http://www.nana-journal.ru

Мы в соц.сетях

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН


Верность избранному пути Печать Email

 

О. Булатова

 

 

Рамзан Ахмадов. Долгие 23 года он был неизменным солистом «Вайнаха».

Родился Рамзан Аюбович Ахмадов 30 мая 1954 года в селе Коктал Талды-Курганской области Казахской ССР. В 1957 году вернулся с родителями на родину - в восстановленную Чечно-Ингушетию, в родовое село Урус-Мартан.

Учился в сш. №7. Параллельно занимался в самодеятельном коллективе под руководством известного хореографа Докки Кагирова. По окончании средней школы был призван в ряды СА (1973г.). Службу проходил в Германии – в Лейпциге.

После демобилизации в 1975г. вернулся домой, где получил предложение работать в Чечено-Ингушском государственного ансамбле танца «Вайнах» от тогдашнего руководителя Элимбаева Топы Хамидовича. С 1975 по 1984 гг. Рамзан Ахмадов учился на заочном отделении Института Народного хозяйства в Ростове-на-Дону.

За заслуги в области хореографического искусства, высокое исполнительское мастерство, активное участие в общественной жизни республики Рамзану Ахмадову было присвоено звание «Заслуженный артист ЧИ АССР» (1982г.), «Народный артист ЧИ АССР» (1987г.), «Заслуженный артист РСФСР» (1990г.).

Будучи ведущим солистом ансамбля «Вайнах», неоднократно приглашался и на торжественные мероприятия в Москву, в числе сборных групп, состоявших из ведущих артистов Советского Союза, выезжал за рубеж – представлять многонациональную культуру народов СССР. Рамзан Ахмадов неоднократно получал приглашения от руководителя легендарного ансамбля «Грузия» Сухашвили. Но он принял для себя решение трудиться на благо своего народа.

В тяжелейшие для Чеченской Республики военные годы Рамзан Ахмадов был назначен художественным руководителем ансамбля «Вайнах», оставшегося к тому времени без помещения, без костюмов и вообще без всякой возможности существовать как полноценный творческий коллектив.

Приняв в 1995 г. на себя всю ответственность за восстановление одного из старинных коллективов России, он достойно справился с задачей.

В 1998г. Рамзан поступил на заочное отделении Краснодарской Академии культуры, параллельно играя ведущие роли на сцене Чеченского драматического театра им. Х. Нурадилова.

В 1998г. он назначается начальником управления культуры Грозного, где появилась идея работать с детьми. На базе управления культуры г. Грозный в 1999г. создал детский ансамбль песни и танца «Даймохк».

Ансамбль «Даймохк» известен не только в Чечне, но и далеко за пределами России. По решению правительства ЧР, ансамбль «Даймохк» в 2003г. получил статус  - Государственный детский ансамбль песни и танца «Даймохк».

В 2001г. Рамзан получил приглашение на должность художественного руководителя государственного ансамбля ЧР «Вайнах». Однако он отказался, предложив вместо себя своего товарища Дикалу Музакаева, так как не смог отказаться от работы с детьми, оставшимися один на один с послевоенной ситуацией.

 

Недавно в аппарате Министерства культуры ЧР произошли кадровые изменения, в том числе, и в руководящем звене. На место перешедшего в Департамент культуры Хамида Гайсумова, занимавшего пост 1-го заместителя министра, назначен Рамзан Ахмадов, заслуженный артист РФ, создатель и руководитель государственного детского ансамбля песни и танца «Даймохк». 30 мая Рамзан Аюбович отметил 55--летие. С круглой датой ветерана культуры поздравили многочисленные почитатели его таланта танцовщика, балетмейстера, хореографа и наставника молодежи. В их числе – президент Рамзан Кадыров и, конечно, коллектив аппарата Министерства культуры ЧР во главе с Дикалу Музакаевым. Рамзан Аюбович любезно согласился ответить на наши вопросы.

– Рамзан Аюбович, Вы, всю жизнь занимавшийся творчеством, оказались в непривычной для себя роли государственного чиновника. Как Вы себя чувствуете на новом месте?

- – Сейчас идет процесс общей адаптации. В  роли руководителя ансамбля «Даймохк», моего детища, я, конечно, чувствовал себя получше. Но, думаю, смогу справиться и с новыми обязанностями, возложенными на меня Президентом и Министром культуры Чеченской Республики. За прошедший месяц я понял, что объем работы здесь очень большой, отвечаю почти за все. Придется собрать все силы, опыт, способности и трудиться, не считаясь со временем, чтобы оправдать доверие Рамзана Кадырова и Дикалу Музакаева. В противном случае, я оставлю этот пост.

-– Ваш руководящий дуэт с Министром представляется очень гармоничным. Вы коллеги по танцевальной сцене, давно знакомы друг с другом.

– Действительно, мы единомышленники в искусстве, с полуслова понимаем друг друга, знакомы с 1978 года, когда Дикалу  пришел в  «Вайнах», где я уже работал. Мне всегда нравились в нем целеустремленность и потребность в самосовершенствовании. После культпросветучилища  он сразу был принят в единственный госансамбль танца. Очень хорошо танцевал. Другой бы довольствовался этим. Но Дикалу еще закончил Московский институт культуры и вернулся в коллектив балетмейстером. На гастролях он не упускал случая пополнить свой репертуар новым танцем. Он подавал хороший пример не только по работе, но и ответственным отношением к семье, друзьям, коллегам. Такой человек не может не вызывать уважение. А это главное для плодотворного сотрудничества.

-– Расскажите немного о себе, о начале пути в искусство, как родилась любовь к национальной хореографии?

–- У нас в семье не было артистов. Но как--то в детстве увидел на свадьбе, как танцует отец, и мне так понравилось, что захотелось научиться тому же. Помню, отец иногда дома играл на дечиг--пондаре, дядя тоже. Видно, гены родительские сработали, да еще счастливый случай помог и я оказался в искусстве.

–- Что Вы имеете в виду под «счастливым случаем»?

–-  Встречу с талантливым наставником. В 8-м классе я попал в художественную самодеятельность. В то время в районном Доме культуры моего родного Урус--Мартана был танцевальный коллектив под руководством Докки Кагирова. У этого балетмейстера была своя методика, очень эффективная, которая впоследствии пригодилась и мне. В общем, благодаря участию в самодеятельности РДК, я всерьез увлекся танцами. Вернувшись из армии (в 1974 году), пошел проведать родной танцевальный коллектив. И меня опять потянуло на сцену.  На тот момент руководителем был уже другой – Топа Элимбаев, известный балетмейстер и хореограф, возглавлявший много лет до этого и после госансамбль «Вайнах».

Это был счастливый случай. Топа увидел во мне будущего артиста, оценил мои сценические данные и принял на работу. Через некоторое время он вернулся в «Вайнах» и пригласил меня с собой. Так в 1975 году я оказался в профессиональном искусстве.  24 года я проработал солистом и два года руководителем в «Вайнахе». Это были очень плодотворные годы. Школа прославленного танцевального коллектива мне много дала для творческого роста. Я заработал три звания: «Заслуженный артист Чечено-Ингушетии», «Народный артист Чечено--Ингушетии» и «Заслуженный артист Российской Федерации». Горжусь тем, что звания получал в советские годы. Заслужить их в то время было намного тяжелее, чем сейчас.

– В дудаевско--масхадовские времена сфера не финансировалась, и многие артисты «Вайнаха» вынуждены были сменить род занятий, зарабатывая на жизнь. Но Вы не изменили призванию, хотя могли попробовать себя в другом деле. У вас же экономическое образование.

– Я врос в «Вайнах» корнями. Ансамбль был для меня семьей. И мне даже представить было тяжело, что придет день расставания со сценой. При этом я помнил прочитанную однажды фразу: «Главное мастерство артиста – умение вовремя уйти со сцены». В 1997 году я принял решение оставить ансамбль. Хотелось, чтобы поклонники запомнили меня в хорошей форме. Ушел в никуда, не представляя, чем буду заниматься. Очень болезненно переживал этот момент. Меня постоянно точил вопрос «что делать?». И в один прекрасный день я сам себе ответил: передавать опыт. Так родилась идея о детском ансамбле, которая реализовалась в 1999 году.

– Но до этого, насколько я помню, Вы успели поработать чиновником?

– После первой войны Топа Элимбаев уехал в Москву. И я стал вместо него художественным руководителем «Вайнаха». Но когда министром культуры республики пришел Закаев, я оставил эту должность(ее занял после меня Аднан Мажидов). А через год мне поступило предложение возглавить Управление культуры города Грозного. Первое, что я сделал на новом посту начальника столичной культуры, – организовал детский хореографический коллектив.

Дал название «Даймохк» -– это святое для меня слово. Вокруг меня собрались единомышленники: Рамзан Амерханов, братья Хасан и Яхсан Алиевы, Турко Хасимиков и др. Наша совместная работа скоро дала хорошие результаты. Не прошло и года, когда наш «Даймохк» занял 1-е место в республиканском смотре. -

– После военных событий Вы вновь собрали коллектив, возобновили работу... За короткое время Ваши юные артисты покорили Европу. Об этом писали тогда разные СМИ, снимались зарубежные фильмы, посвященные «Даймохку».

– Так получилось, что приглашения на гастроли, фестивали поступали, в основном из зарубежья. Интерес к чеченскому искусству на Западе возрос, видимо в связи с военной обстановкой в республике. А выступления артистов «Даймохка», показывающих красоту чеченской хореографии, гармонично считающей в себе огневой темперамент, волю к жизни и лирическую пластику, никого не оставляли равнодушным. Зрители уходили из зала друзьями чеченского народа. Так было в Турции в 2000 году во время нашей 1--й зарубежной поездки. Нас приглашали на один фестиваль, а пришлось участвовать в 3--х фестивалях. Вместо запланированных двух недель мы провели в этой стране 2,5 месяца.

– И вернулись оттуда победителями?

– Да, мы заработали призы. Но главное достижение «Даймохка» состояло в том, что мы показали всему миру: несмотря ни на что, культура жива, а значит, и народу жить.

– После Турции, я помню, на фестивальной карте «Даймохка» появились Германия, Франция, Великобритания, Бельгия, Голландия, Австрия, Норвегия, Дания, Швеция, Польша, Финляндия. И везде -– восторженный прием, как описывала пресса.

– Нам удалось, без ложной скромности, сделать невозможное. За короткий срок завоевали Гран--при трех международных конкурсов. Только в 2004 году коллектив получил статус государственного и соответствующее финансирование. А до этого 5 лет самому приходилось привлекать средства спонсоров. До 2006 года мы ежегодно выезжали в Европу. Ансамбль стал таким популярным, что за нами уже шла своеобразная «охота». В этом году «Даймохк» опять получил приглашение на конкурсный фестиваль в Уэльсе (Великобритания), где нам оказали восторженный прием и мы получили Гран--при. Это самое большое достижение ансамбля. Два раза «Даймохк» выступал в Королевском театре оперы и балета  –- этой чести удостаиваются лишь избранные. Достаточно сказать, что параллельно с нами на той же сцене работали артисты Большого театра. Это было в 2004 году. А через год та же ситуация повторилась со знаменитым Мариинским театром. Нам говорили: «То, что вы попали в английский Королевский театр – уже огромное достижение, не говоря уже о награде». По России мы тоже ездили, и немало. Причем, с таким же успехом. Стали победителями 7 Дельфийских игр, которые проходили в 2008 году в Новосибирске.  А до этого в 2005 году завоевали в г. Сочи Гран--при международного фестиваля «Хрустальная магнолия». Такой же успех был у «Даймохка» и на международном фестивале «Союз талантов России» в г. Сочи в 2007 году.

– Многие наслышаны об участии вашего ансамбля в 111-м международном фестивале «Москва встречает друзей». Говорят, от имени Спивакова, всемирно известного музыканта (его фонд организовывает этот фестиваль) вам преподнесли щедрый дар- – скрипку итальянских мастеров.

– Тогдашний Министр культуры Мовла Осмаев подарил ее главе республики.

– Не осиротеет «Даймохк» в связи с новой, очень ответственной работой?

– Времени на свой ансамбль, конечно, уже не хватает. Рассчитываю на людей, которые и до сих пор были рядом. Студию «Даймохка» ведут Апти Гантамиров «Заслуженный деятель искусств ЧР» и Ади Эльдиев «Народный артист ЧР». Они тоже вышли из «Вайнаха». Это замечательные педагоги, они справятся.

– Главная помощница у Вас, конечно, дочь Амина. Ведь у нее не только артистический талант, но и педагогический, если она учила танцевать даже английских детей.

– Да, конечно. Природа не обделила Амнат талантом. Она с детства мне помогает, уже освоила мою методику. Но главное – она любит детей и чувствует ответственность за них.

- – А как складывается судьба ваших воспитанников после выпуска из «Даймохка»?

- – Они вливаются в ансамбли «Вайнах» и «Нохчо», не все, конечно, но лучшие. Кстати, Хадис Музакаев, солист «Вайнаха», одаренный артист балета, тоже воспитанник «Даймохка».

- – Скажите, с каким настроением Вы встретили свой юбилей?

- – Настроение отличное, Мне подарили праздник, о котором не мог даже мечтать. Без моего ведома в ресторане собрались мои друзья, коллеги. Амнат придумала повод, чтобы мы вместе заехали туда. И такой сюрприз! Туда же приехали поздравить меня Президент республики и Министр культуры. Рамзан Кадыров преподнес такой дорогой подарок, что я даже растерялся – эксклюзивные швейцарские часы. Очень тронуло, что он одарил солидной премией всех присутствовавших . В своем выступлении я сказал, что завидую молодому поколению, вступающему в сферу искусства при президенте, который любит культуру и умеет поддерживать таланты. У нас было по- другому. Я очень благодарен Рамзану Кадырову за все, что он делает для культуры и для меня лично

– И последний вопрос, Рамзан Аюбович: что Вы хотите изменить в Министерстве культуры, где являетесь теперь правой рукой Министра? Наверняка, есть какие--то задумки, творческие проекты?

– Есть, но о них пока не хочу говорить.

– Тогда завершу интервью поздравлением с юбилеем и престижными государственными наградами – медалью «За заслуги перед Чеченской Республикой» и званием «Заслуженный деятель искусств ЧР».

Новых успехов Вам!

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

©НАНА: литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт журнала «Нана» обязательна.