http://www.nana-journal.ru

Мы в соц.сетях

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН


Слово о чеченской женщине... Печать Email

Пола Висханова

 

Маме моей, Межидовой Мести Байраковне, посвящается...

Издревле в Чечне надежду на преображение мира, веру в его спасение связывали с женским началом.

Более двух тысячелетий чеченская женщина несёт миссию посла любви, веры и надежды. Ставя перед собой, обществом и государством вопросы морали, чести и достоинства, права и ответственности каждого за судьбы своих детей, семьи и Отечества, женщины Чечни видят свой оплот в священном Коране.

Ислам же, который почитает женщину, заинтересован в том, чтобы женщина развивала свою личность, поскольку это даёт ей возможность лучше воспитывать своих сыновей и дочерей и участвовать тем самым в формировании сильного, здорового поколения, которое стремится к развитию своего общества, к его прогрессу и процветанию.

Красота – есть начало всех начал, а вершина предназначения Женщины – Дитя. Проповедь добра и нравственных законов, которая вместе и совокупно с исламскими ценностями способна буквально зажечь сердца, пробудить тысячи людей от смертельно опасного духовного забытья, заставить вспомнить свое великое духовное предназначение как любящих и созидающих личностей – это зов Матери.

Женщина дает жизнь, женщина оберегает жизнь... Что бы ни говорили мудрецы, в какие бы заоблачные выси ни рванула философская мысль, судьба женщины всегда будет биться между этими двумя началами: красота во имя материнства и материнство во славу красоты. А любое другое достижение – лишь дополнение к ним, потому что и ум, и талант, и самоотверженность женщины суть проявление материнства и красоты её души.

Всё, что лежит между этими двумя полюсами – лишь тонкий слой человеческой культуры, ошибки и отступления природы, а подлинное величие женщины незыблемо и неоспоримо – красота, которую она несёт миру, и Ребёнок, которого она дарит роду человеческому.

Выдающийся вклад в нравственное воспитание, основанное на идеалах справедливости, совестливости, внесли десятки поколений чеченских матерей.

Они дали жизнь тем, чьи поступки и мысли прославили наше Отечество. Разве можно предать забвению имена женщин, подаривших миру Ахмат-Хаджи Кадырова, Тайми Биболата, Кунту-Хаджи Кишинского, Шейха Мансура, Байсангура Беноевского, Александра Чеченского, Петра Захарова, Асланбека Шерипова, Хампашу Нурадилова, Мовлида Висаитова, Зияудди Мальсагова, Муслима Гаирбекова, Гаиба Межидова, Лечи Магомадова, Махмуда Эсамбаева ... и многих других сыновей чеченского народа!

Голоса этих женщин подчас почти не слышно, но они уверенно звучат в народной памяти. Их жизнетворчество бессмертно!

Женщины Чечни, как и во всём мире, менее коррумпированы, более ответственны, они обладают высоким уровнем образованности, они психологически выносливее мужчин. Аллах знал женское сердце – знал, что оно полно любви, милосердия и постигает всё святое гораздо легче, чем мужское.

Именно сейчас, на этапе, когда современное чеченское общество переживает глубинный катарсис, для реализации женского потенциала открылись неограниченные возможности. Их основа – уважение к многовековому прошлому, ориентация на самобытный исторический опыт, высокая духовность нашего народа, сохранённые и приумноженные благодаря женщинам. Сегодня же ясно одно: нет в мире силы выше и чище, чем сила Любви, сила Жизни, которую Аллахом и судьбой доверено нести в мир женщинам!..

Фольклорные и литературные источники гласят, что историческая традиция чеченского народа определила для женщины гораздо более значительное место, чем это принято во всем исламском мире. В одной из древних чеченских легенд, рассказанной чеченским писателем Ахмадом Сулеймановым, говорится: «... когда враг нападал на чеченскую землю и мужчины готовились ее защищать, перед началом боя впереди войска выходила на белом коне самая красивая, самая достойная девушка в белом наряде. И бой начинался только после того, как она пускала первую стрелу в сторону врага».

В чеченском обществе наряду с внешней красотой в женщине ценились и чисто мужские качества: активная жизненная позиция, ум, смелость, мужество, твердость воли, верность слову, терпеливость, сдержанность. Каждая чеченка была личностью. До нас дошли источники по истории Чечни, в которых ученые пишут, что чеченская женщина никогда не была ни товаром, ни частью гарема. Она несла людям жизнь, мир, покой. Известно, что кровников, встретившихся, чтобы нанести друг другу смертельные удары, остановить могла только женщина, бросив между ними платок, снятый с головы.

Вспоминаются слова грузинского писателя Александр Казбеги, который писал: «Чеченская женщина свободнее всех женщин и поэтому честнее всех. Никогда не допустит она никакой непристойности, хотя имеет право свободно общаться с мужчинами».

Женщина в чеченском обществе обладала универсальной свободой, пожалуй, недопустимой в те времена ни для одной женщины ни в одном государстве мира. За замужней женщиной никогда не устраивали мелочной опеки, так как она обычно не давала для этого никакого повода: во-первых, потому, что выходила замуж по любви, а во-вторых, чеченская женщина пользовалась уважением в семье мужа и немалыми правами. С мнением женщины считались все. На страже ее чести и достоинства стоял в Чечне и Мехк-Кхел, который сурово карал за оскорбление женщины не только поступком, но и словом. Двоеженство в чеченском обществе было редким явлением. Так высока была роль женщины в истории нашего многострадального народа.

Наши предки ценили и уважали ту, которая берегла их очаг, их дом, охраняя его от исчезновения своим трудом, обеспечивая настоящий тыл горцу. Имам Шамиль, в целях упрочения своей власти, жестоко преследовал обычаи и традиции чеченцев, связанные с адатами. Одним из таких обычаев был институт ухаживания, аналога которому нет у других горцев Кавказа, даже у родственных чеченцам ингушей. Чеченские девушки относительно свободно могли общаться с юношами в рамках строго определенных обществом норм: у источника (хийистехь), «белхи» (коллективная взаимопомощь), на вечеринках (синкъерам), на свадьбах (ловзар), посиделках («чукхайкхина, ирахь1ар»). (Шамиль уничтожил целое село с женщинами, детьми и стариками в Ичкерии из-за того, что они продолжали устраивать свадьбы, встречи молодежи у родника.)

Именно поэтому чеченка всегда брала на себя, в равной с мужчиной степени, ответственность за судьбу своего народа.

О высокой оценке роли женщины в чеченском обществе говорит и тот факт, что Указом Главы Чеченской республики Кадырова Рамзана Ахматовича в сентябре 2009 году учрежден День чеченской женщины, который отмечается ежегодно в третье воскресенье первого месяца осени.

В своем поздравлении Рамзан Ахматович говорил: «Он впервые отмечается в этом году, но я уверен, что этот праздник станет одним из самых любимых в нашей республике!»

Первый Президент Чеченской республики Ахмат-Хаджи Кадыров часто приводил слова из суры «Лукман»: «Благодари Меня и родителей своих – ко Мне твое возвращение». В этом аяте Аллах1 раскрывает нам то благо, которое несут матери, вскармливая детей. Он призывает нас благодарить после Себя наших матерей».

Ахмат-Хаджи Кадыров всегда подчеркивал, как велики роль и значение женщины в обществе: «И сегодня невозможно переоценить тот вклад, который вы, чеченские женщины, вносите в дело восстановления и развития республики. Вы трудитесь во всех отраслях национальной экономики: в школах, в больницах, на стройках, в бизнесе и т.д. Вы подаете пример ответственного, заинтересованного отношения к делу. Вы умны, талантливы, предприимчивы и со стойкостью, терпением и выдержкой исполняете свой гражданский долг. А дома вы заботливые, любящие, добрые и нежные матери, сестры, жены. Вы – наш самый надежный тыл. И так было всегда. Во все времена.

Поэтому бессмертен подвиг женщин Дади-Юрта, Гордали и других, которые наравне с мужчинами защищали нашу землю, отстаивали свою честь и достоинство. Бессмертен подвиг чеченских женщин, которые в годы тяжелой сталинской депортации сохранили нашу нацию, воспитывали детей в любви к родному языку, народным традициям, которые поддерживали в своих сыновьях и дочерях веру в возвращение на родину. А какой образец мужества и стойкости проявили наши женщины во время военных действий в Чеченской Республике! Спасали, защищали, заслоняли собой родных, близких и даже незнакомых людей от смерти, голода, холода, лишений. Спасибо вам за это, чеченские женщины!

Вы заслуживаете уважения, почтения и восхищения. Вы – душа нации. Пусть поможет вам Всевышний в деле воспитания достойных детей, сохранения теплых домашних очагов, передачи подрастающему поколению всей красоты и благородства чеченских национальных традиций и обычаев. В ваших руках будущее чеченского народа. Я желаю вам, дорогие женщины, счастья, здоровья, семейного благополучия, мира на чеченской земле!»

 

В основу праздника положен исторический факт – подвиг чеченских девушек времен Кавказской войны, совершенный ими 14 сентября 1829 г.

После сожжения царскими войсками под командованием генерала Ермолова чеченского селения Дади-юрт, которое было расположено на берегу реки Терек, 46 чеченских девушек попали в плен.

Когда их переплавляли на плоту через реку Терек в сопровождении царской охраны, девушки, чтобы не попасть в руки врагов, утопили плот и сами погибли, увлекая за собой солдат.

 

...Знаменитых женщин – бесконечное множество, и из их биографий свободно сложится не один том…

Но любую частную биографию чеченской женщины можно рассматривать как символ времени, как квинтэссенцию тех глубинных человеческих тайн, которых нам дано лишь коснуться, но не дано познать.

Мир женщин Чечни велик и многогранен. Трудно назвать ту область, в которой бы не попробовали свои силы и не преуспели наши женщины.

 

Сегодняшнее слово о таких женщинах, живущих по правилам и законам Мироздания, без которых исчез бы род человеческий... С праздником, дорогие Матери, сестры и дочери Чеченской республики!

Мира и Любви вам!

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

©НАНА: литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт журнала «Нана» обязательна.