http://www.nana-journal.ru

Мы в соц.сетях

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН


Трагедия страны пассионариев Печать Email

Александр Пряжников

 

Мы знакомим вас с очередным исследованием Александра Владимировича Пряжникова, известного читателям нашего журнала по многим публикациям: это и талантливая проза, и прекрасные поэтические переводы, театральные обзоры, литературоведческие статьи, путевые заметки...

Доминирующая тема в публицистике А.В. Пряжникова – размышления о судьбах народов, населяющих наш общий Дом – Кавказ...

Чеченскому этносу – наиболее крупному этносу на Северном Кавказе – несомненно, досталась львиная доля всех тягот в национально-освободительном движении кавказских народов против поработителей всех мастей. То же – и во времена, не столь стародавние… История взаимоотношений чеченского народа с царской Россией, а затем и с почившей в бозе страной Советов, так же полна горестных откровений для тех, кто заинтересован в открытии Истины. Однако история взаимных контактов наших братьев по Кавказскому Дому с “северным братом”, к сожалению, тоже изобилует черными страницами...

Если мы предполагаем жить в действительно зрелом гражданском обществе, свободном от холуйского пресмыкательства перед сильными мира сего и иезуитской лжи во имя дурно понятой “государственной необходимости”, коими грешили в прошлом, мы можем и должны дать объективную оценку “делам” не так давно минувших дней и извлечь уроки из общего исторического прошлого.

Только так – и никак иначе. Самообман и самозомбирование смерти демократических завоеваний подобны.

Лула Куни

 

Пролог.

Всё поддаётся объяснению

 

История XX века изобилует преступлениями как мелкими и незаметными, так и потрясающими воображение исследователя своими масштабами и степенью цинизма.

Вот, написал первое предложение, и стало стыдно: настолько избитую и банальную мысль оно выражает. В последнее время меня страшат не факты. Какими, спрашивается, фактами можно напугать человека, родившегося в СССР в 1969 году и никуда из своей страны не выезжавшего? За эти годы я и мои ровесники стали свидетелями стольких событий, о которых хочется забыть, что страх постепенно уступил в душе место недоумению: как я живу со всем этим. И все-таки, иногда бывает не по себе оттого, что кровавые оргии минувшего столетия поддаются логическому анализу и объяснению.

 

Так, истребление евреев-ашкенази нацистами трайбалисты объясняют законом возмездия. Дескать, холокост – это реакция Европы на тот колоссальный вклад, который внесло европейское еврейство в революционное движение.

Уничтожение большевиками крестьянства объясняется технократами необходимостью совершить индустриальный переворот, без которого немцы дошли бы до Урала еще в 1941 году…

Ядерную бомбардировку американцами мирных японских городов некоторые историки оправдывают желанием поскорее завершить Вторую мировую войну…

Приводить сии достаточно крепкие аргументы можно до бесконечности, не утруждая себя моральной оценкой перечисленных выше событий.

Однако в XX веке был совершен целый ряд деяний, которые, на первый взгляд, противоречат логике и здравому смыслу. Я имею в виду этнические чистки, развязанные высшим руководством Советского Союза в 1943-44 годах, в результате которых коренные народы Северного Кавказа и Крыма с их уникальной историей, языками и культурными традициями, были попросту вымараны, словно нерадивый школьник по ошибке нанес их на контурную карту.

 

Хронология событий

 

То, о чем сейчас пойдет речь, казалось бы, обязан знать всякий мало-мальски образованный человек, независимо от национальности и вероисповедания, но на деле все обстоит иначе.

Во-первых, потому, что, как говорил Пушкин, «мы ленивы и нелюбопытны», во-вторых, потому, что эту страницу нашей истории штатные «смотрители прошлого» предпочитают осторожно обходить. Их можно понять. Куда приятнее говорить о грандиозных победах и блестящих свершениях. Итак, попытаемся восстановить в памяти известные и неизвестные факты.

8 мая 1942 года войска Вермахта начали наступление под Керчью под кодовым названием «Охота на дроф». Четыре дня спустя советские войска прорвали фронт в районе Харькова. Обе эти военные операции закончились для нашей страны тяжелейшими поражениями, и немцы вместе со своими союзниками получили выход на оперативный простор бескрайних степей Северного Кавказа. Началось паническое отступление Красной Армии.

«Через Новочеркасск сплошным потоком двигались войска. Проспект Ермака (одна из центральных улиц города - А.П.) был буквально запружен. Войска двигались и по дороге, и по аллее, и по тротуарам. Жители с тоской смотрели на уставших бойцов, угрюмо шагавших по улице». Так описал июльские дни 1942 года известный на Дону краевед Евгений Иванович Кирсанов. Однако многие старожилы-южане рисуют картины тех дней куда более мрачными красками. По мере отступления советские войска превращались в неконтролируемую толпу голодных, оборванных, деморализованных людей…

Началась оккупация Северного Кавказа, которая завершилась лишь 9 октября 1943 года полным освобождением Таманского полуострова.

Несмотря ни что, планы Гитлера полностью провалились. Нацистам не удалось овладеть нефтяными промыслами Грозного, перейти Большой Кавказский хребет, захватить Сочи, втянуть в войну Турцию и оккупировать Закавказье. Казалось бы, верховная власть Советского Союза по гроб жизни должна была быть обязана гражданскому населению Северного Кавказа не только за поддержку, но и за те жертвы и лишения, которые оно понесло по вине бездарных военачальников. На деле же все произошло с точностью до наоборот. Еще шли бои на Кубани, а в Кремле уже разрабатывались людоедские планы тотальной депортации коренных народов этого региона.

12 и 14 октября 1943 года вышли указ и постановление о поголовном выселении карачаевцев, в основном, в Киргизию и Казахстан.

27-28 декабря 1943 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «О ликвидации Калмыцкой АССР и образовании Астраханской области в составе РСФСР», а Совет Народных Комиссаров - Постановление о выселении калмыков в Алтайский и Красноярский края, в Омскую и Новосибирскую области. Операция под кодовым названием «Улусы» проводилась в лютый мороз накануне 1944 года.

23 февраля 1944 года началась операция «Чечевица», конечной целью которой было поголовное переселение вайнахов в Сибирь и Среднюю Азию.

В это же самое время подписали приговор и балкарцам. Их выселение было намечено на 10 марта, но сотрудники НКВД взялись за дело на два дня раньше, жители Приэльбрусья отправились в Киргизию и Казахстан.

Через месяц с небольшим после освобождения Крыма, а именно 18 мая, началась «зачистка» Крымского полуострова от коренного населения. Крымских татар отправляли в Узбекистан, на Урал и в Европейскую часть Российской Федерации.

Я намеренно не стал приводить здесь пяти и шестизначные числа для описания масштабов трагедии. Во-первых, в разных источниках эти числа разнятся, во-вторых, когда речь идет о пострадавших, числа являются предметом для всевозможных спекуляций. К тому же человека, изучающего наше прошлое, должен, в первую очередь, волновать вопрос «почему?», а не вопрос «сколько?».

 

Это страшное слово «предательство»

 

Этнические чистки, карательные акции и массовые переселения были известны человечеству всегда, но в 1943-44 годах на Юге России (не будем забывать, что Крым входил тогда в состав РСФСР) произошло невиданное.

Это не было похоже на преследование людей по религиозному признаку, как в случаях с евреями в средневековой Европе и с армянами в Османской империи.

Это не было похоже на крайние проявления расизма, как во времена работорговли или уже упомянутого нами Холокоста.

Это не было похоже на карательные меры против соплеменников тех, с кем государство находится в состоянии войны. Таких примеров не счесть, и даже демократичнейшие американцы не слишком церемонились во время Второй мировой войны с этническими японцами.

На Юге России, быть может, впервые в мировой практике, центральная власть покусилась не только на физическое существование, но и на честь целых народов. Людей не просто выгоняли из домов, отрывали от земли и обрекали на лишения, страдания и смерть. На них поставили страшное клеймо предательства.

И, несмотря на то, что все пострадавшие давным-давно реабилитированы, несмотря на то, что изгнанники вернулись домой, даже несмотря на то, что история вынесла свой приговор той власти, тема предательства по сию пору слишком болезненно звучит на Северном Кавказе.

Мне лично доводилось беседовать со многими людьми, кого так или иначе коснулась депортация, и все они реагировали очень болезненно, когда речь заходила о причинах событий 1943-44 годов. Создавалось впечатление, будто яд неправедных обвинений и теперь отравляет им жизнь.

Что ж, остается лишь удивляться прозорливости наших кремлевских руководителей. Они-то знали, что на Юге честь всегда ценилась превыше жизни.

Однако давайте все-таки попытаемся разобраться с основными понятиями и определениями.

Прежде всего, предательство – это не юридическая, а этическая категория. Во всевозможных сводах законов, уголовных кодексах и прочая вы ее не найдете. Служители Фемиды с древних времен не уделяли ей должного внимания, зато они уделяли внимание вопросам, касающимся государственной измены. В Римском праве существовало понятие crimen laesae majestatis (оскорбление величества), и это понятие включало все государственные преступления.

В сороковых годах в Советском Союзе государственная измена составляла содержание статьи 58-1а:

«Измена Родине, то есть действия, совершённые гражданами Союза ССР в ущерб военной мощи Союза ССР, его государственной независимости или неприкосновенности его территории, как то: шпионаж, выдача военной или государственной тайны, переход на сторону врага, бегство или перелёт за границу, караются высшей мерой уголовного наказания - расстрелом с конфискацией всего имущества, а при смягчающих обстоятельствах - лишением свободы на срок 10 лет с конфискацией всего имущества».

Даже самому ярому националисту трудно себе вообразить жителей высокогорных аулов, толпами переходящих на сторону врага, или шпионов-калмыков, которые в то время в подавляющем большинстве не знали не только немецкого, но и русского языка. Поэтому рассуждать всерьез о государственной измене не стоит, но поскольку гражданское население Северного Кавказа попало под оккупацию, стоит говорить о тех или иных формах сотрудничества с оккупационной властью. И здесь мы подходим к явлению, которое во всем мире обозначается термином «коллаборационизм».

Коллаборационизм (фр. collaboration — сотрудничество) в юридической трактовке международного права - осознанное и добровольное сотрудничество с врагом в его интересах и во вред своему государству.

Однако, несмотря на столь четкое и ясное определение, на практике под понятие коллаборационизма можно подвести любое деяние, начиная от службы во вражеских воинских подразделениях и заканчивая совершенно невинными контактами с представителями вражеских вооруженных сил. Когда оккупация длится более полугода, то таких контактов избежать не удается никому. Следует также помнить, что под оккупацию гражданское население никогда не попадает по своей воле и не по своей воле вынуждено контактировать с иноязычными пришельцами.

В дни отступлений и государственные мужи, и военачальники мало думают о том, к каким последствиям могут привести их просчеты. Зато после побед они старательно забывают о своих грехах, о том, что не смогли наладить должную оборону и провести своевременную эвакуацию. Забывают с тем, чтобы как можно яростнее выместить свой гнев на нечаянных жертвах их же собственных ошибок и неудач.

Мой, ныне покойный, учитель музыкальной литературы – Павел Павлович Назаревский пережил оккупацию Новочеркасска и, чтобы прокормить себя и свою парализованную мать, писал статьи в газету «Новочеркасский вестник», издаваемую городской управой. Мне довелось читать эти статьи. Он ни разу не выразил восхищения «новым порядком», не поругал Советскую власть. Подающий надежды музыковед писал о музыке и о премьерах оперетты в нашем городском театре. После освобождения города он получил десять лет лагерей.

Формально он был коллаборационистом.

Видный ученый, почетный гражданин Новочеркасска профессор Сергей Николаевич Линевич в то же самое время у немецкого офицера обменял свою коллекцию марок на семь килограммов сливочного масла - и этим спас свою семью от голода.

Формально он тоже был коллаборационистом, как и многие миллионы людей, вынужденных выживать во время той страшной войны. И это явление происходило повсеместно: от поверженной немцами Голландии до занятых японцам Филиппин.

Кстати сказать, когда мир торжествовал победу над нацизмом, победители ни в одной стране не отличались великодушием. Достаточно вспомнить, какие отвратительные расправы организовывали западноевропейские «патриоты» над женщинами, имевшими интимную связь с завоевателями. Эту постыдную страницу слишком многие желают поскорее предать забвению, но, к их несчастью, осталось слишком много документов, на которых здоровые и сильные мужчины предают позору и поношению женщин, которых они в свое время не сумели защитить…

Формально, повторяю - формально, карачаевцев, калмыков, чеченцев, ингушей, балкарцев и крымских татар обвинили в массовом коллаборационизме.

Разумеется, на Юге России не всё и не везде было гладко и однозначно. Разумеется, на Юге России далеко не все были в восторге от Советской власти. Было достаточно много людей, видевших в немцах избавителей от большевистского произвола.

Я снова процитирую Евгения Ивановича Кирсанова.

«В Новочеркасске захватчиков встречали с цветами, улыбками, в том числе и как освободителей от большевизма. На улицы города вышли сотни людей, в том числе в прежней казачьей форме. Одних вывело на улицы простое человеческое любопытство, а других – недовольство советской властью и идеологией коммунистической партии».

«9 августа 1942 года гитлеровцы открыли в Новочеркасске Донской Кафедральный собор. В этот день после благодарственного молебна в храме «в связи с освобождением Новочеркасска от большевистского режима», первый немецкий комендант города капитан Еллинг произнес речь: «в которой поздравил жителей с вступлением немецкой армии в Новочеркасск и выразил уверенность, что население будет в точности выполнять все распоряжения немецкого командования и бургомистра, направленные к созданию нормальной жизни в городе… Затем открылось торжественное шествие к Атаманскому Дворцу. Во главе оркестра немецкого командования и городского самоуправления двинулось многолюдное шествие».

Если бы центральное руководство Советского Союза последовательно карало всех за коллаборационизм, то куда-нибудь на Новую Землю следовало бы отправить все население казачьей столицы. Однако этого не произошло. Коллаборационизм в западной части СССР имел и вовсе чудовищные масштабы. Вот, к примеру, список белорусских военных подразделений и организаций, оказывавших непосредственную помощь гитлеровцам: 1-й Белорусский штурмовой взвод, Белорусский батальон железнодорожной охраны, 13-й Белорусский полицейский батальон СД, Новогрудский эскадрон,1-й Кадровый батальон Белорусской Краевой Обороны, Бригада вспомогательной полиции порядка «Зиглинг», 30-я гренадерская дивизия СС (1-я белорусская), Гренадерская бригада войск СС (1-я белорусская), Корпус Белорусской Самообороны, Белорусская центральная рада, Белорусская краевая оборона, Союз белорусской молодежи, Белорусская народная самопомощь, Белорусская рада доверия, Батальон «Дальвитц», 38-я гренадерская дивизия СС «Нибелунген».

Впечатляет, не правда ли? Количество этнических русских, служивших в армии генерала Власова, по некоторым оценкам и вовсе превышает общую численность всех шести репрессированных народов.

Так почему же карающая длань Москвы обрушилась именно на российский Юг?

Хотя именно на Юге нацистской военной машине нанесли удар, от которого она не оправилась до самого конца войны.

Тяжелейшие бои шли у города Малгобек.

Немцев остановили на подступах к Грозному, Владикавказу и Туапсе.

Их задержали в песках Калмыкии у маленького местечка Хулхута и не допустили к нефтехранилищам Астрахани…

Значит, пресловутое предательство здесь не при чем.

Интересно отметить, что даже на строгих строчках документов, в которых Кремль объявляет вне закона неугодные народы, лежит тень какой-то адской иронии. Например, балкарцев обвинили в том, что они были не способны защитить Эльбрус.

 

Время - назад

 

Несмотря на то, что официальные обвинения выглядели не просто несостоятельно и надуманно, а сюрреалистично, Кремль отнесся к запланированным операциям более чем серьезно. Шутка ли, в самый разгар кровопролитнейших боев на российский Юг было стянуто огромное количество хорошо вооруженных, боеспособных частей. И седобородым долгожителям, помнившим самого Шамиля, показалось, что московские властители вызвали из небытия страшный призрак порядком подзабытой Кавказской войны.

Если время и место начала войны на Кавказе по сию пору являются предметом споров не только между учеными-историками, но и между представителями различных этносов, то ее финал не вызывает ни вопросов, ни разночтений: последние карательные акции были проведены в западной Черкессии против коренного населения этого края.

«… немного, самую малость повысил голос Сафербий. Помолчал. Мысленно вернулся в Турцию, прошелся по улицам городка Эдирне, что приютился на Западе Турции. Вспомнил об Адрианопольском мирном договоре, заключенном в том самом городке, тогда называвшемся Адрианополь, в 1829 году между Турцией и Россией. Договор этот – боль Сафербия, боль всех адыгов. Именно по этому самому договору России передавались черкесские земли от левобережья, от устья Кубани до Терека, от восточного берега Черного моря до Кабарды – это лучшие, самые богатые земли адыгов. Сафербий служил и у русских, и у турок – не враги они ему, но, Аллах всемилостивый, почему Турция и Россия, ни слова, ни полслова не спросив у адыгов, распоряжаются ее владениями, ведь это все равно, что если бы он отдал кому-нибудь, не спросясь, скажем российские или турецкие земли? Как же это можно?!» (Исхак Машбаш «Жернова»).

Истребление и насильственное выселение коренного население Черкессии велось жестоко и планомерно. Свидетельства тому сохранились не только в документах и многочисленных мемуарах участников, но и в русской поэзии. По странной иронии судьбы, самые яркие строки написал об этом участник боев на реке Валерик, поручик Тенгинского пехотного полка Михаил Юрьевич Лермонтов…

Однако кульминация гонений на адыгов пришлась на начало шестидесятых годов XIX века. Причем офицеры царской армии не гнушались никакими мерами.

«Своего рода «наградное представление» на генерала Козловского: «Истребил все окрестные аулы, а равно заготовления, сделанные жителями на зиму». На командира одного из отрядов: «Ворвался в селение и, несмотря на отчаянное сопротивление, разрушил и предал сакли пламени со всеми хозяйственными запасами». «В то время, - читаем там же, - когда уцелевшие от истребления горцы спасались бегством в горы, явился с той стороны подполковник князь Чолкаев с 1200 (человек). После кратковременного отдыха истребления посевов отряд выступил в путь».

Герои! Ничего не скажешь!

Вообще, если не знать, что эти победные реляции относятся к завершающему этапу войны на Западном Кавказе, где многотысячной регулярной армии, вооруженной гораздо лучше, чем русская армия во время Крымской войны, противостояли разрозненные остатки малочисленного горского ополчения, и что вояки ломали «отчаянное сопротивление» мирных жителей аулов, в основном, стариков, женщин, детей, то можно подумать, что в мемуарах и донесениях речь идет о разгроме крупной военной державы.

К 1862 году на Западном Кавказе не занятой русскими войсками осталась лишь узкая полоса земли вдоль побережья». ( Хачим Кауфов «Вечные странники»).

Обратим внимание, что все это происходило в то время, когда исход Кавказской войны был уже предрешен. Русские уже пленили имама Шамиля, уже серьезного военного сопротивления царской армии никто не оказывал, к тому же Россия находилась в состоянии мира со своим вечным врагом – Оттоманской Портой. Так зачем же требовалось убивать, морить голодом, душить экономической блокадой горцев Западного Кавказа? Только лишь затем, чтобы очистить этот регион от коренного населения. Надо сказать, что преданные вассалы Александра II хорошо справились со своей задачей. Исход адыгов в Турцию, который в той или иной степени происходил на протяжении нескольких десятилетий, принял в это время гигантские масштабы. Навсегда оставляя свою родину, горцы уходили в никуда, многие – на верную смерть, и брали с собой на память лоскутки бархата, на которых бисером были вышиты контуры священной горы Ошхамахо…

Этот скорбный исход адыги назвали ИстамбылакIуэ, хотя историкам более известно арабское слово «мухаджирство».

«ИстамбылакIуэ (исход в Стамбул), несомненно, относится к самым трагическим страницам истории человечества. ИстамбылакIуэ – финал многолетней Кавказской войны, войны жестокой и несправедливой, следствие кровавой политики царизма, направленной на истребление горцев, на изгнание их с родных земель. ИстамбылакIуэ - один из наиболее выразительных эпизодов извечного конфликта между свободой и тиранией, между добром и злом, справедливостью и обманом». (Хачим Кауфов. «Вечные странники»).

 

Истребление казачества

 

Осенью семнадцатого года к власти в России пришли политические деятели, страстно осуждавшие не только любое деяние царизма, но и саму идею самодержавия в нашей стране. Однако именно им удалось смонтировать и запустить такую машину уничтожения людей, какая и не снилась самым кровожадным палачам прошлого. Пресловутый «красный террор» имел откровенно выраженный классовый характер, ни о каких преследованиях по этническому признаку, казалось, не могло быть и речи, поскольку лидеры Октября при всяком удобном случае говорили о своих приверженностях идеям интернационализма. Но откровенное лукавство этих посылов прояснилось очень скоро: в России был, по крайней мере, один народ, которому новая власть отказала в праве на существование. Этот народ – казаки.

 

Циркулярное письмо Оргбюро ЦК РКП (б) об отношении к казакам

24 января 1919 г. Циркулярно. Секретно.

Последние события на различных фронтах в казачьих районах - наши продвижения вглубь казачьих поселений и разложение среди казачьих войск - заставляют нас дать указания партийным работникам о характере их работы при воссоздании и укреплении Советской власти в указанных районах. Необходимо, учитывая опыт гражданской войны с казачеством, признать единственно правильным самую беспощадную борьбы со всеми верхами казачества путем поголовного их истребления. Никакие компромиссы, никакая половинчатость пути недопустимы. Поэтому необходимо:

1. Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью. К среднему казачеству необходимо принять все те меры, которые дают гарантию от каких-либо попыток с его стороны к новым выступлениям против Советской власти.

2. Конфисковать хлеб и заставить ссыпать все излишки в указанные пункты, это относится как к хлебу, так и ко всем другим сельскохозяйственным продуктам.

3. Принять все меры по оказанию помощи переселяющейся пришлой бедноте, организуя переселения, где это возможно.

4. Уравнять пришлых “иногородних” к казакам в земельном и во всех других отношениях.

5. Провести полное разоружение, расстреливая каждого, у кого будет обнаружено оружие после срока сдачи.

6. Выдавать оружие только надежным элементам из иногородних.

7. Вооруженные отряды оставлять в казачьих станицах впредь до установления полного порядка.

8. Всем комиссарам, назначенным в те или иные казачьи поселения, предлагается проявить максимальную твердость и неуклонно проводить настоящие указания.

ЦК постановляет провести через соответствующие советские учреждения обязательство Наркомзему разработать в спешном порядке фактические меры по массовому переселению бедноты на казачьи земли.

Центральный Комитет РКП(б)

 

Этот людоедский документ, подписанный одним из самых верных и близких приспешников Ленина Яковом Свердловым положил начало геноциду, которого Россия не видывала уже пятьдесят лет.

«Большевистский октябрь вихрем ворвался в донские степи и закружил в преступно-кровавом водовороте событий, поправ все устои казачества, диктуя свою волю свободолюбивому племени, пытаясь научить казаков жить «по-новому, по-советски». И запылали станицы. Казаков расстреливали сотнями и тысячами. Некогда богатейший Донской край обезлюдел, как во времена Мамая и Тахтамыша, Казачье население Дона сократилось более чем наполовину, а на Дон, по указанию большевиков, вереницами потянулись переселенцы из голодной России, заполонив собой все казачьи станицы и хутора. У казаков отобрали все: и веками нажитое добро, и жизнь. Расстреливали подряд за найденную дедову шашку, за выцветшую фотографию, за Георгиевские кресты, пожалованные казаку в боях, за не споротые алые лампасы и казачью фуражку, за гордый казачий взгляд и буйный чуб». (Олег Лобов. Энциклопедия Новочеркасска.)

Однако в деле уничтожения многочисленного сильного народа большевики превзошли и своих предшественников, и своих последователей. Младотурки не запрещали слово «армянин», нацисты не запрещали слово «еврей». В революционной России само слово «казак» стало поводом для вынесения смертного приговора.

«Дачки, дачки... Из той вон, серой, с черепичной крышей, взяли семерых моряков-офицеров доверчивых, - угнали за горы и... “выслали на Север”... А в этой, белой и тихой, за кипарисами, милый старичок жил, отставной казначей какой-то. Любил посидеть у моря, бычков ловить.

Любил ранним утром, когда так хорошо дышать, пойти с травяной сумочкой на базар, за помидорчиками и огурчиками, за брынзой... Так и попался с сумочкой. Пришли люди с красными звездами, а он, чудак, за помидорчиками на базар идет, на синее море любуется, синий дымок пускает.

- Стой, тебе говорят, глухой черт! Почему шинель серая, военная? погонная?!

- А... донашиваю, голубчики... казначеем когда-то был...

- Чем занимаешься?

- Бычков ловлю... да вот, на базар иду. На пенсии я теперь, от Белого Креста пенсию получаю... вольный теперь казак.

- С Дону казак? За нами!

И взяли старичка с сумочкой. Увезли за горы. Сняли в подвале заношенную шинель казачью, сняли бельишко рваное, и - в затылок». (Иван Шмелев «Солнце мертвых»).

 

Читаешь все это, и невольно понимаешь, что история развивается по спирали. Беда в том, что эта спираль часто усилиями людей превращается в пружину, которая сжимается все сильнее и сильнее, чтобы в какой-то миг, накопив достаточный запас смертоносной энергии, распрямиться и смести с лица земли всех и вся.

Казаки принимали в Кавказской войне самое активное участие, сжимая тем самым кольца страшной пружины все сильнее и сильнее. Теперь же освобожденная лютая сила уничтожала их повсеместно, а оставшиеся в живых бежали к спасительным пристаням Новороссийска и Севастополя, где дымились перегруженные пароходы, готовые к отправке в Турцию. Сами того не осознавая, они повторяли скорбный путь адыгов - спустя пятьдесят лет. Как и полвека назад они тонули в Черном море, и, как полвека назад, следом за пароходами плыли доверчивые кони, которые нипочем не хотели расставаться со своими хозяевами…

 

Абсолютное зло

 

Сопоставив все вышеизложенное, можно прийти к выводу: и Романовы, и лидеры Октября, и Сталин со своими подручными проводили на Юге России одну и ту же политику. Такие разные политические деятели сходились в одном: независимое и свободолюбивое население этого края было для них чуждым и враждебным.

Причин тому несколько.

1. Российская государственная система может нормально функционировать только при наличии пресловутой вертикали власти. На деле это означает абсолютную непогрешимость центра, произвол чиновничества и четкое деление подданных на всемогущих бар и бесправных холопов. Любые попытки изменения этой системы приводили к анархии и хаосу. Так было во времена Учредительного собрания, так было во времена съездов народных депутатов.

Нельзя однозначно утверждать, что эта система нежизнеспособна. История России богата величественными событиями: победоносными войнами, потрясающими научными открытиями, периодами культурного подъема и истинного экономического могущества. Однако у этой системы есть существенный недостаток: она подавляет целостную самодостаточную личность, культивируя такие качества, как лень, безынициативность, раболепие и чинопочитание. Огромная армия персоналий с таким набором данных является ее надежной опорой. Человек внутренне свободный, способный мыслить независимо вынужден вступать с ней в противоречие с раннего детства.

2. Наша страна – есть прямая наследница традиций Византийской империи, прекратившей свое существование в 1453 году. В длинном перечне этих традиций тотальная коррумпированность общества – далеко не самая опасная. Куда страшнее глубоко порочная привычка опираться в своей внешней и внутренней политике не на сильного и смелого, а на слабого и подлого.

3. Ни Российская империя, ни Красная республика первых лет советской власти, ни Советский Союз, ни Россия нынешняя так и не смогли стать подлинно многонациональными государствами, в которых было бы одинаковое отношение ко всем без исключения народам. Вместо этого мы имели и имеем по сей день торжество древнего принципа divide et impera, и постоянное стравливание представителей разных этносов между собою.

Российский Юг испокон веков плохо интегрировался в эту систему. Здешние жители не ведали такого безобразного закабаления людей, какое процветало в Центральной России. И здесь задолго до появления на свет Декларации прав человека существовали и безупречно работали истинно демократические институты.

О том, как центральная власть боролась с таким положением дел – мы уже говорили.

Но если представители дома Романовых то ли в силу своего воспитания, то ли в силу принятых этических норм старались скрывать свои истинные планы, то на смену им пришли совершенные циники. Воинствующим безбожникам и космополитам было незачем скрывать свою суть. И тут прозвучала фраза, которую не любят цитировать представители левацки настроенной интеллигенции.

«Казаки — единственная часть русской нации, способная к самоорганизации. По этой причине они должны быть уничтожены поголовно. Стомиллионный русский пролетариат даже с точки зрения нравственности не имеет здесь права на какое то великодушие.... Это своего рода зоологическая среда, и не более того... Очистительное пламя должно пройти по всему Дону и на всех них навести страх и почти религиозный ужас... Пусть последние их остатки, словно евангельские свиньи, будут сброшены в Черное море…» Лейба Давидович Бронштейн (Лев Троцкий).

Не правда ли, напоминает риторику нацистов? К тому же председатель Реввоенсовета сам того не осознавая объяснил и подлинные мотивы преступлений царизма на Российском Юге и предвосхитил этнические чистки 40-х годов.

 

Именно способность к самоорганизации отличала адыгов, казаков, вайнахов, карачаевцев, балкарцев, калмыков, крымских татар и многие другие народы от титульной нации нашей страны. Именно эта способность позволяла мусульманам, православным христианам и буддистам находить общий язык. Именно эта способность являлась для центральной российской власти абсолютным злом.

Заключение.

Страна пассионариев

 

Я часто задавал себе вопрос: почему среди мусульман Нальчика или буддистов Элисты я чувствую себя значительно комфортнее, чем среди своих единоверцев где-нибудь в Воронеже или в Подмосковье. Должно быть, нечто невидимое объединяет нас, притягивает друг к другу и помогает сохранить дружеские или, на худой конец, добрососедские отношения. Так происходит, прежде всего, потому, что мы связаны кровными узами, ибо нам посчастливилось родиться на Кавказе, а ведь еще Георг Вильгельм Фридрих Гегель в своей фундаментальной работе «Энциклопедия философской мысли» выделял население Кавказа в особую расу. «Только в кавказской расе дух приходит к абсолютному единству с самим собой, только здесь дух вступает в полную противоположность с условиями природного существования, постигает себя в своей абсолютной самостоятельности, вырывается из постоянного самоопределения, саморазвития и тем самым осуществляет всемирную историю».

Но дело не только в этом. Какая-то странная субстанция находится внутри нас. Чтобы познать сущность этой субстанции, нужно вспомнить понятие пассионарности.

Обратимся к Льву Гумилеву. «Неравномерность распределения биохимической энергии живого вещества биосферы за длительное историческое время должна была отразиться на поведении этнических коллективов в разные эпохи и в разных регионах. Эффект, производимый вариациями этой энергии, как особое свойство характера людей, мы называем “пассионарностью” (от лат. слова passio - страсть). Пассионарность - это характерологическая доминанта, необоримое внутреннее стремление (осознанное или, чаще, неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели (часто иллюзорной). Заметим, что цель эта представляется пассионарной особи иногда ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни и счастья современников и соплеменников».

Как просто! Растворенный в крови солнечный свет наполняет наши жилы, заставляет подниматься над собой и, преодолевая давление внешних обстоятельств, становиться Человеком Духа. Этого солнечного света и не могут нам простить зачатые в болотном мареве духовные карлики. Разумеется, мне не удалось напомнить читателю обо всех исторических событиях, происходивших в разное время на Юге России, охватить аспекты сложных взаимоотношений центральной власти и народов, населяющих Крым и Кавказ. Статья была задумана и написана с одной единственной целью: развенчать наиболее укоренившиеся в человеческом сознании мифы и заблуждения.

Обобщая факты, приведенные в статье, можно сделать следующие выводы.

1. Бесполезно искать причины сталинских депортаций в событиях Второй мировой войны. Можно до бесконечности подсчитывать, сколько дезертиров, перебежчиков и особо рьяных сторонников оккупационного режима было среди представителей того или иного этноса. Этот процесс лишь отвлекает от серьезного изучения проблемы.

Осмелюсь предположить, что даже если бы войска вермахта не продвинулись дальше Ростова-на-Дону и Перекопа, руководство Советского Союза нашло бы повод, чтобы очистить Крым и Кавказ от коренного населения.

2. Так же бесполезно объяснять причины событий 1943-44 годов генеалогическими или же личностными особенностями главных инициаторов депортаций – Сталина и Берии. Они не придумали ничего нового и по сути дела продолжали царскую и ленинскую политику на Российском Юге.

3. Для массовых репрессий выбирались наиболее подходящие исторические моменты, когда внимание мирового сообщества отвлекали масштабные и эпохальные события.

Геноцид населения Западного Кавказа пришелся на первую половину шестидесятых годов XIX века. Соединенные Штаты Америки были охвачены Гражданской войной, Австро-Венгрия безуспешно боролась с гарибальдийцами, Бисмарк строил Германскую империю, и большинство стран Западной Европы замерло в ожидании большой войны. К тому же исход адыгов в глазах европейской общественности происходил в тени кровавой расправы Российской империи с польским восстанием.

В 1919-м до казаков не было никому никакого дела. Призрак мировой революции приобретал зримые и осязаемые черты. А в 1943-44 годах Советский Союз был настолько силен, что его лидеры могли себе позволить любые акции. Простыми совпадениями перечисленные факты объяснить нельзя.

4. Против народов, способных к самоорганизации, велась и ведется перманентная война. А как же казачество, возразят мне плохо осведомленные в вопросах истории оппоненты? Ведь казачество было оплотом российского царизма?

Необходимо заметить, что это утверждение не более чем еще один распространенный миф. Казачеством умело манипулировали на протяжении нескольких веков, между тем всячески ограничивали его свободы и привилегии. Разумеется, больше всех на этом поприще отличился Петр I. У фанатичных адептов монархической идеи напоминание о казачьем восстании под предводительством Кондратия Булавина до сих пор вызывает состояние, близкое к истерике. Казаков тогда усмиряли с традиционной лютостью, и по Дону плыли тысячи плотов с повешенными людьми…

Однако это тема для отдельной большой статьи…

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

©НАНА: литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт журнала «Нана» обязательна.