Для восстановления архива, сгоревшего в результате теракта 04.12.2014г., редакция выкупает номера журнала за последние годы.
http://www.nana-journal.ru

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН

Пресс-эстафета "ЧР - ДОМ ДРУЖБЫ"


Сосед по дому лучше брата вдалеке Печать Email

М.М. Губзаев, начальник информационно-аналитического отдела Министерства ЧР по национальной политике, внешним связям, печати и информации

Интерес к истории взаимоотношений народов России в последние годы заметно вырос. В печать все чаще просачивается то, что до сих пор замалчивалось, обнародуются документы, хранившиеся за «семью печатями».

В силу ряда как объективных, так и субъективных причин история чеченского народа подверглась наиболее сильной фальсификации. Усилиями достаточно большой группы преследующих отнюдь не благие цели политиков, писателей, учёных и журналистов прошлое чеченцев искажено, обществу навязан искусственный образ врага, слепленный на основе откровенной клеветы и фальсификации и используемый в качестве перманентного «громоотвода».

Правду об истории и культуре чеченского народа невозможно раскрыть, не разоблачая клеветников, не называя имена недобросовестных авторов, которые на протяжении долгого времени не оставляют попыток очернить чеченцев, осквернить доброе имя народа – к слову говоря, третьего по численности коренного народа Российской Федерации…

 

Свидетели истории

 

Чеченцы – древний народ Кавказа. Они имеют богатую и славную историю, уходящую корнями вглубь веков. Они были свидетелями и участниками многих событий, проходивших в крае и на обширных просторах России. Однако об активной роли чеченцев в судьбоносных событиях, их истинных нравственных качествах, патриотизме и интернационализме, если до сих пор и говорилось, то вскользь. Многие находятся в неведении или введены в заблуждении. Отчасти связано это и с теми трагическими событиями, которые происходили в регионе на рубеже XX-XXI веков, и с той необъективной интерпретацией случившегося, которая имело место быть и в отдельных СМИ, и исторической литературе.

Чеченцы, тесно взаимодействуя с культурами народов России, через века пронесли свои этнокультурные особенности: язык, обряды, обычаи, традиции, общественное устройство, духовно-нравственные ценности. Российско-чеченские взаимоотношения имеют многовековую сложную, противоречивую историю, и не всегда эти отношения складывались просто.

Одновременно с совместными военными походами устанавливались дипломатические отношения северокавказских владетелей с Москвой. В 1567 году русскими была воздвигнута крепость у места впадения Сунжи в Терек. С этого времени, как принято считать, начинают складываться обширные русско-чеченские политические связи.

Древняя Русь находила поддержку со стороны коренных народов Северного Кавказа (прежде всего чеченского, как крупнейшего автохтонного этноса в регионе) в борьбе с Хазарией, полчищами татаро-монголов, а в более позднее время, в период Смуты начала XVII века, в защите страны от польских захватчиков. Указанный период истории отражён и в литературе, в частности, Загоскиным в произведении «Юрий Милославский или Русские в 1612 году», где упоминается историческая личность – чеченец князь Дмитрий Мамстрюкович Черкасский как один из главных вдохновителей борьбы с польской интервенцией.

Чеченцы вместе с другими народами Кавказа оказывали помощь русским войскам в разгроме агрессоров. Когда, например, в 1735 году крымский хан вторгся в пределы Северного Кавказа, чеченцы разгромили противника и в честь этой победы построили башню Хан-Кала, а само ущелье, где произошло сражение, назвали Ханкальским.

В Отечественной войне 1812 года активное участие принимал Александр Чеченский, близкий друг героя Отечественной войны Дениса Давыдова. Пройдя славный боевой путь, громя наполеоновских захватчиков, А. Чеченский дослужился до чина генерал-майора русской армии. Он был награждён орденами Святого Владимира II-ой степени и Святой Анны II-ой степени с алмазами.

Со второй половины XVIII в. колонизаторский характер продвижения России в Чечню приобретает всё более явные очертания. И горцы поднимаются на национально-освободительную борьбу против царизма. Наиболее яркими событиями в этом ряду были восстание шейха Мансура (Ушурма) в конце XVIII в. и участие чеченцев в антиколониальной войне против царской России под знаменами имамата Шамиля в XIX веке. Несмотря на это, можно привести немало примеров совместного русско-чеченского боевого братства против иноземных врагов. Царским генералом был, например, чеченец Батай Шахмурзаев. В Крымской войне 1853-1856 годов отличился в боях против войск Франции, Англии и Турции офицер царской армии Арцу Чермоев. А его сын Абдул-Меджид Чермоев позже служил в личном конвое императора Николая II.

Примечателен исторический факт пленения юного Багратиона воинами шейха Мансура. Когда царские офицеры предложили за раненого Багратиона большой выкуп, лидер повстанцев ответил: «Мы героев не продаём и не покупаем», и молодой офицер был освобожден без выкупа. В последующем Багратион стал прославленным русским полководцем. Будучи сами людьми внутренне свободными, чеченцы всегда умели ценить и свободу других.

Когда в Российском государстве стали устанавливаться крепостнические порядки, чеченцы принимали у себя беглых русских крестьян. Сами чеченцы никогда не знали унизительных форм рабства внутри своего общества. Несмотря на ожесточённый характер Кавказской войны, чеченцы уважительно относились к достойному противнику. Если к палачу мирного населения, коварному и жестокому в обращении с кавказцами генералу Ермолову отношение чеченцев было презрительным, то, например, к генералу Слепцову, который бескомпромиссно сражался против мюридов, отношение было уважительным, так как он по отношению к женщинам, детям и старикам вёл себя благородно. Вообще, толерантность чеченцев проявлялась, помимо всего прочего, и в том, что они давали своим детям имена – названия других народов: Г1умки – Кумык; 1айнди – Андиец, Чергз – Черкес; Гуьржи – Грузин; Герман – Немец, Финлянд – финн и т. д.

В итоге длительной кровопролитной войны чеченский народ потерял более половины своего численного состава. Царской России удалось сломить сопротивление горцев. Власть при этом сделала ряд уступок чеченцам. Так, крепостнические порядки не были распространены на население Чечни, чеченцев не рекрутировали в армию. Тем не менее, уже в 70-х годах XIX века чеченские всадники-добровольцы отважно сражались с внешними врагами России во всех крупных войнах.

Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов горцы Северного Кавказа приняли активное участие в сражениях с османскими войсками. Царский генерал чеченец Эрисхан Алиев накануне русско-японской войны 1904-1905 годов командовал 2-м Западно-Сибирским корпусом, а во время войны даже замещал временно выбывшего из строя командующего армией генерала Линевича.

На фронтах Первой мировой войны чеченцы отменно сражались против немецких, турецких и австро-венгерских войск. Из чеченцев был сформирован отдельный полк в составе Кавказской туземной («Дикой») дивизии. Офицерами в этой дивизии были горцы, а её командиром был назначен брат императора Николая II Великий князь Михаил Александрович. Интересная деталь: личную охрану Великий князь набирал из чеченцев.

В период гражданской войны чеченцы в подавляющем большинстве были по одну сторону баррикад с большевиками, вместе с грозненскими рабочими и Красной Армией, что, однако, не спасло их от массовых репрессий, охвативших страну в 20-30 годах XX века.

Воины-чеченцы проявляли мужество и в советско-финской войне, и в борьбе с фашистскими захватчиками на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, и при разгроме милитаристской Японии. Маленькая Чечено-Ингушетия дала фронту более 40 тысяч солдат и офицеров, в том числе более 12 тысяч добровольцев. 56 уроженцев республики были удостоены звания Героя Советского Союза. Только в защите Брестской крепости приняли участие почти 400 чеченцев. Более 120 тысяч жителей ЧИАССР участвовали в возведении оборонительных сооружений на Тереке в 1942 году. Тысячи сынов и дочерей Чечни были награждены боевыми орденами и медалями.

Тем не менее, в феврале 1944 года по обвинению в объективно невозможном массовом сотрудничестве с немцами (Чечня не была оккупирована) чеченцы подверглись поголовной депортации с ликвидацией их автономии, лишением элементарных конституционных прав и свобод по национальному признаку. После осуждения культа личности И.В. Сталина Чечено-Ингушская АССР была восстановлена (1957 г.), после 13 лет сталинско-бериевской ссылки чеченцы получили право возвратиться на историческую родину. В 1991 году Верховным Советом России принят Закон о реабилитации репрессированных народов, однако ни в отношении чеченцев, ни в отношении других народов, ставших жертвами преступной сталинской политики, он не реализован в полной мере по сей день.

 

Переворот

 

В 1991 году в ЧИАССР был совершен государственный переворот, явившийся начальным звеном в цепи последующих трагических событий, которые привели к выводу народа республики из экономического, политико-правового, информационного поля России и ввергли его в пучину братоубийственной войны.

В августе 1999 года банды террористов под командованием Ш. Басаева и Хаттаба вторглись в Дагестан, провозгласив своей целью создание единого мусульманского государства на Северном Кавказе. Федеральные войска вытеснили экстремистов в Чечню и вошли на её территорию для окончательной ликвидации бандитских формирований осенью 1999 года. Началась масштабная вторая «чеченская кампания», приведшая к огромным людским потерям. Она сопровождалась системными нападками на чеченцев в СМИ, целенаправленной фальсификацией их истории, глобализацией пресловутого «чеченского следа».

После Бесланской трагедии 2004 года Президент РФ предостерёг политиков и журналистов от поиска какого-либо «национального» (читай – чеченского) следа. Однако по сию пору в публикациях некоторых российских СМИ чеченцы и Чечня фигурируют как едва ли не главный источник всех российских бед. Необъективные, откровенно провокационные материалы этих изданий становятся важным идеологическим, пропагандистским инструментом в руках тех, кто противится процессу стабилизации на Кавказе и в России в целом. Действуя в рамках этих крайне неблагоприятных реалий, руководству Чечни при поддержке федерального центра удалось добиться возвращения республики к миру и правопорядку, начать ликвидацию последствий двух войн.

Разруха к настоящему времени преодолена, успехи в возрождении республики признаются даже недругами России. Не преодолена, однако, посеянная античеченской пропагандой «разруха» в головах. Она препятствует признанию очевидных фактов, прежде всего, того примера, который явили сами чеченцы в процессе восстановления республики, отстаивания целостности России, в укрепление стабильности на ее южных рубежах. Только за последнее десятилетие более 20 чеченцев удостоены высокого звания Героя России (из них 8 посмертно), тысячи награждены орденами и медалями. В рядах вооружённых сил, милиции и других силовых структур России в настоящее время служат более 20 тысячи чеченцев, из них только генералов – 10. Защищая целостность России, МВД Чечни понесло огромные потери, погибли и получили ранения сотни глав администраций населенных пунктов и мусульманских религиозных деятелей. Однако об этой стороне контртеррористической операции на Северном Кавказе псевдопатриоты России предпочитают не упоминать. Продолжается навязывание несостоятельной теории о невозможности совместного проживания одних народов России с другими, а также о том, что в силу указанной причины в течение всей истории соприкосновения русских и чеченцев с небольшими перерывами продолжалась русско-чеченская «тотальная» война.

 

Эпос

 

В героическом эпосе чеченцев «Илли», да и вообще в чеченском фольклоре воспеваются – как лучшие человеческие качества – верность дружбе, уважение достоинства другого народа и отдельного человека, к какой бы национальности он ни принадлежал. Ни в одном из творений устного народного творчества не встретить и намека на враждебность или нетерпимость по отношению к другим людям, народам.

Среди чеченцев широко распространен был такой обычай, как побратимство. Побратимы, сохраняя верность дружбе, делили удачи и неудачи, радости и горе. Эти взаимоотношения двух людей передавались нередко из поколения в поколение, как бы по наследству. В одном предании рассказывается о том, как однажды чеченец Мехка Астби решил навестить старинного друга – черкеса. Он приехал, а того уже нет в живых. Вместо него гостя радушно, с почестями встречает его сын, который узнал друга отца. Пир в честь гостя – друга отца – продолжался три дня.

В русской дореволюционной литературе обычай побратимства известен как куначество. Высоко ценил и поддерживал его великий писатель Л.Н. Толстой. Известна и его трогательная дружба с чеченцем Садо Мисербиевым.

Писатель А. Кулебякин написал рассказ «Кунаки» на основании факта, действительно имевшего место в 1846 году. «Молодой казак Влас Фролов из станицы Червленной от загрязнения раны должен был потерять ногу. Во избежание «антонова огня» и смерти врачи грозненского военного госпиталя решили отрезать ему ногу. У Фроловых были кунаки – чеченцы Эрисхановы, куначество которых переходило из рода в род... Эрисхан почти выкрал своего умирающего друга из госпиталя и отправился с ним в станицу Червленную. Друг Эрисхана, искусный лекарь Юсуф, после многих бессонных ночей не только спас Власа от смерти, но и вернул его в строй. Когда опасность миновала, отец Власа Ефим отблагодарил своих кунаков, а Эрисхану сказал: «Ты – мой верный друг, и я тебя люблю!». Эрисхан крепко пожал руку старому Ефиму и с глубоким чувством ответил: «Спасибо, Ефим. Пусть это слово наши внуки скажут».

Возможно ли такое сегодня?

В трагические дни второй чеченской военной кампании жительница г. Шали Зарган Эпендиева спасла жизнь российскому военнослужащему. Она заслонила бойца собой, чеченку прошила автоматная очередь, сделав ее инвалидом на всю жизнь. Случилось это в ноябре 2000 года. «Я ни о чем не желаю, я и сегодня поступила бы точно так же», – признается Зарган. Она помнит и слова спасенного ею бойца: «Мать, не умирай! Ты должна жить!».

Соседи

 

По исламу, каждый, кто живет от тебя не далее, чем в 40 дворов-домов, – твой сосед. Религия Аллаха предписывает жить в мире и согласии со своим соседом, поддерживать, помогать ему в добрых делах. Чеченская пословица гласит: «Сосед под боком лучше родного брата, живущего вдалеке». Он, сосед, первым приходит на помощь, если в доме беда или горе. Он ставит на место того, кто за твоей спиной наговаривает или клевещет на тебя. Он же ненавязчиво подсказывает, что и как делать, если проблемы возникают у тебя в семье. И он никогда не обсуждает эти твои неурядицы с другими. И не важно, кто он, этот твой сосед, какой национальности или вероисповедования.

Вопреки наиболее распространенной точке зрения, чеченские поселения ни раньше, ни сегодня не являются мононациональными. Да, представителей других народов в этих селах и городах сейчас проживает намного меньше, чем, скажем, в советские годы. Но они есть, и их немало. Во втором по величине чеченском городе Урус-Мартан, например, со стародавних времен есть кварталы, в которых большинство составляют аварцы или лакцы, а соседи у них – чеченцы, осетины, русские…

«Чечня – это моя жизнь, моя Родина, – говорит участковая медицинская сестра тубдиспансера Урус-Мартановской ЦРБ Алла Кузьмичкина. – Я – родом из Червленной».

Станица Червленная – поселение, заложенное гребенскими казаками на берегах Терека. Летом 1837 года через нее проезжал Михаил Лермонтов. Здесь же написал «Казачью колыбельную песню».

«Раз – это было под Гихами, мы проходили темный лес…». А эти лермонтовские строки о чеченском селении, в котором Алла Кузьмичкина появилась на свет. Мир и в самом деле тесен, и жители Чечни убеждаются в этом, может быть, чаще других. «Бывает так, – рассказывает Алла, – я приезжаю в отдаленное село по делу, а меня узнает кто-то из стариков-чеченцев. Он ведет меня к своему дому: «Смотри, этот дом мне помог построить твой отец!».

По соседству с Аллой живет семья Сулимана Джумаева, в которой все дети называют ее «жима нана» («младшая мама»). Это одна из общепринятых у чеченцев форм проявления уважения. Дети могут называть свою бабушку, например, «йоккха нана» («старшая мама») или просто «наной». Родная мама в таких случаях становится «жима нана».

Там же, в Урус-Мартане, врачом-стоматологом работает Мария Ивановна Маслова. В Чечне она с 1965 года. Приехала сюда с мужем, Юрием Николаенко, инженером по профессии. Тогда же познакомилась с чеченкой Зулай Багаевой. На одном предприятии работали и мужья молодых женщин. И без малого полвека уже дружат семьями. По словам М. Масловой, во время бомбардировок спасали ее именно чеченцы-соседи, укрывая в подвалах.

Драматична судьба немца Магомеда-хаджи (Вилли) Вайсерта. Он родился в 1930 году в селе Листовка на Украине в немецкой семье, в сентябре 1941 года вместе с родственниками был депортирован в Казахстан. Работал в колхозе, учился в ФЗО, затем трудился на шахте, в геолого-поисковой партии. В 1956 году переехал на постоянное место жительство в Чечено-Ингушетию. Магомед-хаджи вспоминал: «…При каких обстоятельствах я пришёл к осознанию, что именно свяжет мою судьбу с судьбою Чечни? Представьте: повлияла вовсе не горькая участь спецпереселенца из немецкой колонии в селе Листовка, что в Запорожье. Не потеря родных и близких. Не то, что я, пылинка из могучей бури слёз и горя, заброшен злобной стихией в казахстанскую глубинку. Моя участь и участь целого народа, хотя и переплелись, существовали как бы раздельно: немец в ту пору ассоциировался с фашизмом, навязавшим СССР войну, чеченцы – изгои сталинщины, опальная нация».

Вайсерт в ссылке увидел, как чеченцы ревностно держатся за свою веру, язык, культуру, обычаи, принял ислам и женился на чеченке. При этом всегда подчеркивал, что он – из третьего поколения немцев, некогда перебравшихся из Германии в Россию. В Чечне к нему прислушивались, в том числе и потому, что он чеченцев с их достоинствами и недостатками знал и изнутри, и как бы со стороны.

Магомед-хаджи Вайсерт умер в 2002 году. У него осталось восемь взрослых детей (четверо сыновей и четверо дочерей ) и 34 (!) внука. В чеченском селении Мелчхи, где он жил, его именем названа улица. Главой администрации сельского поселения является старший сын Магомед-хаджи – Муса Вайсерт.

Больше 60 лет жил среди чеченцев и ингушей Василий Федорович Русин. После техникума он поехал по собственному желанию в горный Галанчожский район Чечни, остановился в семье Хасана Садаева. С того времени Василий, считая Садаевых родственниками, поддерживал с ними постоянную связь.

В 1957 году, когда из ссылки вернулись чеченцы и ингуши, Русин работал министром сельского хозяйства Грозненской области и оказывал им немалую помощь в трудоустройстве, в решении других проблем…

Незадолго до первой чеченской войной Русины уехали из Чечни. Однако характер и устои семьи до сих пор остаются чеченскими. «Живя среди чеченцев, я вобрал в себе сполна их характер и привычки. Я до сих пор живу по этим устоям. Во мне то, что было в 70-80 годах, и я вижу, что этого у вас – молодых – нет. Извините, но вы – не те чеченцы, вы – другие. Вы от своей истории отдаляетесь и тянетесь к цивилизации. Поэтому вы забываете свою культуру и традиции», – пишет В. Русин.

Книгу о чеченских традициях и их характерных чертах под названием «Достоинство гордых. Моя жизнь с чеченцами и ингушами» Василий Русин издал в начале 2006 года. Знание культуры, обычаев и языка чеченского народа на деле было наглядной демонстрацией уважительного отношения к народу, ее истории, религии и традициям.

Вот такие они, русские, живущие в Чечне, знающие ее изнутри. Да и их называют за пределами республики не иначе, как «чеченцами».

 

Одна семья

 

В республике живут и трудятся представители более 30 национальностей: русские, кумыки, аварцы, ногайцы, ингуши, турки-месхетинцы, татары, азербайджанцы, армяне, украинцы... Одних – десятки тысяч, других – сотни, а то и десятки. Будь чеченцы от природы такими кровожадными бандитами, какими их рисуют некоторые СМИ и политики, этих нацменьшинств в Чечне не было бы вообще. Межнациональный мир и согласие в республике сохраняются, вопреки гнусным измышлениям кавказофобов и чеченофобов различных мастей. Власти ЧР всемерно содействуют всему тому, что направлено на сохранение каждым этносом своей национальной самобытности, своего языка, культуры. На сегодняшний день в республике функционируют 14 национальных общественных объединений.

Так, в селах Виноградное и Брагуны действуют два кумыкских национальных культурных центра. В станице Наурской работают русский культурно-просветительский методический центр, казачий культурно-просветительский методический центр, местная национально-культурная автономия турков-месхетинцев «Турецкая община», турецкий культурно-просветительский методический центр. В станицах Червленная и Дубовская постоянно открыты двери двух казачьих культурных центров, в селении Кенхи функционирует аварский национальный культурный центр. В станице Щелковская работают русский культурный центр, местная национально-культурная автономия «Ногайский народ», местная национальная культурная автономия татар, в станице Гребенской – татарский национальный культурный центр, в селе Сары-Су – ногайский национальный культурный центр. В Грозненском сельском районе располагается местная национально-культурная автономия казахов «Азамат». Что удивительно, это общественное объединение создано исключительно по инициативе женщин-казашек, соединивших свои судьбы с чеченцами и постоянно проживающих в республике.

Руководители национально-культурных и общественных объединений являются членами Общественных этнических советов при администрациях районов, избраны членами Ассамблеи народов Чеченской Республики.

Республика, несмотря на испытания недавнего прошлого, живет насыщенной культурной жизнью, и активное участие в ней принимают представители всех национально-культурных центров малых народов. Самодеятельные творческие коллективы этнокультурных центров – постоянные участники межрегиональных фестивалей.

Так, недавно прошли сразу три фестиваля народного творчества межрегионального уровня. В них приняли участие коллективы народного творчества со всех регионов Юга России. Традиционным является и ежегодный фестиваль культуры и искусств народов, посвященный Дню народного единства. Его девиз: «Чеченская Республика – Дом дружбы».

Два года назад в Грозном состоялся Культурный форум по вопросу государственной поддержки национальных меньшинств, в котором приняли участие высокие федеральные и региональные чиновники. В итоговом документе мероприятия записано: «Участие в форуме делегаций из всех субъектов СКФО является свидетельством понимания нашей культурной общности. Многообразие культур народов, населяющих Северный Кавказ, является уникальным богатством, и государство обязано уважать этническую, культурную, языковую и религиозную самобытность народов и создавать для этого соответствующие условия».

На всех мероприятиях с участием представителей малых народов размещаются многочисленные экспозиции, рассказывающие о жизни, быте и культуре русского, татарского, ногайского, аварского, кумыкского, казахского, турецкого народов и казачества… Национально-культурные центры республики поддерживают постоянные связи с другими регионами России и соплеменниками.

Миннац республики еще в 2004 году при активном участии ведущих учёных Академии наук ЧР и республиканских вузов разработал проект Концепции государственной национальной политики Чеченской Республики. А Рамзан Кадыров, возглавив регион, своим первым указом утвердил этот документ, направленный на укрепление единства народов Чечни, сохранение их самобытности.

В целях реализации Концепции министерством разработаны республиканские программы «Возвращение русского и русскоязычного населения в Чеченскую Республику на 2011-2013 годы» и «Национальное развитие и межнациональное сотрудничество в Чеченской Республике на 2011-2013 годы», Закон «О национально-культурных автономиях Чеченской Республики».

 

«Шариатизация»

 

Не знающие ситуацию в Чечне все еще протаскивают в различные СМИ свои «опусы» с неадекватными суждениями и выводами. То, что они называют, например, «шариатизацией», является характерным для многих мусульманских регионов России процессом исламского возрождения. Кроме того, этот процесс никак не ущемляет представителей других народов и религий. Республика предпринимает неординарные шаги для гармонизации межнациональных отношений, не выпуская из поля зрения ничего из того, что способно вызвать чувство дискомфорта у отдельных групп населения. Результаты, как и возрожденный Грозный, увидеть может каждый.

Так, в республике действуют несколько православных храмов. Перечислю их: православная церковь Михаила Архангела в столице республики; храм святого благоверного князя Димитрия Донского в Ханкале; храм Михаила Архангела и храм Рождества Христова в станице Наурской; храм святой великомученицы Варвары в станице Шелковской; часовня святого великомученика Георгия в станице Калиновской; храм святого благоверного князя Александра Невского в селе Курчалой; православный храм в станице Ищерская. В г. Грозном функционируют также часовня и молитвенная комната в Доме престарелых.

Руководство республики оказывает финансовую и иную помощь православным, в том числе в организации паломничества делегации православной молодежи по святым местам в России, в посещении бывшими жителями республики могил своих родственников. При этом для поддержания порядка на православных кладбищах местными властями ежегодно проводятся белхи (субботники), на которые выходят, в первую очередь, чеченцы.

На регулярных встречах с руководством республики представители национальных меньшинств высказывают различные просьбы, пожелания. Эти предложения, в большинстве своем, находят отражение в планах социально-экономического развития муниципальных образований. В итоге:

– в селе Брагуны (кумыки) построены детский сад, школа, здание для национального культурного центра, реконструирована мечеть;

– в селе Дарбанхи (кумыки) возведена мечеть, осуществлен капремонт школы;

– в селе Виноградное построены типовая трехэтажная школа, спортзал, фельдшерско-акушерский пункт, проведена реконструкция мечети, проложен водопровод, строится медресе;

– в станице Наурская (турки-месхетинцы, русские, казаки) построены многоквартирный жилой дом для учителей и врачей, православный храм, восстановлены районная больница и Дом культуры, средняя школа и детский садик;

– в станице Алпатово (турки-месхетинцы, русские, казаки) построены школа и мечеть;

– в Каршыга-аул (ногайцы) построена мечеть, произведена реконструкция школы с пристройкой спортзала;

– в селе Красный Восход (ногайцы) построены начальная школа и мечеть;

– в селе Сары-Су (ногайцы) построены Дом культуры, парк, детский сад, начальная школа, мечеть, здание администрации;

– в поселке Мирный (ногайцы) построена мечеть;

– в станице Гребенская (татарская община) построены мечеть, здание для национального культурного центра;

– в станице Бороздиновская (аварцы) благоустроены дороги, осуществлена газификация станицы, построен водопровод, проведен капремонт средней школы;

– в станице Воскресеновская (ногайцы) проведен капремонт Дома культуры;

– в селе Ораз-аул (ногайцы) произведена реконструкция средней школы.

2011 год в Чечне был объявлен годом Наурского района, где компактно проживают представители национальных меньшинств. Реализация программы восстановления изменила облик каждого поселения, позволила снять с повестки дня вопросы водо-, газо- и электроснабжения станиц, сел, хуторов, расширила возможности для оказания медпомощи населению, организации досуга молодежи…

В Чечне деструктивным силам не удалось поколебать стремление народов жить единой семьей. Представители различных национальностей в той или иной степени представлены во всех органах исполнительной и законодательной власти, в учреждениях образования, здравоохранения, культуры.

Нет никаких препятствий для участия людей различной национальности и вероисповедания в политической, экономической, социальной и культурной жизни республики. Чечня стремится стать домом дружбы, в котором единой семьей на равных условиях проживают и чувствуют себя уютно все граждане. Курс, которым следует республика, ее Главой Р.А. Кадыровым обозначен так: «Представитель любого народа, живущий здесь, должен чувствовать, что он у себя дома».

 

Равные среди равных

 

«Чеченцы, – сказал в одном из своих выступлений Глава ЧР Рамзан Кадыров, – хотят быть равными среди равных».

Эта цитата чеченского лидера является логичным опровержением сложившихся в недавнем прошлом ложных стереотипов, огульных обвинений в адрес целого народа.

Есть старая, как мир, пословица: «В семье не без урода». Я не ставил своей целью восхвалять и тем более идеализировать свой народ, ибо у чеченцев, как и у других национальностей, есть и свои «уроды». Но по поступкам маленькой части нации нельзя судить обо всех сразу. Ведь если такой принцип коллективной «всенародной» ответственности не применяется в отношении какого-либо другого народа, то почему он должен применяться исключительно к чеченцам? Чеченские дети учатся по тем же школьным программам, что и их сверстники в других регионах страны, смотрят те же передачи по телевидению, болеют за те же спортивные команды, разговаривают на том же русском языке и также любят нашу общую великую страну. Поэтому те, кто, представляя чеченцев в виде бандитов, террористов, провоцируют вражду между народами, априори не могут считаться ни патриотами, ни истинными россиянами.

Россия – страна многонациональная и многоконфессиональная. Только братские отношения народов, населяющих великую Россию, обеспечат стабильность и благополучие, позволят нашей стране сохранить статус великой державы.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

©НАНА: литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт журнала «Нана» обязательна.
Поддержка сайта