http://www.nana-journal.ru

Мы в соц.сетях

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН


Байсари Эльдарханова. Супруга, соратница... Печать Email

Алисханова Малика

 

Октябрьская революция 1917 года кардинальным образом изменила социальную структуру российского общества, и, разумеется, перемены эти не могли обойти стороной и чеченцев. В конце 20 - начале 30-х гг. ХХ века правящим классом становится партийно-хозяйственная номенклатура – высшая чиновничья каста. Номенклатура формировалась из старых партийных кадров, а также выдвиженцев из рабочих и крестьян. Принадлежность к высшей касте диктовала жестко регламентированный порядок жизни, но в то же время обеспечивала высокую оплату труда, различные льготы... Деятельность партийно-государственной номенклатуры тех лет сегодня подвергается суровой и беспощадной критике, а между тем среди них было немало людей, преданных своему делу, тех, кто трудился на благо родины, не жалея сил и здоровья. В подавляющем большинстве высокие руководящие посты в те годы (впрочем, как и сейчас) занимали представители сильного пола. Их имена общеизвестны, об их деятельности написано немало книг, статей, научных трудов, но, как известно, целое состоит из двух половинок, и было бы несправедливо обойти вниманием их жен, ставших для своих супругов надежной опорой. Отдавая дань уважения преданности, стойкости и терпению этих женщин, мы хотели бы рассказать об одной из них – Байсари Оздамировой. Байсари была женой известного политического и общественного деятеля Таштамира Эльжуркаевича Эльдарханова.

В 1910 году юную красавицу Байсари, дочь Оьздмара из селения Ачхой-Мартан, сосватали за известного политического деятеля, депутата 1-й и 2-й Государственной Думы России (1906, 1907 гг.) Таштамира Эльдарханова.

Вообще-то семья Байсари не принадлежала к коренным жителям Ачхой-Мартана: ее дед (кстати говоря, человек весьма состоятельный) переселился сюда из села Центарой.

Несмотря на большую разницу в возрасте (Таштамир был старше своей избранницы на двадцать три года), семья Байсари посчитала за честь породниться с Эльдархановым. К сорока годам Таштамир Эльдарханов сделал блестящую карьеру политика, о которой вряд ли мог мечтать крестьянский мальчик из селения Гехи. На тот момент Эльдарханов развелся с первой женой по причине отсутствия детей и воспитывал осиротевших племянников Ису и Абубакара. Представители рода Эльдархановых решили женить Таштамира, надеясь, что в новом браке у него будут дети.

После пышной свадьбы чета Эльдархановых переехала в Баку, где Таштамир Эльжуркаевич жил после роспуска 2-й Государственной Думы и последовавшего вслед за этим запрета на преподавание в школах Терской области. В Баку Эльдарханов преподавал в городском училище.

В Баку Эльдарханов тесно общается с представителями местной интеллигенции. Не имевшая образования Байсари в новом для себя обществе первое время чувствовала себя несколько неуверенно, но вскоре ситуация изменилась: став самой прилежной ученицей Таштамира, Байсари очень быстро овладела русским, арабским, латинским языками. Но любимым ее занятием была кулинария. Байсари научилась готовить  блюда разных национальных кухонь, сервировать стол в соответствии с европейским этикетом. Предметом особой гордости Байсари были серебряные столовые приборы.

Однако никакие светские приемы и выезды не могли заглушить тоску по родным и близким. Там, в Чечне, остались ее мать и отец, брат Зинк, сестры Даду и Цока – и Баци (так называли Байсари ее близкие)  неудержимо тянуло домой...

Долгожданное возвращение на родину стало возможным весной 1917 года, после свержения монархии в России. Чета Эльдархановых вернулась в Чечню, и Таштамир всецело окунулся в политическую деятельность. К сожалению, Эльдарханову так и не довелось испытать радость отцовства, но родных детей ему заменили племянники Иса и Абубакар, ставшие его единомышленниками и соратниками в политической борьбе. Впоследствии Иса возглавил отдел народного образования Чеченской Автономной области, занимался борьбой с детской беспризорностью. Абубакар работал начальником НКВД в г. Грозный. Смелый, независимый, он мог прервать свое выступление на собрании словами: «Пришло время молитвы», а затем, совершив намаз, продолжить выступление.

В 1918 году в России началась Гражданская война. Страна разделилась на два лагеря: на «красных» и «белых». Таштамир принял сторону большевиков и основал Гойтинский народный совет. Два года вооруженного противостояния закончились победой большевиков. После окончания Гражданской войны Эльдарханов возглавил Ревком Чечни, а затем был избран Председателем Чеченского облисполкома.

Байсари часто сопровождала Эльдарханова в поездках, и где бы они ни жили – во Владикавказе, в Пятигорске, в Грозном, – в их доме всегда было много гостей. Приветливая молодая хозяйка восхищала их своим кулинарным мастерством, а также умением красиво подать блюда на стол. Конечно, Эльдарханов не мог не гордиться женой, но, как истинный чеченец, никогда не позволял себе хвалить ее прилюдно. Успехи жены в образовании и сложившийся стереотип относительно того, что жена большевика это еще и «боевая подруга», делали возможным участие Байсари в политике, но Таштамир считал, что женшина – хранительница домашнего очага и ее место в кругу семьи. Байсари не спорила: лишенная радости материнства, весь свой нереализованный запас нежности она подарила мужу, окружив его вниманием, заботой и любовью.

Частыми гостями в доме Эльдархановых были видные деятели партии и правительства: Орджоникидзе, Микоян, Калинин, Луначарский. Байсари знала о нравах представителей партийной элиты: верные идеалам большевизма, они не отличались верностью в семейных отношениях. Эльдарханов в этом вопросе имел мнение, отличное от своих партийных соратников: он был верным супругом, и Байсари была бесконечно благодарна мужу за то, что он ценил ее чувства.

Пожалуй, сфера семейно-брачных отношений была в это время практически единственно свободной от вторжения политики. Что касается идеологии, после «победы революции» в стране действовал принцип: «Кто не с нами – тот против нас». Эльдарханов и здесь не боялся отстаивать свою позицию. В то время как закрывались и уничтожались церкви, происходили массовые аресты и расстрелы представителей духовенства, он настоял на введение в Ревком Али Митаева – сына известного духовного лидера, приглашал на работу офицеров царской армии, интеллигенцию, сотрудничал с представителями духовенства. Байсари гордилась мужем и одобряла его деятельность, направленную на сохранение духовности, национальных традиций и обычаев чеченского народа, но в то же время она не могла не волноваться – власть не терпела непокорных и инакомыслящих…

В 1925 году Таштамир Эльдарханов был смещен с поста Председателя Чеченского областного исполкома «…за лояльное отношение к муллам и сотрудничество с чуждыми Советской власти элементами». Сталина раздражал независимый политик, отстаивающий интересы малого народа. Отстранение от работы с такой формулировкой грозило серьезными последствиями, но на этот раз обошлось: Таштамир получил назначение на должность Председателя Национального Совета в краевом исполкоме. В Кремле не могли не считаться с авторитетом видного политического деятеля, каким являлся Эльдарханов.

В связи с новым назначением  Эльдарханова последовал переезд супругов в Ростов-на-Дону. Четыре года напряженного труда в краевом руководстве под пристальным наблюдением правоохранительных структур, тревожные вести, доходившие из Чечни, – все это сказывалось на здоровье Таштамира Эльжуркаевича. Байсари мечтала о том дне, когда станет возможным возвращение на родину. К счастью, ждать пришлось недолго...

В 1929 году Таштамира перевели в Грозный на ответственную работу в организации «Грознефть». К этому времени Грозный превратился в крупный промышленный город, ударными темпами возводились жилые дома, Дома культуры, силами самих горожан в городе были высажены тысячи деревьев и кустарников, заложены парки и скверы. В первом за всю историю города театре им М.Ю. Лермонтова  успешно шла постановка  драматурга Ромашова «Конец Криворимска». Любимым местом отдыха грозненской интеллигенции был Дом инженерно-технических работников (ДИТР). Здесь выступали Г.К. Орджоникидзе, писатель А.С. Серафимович, журналист и редактор  газеты «Юманите» Вайян Кутюрье. Таким предстал Грозный перед Байсари после четырехлетней разлуки. Супруги Эльдархановы поселились в доме на  улице Поселенской. Байсари тут же принялась обустраивать быт. Благодаря усилиям хозяйки и прислуги, в доме всегда была идеальная чистота, мужа и многочисленных гостей ждал готовый обед. На богато сервированном  столе всегда была черная и красная икра: высокая зарплата Эльдарханова и возможность пользоваться спецраспределителями давали возможность Байсари готовить изысканные блюда, модно одеваться, посещать родных  на автомобиле мужа. Личную безопасность обеспечивал ей дамский пистолет, с которым она никогда не расставалась.

Радовали успехи Таштамира на работе. В 1931году грозненские нефтяные заводы заняли первое место в стране по выработке бензина. Первый пятилетний план был выполнен за два с половиной года. Трудовой подвиг работников грозненской нефтяной промышленности был отмечен высшей наградой страны – орденом Ленина.

Байсари казалось, что все трудности позади и вот, наконец, все наладилось. Но жизнь порой жестока и непредсказуема... В 1934 году Таштамира не стало. После похорон, оставив дом, в котором все напоминало о невосполнимой утрате, Байсари вернулась в отцовский дом в селении Ачхой-Мартан. Она была еще молода и красива, от сватов не было отбоя, но все предложения были ею отвергнуты.

Байсари пережила вместе со своим народом тяжелые годы депортации. В ссылке вдова Эльдарханова получала персональную пенсию, что в значительной степени облегчало ее материальное положение, давало возможность поддерживать близких.

 

Вернувшись на родину, Байсари последние годы своей жизни прожила с племянником  Хамзатом Оздамировым в родном селении Ачхой-Мартан. Несмотря на преклонный возраст, Байсари одевалась со вкусом, следила за своей внешностью. Она очень ценила чистоту и порядок. В беседах со своими близкими Байсари любила вспоминать о днях совместной жизни с Таштамиром, ставила его в пример и гордилась им, даже через много лет воспоминания тревожили ей душу. Байсари была бесконечно благодарна судьбе, что связала ее с замечательным и благородным человеком, сумевшим сделать ее жизнь счастливой.

 

В 1976 году Байсари ушла из жизни, ее похоронили на кладбище родного селения.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

©НАНА: литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт журнала «Нана» обязательна.