Для восстановления архива, сгоревшего в результате теракта 04.12.2014г., редакция выкупает номера журнала за последние годы.
http://www.nana-journal.ru

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН

Пресс-эстафета "ЧР - ДОМ ДРУЖБЫ"


Дороги, которые мы выбираем. Дороги, которые нас выбирают... Печать Email

 

 

Есть ли место случайностям в жизни? Маусат Арбиевна Дадашева, героиня нашего повествования, считает, что все в этом мире предопределено, все гармонично связано – ведь Божественный план безукоризнен. Каждый из нас просто должен набраться терпения и стойкости, чтобы найти свое место в жизни, свое предназначение…

Вот уже более 40 лет Маусат Арбиевна Дадашева отдает свои силы, знания и жизненный опыт детям.

Перед ней не стоял вопрос о продолжении учебы после окончания Энгеноевской средней школы. Она не боялась трудностей никогда. И поэтому не случайно был выбран физико-математический факультет Чечено-Ингушского государственного педагогического института. Не секрет, что «физмат» по праву считается самым трудным факультетом. Однако не следует забывать, что это были 70-е годы двадцатого столетия, период, когда физика как наука бурно развивалась: атомная, ядерная физика, космос, радио и телевидение… Это было время романтиков. Время, когда на физический факультет МГУ на одно место претендовали более 10 медалистов. Это сегодня большая часть медалистов идет на экономические и юридические специальности.

С другой стороны, как признается сама Маусат Арбиевна, большую роль в её судьбе, в частности – в выборе профессии, сыграла учительница математики Энгеноевской средней школы. «В жизни каждого человека, особенно в период становления его как личности, встречаются люди, которые оставляют яркий след, незабываемые впечатления. На них стараешься походить, подражать им во всем. Такой была и моя учительница математики Зоя Матвеевна Чуркина (по мужу – Ирисханова), – вспоминает Маусат Арбиевна. Зоя Матвеевна – талантливый педагог, человек с большой буквы. Ее уроки жизни я пронесла в сердце все это время».

...Начались трудные, но интересные студенческие годы. Учеба давалась нелегко, но Маусат не боялась трудностей.

Воистину, точные науки сыграли в судьбе Маусат Арбиевны немалую роль, ведь, можно сказать, физика и математика «познакомили» Маусат с ее будущим супругом – Райкомом Хасимхановичем Дадашевым…

Впервые они встретились еще в школьные годы... Возвращаясь с районной олимпиады по математике, она обратила внимание на скромного юношу из соседнего села. Он принимал участие в районной олимпиаде по физике. Ехали они на грузовике, тогда легковые автомобили были редкостью. Юноша спрыгнул на обочине и ушел, скрылся в тумане лесной гущи.

...А потом судьба свела их в стенах вуза, на одном факультете. После первого курса они поженились и вот уже сорок с лишним лет идут по жизни рядом.

В преодолении трудностей закаляется характер, приобретается жизненный опыт...

Через год после окончания вуза Райкома Хасимхановича направили на стажировку в РГУ. В тот период возможности учиться обоим на очном отделении не было, и Маусат принимает решение – перевестись на заочное отделение и начать работу в школе. Однако специальности «физика» не было на заочном отделении, поэтому она перевелась на заочное отделение математического факультета и отправилась в отдаленное горное селение Хочи-Ара, что в Ножай-Юртовском районе, где начала преподавать математику в местной школе. Вначале планировалось, что она едет в село на один год, пока супруг не вернется со стажировки. Однако по объективным причинам эта командировка продлилась целых 7 лет. Маусат в те годы сделала все, чтобы Р.Х. Дадашев мог спокойно продолжать обучение, заниматься научно-исследовательской деятельностью за пределами республики.

Только в 1979 году семье Дадашевых удалось обустроиться в Грозном. Однако даже учителя математики с семилетним стажем не брали на работу ни в одной городской школе. Причиной тому была графа «национальность» в паспорте. Куда бы она ни приходила, ответ был один: «Нет мест».

Маусат устроилась учителем физики в ПТУ №13. Однако предварительно она проработала в детском саду фирмы «Терек» 3 месяца, чтобы детей взяли в садик.

С 1982 года Маусат Арбиевна начинает работать в научно-исследовательском секторе ЧИГУ им Л.Н. Толстого. Именно в тот период в лаборатории ртути и амальгам проводились исследования по влиянию ртути и амальгам на авиационные материалы. Через два года руководство факультета приняло решение использовать опыт преподавания Маусат Арбиевны, и ей предложили вести часы по методике преподавания физики и должность заведующего лаборатории методики преподавания физики. Открывались возможности реализовать себя в научно-исследовательской работе. Однако работа в вузе не приносила внутреннего удовлетворения: Маусат поняла, что ее призвание – это работа с детьми и, кроме того, к собственному удивлению, она обнаружила в себе тягу к языкознанию, которая, поначалу показавшись явлением временным, с каждым годом усиливалась. И Маусат решается на отчаянный шаг: она поступает на заочное отделение филологического факультета ЧИГУ, продолжая при этом преподавать физику в этом же вузе.

В 1988 году в некоторых школах города крайне неохотно, с большим сопротивлением со стороны директорского корпуса (в системе образования Грозного тех лет крайне мало было чеченцев и ингушей), начали вводить чеченский язык как предмет. При этом достаточно было любого повода, чтобы отказать.

Помнится, тогда в школе №8 училась дочь С. Умархаджиева. Отец на всех уровнях добивался того, чтобы она имела возможность изучать чеченский язык. Директор школы, когда были исчерпаны все другие отговорки, заявила, что у нее нет преподавателя чеченского языка, а на 4 часа в неделю никто не идет. Узнав об этом, Маусат Арбиевна взяла эти часы и целый год преподавала в первом классе. Ей приходилось 4 раза в неделю ездить в эту школу и проводить по одному уроку. Но вопрос был принципиальным: быть или не быть чеченскому языку в городских школах.

В 1987 году, общим голосованием коллектива физического факультета ЧИГУ им. Л.Н. Толстого, деканом факультета был выбран Райком Хасимханович Дадашев. (Это были годы перестройки, и выбор руководителя путем голосования был в духе того времени). Маусат Арбиевна, желая исключить даже малейшую вероятность того, что личные отношения будут влиять на профессиональные, решает оставить работу в университете и заняться своим по-настоящему любимым делом: учить детей. Она уходит с факультета и начинает работать преподавателем средней школы № 14. Директором этой школы был её однокурсник Чапанов. Каково же было удивление директора, когда он узнал, что физик-математик Маусат Дадашева заканчивает учебу на филологическом факультете... И уже со следующего – 1988 – года Маусат Арбиевна преподавала в школе №14 математику, физику, русский язык и русскую литературу, а также чеченский язык и чеченскую литературу.

Как признается Маусат Арбиевна, ей нравится преподавать в одном классе математику и язык. Это дает возможность глубже познать психологию ребенка, его наклонности, способности. Для Маусат Арбиевны работа учителя не просто профессия, это ответственная миссия – миссия посредника между миром взрослых и миром детей. Она видит в каждом ученике, прежде всего, личность, относится с неподдельным уважением к своим воспитанникам – и они отвечают ей любовью и благодарностью. С 2009 года Маусат Дадашева преподает в 11-х классах – готовит выпускников к сдаче ЕГЭ. И ей есть чем гордиться: ежегодно ее ученики показывают стабильно хорошие результаты по русскому языку и литературе.

В июне прошлого года Маусат Арбиевна провожала своих очередных питомцев во взрослую жизнь. Выпускной вечер проходил в одном из уютных ресторанов города. Какой же восторг вызвал шикарный букет цветов, присланный Маусат Арбиевне от выпускников прошлых лет, пожелавших остаться неизвестными... Не это ли признание профессионализма, интеллигентности учителя, учителя с большой буквы?!

В 90-х годах, когда перестали платить зарплату и многие учителя уходили из школы, она продолжала работать. Причем не только сама работала, но и, при необходимости, умудрялась привлекать к этой работу супруга… Весной 1995 года школа №14 осталась без физика. Даже в выпускном классе некому было преподавать эту дисциплину. Маусат удалось уговорить профессора, доктора физико-математических наук, заведующего кафедрой теоретической физики ЧГУ Р.Х. Дадашева взяться за преподавание в школе (это при его-то занятости в университете!). Эксперимент удался: после окончания учебного года сразу несколько выпускников – учеников Райкома Хасимхановича – поступили на физический факультет ЧГУ.

Пожалуй, самыми трудными для Маусат Дадашевой были годы с 1996-го по 2000-й, когда Райком Хасимханович занимал должность ректора ЧГУ. Это был тяжелый для всей республики период… Рушились моральные устои общества, уничтожались духовные ценности народа, его вековые традиции. Под видом распространения ислама, шел процесс арабизации чеченцев. И в этой сложнейшей обстановке Райком Хасимханович делал все, что было в его силах, для того, чтобы сохранить университет – в первую очередь, его кадровый потенциал.

Маусат Арбиевна признается, что это было время, когда она, провожая мужа на работу, не была уверена в том, что он вернется вечером домой. «Ему нужна была моральная поддержка. Я понимала, насколько ему трудно и старалась оградить его от бытовых проблем», – вспоминает она.

Маусат Арбиевна убеждена, что родной язык, в котором спрессован исторический опыт народа, заложены начала его духовной культуры, является мощным средством формирования внутреннего мира человека, развития и воспитания личности, приобщения ее к ценностям национальной культуры, накопленным предыдущими поколениями. Язык является величайшим богатством в системе духовных ценностей каждой нации. Свободное владение родным языком – непременное условие для гармоничного развития и личности, и общества в целом. Поэтому Маусат Арбиевна считает необходимым вести обучение в начальной школе на родном, материнском языке. Не удивительно, что она стала одним из переводчиков учебника математики для первого класса на чеченский язык. Маусат Арбиевна с огромным энтузиазмом взялась за эту работу. Это был первый опыт такого рода, а потому избежать определенных недочетов не удалось, однако по этому учебнику целый год занимались в 47 школах нашей республики и отзывы учителей в целом были положительными.

Но работа – это далеко не все в жизни Маусат… Для нее, как и для любой женщины, на первом месте – семейное счастье. В семье Дадашевых трое прекрасных сыновей, замечательная дочь и одиннадцать внуков. Дочь Зарета – врач-офтальмолог, кандидат медицинских наук; сыновья заняты в различных сферах: Мансур – экономист, строитель, у него своя фирма; Заур – юрист, завотделом в налоговой инспекции; Умар с детства увлекается музыкой.

В жизнь своей семьи Маусат Дадашева вносит гармонию, красоту и мудрость. Она – тихая гавань, в которой находит уют, успокоение, силы вся ее дружная семья. И если изначально каждой женщине определена некая миссия, то, думается, Маусат живет в абсолютном согласии с предначертанным ей. Ибо она несет с собой в этот мир Добро и Свет.

…В городе еще зима. Тихо падают на вечерний город, посверкивая гранями в свете фонарей, крохотные звезды снежинок... В мире покойно и тихо…

Она задумчиво идет с работы по знакомой дороге.

О чем ее думы? О разном…

Память то уносит ее в беспечную юность, в студенческие годы, то возвращает к драгоценным звездочкам – внукам, ее продолжению… Вспоминать недавнее – страшные годы войны, послевоенной разрухи, боль, смерть, отчаяние – не хочется… Это – потом, когда зарубцуются раны на сердце… Когда недавнее прошлое перестанет быть фантомной болью…

А сейчас она идет домой, к семье. К своему очагу.

И да хранит Всевышний светлый Очаг ее…

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

©НАНА: литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт журнала «Нана» обязательна.
Поддержка сайта