http://www.nana-journal.ru

Мы в соц.сетях

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН


АБДУРАХМАН ГИНАЗОВИЧ АВТОРХАНОВ: ученый, публицист, общественный деятель Печать Email

Я свою жизнь променял бы на то, чтобы иметь возможность с заплечной сумой, даже прося подаяние, пройтись по земле родной Чечни, взглянуть своему народу в глаза и сказать: да хранит тебя Аллах, ты бессмертен...

Прости меня, но я делал все, что мог, чтобы ты был счастлив и свободен.

А.Г. Авторханов

 

 

Ш.А. Гапуров – д. и. н.,  президент АН ЧР

С.С. Магамадов – к. и. н., директор Института гуманитарных исследований АН ЧР

И.З. Хатуев – к. и. н., доцент ЧГУ

 

 

 

В 2008 году вся научная и творческая общественность, интеллигенция республики вместе с коллегами из других регионов России и зарубежных стран отметила 100-летний юбилей выдающегося общественно-политического деятеля и ученого Абдурахмана Гиназовича Авторханова. 21-22 ноября 2008 г. Правительство Чеченской Республики, Министерство образования и науки Чеченской Республики, Академия наук Чеченской Республики организовали и провели международную научную конференцию «А.Авторханов – ученый, публицист, общественный деятель», в работе которой приняли участие вице-премьер Правительства Чеченской Республики Л.А. Магомадов, министр образования и науки А.М. Музаев, ученые из Москвы, Алма-Аты, Ростова-на-Дону, Армавира, Грозного и других городов Российской Федерации.

 

Родился Абдурахман Гиназович 25 октября 1908 года в чеченском селении Лаха Невре (Надтеречное) в крестьянской семье. Воспитывался в детском доме, учился в местной мусульманской школе, затем окончил семилетку, а в 1929 г. экстерном – Грозненский рабфак.

Абдурахман Авторханов, выдающийся политолог, историк, публицист, – одна из знаковых и вместе с тем трагических фигур в истории чеченского народа в XX веке. Объявленный коммунистическим режимом «врагом народа», он вынужден был скрываться от преследований за границей. Истинный патриот, он все годы жизни, проведенные в изгнании (а это более полувека), никогда не забывал о своем народе. Труды его долгое время были малодоступны. И лишь политические реалии сегодняшней России – изменившаяся социально-политическая ситуация, реабилитация целой плеяды имен опальных научных и политических деятелей, возвращение на родину научного наследия «диссидентов» – сделали их достоянием широкой общественности. Значение наследия Авторханова трудно переоценить. На Западе он одним из первых провел скрупулезный анализ сталинской политической системы, изобличая идеологию и практику тоталитарного режима в Советском Союзе. Его труды, ставшие в полной мере известны в нашей стране только в начале 90-х годов прошлого века, до сих пор остаются бестселлерами. Как отметил Авторханов в своем первом интервью советской газете, «единственная идея, во имя которой и смерть красна, – это борьба с деспотизмом, на родине или в изгнании» (1). Этой идее Абдурахман Гиназович и посвятил всю свою жизнь. Вынужденный находиться вдали от Родины, он тем не менее не переставал внимательно следить за событиям, происходящими в стране, неустанно думал о судьбе своего многострадального народа. В 30-е годы А. Авторханов, будучи, как он сам называл себя, «идейным фанатиком ленинизма», в своих ранних трудах яростно защищал коммунистическую идеологию и критиковал любые отклонения от «курса партии». В этот период им были написаны такие работы, как «К основным вопросам истории Чечни» (1930 г.), «Краткий историко-культурный и экономический очерк о Чечне» (1931г.), «Революция и контрреволюция в Чечне» (1933 г.), «Объединение, рожденное революцией» (1934 г.) и некоторые др. Труды эти, изложенные в жанре публицистики, имеют четкое историческое содержание. Все факты, использованные в них, подвергнуты автором новому оригинальному прочтению и переосмыслению, благодаря чему работы Абдурахмана Гиназовича по истории чеченского народа не утратили своей актуальности и научной значимости и по сей день. Сам авторский стиль – объективный, взвешенный, без набивших оскомину уверений в верности классовому подходу – разительно отличает их от публицистики тех лет, потому книги А. Авторханова читаются с интересом. В этом отношении А. Авторханов и сегодня остаётся одним из самых глубоких и интересных исследователей истории России первых десятилетий ХХ века, а особенно чечено-ингушской истории. Уже ранним работам Авторханова, несмотря на их определенную и неизбежную идеологизированность, свойственна оригинальность суждений и выводов по проблемам истории Чеченской Республики. А порой они вступают в явное противоречие с догмами официальной идеологии. Так, из советских историков того времени А. Авторханов первым поставил вопрос о шейхе Мансуре как о вожде национально-освободительной борьбы чеченского народа и «горцев всего Кавказа». Еще в ранних своих трудах А. Авторханов пытался поставить освободительное движение XVIII-XIX вв. на Кавказе в один ряд с революционными событиями в Европе и Америке.

Как член Союза писателей Чеченской автономной области Абдурахман Гиназович организовал издание и выпустил первый номер журнала «Советская Чечня» (1932 г.) на чеченском  языке (на основе латинской графики). В этом номере были опубликованы произведения таких известных чеченских писателей, как Ш. Айсханов, М. Мамакаев, С. Бадуев, А. Ножаев. В тех исторических реалиях выход в свет журнала на родном языке стал важным событием в культурной и общественной жизни республики. Авторханов неоднократно публиковался в местных и центральных газетах, научных сборниках, в журнале «Революция и горец» (2). Повседневная практика реализации планов социалистического строительства и жесточайшая борьба различных группировок внутри КПСС, вопиющее расхождение между теорией и жестокой реальностью заставили А. Авторханова – слушателя Института Красной профессуры – совершенно иными глазами взглянуть на происходящее в высших эшелонах власти. Впервые Авторханов подвергся преследованиям за выступление в газете «Правда» (22 июня 1930 г.) со статьей «За выполнение директив партии по национальному вопросу», в которой выражал свое несогласие с политикой проведения форсированной коллективизации в национальных регионах страны  (3). В 1937 году он успешно окончил Институт Красной профессуры при аппарате ЦК ВКП (б) в Москве. В том же году в газете «Грозненский рабочий» появилась публикация, в которой были подвергнуты критике труды А. Авторханова (4). В октябре 1937 г. НКВД арестовывает Авторханова как «врага народа». В 1940 г. его освобождают по решению Верховного суда ЧИАССР, но в том же году вновь арестовывают. После второго ареста Авторханов был освобожден решением уже Верховного суда РСФСР.

Все то время, что Абдурахман Гиназович провел в заточении, он подвергался пыткам и издевательствам со стороны чекистов, стремившихся любыми методами выбить из него признание вины. Сам Авторханов пишет, что он прошел весь конвейер пыток. Проведя пять лет в подвалах НКВД и убедившись в том, что чекисты не прекратят преследование даже после оправдания его судом, он в январе 1943 года эмигрировал на Запад. В результате пережитых потрясений в политических взглядах А. Авторханова происходят радикальные перемены: он становится на путь теоретической борьбы со сталинизмом. В 1950 г. вышел в свет журнальный вариант книги «Сталин у власти». «Вот за эту книгу Берия и Сталин приговорили меня к смерти», – вспоминал позже автор.

Творческая деятельность А. Авторханова в эмиграции была очень плодотворной. В этот период из-под его пера вышло более 300 публикаций, 15 книг автора было издано на русском, английском, немецком, французском, испанском, арабском, китайском и японском языках. А. Авторханов написал целый ряд трудов, раскрывающих сущность большевистской системы власти. К числу наиболее известных из них можно отнести такие его книги, как «Технология власти» (1959), «Происхождение партократии» (1973), «Загадка смерти Сталина» /вышла на десяти языках/ (1976), «Сила и бессилие Брежнева» (1979), «Мемуары» (1983), «От Андропова к Горбачеву» (1986), «Империя Кремля» (1988), «Ленин в судьбах России» (1990). В 1994 году был опубликован газетный вариант работы Авторханова «Президент Ельцин. Верховный Совет и национальная политика России». В конце того же года была начата работе по подготовке к публикации нового труда («Ельцин планирует третью империю»), но книга так и не была издана.

Глубокие, высокопрофессиональные работы по политологии, в частности по политической технологии первых лет строительства социалистического общества в нашей стране, принесли Авторханову международное признание. На Западе он защитил докторскую диссертацию по истории, получил звание профессора. Однако, как позже вспоминал сам политолог, он никогда не забывал, что покинул Родину не ради куска хлеба, а для того, чтобы бороться с режимом, превратившимся у него на глазах из квазисоциалистического государства в тоталитарную тиранию. Себя в этой борьбе он мыслил не в качестве политического деятеля, а в роли историка Советского Союза и аналитика его политической системы. Это и было, по словам Авторханова, его настоящим призванием. Он являлся одним из учредителей эмигрантского «Института по изучению истории и культуры СССР», созданного в 1950 году в Богенхаузене. Среди учредителей института были также бывшие советские научные работники и профессора Яковлев, Штеп, Филлипов, Критон, Ниман и др. Помимо прочего, разрабатывалась концепция по созданию «единого фронта всех народов СССР для их освобождения от большевистской тирании внутренними силами этих народов» (5). Трагические события 1944 г. – депортация чеченцев и ингушей в Казахстан и Среднюю Азию – болью отозвались в сердце ученого. Стремясь помочь своему народу, он развернул за рубежом активную деятельность. В 1948 г. им был подготовлен и отправлен в ООН меморандум о геноциде горцев Кавказа. При его активном участии была организована радиостанция «Освобождение». Позже, в 1952 г., вышла его книга «Убийство чечено-ингушского народа. Народоубийство в СССР». Говоря о причинах депортации чеченцев и ингушей, А. Авторханов отмечал: «Мы (чеченцы и ингуши – авт.) свободолюбивы, но и доверчивы, эмоциональны…Пользуясь этим, сталинские янычары часто провоцировали нас на многие необдуманные антисталинские восстания, чтобы на их подавлении заработать боевые ордена и повыситься в чинах. Так была подготовлена и наша депортация – самими же сталинскими провокаторами» (6).

Позже, в книге «Империя Кремля», а также в своих многочисленных статьях Авторханов не раз обращался к этой проблеме. По сути, автор знакомил западного читателя с историей и бытом чеченцев. «Кого же интересовали, – писал Авторханов, – судьбы и страдания малых народов, кроме как их самих» (7). Здесь уместно напомнить, что после депортации чеченцев, ингушей и других северокавказцев в 1944 году хваленая западная демократия сделала вид, что не заметила исчезновения с карты мира целых народов. Говоря о чеченцах, А. Авторханов утверждал, что в СССР нет ни одного маленького народа, с которым можно было бы договориться так легко, как с чеченским, «если апеллировать к его рассудку, не оскорбляя его национальную честь, религиозное чувство и личное достоинство» (8).

В книге «Загадка смерти Сталина» А. Авторханов излагает свою версию смерти Иосифа Сталина. Будучи прекрасно осведомлённым о порядках, царящих в Политбюро, хорошо зная «личных друзей» вождя и ту обстановку в партии, культивировавшуюся в последние годы жизни И. Сталина, А. Авторханов высказывает сомнение в естественной смерти вождя народов (9). Учитывая, что более детальное расследование обстоятельств ухода из жизни «вождя народов» произойдёт лишь в 90-е годы, по мере обнародования соответствующих архивных данных, остается только восхищаться умом и проницательностью Абдурахмана Авторханова, который, обладая сравнительно небольшой источниковедческой базой, используя метод исторического конструирования, воспроизвел основные события в жизни страны исключительно точно (10).

В некрологе Сталину, опубликованном в марте 1953 года, А. Авторханов эмоционально изложил своё отношение к личности генсека к и его смерти: «…перестало биться волчье сердце и работать дьявольский ум… Вечное проклятие его памяти!!!» (11).

Первое произведение Авторханова, получившее широкую известность на Западе и официально представленное на суд широкой научной общественности СССР в 1991 г., – «Технология власти». Эта книга, принципиально отличавшаяся от своих аналогов даже по стилю (впервые в исторической литературе появилось произведение, написанное не в ставшем привычным историко-мемуарном жанре), содержала информацию о построении партии и власти, о соотношении дефиниций «классовый» и «национальный» (12).

Технология власти в понимании автора – это не просто инструментарий, набор приёмов и манипуляторских акций, но именно система приёмов, методов, это форма политической инженерии, разработанная для достижения спланированных целей, для стимулирования определённых процессов. Алгоритмы поведения, разрабатываемые и стимулируемые социальными технологами, имеют целью либо планирование каких-то общественных процессов, либо предотвращение нежелательного поведения управляемого объекта. Технология власти – это и система управленческих приёмов, и сам процесс их применения для достижения конкретных целей. Мы убеждены в том, что исследовательская модель А. Авторханова в значительной степени универсальна и не ограничена только своим предметом – эволюцией советской политической системы. Более того: то, что теоретический концепт А. Авторханова генетически вырастает из советского опыта, создает дополнительные основания для того, чтобы протестировать его на материале политических режимов на постсоветском пространстве, особенно на Кавказе, рассмотреть адекватность его инструментария, используемой терминологии современным реалиям. Тем более что эвристический потенциал постмодернистских западных методик, транзитологических и модернизационных моделей исследования постсоветского политического пространства, этнополитики и политических режимов оказался малоэффективным. А. Авторханов являлся одним из тех крупных исследователей тоталитарной системы, благодаря которым и историческая, и политическая науки существенно обогатились новыми, принципиально важными для изучения природы большевизма данными. Можно перечислить некоторые из них. Как известно, основоположники марксизма-ленинизма утверждали, что по мере продвижения к социализму государство будет отмирать, Сталин же выдвинул теорию максимального усиления государства в этих условиях. Карл Маркс и Фридрих Энгельс доказывали, что классовая борьба в социалистическом обществе постепенно затухнет. Сталин же, оправдывая массовые репрессии 30-х годов, утверждал обратное. Классики марксизма в своем учении о революции определенно говорили о необходимости созревания в обществе базовых предпосылок для нее, а партия Ленина-Сталина «декретировала» революционный переворот в крестьянской стране.

К. Маркс мечтал о мировой революции, а большевики по ходу событий изобрели тезис о возможности победы коммунизма в одной, отдельно взятой стране. Ленин «эволюционизировал» марксистские постулаты, а Сталин без труда провел «ревизию» ленинских догм. Взять хотя бы разногласия между Лениным и Сталиным в вопросе национально-государственного строительства («грузинское дело», 1921 г.). Новую экономическую политику (НЭП), которую в 1921 г. Ленин ввел в стране «надолго и всерьез», Сталин свернул через несколько лет, начав сплошную коллективизацию крестьянских хозяйств. Как видно, и Ленин, и, в большой степени, Сталин весьма смело применяли к марксистскому учению т. н. «диалектику», когда дело касалось удержании власти.

А. Авторханов одним из первых наиболее полно и системно, с использованием солидной доказательной базы, показал истинную сущность сталинского тоталитарного режима. Кроме того, он раньше других авторов обратил внимание на роль и значение связей немецкой разведки с большевиками в 1915-1917 г.г. при подготовке Октябрьского переворота. Более того, показал исключительную слабость демократических традиций в России на тот период, благодаря чему и удался, на его взгляд, революционный эксперимент Ленина, который Сталин довел до страшного «логического» конца.

В своих трудах Абдурахман Авторханов на фактах доказывал существование некоего «закона» смены власти в СССР в рамках существующей системы. По мнению политолога, приход к власти в стране новых группировок партократов происходит исключительно в форме переворотов.

Наиболее характерны в этом отношении примеры «воцарения» Сталина, Хрущева, Брежнева. В своей книге «От Андропова к Горбачеву» автор приводит актуальные и на сегодняшний день критерии оценки режима.

О степени демократичности или авторитарности того или иного политического режима, по мнению Авторханова, судят, во-первых, по тому, как участвует сам народ в лице своего законодательного органа – парламента – и представленных в нем партий в принятии законов; во-вторых, как и в какой степени имеют возможность влиять на принятие законов внепарламентские органы общественного мнения (независимая печать и другие средства информации, общественные организации). Оба критерия неприменимы к государству, в котором господствует лишь одна партия. Политическая система такого государства точно воспроизводит законы и нравы, которые существуют внутри правящей партии. Именно так, по мнению автора, и обстояло дело в Советском Союзе. Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти в стране были сосредоточены в центральном комитете партии, вернее, в ее аппарате (13). Кстати, в этой своей работе автор не смог разглядеть в М. Горбачеве качеств реформатора, хотя позже заметил их у тогдашнего функционера партии – Б. Ельцина. Авторханов подчеркивал, что политические свободы для коммунистического режима означают неизбежное крушение самой системы, что и подтвердилось. «Экспериментируя с режимом, – говорил Авторханов, – Горбачев загубил его». А. Авторханов одним из первых среди исследователей советского строя приходит к выводу о том, что советский социум не вписывается в параметры цивилизации ХХ века вследствие низкого уровня жизни подавляющего большинства граждан страны и их политико-правового бесправия. Политолог создал концепцию динамики развития советской политической системы – от зарождения до кризиса и распада, – государственной национальной политики, соотношения власти и идеологии. Он первым привлек внимание широкой общественности к проблемам репрессированных народов, в том числе чеченцев и ингушей, к проблеме российско-кавказских отношений и др. Значительную часть его творческого наследия составила история современности, которая для нас превратилась в историческую политологию. Отечественная политология в форме советологии зарождалась в эмиграции (в СССР эту функцию в определенной степени выполняли научный коммунизм и история КПСС), и в ее становлении А. Авторханову принадлежит одна из ведущих ролей.

Работы А. Авторханова характеризуют его как крупного мыслителя и участника политических событий ХХ в., прошедшего непростой путь эволюции от радикального большевика до яростного критика советской системы. Взгляды и труды А. Авторханова заслуживают внимательного критического осмысления с учетом современной базы источников, а также научных достижений в политологии, социологии, в изучении теории власти. Реальным правящим классом в СССР являлась партийная и советско-хозяйственная номенклатура. Она не имела прямого аналога в истории по своим государственно-политическим, властным и экономическим характеристикам. Диктатура партократии осуществлялась латентно, принимая «превращённые формы», тщательно маскируемые охранительной идеологией (14).

Авторханова парадоксальным образом пытались представить то «агентом гестапо», то «агентом КГБ», то «агентом ЦРУ». С ним остро полемизировали и представители официальной советской науки (ученые М. Абдуллаев, Х. Боков и др.), и представители белой эмиграции (А. Керенский, И. Солоневич и др.), и представители западной советологии (Р. Шлюссер, Д. Армстронг, Д. Кеннан и др.), и «диссиденты» (Р. Медведев, Ж. Медведев и др.). При поддержке северокавказской эмиграции (В.-Г. Джабагиев, Л. Бичерахов, Б. Батырхан и др.) Авторханов готовит к изданию журнал «Свободный Кавказ». В первом его номере (октябрь 1951 г.) была опубликована статья А. Авторханова, в которой он пишет: «Сегодня история подсказывает, что свобода русского народа есть предварительное условие свободы других народов СССР…» (15). Сам Авторханов о своей деятельности говорит так: «… я занимался тем, чем занимаюсь и сейчас, – исследованием истории Советской России и анализом преступлений сталинской политической системы…» (16). С 90-х годов в нашей стране практически многие крупные журналы и газеты стали публиковать отрывки из книг Авторханова, а некоторые из них издавались большими тиражами. В Чеченской Республике проводились научно-практические конференции по трудам ученого, а также Авторхановские чтения. В мае 1992 г. в Ингушетии А.Авторханов был объявлен лауреатом премии им. В.-Г. Джабагиева «за выдающиеся заслуги в общественно-политической деятельности и правозащитном движении». Академия естественных наук Российской Федерации избирает его иностранным членом академии по секции «Гуманитарные науки». В Чечне был открыт музей А. Авторханова.

А. Авторханов никогда не оставался безучастным к событиям, происходившим в Чечне и на Северном Кавказе. В 1990 г. (в беседе с народным депутатом СССР С. Авторхановым) он говорил, что видит возможность решения возникших проблем в консолидации всех республик Кавказа, и не в отрыве от России, а в упрочнении экономических связей с ней. Не вызывала у него восторга и наметившаяся тогда тенденция разделения ЧИАССР на Чечню и Ингушетию. В1991 г. – в период кризиса власти в Чечено-Ингушетии – А. Авторханов отправил на родину телеграмму, в которой говорилось: «Берегите Чечено-Ингушетию от новой трагедии. Решайте вопросы власти в рамках Конституции». Известна позиция Авторханова относительно других народов Северного Кавказа. Еще в начале 80-х г.г. он писал: «Северокавказцы, несмотря на разные языки и диалекты, составляют единую социально-экономическую общность по своей расе, истории, культуре, адатам, психологическому складу, территории, религии.…По сути дела, они – племена одной северокавказской нации» (17). Когда отношения между Чеченской Республикой и Центром стали обостряться и нависла угроза военного столкновения, Авторханов лично обратился к Джохару Дудаеву со словами: «Забудьте, пожалуйста, о газавате». Он призывал помнить, что слишком дорого обойдется национальная независимость, если «мы пойдем без России и против России». Руководству страны он советовал «продемонстрировать подобающую великой нации мудрость, чеченцам – проявить благоразумие и запастись максимальным терпением» (18).

К сожалению, научное наследие Абдурахмана Авторханова до сих пор не возвращено в Россию в полном объеме. На наш взгляд, необходимо в кратчайшие сроки создать полный библиографический справочник изданных работ учёного, тематически объединив их, и вернуть на историческую родину неопубликованные его работы, перевести на русский язык многочисленные статьи и интервью А. Авторханова-журналиста и публициста.

Судьба распорядилась так, что Авторханов не смог при жизни вернуться на землю отцов. Великий сын чеченского народа, патриот Кавказа, непримиримый враг сталинской тоталитарной системы скончался 24 апреля 1997 г. Но душа его всегда была там, где был его народ. Нация может и должна гордиться соплеменником, чьи научные труды заставили весь мир по-иному взглянуть на чеченцев.

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Идея, во имя которой и смерть не страшна. /Комсомольское племя. 1990. 31 мая.

2. А. Авторханов и политическая история Кавказа. Грозный: 1994. С. 3.

3. Авторханов А.Г. За выполнение директив партии по нац. вопросу. /Правда. 1930. 22 июня, №170. С. 4.

4. Справедливость. 1990. № 5-6. С.2.

5. Авторханов А.Г. Народоубийство в СССР. Убийство чечено-ингушского народа. М.: 1991. С. 37.

6. Акаев В.Х., Хатуев И.З. Абдурахман Авторханов о национальной политике КПСС. /Национальные отношения: состояние, тенденции. Грозный: 1993. С.12.

7. Авторханов А.Г. Империя Кремля. Москва-Минск: 1991. С.3.

8. Авторханов А.Г. Мемуары. Франкфурт-на-Майне: 1983. С. 11

9. Авторханов А.Г. Загадка смерти Сталина  /Новый мир. 1991. № 5.

10. Исторические исследования в России – II. Семь лет спустя. /под ред. Бордюгова Г.А. М.: АИРО-ХХ. 2003. С.560.

11. Авторханов А.Г. Некролог Сталину. /Свободный Кавказ. 1953. Март (№ 3 (18)). С. 2.

12. Авторханов А.Г. Технология власти /Вопросы истории. 1991. (№ 1-2); 1992. (№ 1-3, 6-7, 10-12); 1993. (№ 2-3).

13. Авторханов А.Г. От Андропова к Горбачеву. Гармиш-Партенкирхен: 1986. С. 109.

14. Авторханов А.Г. Происхождение партократии. (в 2 т.) /Посев. 1983.

15. Свободный Кавказ. 1951. №1. С.15.

16. Идея, во имя которой и смерть не страшна. /Комсомольское племя. 1990. 31 мая.

17. Авторханов А.Г. Мемуары. Франкфурт-на-Майне: 1983. С. 11.

18. Авторханов А.Г. Забудьте о газавате. /ЛГ. 1991. № 43.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

©НАНА: литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт журнала «Нана» обязательна.