http://www.nana-journal.ru

Мы в соц.сетях

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН


Главное дело жизни Печать Email

Мовлди Пахаев, руководитель Староатагинского краеведческого музея Центра ДЮТЭ Грозненского района


В когорте славных чеченских женщин – известных тружениц, деятелей науки, культуры – немало уроженок Атагов: Малика Чикуева, Ляля Насуханова, Тамара Алиева, Зулай Хамидова, Зарган Умхаева, Хава Навразова, Лайла Нажаева...

Но есть еще одна женщина, о которой даже в родной республике до сих пор или вообще не знают, или знают очень мало.

Это Эльвира Мутушева. Среди представителей фамилии Мутушевых немало выдающихся личностей: военных, ученых, просветителей…

Следует также отметить, что Исмаил и Ахмедхан Мутушевы, видные общественные деятели начала 20-го столетия, принимали активное участие в революционных событиях как в Чечне, так и на Кавказе в целом. Они поддержали Октябрьскую революцию, содействовали становлению Советской власти на Кавказе, за что эта власть – в «лучших» ее традициях – впоследствии отплатила коварством и черной неблагодарностью. Ахмедхан и Хамид (племянник Ахмедхана, сын его брата Мажида) Мутушевы были арестованы по вымышленным обвинениям, оба умерли в заключении.

Вообще семья Мутушевых заслуживает отдельного обстоятельного разговора. В рамках же настоящей статьи хотелось бы познакомить читателя с жизнью внучки Ахмедхана Мутушева – Эльвиры Эдильхановны Мутушевой.

Несмотря на то, что Ахмедхан и Хамид Мутушевы были реабилитированы, до середины 80-х годов прошлого столетия любая информация о жизни и деятельности этих людей находилась под строгим запретом.

Судьба разбросала Мутушевых по всему Советскому Союзу. Долгие годы они не имели возможности общаться друг с другом. Но где бы ни были Мутушевы, они никогда не забывали своих корней…

Эльвира жила и училась в Москве. (К сожалению, очень мало информации о семье Эльвиры, нам известно лишь, что ее отец – Эдильхан – пошел по стопам своего отца, Ахмедхана Мутушева, и до самой смерти работал юристом. Пр. авт.) После школы поступила на художественное отделение Московского текстильного института. Здесь же, в Москве, в институте им. Г. В. Плеханова, учился и ее родственник, сын Хамида Мутушева – Ширвани.

– После окончания института до самой пенсии Эльвира работала художником по костюмам на киностудии «Мосфильм», – рассказывает Ширвани Хамидович . – Она, в качестве художника по костюмам, участвовала в съемках таких известных в советское время фильмов, как «Хождение по мукам», «Горячий снег» и многие другие.

В конце 60-х годов прошлого века Эльвира приезжала в Грозный. Не упускала она и возможности погостить у родственников в Старых Атагах. Увидев, что большинство чеченских женщин носят платки, москвичка попросила брата (так она называла Ширвани Мутушева) подарить ей платок (именно в этом платке, подаренном Ширвани, мы видим ее на фотографии). Старшее поколение помнит, что именно на этот период пришелся пик «войны» местных советских и партийных органов против косынок и платков.

Эльвира по-прежнему живет в Москве, сегодня она уже на заслуженном отдыхе. В последние годы родственницу часто навещает старший сын Ширвани – Алихан. Во время одного из последних визитов Алихана Эльвира Эдильхановна передала ему часть своего личного архива. (Эти материалы представляют интерес для Министерства культуры, коллектива ансамбля «Вайнах» и Национального музея ЧР. Подлинники документов находятся в семейном архиве Мутушевых. Копии материалов, с согласия Ш. Мутушева, мы передали выдающемуся танцору, министру культуры ЧР Д.А. Музакаеву.)

Материалы архива проливают свет на деловую часть приезда Э.Э. Мутушевой домой в ноябре 1969 года. Страна готовилась отмечать 100-летие со дня рождения В.И. Ленина. Готовились к важному событию и творческие коллективы ЧИАССР. В 1969 году Эльвира Эдильхановна как высококвалифицированный, опытный художник по костюмам была приглашена для выполнения эскизов костюмов для Государственного ансамбля песни и танца «Вайнах», о чем свидетельствует договор, заключенный между Министерством культуры ЧИАССР (министр В. Татаев) и Э. Мутушевой. Видно, что этот вопрос для чеченских деятелей культуры того времени был далеко не рядовым. За трагические годы депортации из памяти народа «стерлось» очень многое, в том числе и элементы конструктивных деталей мужского и женского комплексов национальной традиционной одежды чеченцев и ингушей. По всей вероятности, были и попытки навязывать не свойственные вайнахам костюмы или их элементы. Среди историков одежды народов Северного Кавказа даже в конце 80-х гг. XX века были такие авторы, которые «не замечали», «не видели» праздничных чеченских национальных женских и мужских костюмов (см. Академия наук СССР. Институт этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Е.Н. Студенецкая. Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв. Москва. «Наука». 1989 год.) В таком солидном труде, среди множества других, нет иллюстраций праздничных чеченских мужских и женских национальных костюмов. В 60-е годы, наверное, подобных деятелей было не меньше. А потому было необходимо, чтобы за эту ответственную работу взялся не просто высококвалифицированный, авторитетный художник, а человек, который, если можно так выразиться, чувствовал тему на этногенетическом уровне.

Э.Э. Myтушева отнеслась к данной проблеме очень серьезно. Работу свою она строила строго на научной основе. Эльвира Эдильхановна собрала полевой материал в Чечне, Ингушетии, Грузии. В первую очередь, в высокогорных районах. Ходатайство министра культуры ЧИАССР на имя министра культуры РСФСР, в котором он обращался с просьбой допустить Э.Э. Мутушеву в хранилища этнографических музеев страны, было отклонено. Однако Эльвира Эдилхановна – через руководство киностудии «Мосфильм» – все же добилась разрешения поработать в архивах. Сделала многочисленные зарисовки, эскизы. В ее личном архиве мы находим зарисовки и выписки из подлинных документов, сделанные в архивах музеев СССР. Э.Э. Мутушева рассказала, что она была поражена богатством коллекций, многие из которых относились к середине ХIХ века.

К назначенному по договору сроку эскизы 22 костюмов народов Кавказа для ансамбля «Вайнах» были готовы. В архиве Э.Э. Мутушевой сохранился черновик протокола заседания художественного совета Министерства культуры. На заседании присутствовали Татаев, Гешаев, Солцаев, Элимбаев и другие работники культуры. С учетом незначительных замечаний, эскизы костюмов были утверждены и приняты. Вся работа по изготовлению костюмов от начала до конца была проделана под непосредственным руководством Э.Э. Мутушевой.

Над новой творческой программой коллектив ансамбля «Вайнах» работал, как говорится, до седьмого пота…

Выдающийся чеченский поэт Магомед Дикаев в газете «Грозненский рабочий» 22 апреля 1970 года писал: «Хореографический коллектив ансамбля под руководством молодого одаренного балетмейстера Тапы Элимбаева сделал большой шаг вперед в своем художественном развитии...

Первые аплодисменты. Первые улыбки признания во время концерта свидетельствуют о том, что многомесячная работа принята. Новая программа открывается «Атагинской лезгинкой». Т. Элимбаеву пришлось не раз наблюдать, как танцуют атагинцы.

Балетмейстер вернул народу танец, озарив его отблеском хореографической культуры…

Следует сказать и о художественном оформлении программы. Большинство костюмов создано со вкусом, со знанием истории чечено-ингушской национальной одежды, отличается яркостью и подчеркивает национальный колорит и характер танцев».

Стоит отметить, что подобная оценка Магомеда Дикаева, которого Бог посвятил в тайну «чеченской души» и который так верно, ярко, образно поведал о ней всему миру в стихотворении «Нохчо ву со», дорогого стоит…

В июле 1970 года в Москве прошла неделя Чечено-Ингушетии.

В подборке материала «Салам, Москва!» Ахмет Мальсагов писал: «Министр культуры Ваха Татаев полгода назад показал мне эскизы костюмов.

Рисунки удивляли точным вайнахским орнаментом, знанием всех особенностей старинной одежды чеченцев и ингушей...

Все, кому доводилось видеть наш ансамбль раньше, сегодня поражались богатству и разнообразию нынешних его нарядов. Зрители с первых минут были заворожены нарядностью ансамбля»...

20 января 1972 года газета «Советская культура» писала: «Недавно москвичи и гости познакомились с искусством замечательного коллектива («Вайнах». М. П.)... Нельзя не упомянуть и о костюмах, сделанных по эскизам художника «Мосфильма» Э. Мутушевой. Умелое сочетание цветов, рисунков, фактуры самого материала (бархата и золотой парчи) помогает придать зрелищу особую красочность».

«Артисты благодарили Эльвиру, говорили, что своим успехом во многом обязаны ей, – продолжал А. Мальсагов, – Я видел ее на концертах. Высокая белокурая женщина с волнением смотрела на сцену, словно еще и еще раз любуясь творением своим, проверяя, так ли все выглядит, как надо». (Газета «Грозненский рабочий». 12 июля 1970 года).

Несомненно, эта работа была главным делом всей жизни Эльвиры Мутушевой.

 

P.S. Хотелось бы выразить благодарность Ширвани Хамидовичу Мутушеву, оказавшему неоценимую помощь в подготовке этого материала. Ширвани Хамидович поведал нам о многих – ранее неизвестных – фактах из жизни не только Эльвиры Мутушевой, но из жизни многих других представителей этой фамилии, и, что важно, все эта информация впоследствии находила подтверждение в архивных источниках.

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

©НАНА: литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт журнала «Нана» обязательна.