Для восстановления архива, сгоревшего в результате теракта 04.12.2014г., редакция выкупает номера журнала за последние годы.
http://www.nana-journal.ru

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН

Пресс-эстафета "ЧР - ДОМ ДРУЖБЫ"


Маршанкулов Руслан Исмаилович Печать Email

Дадакаева Элита Давидовна, член СХ России

 

Родился 05.10.1975г. в городе Карачаевске. Окончил художественно-графический факультет КЧГПУ.

Член СХ России, заслуженный художник Карачаево-Черкесской Республики, академик Академии наук, культуры, образования и бизнеса Кавказа, участник более ста выставок – как российских, так и международных.

Работы хранятся: в Государственном Карачаево-Черкесском историко-культурном музее-заповеднике, Международном художественном фонде, Ставропольском государственном краеведческом музее им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве, «Картинной галерее пейзажей П.М. Гречишкина», Cite International des Arts (г. Париж), Мемориальном комплексе «Аллея славы» г. Грозный, а также в частных коллекциях в России и за рубежом.

 

«Горы все видят, они смотрят…»

Р.И. Маршанкулов

 

Современный карачаевский художник Руслан Маршанкулов на протяжении всего своего творческого пути обращается к традициям народного фольклора. В его произведениях чувствуется огромный интерес к истории родного края, размышления о смысле жизни. Человек многогранный, с богатым духовным миром, разносторонне одаренный, Руслан Маршанкулов в совершенстве владеет искусством национального танца, много общается с представителями старшего поколения, и в результате этого синтеза рождаются интересные зашифрованные этнические и реалистические произведения («Алан къарачай джуртум», 2012 г.; «Уллукел», 2012 г.; «Джамагат. Теберда», 2012г.; «Муруджу-кель», 2012г.).

Художник с особой симпатией относится к пейзажу. В его картинах пейзаж смотрится не портретом отдельного места, а скорее – его сущностью. В картинах мастера пейзаж оживает, одухотворяется, наполняется определенным смыслом и характером. Это выражается, в том числе, и в наложении определенного мазка – разного по структуре, цветовому и композиционному решению.

Руслан Маршанкулов – организатор пленэров и их активный участник. Многолетний пленэрный опыт наложил свой отпечаток на работу письма мастера: в них нет этюдности, они закончены, отработаны, но в то же время в них есть некая недосказанность, которую художник оставляет для размышления. В его пейзажах нет борьбы природы с современным, во многом синтетическим, миром людей. Там люди живут в полной гармонии с природой, являя с ней единое целое.

Своими наставниками Руслан Исмаилович считает художников, с которыми больше десятка лет работает на пленэрах: П.М. Гречишкина, А.И. Бабича, А.Б. Соловцева и О.Н. Калайтанова. Маршанкулов побывал во Франции на стажировке в Cite International des Arts, где соприкоснулся с искусством старых мастеров, представленном в музеях Парижа. Работал в мастерских с современными художниками из разных стран мира. Вынес для себя много нового, его живопись наполнилась яркостью, красочностью: поистине, к тем, кто вращается среди золота, пристают золотые пылинки. На художника большое впечатление произвели работы таких великих мастеров живописи, как: Клод Моне, Ван Гог, Франциско Гойя, Огюст Ренуар и Андерс Цорн.

Маршанкулов Руслан одним из первых среди карачаевских художников обращается к передаче образов людей и тотемных животных масками, проступающими в камнях гор, отражающимися в водной глади, форме облаков, как это показано в картине «Водопад “Девичьи слезы”». Горы дышат разнообразными образами людей, зверей и духов… Художник работает в реалистической манере, временами переходящей в символизм. Взглянув на картину, мы видим прекрасные горы, написанные сочными красками, передающими южный колорит. Но, вглядевшись, замечаем, что не только мы всматриваемся в эту загадочную красоту. Стройный воин из прошлого, лик святого старца, барс, волк вырисовываются в горной породе, подчеркивая твердость духа и бдительность, образ девушки в стремительном водопаде и тихой заводи озера, передающий мягкость, податливость, но в нужное время и сокрушительную силу стихии. Образ орла в легких и изменчивых облаках – образ свободы и зоркости, бессмертной души и бесконечности бытия. Это говорит о сложных переживаниях художника, его стремлении иносказательно, подсознательно донести свою идею. Произведения Маршанкулова «говорят» – и это самое главное для настоящего художника. Они передают импульсивность, горячность характера самого художника и – одновременно – его бесконечную любовь к своей родине – Карачаю.

В картинах мастера прослеживается судьба всего карачаевского народа с самых его истоков. Работы продуманы до мелочей, в них нет ничего случайного. В картинах «Исход» (2012г.), «Близость» (2012г.), «Тост. Традиция» переданы традиции и быт карачаевского народа, его гостеприимство и дружелюбие, синтез пройденных религий, откристаллизовавшийся в мусульманство, бережное отношение к своим корням… Каждое событие, затронувшее его народ, находит отклик в душе художника, что естественным образом «выливается на холст»: «Память» (2005г.), «Победа» (2010г.).

Настоящий художник черпает вдохновение даже из событий и явлений, на первый взгляд, случайных… Однажды – было это в горах – на Руслана упал луч солнечного света, прорвавшийся сквозь плотную завесу облаков. Так родилась идея картины «Путь в небеса» (2012г.)

Картина «Жажда жизни» (2012г.) – одно из нескольких произведений, написанных в особо тяжелое для художника время. Мучимый жестокими головными болями, он передал в нем свое душевное состояние. Эта картина не оставит равнодушным зрителя – озеро-надежда среди «мясистых» гор…

В зависимости от настроения художника и поставленной им перед собой задачи, краски на холсте то сгущаются, образуя тревожность, напряжение и экспрессивность красно-бордовыми, бурыми, сине-фиолетовыми цветами, то ласкают взор яркой палитрой солнечных цветов, передавая красоту Кавказских гор. Иногда колорит несколько декоративно усилен, что придает бо́льшую правду сюжету.

Картина «Чертов замок. Теберда» (2012г.), написанная в экспрессионистской манере на вертикальном формате холста, уносит нас к Врубелевскому «Демону». «…И язык красок, которым он воплощал эти образы, – сверкание волшебных минералов, переливы огненной стихии, затвердевшей в драгоценном камне. Недаром наука магов суеверно чтит природу камней, считая их обиталищем гениев, заклинательными формулами, обращенными к ним, наполнены фолианты герметистов и алхимиков. Он вещал о прекрасном …» (С. Маковский.)

Над мозаичными скалами, словно собранными из драгоценных камней, переливающимися сине-зелеными, красно-бордовыми цветами, оттенками желтого и фиолетового цветов, со странным названием «Чертов замок», возвышается его вечный хранитель и дух, «демон», на мгновение появившийся из зыбких облаков, чтобы в следующее мгновение исчезнуть и спрятаться в другом – в камнях, деревьях…

Получив классическое образование, Маршанкулов не стал слепо следовать школьному стилю. Автор пишет свои произведения то в реалистической манере, иногда добавляя элементы символизма, знаковости, то намеренно экспрессивно, взрывом красок и чувств передавая состояние души.

Художник находится в постоянном поиске себя и своего стиля – разного в разные периоды жизни. Он считает, что художник должен познать, увидеть, ощутить мир и иметь большое терпение, чтобы передать свои переживания на холсте...

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

©НАНА: литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт журнала «Нана» обязательна.
Поддержка сайта