http://www.nana-journal.ru

Мы в соц.сетях

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН


"Моя судьба была не из легких, но я не сломилась" Печать Email

Народная артистка Чеченской Республики и Республики Ингушетия Марем Ташаева.

Актриса... Легенда чеченской эстрады.

Несуетная. С особой – «ташаевской» – статью.

С неподражаемой «ташаевской» манерой исполнения, подачи песни...

 

Разная. И в жизни. И на сцене.

Но и в жизни, и на эстраде – всегда – Личность.

Ее неповторимый голос узнаваем и любим.

Страстность, с которой она вживается в образ, завораживает.

Профессионализм, отточенность исполнения, артистический талант – все это вызывает гамму зрительских эмоций, ставя ее как певицу и артиста на особое место в ряду талантливейших чеченских певиц.

И при этом – абсолютное отсутствие какой-либо звездности.

 

Помню, вечность назад – ибо все, что было до войны, так и остается в памяти как нечто нереально далекое – в разговоре с сотрудницами одной из грозненских больниц услышала о ней, пожалуй, самое лестное: «Девочки, она такая простая! Никогда не скажешь, что она звезда. Такая улыбчивая, открытая...»

Так и осталось в памяти. Простая, открытая...

Именно это определило вектор отношения к ней поклонников ее большого таланта.

Ибо простота и открытость в общении – мета высокой личности.

 

Каждый ее выход на сцену долгожданен для тысяч и тысяч ее истых поклонников.

Каждая ее песня – моноспектакль, маленький шедевр абсолютного вживания и абсолютной отдачи...

Марем Ташаева.

Уникальное явление в чеченской эстраде.

Актриса и Личность…

 

/Лула Куна. Одна из сонма преданных поклонников.../

 

Марем Ташаева любезно согласилась ответить на наши вопросы.

Беседу вела Макка Ясаева.

«Н»: Марем, расскажите, как начиналась Ваша карьера певицы...

 

М. Т.: Начнем с того, что я родилась дома (с. Валерик), говорят, я так громко закричала, что все женщины из соседних домов сбежались в наш дом. Так и обнаружили талант к пению (утверждения свидетелей того дня – 12 июня 1959 года).

С 6 лет, можно смело сказать, работаю на большой сцене. А на профессиональную сцену я вышла в 1980 году в составе ВИА «Ичкерия» под руководством Али Димаева. Представьте себе, что маленькая девочка поет не только детские песни, но и песни из репертуара взрослых артистов (Элла Фицджеральд, Элвис Пресли, Эдит Пиаф, Том Джонс, Мирей Матье).

 

«Н»: Вы поете в весьма оригинальных жанрах... Как Вы держите себя в голосе? Практикуете ли специальную подготовку перед выступлением?

 

М. Т.: Уверена, что зарубежная школа помогла мне найти свой стиль и направление в чеченской сольной карьере. Я не пою то, что не гармонирует с моим голосом. Люблю исполнять разножанровые композиции в своей, выработанной, манере. Благо, голос всегда в форме, стараюсь беречь его, не простывать, не делать нагрузку на голосовые связки. Перед концертом особенный подход (выспаться и распеться, разогреть связки).

 

«Н»: Как чаще всего проходят репетиции? Вы сами ставите свой голос или же Вас курирует педагог по вокалу или ораторскому мастерству?

М. Т.: Думаю, в моем возрасте пора самостоятельно работать над собой. Педагоги сделали свое дело. Говорят: «Век живи – век учись»… Я из этой категории людей.

 

«Н»: Где чаще всего проходят репетиции перед концертом?

 

М. Т.: Репетиции я провожу дома, есть клавишный инструмент. Подготовка к концерту идет таким образом: а) зарядка, тренинг (вдох-выдох, скороговорки, чтение вслух текста песен, исполняемых в этом концерте); б) гаммовые распевки, разогрев связок и пение под фонограмму минус.

Конечно же, работа над выбором сценического костюма, соответствующего моему образу.

 

«Н»: Имея такой богатый опыт выступления перед публикой, Вы наверняка уже не испытываете волнения перед выходом на сцену…

 

М. Т.: Лукавит тот, кто говорит, что не волнуется перед выходом на сцену. Меня волнение не покидает никогда! Каждый раз, как в первый раз...

 

«Н»: В постановке голоса главное – дыхание, некоторые педагоги рекомендуют использовать мужское (брюшное) дыхание вместо женского (грудного). Вы считаете верным подобный совет?

М. Т.: Вообще, существует несколько типов дыхания: грудное, брюшное, смешанное. Скорей всего, я отношусь к третьему типу – смешанному. Помню, в детстве мой учитель по пению говорил, что я пою животом и грудью. Тогда я не понимала, что значит «животом», позже узнала, что это значит – диафрагмой.

 

«Н»: Кто чаще всего выступает в качестве автора Ваших песен?

 

М. Т.: С начала моего творческого пути авторами исполняемых мною песен являлись: Али Димаев, Имран Усманов, Рамзан Паскаев, Рамзан Даудов. Со временем я обнаружила в себе желание сочинять музыку для себя. В итоге, получилось так, что я пишу не только себе, но и многим артистам.

 

«Н»: Вы можете дать совет молодым исполнительницам и исполнителям, как избежать волнения перед выступлением, как правильно настроить себя на зрителя?

 

М. Т.: Как я дам совет молодым, если сама волнуюсь? Лучше я дам такой совет: учитесь правильно петь, думайте о словах в песне, ибо, не зная слов или не понимая, о чем поете, никогда не сможете создать образ и донести до зрителя.

 

«Н»: Как Вы относитесь к очень распространенной, к сожалению, фонограмме? Можно ли считать человека, исполняющего песни под фонограмму, артистом?

 

М. Т.: Тема фонограммы – больная тема! О ней долго говорить. Не хочу никого обидеть, но артист, поющий под фонограмму, не продержится на сцене. Народ не обманешь! Я, например, каждый раз исполняю одну и ту же песню в разном характере. Голос, записанный однажды на студии, не может повторяться дважды ни ведением голоса, ни образом, ни манерой. Артист, поющий под фонограмму (открывающий рот), никогда не будет развиваться. Однажды уйдут фонограммы и вернется живой звук…. Что тогда? Догонять упущенное будет поздно…

 

«Н»: Подавляющее большинство современных популярных песен – просто срифмованные тексты, не отягощенные смыслом и тем более идеей. Помимо этого, эфир заполонила танцевальная музыка. Как следствие, молодые уже не воспринимают оркестровую музыку или лирические композиции. Как воспитать в молодежи тягу к хорошей, развивающей музыкальный слух музыке, к наполненным смыслом, дающим работу уму и сердцу песням?

М. Т.: Помню, в студенческие годы нам, будущим артистам, говорили: «Зрителя нужно вести за собой, а не идти за ним». Сегодня оттеснили качественную музыку, слова, да и профессиональных исполнителей. Я хочу верить, что вернется время подлинных эстетических и духовно-нравственных ценностей.

 

«Н»: Весьма распространено мнение, будто женщина должна выбирать между карьерой и семьей, т.к. совмещать и воспитание детей, и работу – задача если и выполнимая, то весьма трудоемкая. Ваше мнение: может ли женщина подниматься по карьерной лестнице и при этом иметь счастливую семью?

 

М. Т.: Соглашусь с мнением, что для женщины совмещение семейных забот и работы – задача трудоемкая. Что касается меня, то выбор между семьей и карьерой стоял довольно часто. Наверное, в силу нашего менталитета. В пору моей молодости стать артисткой – певицей, актрисой, танцовщицей – было не просто. Профессия артиста считалась, если сказать мягко, позорной для семьи или всего рода.

Весь творческий путь я доказывала всем, какой это труд и какую радость доставляет моя работа людям.

Сейчас, глядя на молодых, стремящихся на сцену, записав одну песню, без труда, с легкостью зарабатывающих на этом деньги, да еще задирающих нос на пике сиюминутной популярности, я искренне жалею их. Это не их вина, а вина взрослых, которые толкают на сцену детей без призвания.

 

«Н»: Вы успешная певица и яркий пример для многих, что Вы посоветуете молодым женщинам, которые еще не определились в выборе жизненного пути?

 

М. Т.: Честно признаюсь, я всегда недовольна собой – и как певицей, и как матерью. Но стараюсь быть лучше.

Моя судьба была не из легких, но я не сломилась. Ведь всегда в трудную минуту рядом со мной оказывались друзья и близкие. Светлой памяти Имран Усманов (Дала гечдойла цунна!) в свое время написал для меня гениальную песню «Некъ бо ас, юьжуш, г1оттуш, къар ца луш – генахь сайн ирсе седа серла гуш» … Вся моя жизнь – в этих словах.

Дорогие мои сестры, никогда не сдавайтесь, не отчаивайтесь! Если не получилось сегодня, верьте, получится завтра!

Желаю вам добра, счастья и гармонии во всем.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

©НАНА: литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт журнала «Нана» обязательна.