http://www.nana-journal.ru

Мы в соц.сетях

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН


Памяти Абузара Айдамирова Печать Email

Петимат Абубакарова

 

Вот уже более 10 лет прошло с тех пор, как от нас ушел всеми любимый, известный не только в нашей республике, но и далеко за ее пределами писатель, гордость чеченской литературы – Абузар Айдамиров.

Он ушел от нас, оставив добрую память о себе. "Долгие ночи", "Молния в горах", "Буря"… Эти произведения отразили незабываемые страницы истории чеченского народа, его многовековые традиции, нравы. Поколение 70-х годов, мои сверстники, воспитано на книгах Абузара Айдамирова. С каким рвением мы искали их... Читали взахлеб…

Помню один случай из детства: у отца вечерами собирались друзья, они доставали из тайника книгу с обветшавшим переплетом – читали, обсуждали. Я тогда не понимала, что это за книга, которая так притягивает к себе людей. Решила узнать, что за книгу отец так усердно прячет в старой стиральной машине под вещами… Оказывается, "Долгие ночи"…

Я заинтересовалась творчеством писателя еще ученицей, семиклассницей. Прочитала полностью книгу "Сердце матери". Затем прочла вслух повесть для всей семьи, уж слишком походила история семьи, описываемой в повести, на нашу жизнь...

Будучи студенткой (это было в 90-х годах) начала писать курсовую работу под руководством Гайтукаева Казбека Байсаловича. В предвоенном Грозном преподаватели продолжали работать без зарплаты…

Курсовую писала, опираясь на материал из номеров журнала «Орга», в 90-92 годах в этом альманахе публиковались отзывы читателей, рецензии, чьи ссылки я и использовала в своем исследовании. Конечно, этого было недостаточно для раскрытия темы. За курсовую получила удовлетворительно. Только позже поняла, что не все источники использовала...

Когда в поисках материала обратилась к одному историку (не хочу называть его фамилии), он, предостерегая меня и как бы опасаясь за последствия, посоветовал поменять тему курсовой. Он исходил из того, что верить ничему и никому нельзя (уж слишком много хлестали за правду и неправду), что могут наступить лихие времена и крамольные «курсовые» не простятся… Такой взгляд моего бывшего школьного учителя еще больше убедил меня в правильности начатого исследования. Если нельзя – значит, правдиво…Может, тому немало способствовал мой юношеский максимализм (мне тогда было всего 19 лет).

 

В годы студенчества мечтала встретиться с самим писателем. Но что-то останавливало меня, то ли стеснительность, то ли робость перед такой неординарной личностью. Если бы я знала, как он прост в общении, вряд ли я упустила бы такую возможность.

В зрелые годы меня сдерживала та же нерешительность, и я начала вверять свои мысли бумаге.

Сколько писем ему написала и мысленно, и на бумаге. Последнее мое послание на чеченском языке (написано, кажется, в 2002 году), где я обращаюсь к писателю с благодарностью за его творчество и лелею мечту о встрече с ним.

Буквально на днях я перечитала книгу «Сердце матери». Такое впечатление, словно встретилась со старым другом.

В этот сборник включены разные повести, рассказы. Им присуща некоторая поучительность – в духе эстетики эпохи социализма, когда все народы бывшего СССР жили единой семьей. Мотивы дружбы, интернационализма, непримиримости ко всему негативному свойственны многим произведениям писателя.  Живя в соседстве с другими народами, необходимо соблюдать единые для всех законы со-общежития, базовыми из которых являются: взаимопонимание, доброта, взаимоуважение, гуманность, справедливость, неприятие лжи и насилия. К сохранению этих непреходящих ценностей человечества и призывал гений чеченской и мировой литературы Абузар Айдамиров.

Об Абузаре можно говорить и писать очень много. То, что сделано им для сохранения нравственных устоев нации, – бесценно. Имя его будет жить в памяти народа наряду с именами других великих мужей.

Дело отца сегодня продолжает его дочь – Машар Айдамирова, произведения которой так же пронизаны стремлением к Добру, любовью к родному Слову.

О ней, пожалуй, в следующий раз...

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

©НАНА: литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт журнала «Нана» обязательна.