Для восстановления архива, сгоревшего в результате теракта 04.12.2014г., редакция выкупает номера журнала за последние годы.
http://www.nana-journal.ru

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН

Пресс-эстафета "ЧР - ДОМ ДРУЖБЫ"


Второй пилот Печать Email

Малика Абалаева

Как известно, стать летчиком может не каждый. Тот, кто решил посвятить себя профессии воздушного пилота, должен обладать не только отменным физическим здоровьем, но и набором определенных качеств характера: психоустойчивость, способность сохранять хладнокровие и принимать обдуманные решения в условиях внештатной ситуации, коммуникабельность и т. д.

Хотя в нашем обществе традиционно считалось, что летчик – это сугубо мужская профессия, мы всегда гордились летчицей-чеченкой Лялей Насухановой. Отчаянно смелая и целеустремленная, Ляля летала в основном на военных истребителях, а впоследствии обучала курсантов этому непростому делу – в общей сложности авиации она посвятила 23 года жизни. Были среди наших девушек и опытные парашютистки, однако о том, что у нас – помимо Ляли Насухановой – были или есть девушки-летчицы, лично я до недавнего времени даже не слышала. Тем сильнее было мое удивление, когда я узнала, что в авиакомпании «Грозный-Авиа»» работает чеченка – пилот гражданской авиации.

Когда я увиделась с Лариной, красивой, застенчивой и немногословной девушкой, которой совсем недавно исполнился 21 год, я не сразу поверила, что она может сесть за штурвал самолета, поднять его в воздух и повести так, что никто из пассажиров и предположить не сможет, что они доверили свое благополучие в небе такой хрупкой девочке. Но это так. Ларина Евмурзаева – второй пилот в составе экипажа. И в настоящее время регулярно совершает авиа-перелеты на самолете ЯК-42 по маршруту Грозный-Москва-Грозный.

Но вернемся к тому, как же все-таки этой девочке удалось овладеть столь, казалось бы, не женской (а уж для чеченских девушек – тем более) специальностью…

Отец Ларины, Хусейн Евмурзаев, в прошлом – пилот гражданской авиации, за его плечами 45 лет летного стажа. Он в свое время успешно окончил Кременчукское летное училище гражданской авиации, затем – Ленинградскую академию гражданской авиации. Лучшие годы своей жизни посвятил летному делу – работал пилотом в аэропорту Грозный, летал на авиалайнерах трех типов: АН-24, ЯК-42, ТУ-134, совершал рейсы по различным воздушным маршрутам. На ТУ-134 летал в качестве командира. Несколько лет проработал в должности летного директора. После ухода на пенсию перешел на наземную работу. В данное время Хусейн – заместитель генерального директора по безопасности полетов в авиакомпании «Грозный- Авиа».

Мама – Тамара – педагог, долгие годы проработала преподавателем в средней школе № 48, которую окончили все их дети, а их в семье Евмурзаевых четверо: два сына – Тамирлан и Анзор; и две дочери – Зарина и Ларина.

В те годы, когда Хусейн только начинал свою профессиональную деятельность, пилотов-чеченцев было очень немного. Тем сильнее была дружба и взаимоуважение у водителей авиалайнеров. В доме Евмурзаевых – радушных хозяев – часто собирались коллеги Хусейна, и во время этих встреч основной темой бесед была авиация: говорили о различных типах и марках самолетов, делились мнениями об их плюсах и минусах, обсуждали и детально разбирали – с точки зрения профессионалов – различные форс-мажорные ситуации, с которыми приходилось сталкиваться во время полетов, вспоминали смешные истории, связанные с пассажирами...

Тамирлан и Анзор, в то время совсем еще мальчишки, слушали эти истории, затаив дыхание, и потому нет ничего удивительного в том, что спустя годы, когда старший из братьев – Тамирлан – получил аттестат об окончании школы, вопрос о том, кем он хочет стать, даже не стоял – разумеется, летчиком.

Тамирлан в 2003 году поступил в Краснокутское училище гражданской авиации. В 2007 году, после успешного окончания учебы, с дипломом пилота на руках, вернулся в республику. Уже шестой год работает в авиакомпании «Грозный-Авиа» вторым пилотом.

По стопам отца пошел и Анзор, который так же окончил Краснокутское училище и сейчас, как и его старший брат, работает в авиакомпании «Грозный-Авиа».

Когда – после окончания школы и успешной сдачи ЕГЭ – пришел черед Ларины определятся с дальнейшим выбором, решение пришло не сразу… Родители советовали ей поступать в медицинский, однако к профессии врача у Ларины душа не лежала... Как раз в это время приехал на каникулы домой Анзор (тогда еще – курсант Краснокутского летного училища), и когда на семейном совете в очередной раз началось обсуждение этого вопроса, Анзор – скорее, в шутку – предложил сестренке поступать в летное училище – туда, где учится он сам. Однако Ларина отнеслась к его словам вполне серьезно, и предложение было включено в «повестку дня». Вскоре, после детального обсуждения вопроса, решено было поступать в летное…

Ларина в сопровождении мамы отправилась в Красный Кут. Но здесь их ждало разочарование: приемная комиссия документы не приняла, объяснив свое решение тем, что за всю историю данного летного училища здесь никогда не обучались девушки.

Из истории Краснокутского летного училища

Краснокутское летное училище было основано в декабре 1940 года, и за эти годы в стенах данного училища подготовлено 27 тысяч пилотов и более 300 штурманов гражданской авиации. Среди выпускников – три Героя Советского Союза, один Герой России, 8 Героев Соцтруда, 98 заслуженных пилотов. Краснокутское училище закончили многие бывшие и нынешние руководители Министерства гражданской авиации. Более 70% членов клуба «Опыт», куда входят ветераны высшего командного состава гражданской авиации России и стран СНГ, так же являются выпускниками данного училища. Вот что писали об этом учебном заведении в газете «Московский комсомолец в Саратове»: «В Краснокутской степи стараниями человека и природы созданы практически все условия для ведения летной подготовки. Самолеты один за другим взмывают в небо безо всякой взлетно-посадочной полосы – её успешно заменяет веками сцементированная целина… Это училище является одним из немногих специальных учебных заведений по подготовке пилотов, где имеется вся необходимая материально-техническая база. На огромной территории больше чем в 400 га расположились несколько учебных корпусов, 4 общежития, 9 аэродромов... Авиапарк насчитывает около 70 машин, из них больше 60 – это самолеты АН-2, 8 «яков», на которых курсанты проходят летную подготовку».

Но летному делу здесь – со дня основания училища – обучались только юноши. Видимо, поэтому приемная комиссия, не поверив в серьезность ее намерений, сразу отказала в приеме документов хрупкой на вид девчушке. Однако мама Ларины с таким ущемлением прав своей дочери мириться не собиралась. Она обратилась напрямую к директору, и после долгих дебатов документы все-таки приняли. Однако для поступления Ларине, кроме проходного балла по итогам сдачи ЕГЭ, предстояло доказать, что по состоянию здоровья она «пригодна» и имеет хорошую физическую подготовку. Перед началом профиспытаний врачи вновь попытались отговорить Ларину, но девушка твердо стояла на своем.

Профотбор Ларина выдержала на «отлично» и была зачислена в число курсантов училища.

Рассказывает Ларина:

– Конечно, первое время, хотя всегда рядом находился брат, мне было не по себе среди такого огромного количества курсантов-юношей, да и нагрузка была большая. Но постепенно свыклась. Теоретические занятия чередовались с практическими, навыки пилотирования отрабатывались до автоматизма – сначала на тренажёрах, а затем уже на самолетах. Разбирала и собирала двигатель, запоминала его устройство вплоть до малейших деталей, винтиков и гаек. Под расписку брала из кабинета и тащила на квартиру карбюратор, чтобы за ночь выучить, а утром держать экзамен. Было тяжело, был период, в самом начале, когда старшие курсанты и преподаватели, видя мои «страдания», советовали бросить, отказаться от «неразумной» идеи, однако эти «советы» лишь придавали мне сил, заставляли еще упорнее и настойчивее трудиться, изучать летное дело. Кстати, электронику я знала лучше всех своих однокурсников и всегда сдавала экзамен по предмету на «отлично». Я не только училась хорошо, но и принимала активное участие в общественной жизни училища: была ведущей на всех праздничных мероприятиях, участвовала в КВН, занимала призовые места в конкурсах, за что меня неоднократно награждали почетными грамотами и призами. В общем, мы жили обычной студенческой жизнью, были веселыми и беззаботными, однако, как говорится, делу время, а потехе – час… Как только мы садились за штурвал самолета – тут уж шутки в сторону: курсанты становились предельно собранными и серьезными.

– Помню, как тщательно готовилась к своему первому полету. И хотя со мной в кабине находился инструктор, от волнения перехватило в горле, однако я тут же взяла себя в руки.

Впервые остро прочувствовала и осознала свою сопричастность к тому, что махина самолета, послушная моим рукам, поднимается все выше и выше... Первые несколько полетов проходили под руководством инструктора. Прямо в полете, в воздухе, сдавала командиру экзамен по пилотированию.

После определенного количества полетов с инструктором у нас были самостоятельные полеты в паре с другим курсантом. По окончании училища каждый курсант должен обязательно иметь 150 часов налета, и только после этого он становится дипломированным выпускником, овладевшим техникой пилотирования. Курсант, успешно прошедший полный курс обучение на АН-2, без проблем сможет летать на самолетах любого типа, – подчеркнула Ларина.

В 2012 году среди курсантов – выпускников Краснокутского летного училища гражданской авиации (к слову сказать, это уже 62-й выпуск курсантов этого училища), была единственная за всю историю учебного заведения девушка, к тому же, чеченка, окончившая его на «отлично» и ставшая мастером пилотирования. Данное училище, кроме ее отца и двух родных братьев, окончили ее дядя по отцу и два двоюродных брата.

По приезду домой Ларину сразу пригласили на работу в авиакомпанию «Грозный-Авиа», но была одна сложность: обязательным требованием для работы в компании являлось знание английского языка, причем не ниже 4-го уровня. Как правило, для этого требуется несколько лет обучения в вузе, однако Ларина и тут «сломала спереотипы»: она в течение месяца самостоятельно изучала язык, после чего в Минводах выдержала экзамен сначала 3-го уровня, а в конце октября 2012 года – вместе со своими братьями – и экзамен 4-го уровня. В декабре они получили сертификат, дающий им право летать на международных маршрутах. Не собираясь останавливаться на достигнутом, Ларина сразу поступила в Ульяновский авиационный институт – сейчас она учится на втором курсе заочного отделения.

8 сентября 2013 года стало своеобразной точкой отсчета в профессиональной карьере Ларины: в этот день она совершила свой первый рейс по маршруту Грозный-Москва в качестве второго пилота самолета ЯК-42, на борту которого было 120 пассажиров.

И еще: после того, как в Краснокутское летное училище была принята первая девушка в лице Л. Евмурзаевой, на следующий год официально был объявлен прием девушек.

Пользуясь случаем, я задала Ларине несколько вопросов...

– Ларина, уверена, что выражу мнение большинства наших соотечественников, сказав, что горжусь и восхищаюсь тобой!

– Спасибо, хоть я и не считаю, что мои скромные успехи заслуживают столь высокой похвалы. В любом случае, уверена, есть много людей, заслуживающих этого в большей степени, чем я…

– Ларина, расскажи о технической стороне твоей профессии.

– Экипаж ЯК-42 состоит из трех человек: штурман, второй пилот и бортинженер. Я – второй пилот. У каждого свои функции и свое место. Все мы беспрекословно подчиняемся штурману.

Если говорить о сложностях, то многое в полете зависит от метео-условий. В полете мы ориентируемся по приборам, поэтому время суток не столь важно, но все-таки летать днем, в условиях хорошей видимости, как-то спокойнее и веселее (улыбается).

– А что необходимо, чтобы стать командиром экипажа?

– Во-первых, надо быть классным специалистом, а во-вторых, обязательное условие – 1 500 часов налета. Мечтаю в будущем стать командиром. Желая получить высшее летное образование, я поступила в институт.

– Ларина, а в тот период, когда вы не в рейсе, чем вы занимаетесь на работе?

– Мы изучаем летное дело, разбираем различные внештатные ситуации, с которыми пилотам приходится сталкиваться в небе... Через каждые 6 месяцев в Ростове наши профессиональные навыки проверяются на тренажерах – одним словом, мы постоянно учимся и совершенствуемся.

– Ларина, скажи, а что ощущает человек, когда он сидит в кабине огромного авиалайнера и готовится поднять его в воздух?

– Ты в кабине. Нельзя вдохнуть жизнь в металл, не уважая его. Нельзя поднять в воздух машину, не познав ее законов. Нельзя летать, не любя небо! Когда садишься в кресло, ты врастаешь в самолет, соединяясь ремнями, проводами, шлангами, сливаешься с ним воедино. Крылья самолета становятся твоими крыльями. Они не просто дают возможности летать – они обязывают. Ты живешь полетом, ты отвечаешь за жизнь пассажиров. И это – большая ответственность!

Чеченцы всегда гордились своей славной дочерью, летчицей Лялей Насухановой, летавшей на военных истребителях. Теперь у нас есть и первая чеченка – пилот гражданской авиации, замечательная девушка Ларина Евмурзаева!

Остается пожелать ей чистого неба, удачного взлета и плавной посадки при каждом рейсе!

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

©НАНА: литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт журнала «Нана» обязательна.
Поддержка сайта