http://www.nana-journal.ru

Мы в соц.сетях

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН


И «Казахский вальс», и «Безаман илли», и «Снегурочка» Печать Email

 

А. Муртазалиева

 

У преподавателя культурологии Чеченского государственного университета Махмудовой имя самое подходящее – Хазу, что в переводе с чеченского означает «краса». Создатель наградил ее и внешней, и внутренней красотой, да еще талантом, с помощью которого Хазу  Косумовна делает краше жизнь окружающих.

– Музыку люблю с детства, – рассказывает Махмудова. – Увлекалась еще и рисованием, но это прошло, а тяга к пению осталась на всю жизнь.

Вокальному дару Хазу обязана родительским генам. Она вспоминает:

– Когда собирались в доме гости, по их просьбе, отец  исполнял назмы, играл на дечиг-пондуре. Он был жизнерадостным человеком, хотя на его долю выпали тяжелые испытания.

Участвовал в боях за Брест и Сталинград. Косум был ранен, вернулся с войны инвалидом. Досталось и в выселении. Но несмотря на все тяготы, Косум сохранил оптимизм, любовь к людям и искусству. Эти качества он передал и своим детям. Шесть дочерей и одного сына вырастили Косум и Заман. Все они получили хорошее воспитание, но всеобщей любимицей была Хазу, певунья с удивительным голосом.

– Я родилась и выросла в Казахстане, в поселке Джусалы Кзыл-Ординской области. Училась в железнодорожной школе. Была единственной чеченкой, закончившей там десятилетку. В школе все меня знали – ни один вечер, ни одно мероприятие  не проходили без моего участия: исполняла чеченские, русские и казахские песни.

Уже в подростковом возрасте (двенадцати лет) Хазу стала знаменитостью поселка. Ее записали на местном радио, и песня юной арстистки-спецпереселенки часто звучала в эфире.

Несколько лет спустя, на выпускном школьном вечере она исполнила одну из сложных композиций с высокой тональностью – «Казахский вальс» композитора Хамиди, да так, что покорила всех присутствующих. Но при всем при этом обладательница красивого лирического сопрано знала, что ей дорога на сцену заказана. Родители не позволили бы ей пойти в артистки – такое у чеченцев не приветствовалось.

Хазу выбрала педагогику. В 1968 году она специально приехала из Казахстана в Грозный, чтобы поступить в пединститут (будущий университет). Однако этим планам не суждено было сбыться: документы у нее не приняли, придравшись к разночтению в фамилии (в одну букву). Расстроенная Хазу в сердцах  выпалила тогда приемной комиссии: «Да я не то что у вас – в Москве буду учиться!»

Эти слова оказались пророческими. Но до Москвы она доехала не скоро. Хазу устроилась пионервожатой в казахскую школу. Потом перешла в детский сад воспитательницей. Дети очень любили свою молодую, красивую и заводную наставницу. Уже через три месяца руководство поощрило ее благодарностью с записью в трудовую книжку.

Возможно, педагогическая стезя повела бы ее и дальше, и постепенно мечта о сцене угасла бы. Но тут опять вмешался случай. Молодой человек, с которым она была знакома не один год, предложил ей выйти замуж и уехать с ним в Грозный. Хазу ответила согласием – все решило не только чувство, но и обещание учебы в музыкальном училище.

Джунид Амаев слово сдержал, зная, как много значит музыка для его избранницы. В 1970 году молодые приехали жить на родину. Хазу сразу после прослушивания была принята в музыкальное училище, которое славилось как одно из лучших российских учебных заведений данного профиля.

В те годы это была большая редкость, чтобы в музыкальное училище поступали представители коренной национальности, тем более – девушки. Хазу оказалась среди этих немногих счастливчиков. Училась она в классе по вокалу, который вел талантливый педагог В.Н. Земсков,  по совместительству работавший еще  солистом филармонии.

– Я вся растворялась в музыке. Уже  на третьем курсе исполняла очень серьезные вещи консерваторского уровня: арию Марфы из оперы Римского-Корсакова «Царская невеста», Снегурочки из оперы Римского-Корсакова, Керубино из «Фигаро», «Заздравную» Дунаевского с очень высокими нотами и т.д.

Педагог очень радовался успехам своей одаренной студентки, называл ее ласково «моя чеченочка». Однажды он предложил ей сделать совместный номер.  И красивый романс Глинки «Не искушай меня без нужды» они стали петь дуэтом. Так родилась творческая дружба учителя и ученицы, которая продолжается до сих пор через переписку. Виктор Николаевич Земсков не первый год живет в городе Электросталь Московской области, но жизнь на новом месте не затмила грозненскую, в которой  немало дорогих сердцу людей. Хазу Махмудова – одна из них.

После окончания музыкального училища новоиспеченная артистка получила направление в государственный ансамбль танца «Вайнах».

- Помню, на распределении выпускников  присутствовал министр культуры Ваха Татаев, а также Муса Гешаев – тогдашний директор «Вайнаха». Он уговаривал: «У нас есть молодой певец Зелимхан Дудаев. Нужна певица. Соглашайся!» Так она оказалась в вокальной группе «Эхо гор», созданной при танцевальном ансамбле, в которой проработала десять лет.

Большей частью артисты «Вайнаха»  обслуживали районы республики. Хазу исполняла разные песни,  одна из которых – «Безаман илли» (на  слова Шимы Окуева и музыку Супьяна Цугаева, руководителя вокальной группы) стала шлягером. Песня  настолько полюбилась слушателям, что даже современные молодые певицы включают ее в свой репертуар:

«Сатийса г1елделла,

Кирахь дог деттало,

Кхин ала дош доцуш...

Ма дукха веза хьо!»

Начало артистической деятельности Хазу оказалось плодотворным и богатым на события. В марте 1976 года шестеро вокалистов Чечено-Ингушетии выезжали в Москву для участия в концерте, посвященном делегатам ХХУ съезда партии. В составе этой группы Хазу побывала в столице и выступала вместе с артистами со всех республик Советского Союза в Кремлевском дворце - на главной сцене страны. Тогда она и познакомилась со знаменитостями, в том числе с Людмилой Зыкиной, легендой вокального искусства, и народной артисткой СССР Бибигуль Тулегеновой, которую называли «казахским соловьем».

В августе 1985 года начинается новая страница в судьбе певицы. По семейным обстоятельствам, она с мужем и тремя детьми переезжает в город Калязин (Тверская область). На новом месте их встретили приветливо, сразу дали квартиру мужу, Хазу предоставили работу в отделе культуры. Сослуживцы, покоренные красотой ее голоса,  уговорили принять участие в музыкальном фестивале, который проходил в ноябре. Тот день навсегда врезался в память. Когда  ведущая объявила: «Народная песня «Над полями, да над чистыми». Исполняет Хазу Махмудова», – в зрительном зале огромного Дворца культуры начали недовольно перешептываться: «Черномазая – и с русской песней!» Эти обидные слова слышал  муж певицы, сидевший среди зрителей. Но стоило Хазу запеть, как в зале воцарилась тишина, нарушенная только в конце выступления громом аплодисментов. Ее долго не отпускали со сцены. Пришлось спеть на «бис». Так, в один миг представительница Чечено-Ингушетии покорила российский город своим талантом. С тех пор она стала в Калязине звездой и ни одно массовое мероприятие не проходило без ее участия в качестве главной солистки.

О Хазу не раз писала местная пресса. Однажды даже сняли о ней документальный фильм. А поводом стала ее победа во Всесоюзном конкурсе народного творчества, который проходил  в 1987 году в г. Твери. На память о том незабываемом дне у нее  осталась лауреатская медаль.

Шесть лет прожила семья Хазу в Тверской области. К сожалению, эти годы вместили не только радостные события. Дважды певица в Калязине оказывалась на грани смерти. Оба раза это произошло в 1988 году. В первый раз ее уложил на больничную койку бытовой ожог третьей степени. Полтора месяца местные врачи возвращали тяжелую пациентку к жизни. Наконец, Хазу вышла на работу. Но успела проработать только полдня. В перерыв решила съездить домой, детей проведать. Переходила дорогу, почти дошла до тротуара, когда ее сбил большой мотоцикл.

- Я услышала хруст ломающихся костей, потом провалилась во мрак. Два месяца пролежала в больнице на вытяжке. Искусственный сустав, протез… В общем, досталось мне тогда. До сих пор страшно вспоминать этот 1988 год.

У любого человека жизнь чередуется темными и светлыми периодами. Но таким, как Хазу, щедрым душой, увлеченным, творческим личностям легче переносить любые испытания, особенно, если рядом преданный, умный, понимающий муж и хорошие дети. Семья – главная опора для женщины. И Хазу в этом повезло.

Джунид поддерживал ее всегда и во всем. Как и в том, что, будучи матерью трех малолетних детей, она смогла получить второе образование. В 1991 году Хазу закончила заочное отделение факультета культурологи Московского института культуры. Несмотря на загруженность на работе, дома, многодетная мать Х. Махмудова умудрялась выкраивать время для учебы. Даже страшные травмы, полученные в 1988 году, не заставили ее бросить или отложить обучение в вузе. Она на костылях поехала в Москву сдавать сессию,  причем, подготовилась не хуже, если не лучше обычного.

На родину,  в Чечено-Ингушетию, Хазу вернулась культурологом, специалистом очень дефицитной в республике профессии. Однако работу нашла только в школе, в родном селе Пролетарское. Здесь она 6 лет преподавала историю, пока в 1996 году не пригласили в университет на кафедру истории мировой культуры, которой руководил Супьян Магомадов. Тогда Хазу Махмудова была единственным дипломированным культурологом в вузе. Да и сейчас эта специальность остается дефицитной. Поэтому у нашей героини работы хоть отбавляй. Она преподает на трех факультетах – экономическом, филологическом и историческом.

Лекции, практические занятия, организация мероприятий - концертов, выставок – этот бесконечный рабочий марафон только в радость Х. Махмудовой. «Безумно люблю свою работу. С молодежью я молодею», - говорит она. Это заметно и без слов. Подтянутая, стройная, обаятельная, женственная, жизнелюбивая и открытая… С трудом верится, что Хазу уже бабушка – у нее 4 внуков.

В репертуаре Хазу есть романс, который стал популярным в исполнении Нани Брегвадзе:

«… Снегопад, снегопад, не мети мне на косы.

Не стучись в мою дверь, у ворот не кружи!

Снегопад, снегопад, если женщина просит,

Бабье лето ее торопить не спеши…»

Накануне 60-летия Х. Махмудова грустила и острее обычного переживала этот романс. А в день юбилея, 24 июня, от этой грусти не осталось и следа. Коллеги по университету устроили ей пышный праздник. Виновница торжества получила огромный букет роз, Почетную грамоту, медаль, денежную премию, самые теплые поздравления и музыкальные подарки. Тронуло Х. Махмудову также внимание Министерства культуры Чеченской Республики.

- По поручению министра Дикалу Музакаева, его заместитель Шамсудин Моллаев пришел на юбилей, поздравил, сообщил замечательную новость, что я представлена к званию «Заслуженная артистка ЧР». Это такой был приятный сюрприз, что я никогда не смогу забыть. И вообще, в тот день столько приятных слов я услышала в свой адрес, что сама себя зауважала!

Как положено, на празднике было много музыки. А песню-хит «Безаман илли» Хазу исполнила дуэтом с Луизой Эльжуркаевой, подарив, как обычно, радость окружающим.

Вот такая обычная и вместе с тем незаурядная судьба, которая лишний раз доказывает извечную истину: страховка от старости – любовь к жизни, людям, к природе, но главное – к избранному делу, приносящему радость и пользу окружающим. Такие, как Хазу, с легким сердцем могут сказать о себе: «Мои года – мое богатство!»

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

©НАНА: литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт журнала «Нана» обязательна.