я слышу в исполнении Анны Герман неохватную глубину, мудрость, мощный внутренний посыл – все это заставляет слушателя думать, обращаться внутрь себя.

Сначала это может показаться грустью, но это – лишь отклик нашей души.

– Расскажите о ее последних днях и песнях…

– Последней песней Анны Герман стали молитвы – слова из Библии.

Анна воспитывалась в религиозной семье, ни одно дело в жизни не начинала без молитвы.

И в конце жизни ее душа попросила духовной поэзии – она нашла слова для своих новых песен в Библии.

Слова псалма Давида «Господь – Пастырь мой» высечены на ее надгробии…

– Как биограф певицы Вы проделали огромную работу, какие архивные материалы Вам удалось обнародовать впервые?

– За 15 лет поисков удалось найти очень многое: около 2000 фотографий, оригинальные письма Анны Герман.

Совсем недавно мне в руки попали настоящие раритеты 1943 года: школьные классные журналы, где проставлены школьные оценки Анны Герман в первом классе.

Эта находка обнаружилась в Киргизии, в селе Орловка, куда я специально ездил с исследовательской целью.

– С какими сложностями в работе Вам пришлось столкнуться?

– Самое сложное было найти людей, которые обладают достоверными и документально подтвержденными сведениями…

Увы, время уходит и уносит с собой и людей, и документы, и воспоминания…

P.S. Мы обращаемся к читателям журнала с просьбой присылать на электронный адрес: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript имеющиеся фотографии и воспоминания очевидцев выступлений Анны Герман.

Всё это будет передано биографу певицы.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

©НАНА: литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт журнала «Нана» обязательна.