http://www.nana-journal.ru

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН

Пресс-эстафета "ЧР - ДОМ ДРУЖБЫ"


Ваха Татаев. Подвижничество Печать Email

 

Зинаида Татаева

 

Август 1977 года, с. Толстой-Юрт. Магистраль хорошо просматривалась с нашего двора. Меня удивил нескончаемый поток машин, направлявшихся в село. Я никогда ранее не видела такого скопления машин, такой пышной траурной процессии. Казалось, вся республика хоронила усопшего... Лишь к вечеру, когда, с опухшими от слез глазами, вернулась домой мама, мы узнали, что это хоронили бывшего министра культуры Ваху Татаева...

 

Из Грозного везли Ваху в его родовое село Толстой-Юрт.

...Время мчится на удивление быстро, и с высоты своих лет понимаешь, что все хорошие люди, даже если они тебе и не родственники, дороги тебе и нужны. Одним из таких достойных сыновей нашего чеченского народа, безусловно, является и герой моего очерка Ваха Ахмедович Татаев.

Родился Ваха Ахмедович Татаев 15 декабря 1914 года в селе Старый-Юрт (ныне Толстой-юрт). Ваха рано лишился отца, поэтому ему пришлось начать свой трудовой путь с 11 лет – тяжелой работой в совхозе, затем на кирпичном заводе в Горячеводске. Несмотря на такую занятость, учился Ваха отлично – как отмечали его сверстники, учеба ему давалась легко. Он с удовольствием играл в школьной самодеятельности. Когда в село привозили кинофильмы – это было для Вахи особым праздником. В 15 лет он поступил на рабфак. Было тяжело, но он не сдавался, работал и учился. Затем Ваха поступает учиться в ГИТИС им. Луначарского. В 17 лет его назначили директором клуба в ст. Горячеводск. Он работал днем и ночью, не зная отдыха: создавал разные кружки, вовлекал туда молодежь, сам играл в спектаклях… С 1931 по 1934 год Ваха работал директором Учкомбината Чечено-Ингушского областного отдела народного образования. В 20 лет Ваха работал директором кинотеатра имени Челюскинцев в Грозном и справлялся не только с работой в двух местах, но и как один из лучших студентов получал высокую стипендию имени Островского в Московском институте искусств, где он учился в те годы. В институте он продолжал участвовать в студенческих спектаклях, ему доверяли серьезные роли. Учился он, надо отметить, одновременно еще и в Московском Университете марксизма-ленинизма, на вечернем отделении.

В 1935-1938гг. Ваха работает заместителем управляющего «СевКавкино», позже – директором Чечено-Ингушского государственного драматического театра в Грозном. Многих сотрудников Ваха направил на учебу в Москву, Ленинград и другие города страны. Некоторое время спустя Ваху Татаева выдвигают на новую должность – Начальником Управления по делам культуры, искусства и кинофикации ЧИАССР.

Казалось, вот-вот республика расцветет по-настоящему, но начало Великой Отечественной войны, а затем и неожиданная депортация разрушили все планы... Сотни тысяч судеб были искалечены… Нашему мужественному народу пришлось пережить адские муки – разлука с Родиной, гибель сотен тысяч людей, голод, холод…

Очевидцы событий тех лет – Айна Шахмурзаева, Мовлид Бетербиев, Хамит Магомадов, Магомадова Румани, которым довелось в те годы работать с Вахой Татаевым, видеть его в деле, вспоминают: «Ваха был удивительным человеком, умным, мужественным, настоящим борцом за свободу своего народа. Выступая перед народом, он с болью говорил о нашем общем горе… Бывало, горькие слезы душили его... Люди верили ему, его искренности. Подтверждением тому является и то, что Ваху избрали депутатом райсовета трудящихся в Алма-Ате. В те годы для чеченца, для переселенца это была действительно высокая должность!

Ваха многим дал путевку в жизнь – сам писал характеристики и ходатайства, посылал молодых учиться, а затем ездил проверять их учебу, многим помогал материально. Немало случаев, когда он спасал людей от тюрьмы, голода, отдавая последнее».

Из воспоминаний Эрухи Магомадовой…

1946 год, г. Алма-Ата, железнодорожный вокзал, с поезда сошел молодой, красивый, представительный мужчина лет тридцати, в длинном пальто и шляпе. Прохожие невольно оборачивались на этого высокого большеглазого красавца… Увидев на перроне плачущую женщину, подошел к ней: «Что случилось? Почему в слезах? Ты чеченка?»

Эруха стеснялась сказать, отчего текли слезы ручьем… Она потеряла платочек, в котором хранила деньги, а дома – четверо детей. Женщина одна воспитывала их…

Незнакомец достал из внутреннего кармана пиджака, молча вложил в бумажный сверток крупную сумму и быстро ушел, даже не представившись. На эти деньги больше двух месяцев Эруха кормила детей, даже смогла поделиться суммой с матерью и сестрами… Затем она неожиданно стала каждый месяц получать деньги от посыльного. Кто стал благодетелем ее семьи и настоящим братом ей, она узнала только спустя десять лет…

Как оказалось, узнав ее адрес, Ваха каждый месяц посылал своего друга Ширвана с конвертом денег к Эрухе, строго наказав ему, чтобы тот не открывал его имени. И только перед смертью Ширван сказал эту правду Эрухе… «Ты не одна была, кому Ваха так помогал, – сказал он Эрухе. – Многим чеченцам он выбивал жилье даже там, в Джамбуле, Алма-Ате… в том числе и мне».

В г. Джамбул Ваха Татаев работает одновременно заместителем директора Областного Драмтеатра и директором кинотеатра «Октябрь», затем – заместителем директора Казахского Государственного театра для детей и юношества и директором кинотеатра «ТЮЗ» г. Алма-Ата.

В 1948-1951гг. занимает должность заместителя директора Государственного Академического театра оперы и балета им. Абая г. Алма-Ата.

С 1951 по 1956гг. – директор Казахской государственной эстрады и первый заместитель директора Казахской Государственной Филармонии им. Джамбула Джабаева г. Алма-Ата.

С 1956 года Ваха – слушатель Алма-Атинской партшколы. Затем его назначают начальником управления культуры при Оргкомитете по ЧИАССР.

В 1956 году он снова поступает в Московский институт театрального искусства, на учебу, которую ему пришлось ранее прервать из-за депортации нашего народа. Высшую партийную школу он окончил в 1962 году.

Вот, наконец, в 1957 году исполнилась мечта всех чеченцев – они начали возвращаться на Родину. С 1957 года, более двадцати лет, Ваха Ахмедович Татаев бессменно проработал министром культуры ЧИАССР.

Ваха Татаев оставил яркий след в чеченской культуре, искусстве, науке ЧИАССР. Больше полувека он отдал культуре. Ваха был настоящим сыном своего народа. Где бы он ни работал, Ваха Татаев проявлял себя высококвалифицированным, смелым, энергичным, успешным организатором и талантливым администратором.

По его инициативе и при его непосредственном участии, в самый трудный период восстановления ЧИАССР осуществлялось крупномасштабное укрепление материальной базы учреждений культуры, создание новых творческих коллективов, укрепление кадрового состава.

В Воронеже, Москве, Ленинграде были созданы национальные театральные студии. Десятки и сотни юношей и девушек получили профессиональное образование в крупных городах страны.

Ваха Ахмедович очень много сделал в плане организации, поиска, сбора и учета ценных объектов – памятников культуры и документов об историческом прошлом чеченского народа. Нужно отметить, что он был инициатором открытия музыкального училища в г. Грозном. Так же при Татаеве было начато строительство Государственного Театрально-Концертного зала, открылись музеи, в том числе, и музей изобразительных искусств им. П. Захарова, и многие другие учреждения культуры. Он уделял огромное внимание созданию и развитию народного художественного творчества, регулярному проведению смотров самодеятельных коллективов, организации выездных концертов и спектаклей по ЧИАССР, а также доставки зрителей из различных населенных пунктов в театры, музеи, концертные залы, и т.д.

Его неоценимый вклад в развитие культуры нашей республики отмечен множеством наград: «Орден Трудового Красного Знамени», медали «За доблестный труд в ВОВ», «За победу над Германией», «За оборону Кавказа» – и многие другие. Ему было присвоено звание «Народный артист ЧИАССР». Также Ваха награжден Почетными грамотами Верховного Совета Казахстана, СОАССР, ДАССР, ЧИАССР и многих других республик бывшего СССР.

Ваха Татаев был депутатом Верховного Совета ЧИАССР первых двух созывов – 1958 по 1968гг.

Несколько строк из воспоминаний известного писателя и общественного деятеля Хож-Ахмада Берсанова: «Я работал директором методкабинета в министерстве культуры ЧИАССР и тесно соприкасался с Вахой Татаевым.

Ваха был человек кристальной души, глубокой порядочности и интеллигентности. Он был истинным патриотом, блестящим организатором, хотя говорил мало и очень редко повышал голос.

Должность министра соответствовала ему, как будто не он был рожден для этой должности, а этот пост был создан специально для него – чтобы он мог реализовать, воплотить в жизнь все то, что задумал для развития культуры чеченского народа, которому был глубоко предан. После ухода с этой должности он прожил всего лишь пять месяцев.

Он не был карьеристом, не был властолюбцем – просто не смог жить без любимой работы!»

Когда Хож-Ахмаду Берсанову предложили работу в обкоме, Ваха, глядя в окно, в сторону реки Сунжи, сказал задумчиво: «Что будет с нашей республикой, если мы будем искать работу, где полегче?»

Хож-Ахмад ответил Вахе: «Без Вашего согласия я не уйду», – и остался рядом работать с ним…

 

И в конце нашей продолжительной беседы Хож-Ахмад Берсанов сказал: «Я счастлив, что мне довелось работать с Вахой...»

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

©НАНА: литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт журнала «Нана» обязательна.