http://www.nana-journal.ru

Мы в соц.сетях

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН


Эликсир Профессионала Печать Email

Александр Пряжников

 

Есть писатели, масштаб которых невозможно оценить, не перечислив многочисленных регалий. Это очень большая группа мастеров письменной речи. Они имеют различную степень одаренности, различную по своему качественному и количественному составу читательскую аудиторию. Ветреная и непостоянная удача остается им верной на протяжении всей жизни, и только чувство реальности их иногда подводит. Перебирая свои ордена подвязок и золотых рун, дипломы магистров и значки международных премий, они часто преувеличивают свое значение в мировой литературе.

Другая группа -  куда меньше по размерам, однако, она является чем-то вроде элитарного клуба. Чтобы попасть в нее, совершенно необязательно быть почетным академиком или пэром Англии. Достаточно одного лишь собственного имени, но имя должно говорить само за себя.

 

Пожалуй, самое яркое подтверждение моих слов – история вручения Нобелевских премий в области литературы. Честное слово, мне бы хотелось встретить хотя бы одного психически здорового человека, способного без запинки перечислить славные имена ста пяти лауреатов. В то же самое время имя Антона Павловича Чехова, который при жизни получал лишь оплеухи от многомудрой отечественной критики, известно всем – от Гринвича – до Гринвича, от полюса – до полюса.

Человек, о котором дальше пойдет речь, обладает огромным количеством регалий, наград и званий. Его заслуги перед собственной страной неоспоримы: того, что он сделал, с лихвой хватило бы на десятерых, но любому из нас вполне хватает одного лишь имени – Данил Корецкий.

При упоминании этого имени услужливое воображение сразу же рисует лиловое марево за окном автомобиля, в котором матерые опера едут на задание, а язык переходит на профессиональный милицейский сленг, щедро пересыпанный смачными емкими словечками из блатного жаргона…

Данил Корецкий – признанный мастер криминальной прозы – жанра, который с легкой руки никчемных снобов не всегда пользуется должным уважением. Между тем, следует помнить: в литературе нет первосортных или второсортных жанров – есть талантливые или бездарные авторы в этих жанрах работающие. Все остальное – дело вкуса. Лично я не большой любитель ни детективной, ни научно-фантастической литературы. Однако же мне никогда не придет в голову подвергнуть сомнению величие Агаты Кристи или Айзека Азимова.

Сегодня полки наших книжных магазинов изгибаются под тяжестью изданий, повествующих о сложных перипетиях взаимоотношений между преступниками и служителями порядка. Этот факт неоспорим. Вызывает сомнение качество предлагаемой читателю печатной продукции. К глубокому сожалению, слишком часто за красочными, яркими обложками скрывается убогий текст, написанный откровенными дилетантами.

Обсуждаемый нами жанр стал невероятно популярен с конца восьмидесятых годов потому, что криминальный мир со всей его атрибутикой стал неотъемлемой частью жизни каждого из нас. Многие пытались работать на этом поле. За истекшие двадцать лет появлялись сотни имен, которые сразу же благополучно забывались. А имя Корецкого остается у всех на устах, символизируя стабильно высокий уровень всего, что выходит из-под его пера. Интерес к его произведениям растет, тиражи не падают. В чем секрет? Секрет в Профессионализме, причем в данном случае это слово следует писать с большой буквы «п».

Разумеется, Корецкий – Профессионал. Во всем. Он профессионально двигает вперед современную криминалистику, профессионально пишет романы, профессионально строит свою жизнь. У некоторых это вызывает зависть. Это вполне естественно, поскольку в России зависть - вечная спутница известности и успеха. Но, пожалуй, лишь членам семьи, да ближайшим друзьям известно, какого титанического труда, какого напряжения воли этот успех стоит.

10 октября нынешнего года в зале Ростовской публичной библиотеки родственники и друзья писателя, его коллеги и единомышленники, журналисты и представители писательских организаций Ростова-на-Дону собрались вместе. Повод был двойной. Во-первых, в нынешнем году Данилу Аркадьевичу исполнилось шестьдесят лет, во-вторых, писатель представлял читающей публике свою новую книгу «Эликсир Мефистофеля».

Подобные мероприятия редко обходятся без официоза, поскольку априори подчинены определенному ритуалу с поздравительными выступлениями и торжественными речами. Но, наверное, всем присутствующим запомнился, в первую очередь, интересный и откровенный разговор с писателем, который с удовольствием отвечал на вопросы. Этот разговор, так или иначе, касался достаточно болезненной для творческих людей темы – темы профессионализма в искусстве, и  наводил на определенные размышления.

Профессионал – есть человек, достигший такой степени умения, что может обеспечивать себе достойное существование. Эта ясная и незатейливая формулировка легко переводится на язык любого народа, отказавшегося от натурального хозяйства. Она исправно служила людям до тех пор, пока за дело не взялась наша родимая интеллигенция, привыкшая все ставить с ног на голову. Записные неудачники от литературы никак не могут согласиться с тем, что профессионализм и материальный успех – неразделимы. Оно и понятно: добиваться того, чтобы читатель оплачивал твои творения значительно сложнее, чем самозабвенно заниматься словесными экзерцициями на деньги спонсора. Конечно, история литературы знает примеры, когда гениальные   произведения находили своих читателей лишь после смерти авторов, как это было, например, с наследием Кафки. Но был и Александр Сергеевич Пушкин, гениальность которого не мешала ему быть истинным профессионалом – самым высокооплачиваемым в Российской империи литератором. К счастью для Пушкина, в его времена не было интеллигенции, да и само это слово вошло в обиход значительно позже.

Более полутораста лет нам навязывался искусственно созданный и противоестественный образ писателя – образ беспомощного, немытого и нечесаного страдальца, который измучен безденежьем, долгами,  алкоголизмом и туберкулезом. Этот образ лелеяли сначала левацки настроенные разночинцы, а затем их эстафету перехватили советские диссиденты. В головы неискушенных юношей вдалбливалась мысль: истинный писатель должен быть нищим и голодным. Удивительно! Это было в то самое время, когда, к примеру, не слишком обласканный властью Василий Шукшин мог купить отдельный дом для своей матери на гонорар от публикации романа.

Самое неприятное, что любители потолковать о профессионализме до сих пор озвучивают те же самые бредовые идеи. Помню, как в 2001 году на форуме молодых писателей в подмосковных Липках убеленные сединами дяденьки убеждали аудиторию, что настоящий писатель на гонорары вообще жить не должен. Я запомнил некоторых из них. Они до сих пор появляются то на одном, то на другом канале, участвуют в теледискуссиях, отстаивая свою точку зрения, вот только их сочинений в книжных магазинах не найти. Видимо, всю свою энергию они истратили на болтовню, которой было слишком много в  последние двадцать лет. А Данил Корецкий все эти годы говорил мало. Он работал. Днем, читая лекции курсантам и занимаясь научной работой. Ночью, старательно шлифуя каждую фразу в своих романах. Он доказывал собственную правоту делом – и доказал. Всем без исключения: писатель может быть успешным, благополучным, состоятельным человеком, если он Профессионал.

Сегодня общий тираж произведений Корецкого превышает 16 миллионов(!) экземпляров. Удерживать в течение стольких лет устойчивый читательский интерес – задача невероятной сложности. Вот почему праздные люди во все века связывали успех с вмешательством нечистой силы, с покровительством Мефистофеля. Но писатель, не таясь, открывает всем желающим секрет пресловутого «Эликсира Мефистофеля».

Его первый компонент – это безукоризненное владение исходным материалом, положенным в основу романа. Обладая огромными знаниями в области криминалистики и юриспруденции, колоссальным опытом работы в системе МВД, Данил Корецкий пишет о том, что хорошо ему известно. От этого его книги честны, убедительны, достоверны и лишены малейшего намека на фальшь. Общаясь со своими читателями, он признался, что ему неоднократно предлагали начать писать криминальные романы, основанные на материалах эпохи Николая II. Писатель отклонил это предложение, потому что недостаточно владеет историческим материалом. Воистину, публично признаться в отсутствии знаний на какую-то тему может позволить себе лишь тот, кто владеет гигантским интеллектуальным багажом.

Второй компонент – это, конечно же, литературный талант. Мало знать. Чтобы донести свои знания в доступной и увлекательной форме, нужно обладать даром рассказчика. Романы Корецкого напрочь лишены той легковесности, которая, подчас отталкивает читателя от криминальной прозы. Все герои прорисованы ярко, крепко, а потому так убедительны. Писателя никогда не подводит, наверное, врожденное чувство стиля и вкуса. В диалогах нет ходульности и схематичности, персонажи говорят живым языком, присущим данному времени и данному месту. Но вместе с этим Корецкий достаточно корректен и по отношению к русскому языку, которым владеет в совершенстве, и по отношению к читателю, которого он не оскорбляет ни обилием ненормативной лексики, ни болезненным смакованием жестокости и насилия. Когда читаешь его книги, невольно удивляешься, как автору не злоупотреблять непарламентскими выражениями, описывая уголовный мир, в то время как некоторые литераторы не в состоянии без площадной брани рассказать о взаимоотношениях  любящих людей.

Третий компонент – потрясающая работоспособность. О трудолюбии Корецкого в Ростове ходят легенды. Еще бы! Он написал и опубликовал 20 художественных произведений, но, кроме этого, он автор более 400 газетно-журнальных публикаций, более 200 научных работ. За десять лет ему удалось подготовить 30 кандидатов наук! Такие результаты могут впечатлить кого угодно. И, естественно, вызвать досужие сплетни. Писателя, порой, мучают вопросами о наличии литературных рабов. Помню, как лет восемь тому назад он отшутился: «Если бы у меня были рабы, их нужно было бы наказать за лень». В этом ответе – вся творческая ненасытность Корецкого. Видимо, в глубине души, он, как и всякий настоящий литератор и Профессионал не вполне удовлетворен результатами своей деятельности. И это – четвертый, самый главный компонент пресловутого эликсира.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

©НАНА: литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт журнала «Нана» обязательна.