Для восстановления архива, сгоревшего в результате теракта 04.12.2014г., редакция выкупает номера журнала за последние годы.
http://www.nana-journal.ru

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН

Пресс-эстафета "ЧР - ДОМ ДРУЖБЫ"


Необъективный взгляд дилетанта, или «чувство цели» Печать Email

Рашид Юнусов

Именно в информационном пространстве, где идут бесконечные войны всех со всеми, решаются сегодня и будут решаться в будущем судьбы государств и этносов. И те нации, которые окажутся не в состоянии выдержать экзамен, обречены остаться в прошлом. У них нет будущего. Как не стало его в свои времена у многих народов.

Удивительное дело, когда мы начинаем говорить о будущем нашей нации, разговор почему-то всегда сворачивает на тему нашего прошлого. При этом историческое прошлое чеченского народа (исключительно тяжелое во всех отношениях) парадоксальным образом проецируется на его будущее, которое оказывается таким же беспросветным. Недаром широкое распространение получило мнение, что при жизни едва ли не каждого поколения мы становимся жертвами войны, геноцида и других бедствий.

Между тем, даже практический опыт подсказывает нам, что проблемы и кризисы естественны для жизни любой нации, история каждой из которых состоит из череды проблем и поиска путей их разрешения. И получается, что другие народы смотрят в будущее, пытаясь отыскать в своем прошлом подсказки для построения мостов в это самое будущее, мы же, чеченцы, обращены в прошлое с одной единственной целью – найти в нем силы и стойкость для того, чтобы выдержать очередной удар судьбы.

Несмотря на огромные усилия Главы республики, тема «чеченской агрессивности» продолжает муссироваться в мировых СМИ и кинематографе, особенно когда речь идет о конфликтах глобальных систем (Сирия, Ирак, Мали, Афганистан, Украина). Следовательно, мы, общественность, где-то не дорабатываем, а значит, нужно искать новые решения, ибо это влияет на отношение разных народов к чеченскому этносу, мотивируя его дискриминацию.

В то время как другие народы ищут индивидуальные решения для каждой проблемы и постоянно работают в этом направлении, не боясь обнажить свои болячки, – мы даже не стараемся критически осмыслить свое прошлое. Фактически это означает сокрытие своих недостатков и недооценку проблем прошлого и настоящего, без решения которых невозможно  построить надежное будущее.

Мы превратили себя в народ, живущий на развалинах прошлого, не желая извлекать уроки из него. Вместо тщательного анализа истории, хотя бы времен Кавказской войны и Шамилевского имамата, мы предпочли любоваться колоритными фигурами прошедших эпох, гордость за деяния которых помогала успешно преодолеть горечь поражения и исторического провала.

Мы гордимся своим умением физически выживать в самых жестоких условиях, в то время как другие, благодаря вовремя усвоенным урокам прошлого, учатся строить комфортное настоящее и перспективное будущее, успешно преодолевая не менее жестокие условия реальности.

В качестве одного из самых успешных проектов создания независимого государства можно указать на страну, 96% территории которой относится к категории полусухих, сухих, и сверхсухих земель, а отношения со всеми ближайшими соседями представляют собой нескончаемую череду конфликтов и войн. Это нынешний Израиль, который для многих его граждан даже не родина, а гостеприимный дом, удобное место работы, комфортная площадка для творчества. В этой стране, с момента ее возникновения живущей в условиях военного времени, тем не менее, созданы условия, позволяющие ее гражданам успешно реализовывать свои способности, на государственном уровне признается важность семейных ценностей и хорошего образования, право свободно мыслить и добиваться общественного признания. Жизненный настрой израильтян и отсутствие формализма в подходе к жизненным проблемам во многом обусловлены принятым в их среде уважением ко всему, что связано с высоким интеллектом.

При всех своих проблемах (а их и у израильского общества, и у самого государства Израиль вполне хватает) – евреи обладают очень важным качеством (и оно же – преимущество перед другими народами) – это чувство цели. Граждане Израиля могут не иметь изобилия или спокойной жизни, но все они объединены единой целью – поддержание национального очага, и, следовательно, у них есть очень серьезный мотив для активной жизненной позиции. Израильтяне в массе своей готовы не только воевать за будущее своей страны (это они доказали во многих арабо-израильских войнах), но и каждодневно трудиться во благо не только себя и своей семьи, но и во благо государства, в котором они живут. У Израиля нет нефти, дефицит плодородных земель, воды и нет ни одной границы, через которую можно вести мирную внешнею торговлю. Все материальные ценности Израиля создает армия свободных людей – предпринимателей. А результаты их труда поистине впечатляют. В стране, где почти нет плодородных земель, сельское хозяйство является столь прибыльным, что может конкурировать по этому показателю с промышленностью. Еврейская национальная черта – стремление улучшить то, что у тебя уже есть – заставляет израильтян неустанно двигаться вперед. Создание новой компании или работа в сфере новых технологий стали наиболее приветствуемой и распространенной практикой в жизни рядового гражданина этой страны. Израиль, свято чтящий свое прошлое, начиная с эпохи пророков и первого завоевания Палестины, устремлен в будущее, что разительно отличает его от ближайших соседей, духовно обращенных в прошлое. В той же Саудовской Аравии, Эмиратах и других арабских странах так же кипит предпринимательская деятельность, только вот основана она на нефтедолларах и труде иностранных рабочих, в то время как коренные жители этих государств в массе своей предпочитают жить на дивиденды. Сосредоточенность на прошлом как нельзя лучше выражена словами одного из современных арабских шейхов: «Мой дедушка ездил на верблюде, я вожу «Мерседес», мой сын ездит на «Land Rovere», его сын тоже будет ездить «Land Rovere», а его сын будет ездить на верблюде».

Трудно осознать, какие колоссальные интеллектуальные ресурсы уничтожаются во всем мире из-за отсутствия свободы, в том числе свободы мысли и слова. Миллионы человеческих жизней, миллиарды бесценных часов, дней и лет бездарно растрачены и продолжают расходоваться на бессмысленную схоластику. Нам кажется, что эпоха рабства и крепостничества осталась в далеком прошлом, но это применимо только к физическому рабству. Рабство другого рода – экономическое, политическое, интеллектуальное – незримо присутствует в нашей жизни, ограничивая нас в выборе жизненного пути. Свобода – удивительная вещь. Экономическая, политическая, интеллектуальная свобода, ненасильственная конкуренция равных перед законом граждан способны создавать такие богатства и совершать такие чудеса, которые не могут обеспечить ни нефтяные и газовые богатства, ни монополия на инфраструктуру, информацию, власть, ни избирательное насилие, ни массовый террор. Сегодня рыночные отношения объективно подменяют роль подлинных ценностей, в то время как благородные стремления прошедших поколений продолжают формировать наши ожидания.

Сегодня подавляющее большинство чеченцев готовы воевать за свою родину. Но вот есть ли у них желание и возможность применить все свои способности у себя на родине? Насколько они способны трудиться во имя будущего нации (а не себя лично)? Вот вопросы, на которые, как кажется, нет однозначного ответа.

Самое время вспомнить, что не существует реальности, не зависимой от мышления современников. Так же, как и будущее во многом зависит от представления о нем живущих сегодня.

Будущее могут построить только люди, осознанно идущие к цели, которую они считают достойной во всех отношениях. Все разговоры об объединении нации бессмысленны, если нет идеи, способной объединить всех. Без консолидирующей идеи мы уподобляемся тем, кто строит крышу прежде, чем заложить фундамент и возвести стены.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

©НАНА: литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт журнала «Нана» обязательна.
Поддержка сайта